Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XXXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 ноября 2015 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ефремов К.Ю., Шоломон И.В. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ФИЛОСОФСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДУШЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(35). URL: http://sibac.info/archive/social/9(35).pdf (дата обращения: 19.11.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИСТОРИЧЕСКИЙ  ОБЗОР  ФИЛОСОФСКИХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  О  ДУШЕ

Ефремов  Константин  Юрьевич

Шоломон  Игорь  Валерьевич

студенты  2  курса  лечебного  факультета  ОрГМУ,  РФ,  г.  Оренбург

Пономаренко  Надежда  Владимировна

научный  руководитель,  старший  преподаватель  кафедры  философии  ОрГМУ,  РФ,  г.  Оренбург

E-mailverjen@mail.ru

 

 

Душа  это  самый  загадочный  феномен  человечества.  В  русской  традиции,  сохранившейся  вплоть  до  окончания  крепостного  права,  и  даже  позднее  –  понятие  души  отождествлялось  с  самим  понятием  человека  вообще.  Анализируя  философскую  литературу  по  проблеме  души,  мы  сформулировали  задачу  –  раскрыть  разные  подходы  и  аспекты  понимания  этого  понятия  в  истории  философии.  Целью  нашего  исследования  является  рассмотрение  проблемы  существования  души  в  бытии,  используя  метод  исторического  исследования.  В  философии  древних  цивилизаций,  в  частности  в  индийской  школе  локаята,  отрицали  существование  души.  Само  понимание  этого  феномена  у  них  синкретично  и  включает  в  себя  и  духовное  начало  [5].  В  более  поздней  философии  индуизма  и  в  большей  части  его  ответвлений  существует  два  понятия  души:  индивидуальная  –  Атма,  и  бессмертная  «Сверхдуша»  –  Параматма.

В  раннем  буддизме  душа  сама  по  себе  не  бытийствует  без  сознания,  благодаря  которому  она  сливается  с  разумом.  Нахождение  человека  в  состоянии  внутреннего  покоя  освобождает  его  душу  от  всех  болезненных  материальных  связей  через  Нирвану.  Такая  душа  впадает  в  блаженство,  освобождённая  от  личного  бытия  [3].  Китайская  философия,  в  частности  конфуцианство  делит  душу  каждого  человека  на  два  начала:  материальное  –  «По»,  которая  появляется  в  момент  зачатия,  и  духовное  –  «Хунь»,  которое  входит  в  младенца  после  рождения.  Посмертно  душа  «По»  отправляется  в  преисподнюю,  а  душа  «Хунь»  –  на  небо.  Даосы  также  утверждают,  что  душа  –  «Хунь»  способна  реинкарнировать,  а  её  физиологическая  часть  на  40  день  после  смерти  –  поглощается  землей  полностью.  Ведя  неправедную  жизнь,  человек  разрушает  свою  высшую  душу  и  в  итоге  остается  совсем  небольшая  ее  часть,  которая  уходит.  Такие  части  формируют  новую  душу,  следовательно,  она  не  индивидуальна.  Параллельно  с  Буддизмом  свое  учение  о  данном  феномене  развивал  Иудаизм.  Представляя  душу  божественной  производной,  независимой  от  тела,  иудейская  философская  доктрина  развивалась  в  рамках  идеи  реинкарнационного  развития.  Помогающая  телу  человека  жить,  душа  гарантирует  ему  сохранение  индивидуальности,  пока  не  получит  необходимого  опыта  для  своего  совершенства.  Разделяя  её  на  два  этически  ориентированных  начала:  положительное  (добро)  и  отрицательное  –  зло,  невидимая  субстанция  подлежит  ведению  физических  начал.  Они  разделяют  её  на  животную,  растительную  и  разумную  части.  Растительная  душа  –  это  наше  дыхание,  питание  и  все  то,  без  чего  человек  не  может  жить  (основные  жизненные  функции  организма).  Животная  душа  –  это  наши  подсознательные  условные  и  безусловные  рефлексы,  а  разумная  –  находится  в  головном  мозге  и  отвечает  за  сохранность  этих  рефлексов  (осязание,  обоняние,  ощущения  и  память).

Больше  всего  затрагивала  вопросы  о  существовании  и  качествах  души  греческая  философия.  Одним  из  наиболее  ярких  её  представителей  является  Демокрит.  У  него  существует  своя  позиция  относительно  существования  души:  он  говорил,  что  все  в  этом  мире  состоит  из  атомов,  все  материально,  в  том  числе  и  душа.  Если  она  -  это  некое  тело,  следовательно,  всё  подчиняется  законам  материальных  тел,  и  может  разрушиться  после  смерти.  Поэтому  Демокрит  считал,  что  душа  не  может  противостоять  миру,  как  особая  реальность.  Философ  признавал  её  родоначальницей  движения,  выделяя  несколько  его  видов:  перемещение,  превращение,  убывание,  возрастание.  Также  он  говорил  о  трех  способностях  души:  к  ощущению,  к  росту  и  размышлению  [7,  с.  223–224].  Милетский  философ-гилозоист  Фалес  применял  законы  естествознания  к  изучению  феномена  души.  Предполагая,  что  она  есть  особое  невидимое  водное  образование,  придающее  телу  человека  двигательные  способности  каждой  отдельной  клетке  организма,  которая  на  80–90  %  состоит  из  воды.  Сократ,  осмысляя  эту  проблему,  мужественно  вступал  в  противоречие  с  преобладающими  в  то  время  представлениями  о  рассеивании  души  вместе  с  разрушением  тела.  Обучая  в  духе  идей  метемпсихоза,  что  смерть  есть  отрешение  души  от  тела,  он  утверждал,  что  она  продолжает  свое  существование,  а  ее  судьба  находится  в  прямой  зависимости  от  образа  жизни  человека.  Это  был  важный  шаг  к  возникновению  христианства.  В  книге  «О  Душе»,  Аристотель  выделил,  аналогично  иудеям  три  её  качества,  наделив  характеристиками  разумности  и  телесности.  Понимая  душу  как  «первую  энтелехию  органического  тела»  (О  душе,  II,  1,  412  b),  как  жизненное  его  начало  [1,  с.  808–810].  В  «Тимее»  Платон  определял  душу,  как  единая  незримая  мировая  амальгама,  как  участница  мышления  и  гармонии  космического  Создателя.  Выделяя  в  качестве  главного  признака  её  динамическое  гносеологическое  свойство,  Платон  отмечал  несовершенство  телесной  апперцепции  человека,  которое  компенсировалось  через  процесс  объединения  души  для  познания  окружающего  мира  со  всеми  органами  и  системами  тела  в  одно  целое  [8;  34b-36d].

Средневековый  философ  и  медик  Древнего  Востока  Авиценна  или  Ибн  Сина,  для  рассмотрения  души  человека  применил  физические  законы.  Он  так  же  как  многие  предшественники,  выделял  растительную,  животную  и  разумную  душу.  Впервые  опираясь  на  свой  врачебный  опыт,  он  описал  связь  отдельных  участков  мозга  с  особыми  частичками  человеческой  души,  утверждая,  что  такое  взаимодействие  необходимо  для  ее  существования,  что  подтверждают  современные  томографические  исследования  нейропсихиатра  Амена  Дэниеля  Грегори.  По  мнению  средневекового  агностика  Августина  Блаженного,  который  отстраняет  душу  о  тела,  считает,  что  она  не  содержит  в  себе  ничего  материального,  не  имеет  ничего  общего  ни  с  биологией,  ни  с  физикой,  ни  с  химией.  Душа  отвечает  только  за  разум  человека,  который  содержит  мышление,  волю  и  видимо  особую  память  вне  тела.  Следовательно,  по  Августину,  душа  совершенна  и  бессмертна  и  постоянно  познает  мир,  а  тело  только  мешает  этому  познанию,  ведь  оно,  в  отличие  от  своей  спутницы  «парить»  не  умеет.  Августин  Блаженный,  указывая  на  главную  цель  в  спасении  от  греховности,  на  сохранение  души,  представлял  её  нематериальной  субстанцией,  отличной  от  её  материального  носителя.  Познавательную  её  способность  «взор»,  он  связывал  с  разумностью,  с  помощью  которой  человек  может  приблизиться  к  познанию  истины  [2].  Рассуждая  о  познавательной  деятельности  ума  в  работах  «Об  ученом  незнании»  (1440),  «О  предположениях»  (1444),  «О  сокрытом  Боге»  (1442–1445)  Н.  Кузанский  связывает  в  одно  его  способность  с  аналогичной  способностью  души.  Они  одно  и  то  же,  как  в  живом  существе  возможность  к  чувственному  восприятию  и  зрительная  способность  глаза  одна  и  та  же.  Можно  усмотреть  также  в  его  рассуждениях  мысль  о  связи  самой  познавательной  функции  души  с  глазами  человека.  Описывая  гносеологические  свойства  души,  он  выделяет  её  индивидуальность,  неповторимость,  своеобразие  [6,  с.  389].

Гегель,  изучая  феномен  души  пришел  к  следующим  выводам,  что  у  каждого  существа  на  Земле  она  уникальна  и  индивидуальна.  Душа  –  это  то,  что  постоянно  находится  в  движении,  живет  внутри  тела  человека  и  связана  с  ним.  Она  никак  не  проявляет  себя,  однако,  дает  человеку  «силу  для  жизни»  и  покидает  тело  после  смерти,  становясь  «душой  неба».  Представляя  тело  человека  как  предел  существования  души,  Гегель  считал,  что  душа  покидает  умирающего  человека,  когда  его  тело  начинает  разлагаться,  следовательно  душа  –  неотъемлемая  организующая  тело  часть.  Гегель  полагал,  что  от  души  исходит  свет  (аура),  зависящий  от  сознания  (именно  на  этом  строятся  современные  представления  о  бессмертии  души).  Когда  человек  теряет  сознание  хотя  бы  на  несколько  секунд,  падает  в  обморок,  следовательно,  он  телесное  воплощение  духа,  которое  мы  видим.  Индивидуальность  души  влияет  на  темперамент,  характер,  талант,  и  многие  другие  его  качества  личности.  Проявлениями  души  являются:  эмоции,  чувства,  переживания,  милосердие,  сострадание,  мораль  и  нравственность  [4].

Русская  философия  уделяла  мало  внимания  изучению  феномена  души.  Врач  и  философ  А.С.  Хомяков  выдвинул  теорию  о  связи  каждого  участка  мозга  человека  с  определенной  частью  души.  В.  Соловьёв  учил  о  мировой  душе.  Современное  христианство  учит,  что  душа  человека  вечна,  самостоятельна  и  дарована  ему  Богом.  Если  тело  разрушается,  то  душа  покидает  его  и  будет  существовать  до  всеобщего  воскрешения,  пока  Господь  не  дарует  душе  новое  тело.  Считается,  что  тело  человека  состоит  из  праха  земного,  а  душа  –  это  «дыхание  Божественной  жизни»,  следовательно,  душа  создана  отдельно  от  тела,  а  тело  отдельно  от  души.

В  заключение  хочется  сказать  только  то,  что  душа  –  это  самое  важное,  что  помогает  человеку  мыслить,  познавать  мир.  Познание  –  это  то,  без  чего  душа  не  обходится,  и  у  нас  с  Вами  есть  для  этого  все  необходимое,  ведь  как  говорил  Платон:  ощущения  позволяют  познавать  мир  вещей,  а  разум  позволяет  узреть  истину.

 

Список  литературы:

  1. Античная  философия:  Энциклопедический  словарь.  Изд-во  "Прогресс-Традиция",  М.,  2008,  –  896  с.
  2. Блаженный  Августин  [Электронный  ресурс]  –  Режим  доступа  –  URL:  http://prihod.rugras.net/assets/pdf/Avgustin_Avrelij-Ispoved.pdf  (дата  обращения  8.11.2015).
  3. Бродов  В.В.  Истоки  философской  мысли  Индии./В.В.  Бродов.  –  М.:  Изд-во  Моск.  Ун-та,  1990,  –  224  с.
  4. Гегель  Г.В.Ф.  Феноменология  Духа.  Философия  истории.  –  М.:  Эксмо,  2007.  –  880  с.
  5. Исаева  Н.В.  Учение  локаяты  по  комментарию  Шанкары  на  «Брахма-сутры»  //  История  и  культура  Центральной  Азии.  –  М.,  1983.
  6. Кузанский  Н.  –  «Сочинения  в  2-х  томах»,  Т.  1.,  М.:  1979  –  488  с.
  7. Лурье  С.Я.  Демокрит.  Тексты.  Перевод.  Исследования.  Л.:  Ленинградское  отделение  издательства  «Наука»,  1970  –  664  с.
  8. Платон  –  «Избранные  диалоги»  –  М.:  Эскимо,  2010  –  440  с.  [Электронный  ресурс]  –  Режим  доступа.  –  URL:  http://psylib.org.ua/books/lose000/txt064.htm  (дата  обращения  14.11.2015).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий