Статья опубликована в рамках: XXXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 20 октября 2015 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
отправлен участнику
ЕДА В ЖИЗНИ ДРЕВНИХ РИМЛЯН ЭПОХИ ОКТАВИАНА АВГУСТА (ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ГОРАЦИЯ)
Есавочкина Наталья Васильевна
студент 4 курса, кафедра всеобщей истории ВлГУ,
РФ, г. Владимир
E-mail: natasha.esavochkina@mail.ru
Демина Светлана Сергеевна
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент ВлГУ,
РФ, г. Владимир
Целью данного исследования является изучение еды в жизни древних римлян в период правления Октавиана Августа. Данная тема представляется очень важной, поскольку позволяет лучше понять людей той эпохи, их традиции, обычаи, образ жизни.
Интерес к периоду правления Октавиана Августа (30 г. до н. э. — 14 г. н. э.) связан с тем, что в это время был проведен ряд реформ, которые существенным образом изменили римское государство и жизнь римского общества [подробнее см., напр.: 11, с. 197—206; 12, с. 264—278; 1, с. 418—425; 9, с. 75—129; 15, с. 363—384]. Деятельность Октавиана, как пишет И.А. Ладынин, носила консервативный характер, а сам он являлся гарантом собственности и был блюстителем «нравов предков» [13, с. 508—512]. Август поддерживал верхушку нобилитета, крупным землевладельцам и богачам разрешал занимать высокие социальные посты в сенате, всадники пользовались особыми привилегиями. Но чтобы укрепить власть на уровне низов, Август предпринял политику, включавшую в себя раздачу хлеба, масла, организовывал общественные работы, чтобы люди могли иметь небольшой заработок, устраивал зрелища для развлечения [2, с. 421—432]. Поэтому было бы интересно рассмотреть, были ли различия в приеме пищи и в предпочитаемых блюдах у представителей разных сословий в этот период.
Интерес к теме быта проявляли такие историки, как М.Е. Сергеенко [16, с. 106—121], Л. Винничук [3, с. 266—283], Е.В. Никитюк [14], П. Гиро [4], Г.С. Кнабе [10, с. 299—322]. Историки в своих трудах опирались на сочинения различных античных авторов. Они пытались рассмотреть все стороны жизни древних римлян, представить их поведение на форуме, в домашних условиях, на пирах, рассказать, чем питались, какая была одежда, как трудились, чем занимались в свободное время и много другое. В рамках данной темы возник спорный вопрос по поводу того, в какое время дня начинался обед. Например, П. Гиро пишет, что обед древних римлян периода Октавиана Августа проходил между 2 и 3 часами пополудни, так как рабочий день заканчивался в час [4], а Г.С. Кнабе уточняет, что зимой трапеза была около половины второго, а летом — около половины третьего [10, с. 299—322]. Стоит заметить, что историки выделяют различия в приемах пищи и наборе продуктов у разных слоев населения [16, с. 106—121]. Интерес к данной теме существует и по сей день, однако некоторые вопросы изучались мало, поэтому необходимо углубиться в данную эпоху, чтобы ответить на следующие вопросы: каков был порядок приема пищи, какое существовало разнообразие еды, какие виды напитков были, какие продукты римляне предпочитали.
Из современников Августа в данной статье анализируются произведения Горация [5; 6; 7; 8], которые так хорошо показывают общество того времени, его культуру и традиции.
Известно, что с давних времен у римлян было три приема пищи: завтрак, обед и скромный ужин. Спустя некоторое время они стали устраивать первый завтрак (ентакулум), второй завтрак (прандий) и обед (цена или промульсис), после чего у богатых мог быть ужин (комиссацио) [4].
Первый завтрак начинался около третьего или четвертого часа, что по нашему времени было между семью и восьмью часами утра. Ентакулум включал хлеб, сыр, фрукты, молоко и вино. Г.С. Кнабе пишет, что обычный завтрак состоял из хлеба, смоченного в вине или слабом растворе уксуса, далее ели сыр и финики. Также он указывает, что вся Италия утром «закусывала», и не было определенного времени завтракать [10, с. 299—322].
Второй завтрак состоял из рыбы, морепродуктов, овощей и фруктов, пили кальду, которая представляла собой смесь вина, меда, пряностей и горячей воды. Люди могли доедать блюда, оставшиеся от обеда предыдущего дня.
Сам император Август, как указано в труде Г.С. Кнабе [10, с. 299—322], ел на завтрак «грубый хлеб, мелкую рыбу, влажный сыр, зеленые фиги второго сбора», он «закусывал в предобеденные часы» и ел, где будет угодно, в часы, когда чувствовал голод [10, с. 299—322].
Обед был самым большим по размеру приемом пищи. Проходила эта трапеза между 2 и 3 часами пополудни, все потому, что рабочий день заканчивался в час, после чего принимали ванну и обедали [4]. Кнабе Г.С. пишет, что зимой питались около половины второго, а летом около половины третьего, все могло длиться от шести до восьми часов, включая от четырех до пяти перемен [10, с. 299—322]. В это время к столу подавали горячие блюда. Было три перемены блюд: закуски, обед, десерт. В качестве закусок подавали салат, яйца, рыбу под пикантным соусом, мелкую птицу, также подавали мульсум (напиток из свежего виноградного сока). Основной пищей были горячие блюда, включавшие в себя запеченное мясо, пироги из различной рыбы, зайчатину, которую добывали на охоте, птицу и рыбу. Из источников (I, 15, ст. 30) известно, что в пищу употребляли мясо свиное и козье, ели ягнят [6]. Говядину предпочитали отдавать богам, как жертву. В дальнейшем стали появляться на столах языки фламинго, кушанья из гусиных лапок с гарниром из петушиных гребней. На десерт подавались свежие или сушеные фрукты (фиги, финики). Римлянам нравились яблоки, груши, сливы, черешня, гранаты, фиги, орехи, каштаны, виноград и маслины [3, с. 266—283].
Обед среднего слоя населения был скромнее, чем у богатых людей: салат порей и соленая рыба с яйцами в качестве закуски; затем подавалась капуста, «белоснежная каша» из полбяной крупы с колбасами и «бледные бобы с красноватым салом»; на десерт приносили изюм, груши, каштаны [16, с. 121—134].
Важное место на столе отводилось хлебу. У него было несколько видов: белый — самый дорогой; черный (деревенский) из обойной муки, «лагерный» хлеб — для войска, «плебейский» — для бесплатных раздач бедноте или для продажи по твердым ценам. Изначально, как свидетельствует Гораций (I, 10, ст. 10), хлеб был в виде лепешек [6]. Позднее хлеботорговцы стали делать круглые буханки в форме кубиков, лиры, плетенки [3, с. 266—283].
Столы богачей ломились от разнообразия пищи [3, с. 266—283], в то время как беднякам приходилось довольствоваться овощами и фруктами.
Еда не приносила бы такого удовольствия, если бы ее не запивали хорошим вином. Гораций в своих произведениях «Оды» (I, 7, ст. 10, ст. 30; II, 7, ст. 20; III, 12) и «Эподы» (11, ст. 10; 13, ст. 10) писал, что с помощью вина можно забыть про все сложности жизни насущной: все тягости, заботы разгонятся, все тайны выведет [5; 8]. Римляне обычно пили разбавленное вино, для чего использовали холодную воду или снег [14].
Гораций воспевал наилучшие италийские вина (I, 4, ст. 50; II, 8, ст. 10): массикское из пограничной области Латия и Кампании, суррентинское, цекубское, хиосское [7]. В произведении «Оды» (IV, 11, ст. 1; I, 17, ст. 20; I, 37, ст. 10; III, 16, ст. 30; II, 3, ст. 1) у Горация встречаются следующие вина: албанское, лесбийское, мареотийское, вино из Лестригонии, лучшее, по его мнению, вино Фалерна [5]. Римляне охотно покупали и вина, привезенные из Сицилии, Испании, с островов Кос, Книд, Крит [3, с. 266—283].
В «Сатирах» (см.: I, 1, ст. 70) Гораций писал, что потратить деньги можно на овощи или хлеб, но лучше на вино, без которого обойтись нельзя никак [7].
Вино пили и рабы. Естественно, речь шла о вине низкого качества, изготовленном из виноградных выжимок; при этом вино им давали строго в определенные часы, к тому же выдача вина рабам была строго нормированной.
Римляне любили делать различные винные напитки: пассум (вино из сушеного винограда), дефруктум или сапа (проваренные виноградные морсы), лора (вино из виноградных выжимок), мульсум (напиток темно-красного цвета из свежего виноградного сока и меда в пропорции 4:1) [14].
Продукты, предпочитаемые римлянами, достаточно хорошо изучены [см., напр.: 14], поэтому нет необходимости останавливаться на этом вопросе.
Если гости после обеда переходили в другой дом и там устраивали пирушку по греческому образцу, то она называлась комиссацио [4].
По описаниям порядка приема пищи римлян можно сказать, что стол их ломился от разных яств. Такое раздолье для желудка несло за собой ряд закономерностей. В «Сатирах» (II, 2, ст. 40; II, 7, ст. 100) Гораций писал об обжорах с огромными глотками, которые устраивали роскошные и бесконечные пиры [7].
В «Сатирах» (II, 7, ст. 100) и «Посланиях» (I, 16, ст. 20) Гораций отмечает, что изобилие еды несло за собой ряд разных болезней, например, расстройство желудка и язву [7; 6]. О причинах, вызывающих такие болезни, он пишет в «Сатирах» (II, 2, ст. 70; II, 8, ст. 20): люди смешивали разную еду или иногда просто проглатывали пищу, не прожевывая её [7]. Поэтому, чтобы иметь возможность поглотить такую массу пищи, многие принимали рвотное, одни — до обеда, другие — после; причем употребление рвотного рекомендовалось врачами [4], а чемерица, как пишет Гораций в «Посланиях» (II, 2, ст. 130), помогала избавиться от желчи [6].
Подводя итог, можно сделать ряд выводов. Во-первых, у древних римлян эпохи Октавиана Августа было несколько приемов пищи: ентакулум, прандий и цена, мог быть еще ужин. Во-вторых, говоря о разнообразии продуктов, можно отметить несколько сортов хлеба, множество разновидностей вин и винных напитков, многообразие фруктов и мяса. В-третьих, винные напитки (кальда, мульсум) были излюбленными у древних римлян; что касается вин, то ценилось выдержанные, а лучшим, по словам Горация, было фалернское. В-четвертых, излюбленными продуктами римлян в эпоху Октавиана Августа были следующие: из овощей часто употребляли капусту, огурцы, свеклу; из фруктов — яблоки, виноград, финики, груши; любимые римлянами рыбы — мурена, угорь, осетр; из морепродуктов ели улиток, морских ежей, устриц; употребляли свинину, баранину, гусей, уток, фазанов, любили и куриное мясо. Конечно, говоря о еде древних римлян, нужно понимать, что разные слои населения ели разную пищу. Богатые граждане тратили целые состояния, возвышая приемы пищи до пиров, бедный люд питался скромно, в основном овощами и хлебом, люди среднего достатка могли позволить себе и овощи, и фрукты, и мясо.
Список литературы:
- Аверинцев С.С., Алексеев В.П., Ардзинба В.Г. Римская империя. Принципат Августа // Древние цивилизации. — М.: Мысль, 1989. — С. 418—425.
- Ботвинников М.Н., Рабинович М.Б. Октавиан Август // Знаменитые греки и римляне. — СПб.: Эпоха, 1993. — С. 421—432.
- Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. В.К. Ронина. — М.: Высш. шк., 1988. — 495 с.
- Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. — СПб: Алетейя, 1995. — 592 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://centant.spbu.ru/sno/lib/giro/6-5.htm (дата обращения: 16.09.2015).
- Гораций Флакк Квинт. Оды. Собр. соч. [СПб, Биограф. институт, Студия биографика, 1993]. OCR Бычков М.Н. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — URL:http://www.lib.ru/POEEAST/GORACIJ/hor1_1.txt (дата обращения: 26.09.2015).
- Гораций Флакк Квинт. Послания. Собр. соч. [СПб, Биограф. институт, Студия биографика, 1993]. OCR Бычков М.Н. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — URL: http://www.lib.ru/POEEAST/GORACIJ/hor1_5.txt (дата обращения: 30.09.2015).
- Гораций Флакк Квинт. Сатиры. [СПб, Биограф. институт, Студия биографика, 1993]. OCR Бычков М.Н. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — URL: http://www.lib.ru/POEEAST/GORACIJ/hor1_4.txt (дата обращения: 03.09.2015).
- Гораций Флакк Квинт. Эподы. Собр. соч. [СПб, Биограф. институт, Студия биографика, 1993]. OCR Бычков М.Н. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — URL: http://lib.ru/POEEAST/GORACIJ/hor1_3.txt (дата обращения: 24.09.2015).
- Егоров А.Б. Рим на грани эпох. Проблемы рождения и формирования принципата. — Л.: Ленинградский гос. ун-т им. Жданова, 1985. — 225 с.
- Кнабе Г.С. Римский обед // Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. — М.: Индрик, 1993. — С. 299—322.
- Кузищин В.И. Развитие рабовладельческих отношений в римском средиземноморье. Эпоха ранней империи (принципат) // История Древнего Рима. — 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Высш. шк., 1981.— С. 197—206.
- Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима / Пер. с пол. В.К. Ронина. — М.: Высш. шк., 1990. — 350 с.
- Ладынин И.А. Эпоха ранней империи (принципат) // История Древнего мира. Восток. Греция. Рим. — М.: Эксмо, 2005. — С. 508—512.
- Никитюк Е.В. Быт античного общества: учеб-метод пособие по спецкурсу. [СПб,2005]. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — URL: http://centant.spbu.ru/centrum/publik/nikituk/byt/010.htm (дата обращения — 23.08.2015).
- Остерман Л. Римская история в лицах. — М.: ОГИ, 1997. — 623 с.
- Сергеенко М.Е. Жизнь Древнего Рима. — М.-Л.: Наука, 1964. — 368 с.
отправлен участнику
Оставить комментарий