Статья опубликована в рамках: XXXIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 18 февраля 2016 г.)
Наука: История
Секция: Этнография
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ЧЕКАН – ОБРЯД ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ УДМУРТОВ
Уже более 450 лет Удмуртия находится в составе России, расположившись в междуречье Вятки и Камы. Не смотря на то, что по величине республика уступает многим регионам Российского государства, она превосходит по территории такие страны как Бельгия, Нидерланды, Швейцария. Издревле коренным населением родникового края были удмурты. Удмуртия одна из немногих республик, в которой существуют как христианские традиции, так и языческие верования.
В религиозных верованиях и обрядах удмуртов отражается историческая действительность, в которой жил народ: природные условия, формы хозяйственной деятельности, социальной организации, семейного и общественного быта, отношения родства и свойства, этнокультурные связи с другими народами.
Верования удмуртов представляют большой интерес, вероятно, это связано с тем, что в них присутствует некая таинственность в проведении ритуалов. Ученые так и не пришли к единому мнению в определении религии: её определяли как шаманизм (В.М. Бехтерев), фетишизм (Г.Н. Потанин), анимизм (М. Бух, И.Н. Смирнов), и даже буддизм (Н.Н. Блинов)[1, с. 9].
Дохристианские религиозные верования удмуртов принято называть «язычеством». Удмурты воспринимают их не просто как древние религиозные традиции предков. Национальные верования оказали огромное воздействие на формирование менталитета народа, его быт и культуру. Несмотря на то, что в советский период язычество, как и религия в целом, подвергалось гонениям со стороны государства, верования не удалось искоренить, и они продолжают существовать по настоящее время.
На примере деревни КалашурКиясовкого района Удмуртской республикиможно показать, что языческие обрядовые традиции не утратили своей актуальности сегодня. В ходе работе мы познакомились с языческими местами и с языческим обрядом жертвоприношения, проходимым один раз в четыре года в деревне КалашурКиясовского района Удмуртской Республики.
Среди жителей деревни Калашур мы провели опрос для исследования общей религиозной ситуации.В результате были получены следующие результаты:
- 20 % жителей придерживались языческой религии;
- 76 % сочетают православие и язычество (в основном поминальные обряды);
- 4% семей сохранили свои семейные святилища (куа).
Система язычества удмуртов имеет развитый характер со сложными обрядами жертвоприношений. В деревне Калашур этот обряд называется «Чекан».
«Чекан» истинно удмуртский обряд. Он исходит из глубокой старины, проводится между двумя деревнями Выль Тигырмен и Вуж Тигырмен. Название деревни Тигырмен – по-татарски «мельница». Это место находится в низине реки Шихостанка, где ручей впадает в реку. Проводится «Чекан» в июне месяце после посевных работ, и только в високосный год. Старожилы объясняют это тем, что високосный год бывает тяжелым, трудным. Чтобы немного облегчить жизнь, удмурты обращалиськ умершим за помощью и благословением. Второе название этого обряда- поминовение усопших.
Обряд Чекан проходил в очень красивом месте, у старой ели, сейчас, конечно, этой ели уже нет, заросло всё ивой – местность сырая, болотистая. Но по близости выросла молодая ель, куда приносят жертвоприношения.
На моление люди отправлялись, обязательно помывшись в бане, в белой одежде. Необходимыми атрибутами являлись: атрибут жреца – головной убор и березовые ветви, спускавшиеся с плеч. Ветвь – обязательная принадлежность каждого, кто обращается с молитвой к богам, «без ветки молитвы – не молитвы» [1, с. 98].
Во время молений прослеживалась четкая иерархия: торо (глава, старейшина деревни) занимал почетное место, восясь (жрец) руководил молением, куриськись читал молитву, партчась закалывал жертвенное животное, тылась следил за жертвенным костром и т.д. В священное место могли входить только жрецы, мужчины вставали по правую сторону, женщины – по левую. Внутрь куа (святилища) женщины обычно не заходили, а в луде (священной роще) им вообще не разрешалось принимать участие. Инмару –Куазю молились под елью [2, с. 310].К выбору жертвы удмурты так же подходили серьезно. Инмару жертвовали животных белой масти, Куазю – красного быка с большими рогами. Кроме этого они могли жертвовать и другое имущество, представлявшую ценность.
Свидетельница обряда «Чекан» Камашева Раиса Николаевна рассказывала: «Начинался обряд с жертвоприношения. Раньше, то есть до войны, в жертву приносили жеребёнка, а сейчас уже можно приносить в жертву любой молодой крупно – рогатый скот. Скотину резали с вечера. А уже варить мясо начинали рано утром, когда начинало только – только светать, то есть в 4 часа утра. Варили старейшины двух деревень – это мужчины, в трех котлах.Там котел супа и два котла каши с мясом. А деревенские в это время стряпали, готовили всякие угощения, ведь у каждого есть, кого помянуть. Близко к обеду люди нарядные шли к тому месту, где варились суп и каша. С собой брали стряпню, домашнее хлебное вино – кумышку. Старейшины занимались обрядом. В большую чашу накладывали стряпню, суп, кашу, просилиумерших, чтоб год был хлебным, удачным и сытным. Чтоб войны не было, чтоб никто не болел, в том числе и животные, чтобы между людьми был мир и уважение друг другу. Поминали особенно погибших на войне. И эта чаша относилась к старейшинам, кто ели. Старейшины возвращались, а народ все угощались с песнями. Песни всё о том же, о чем просили старейшины умерших. К возврату старейшины у котлов сидел мужчина с полной чашей вина. Сначала возвратившиеся пробовали это вино, потом все остальные. И эта чаша вина передавалась против солнца» [3. с. 48].
Общение происходило с божествами и духами через традиционные заклинания (куриськон). Затем старейшина топором на земле делал начертание, обращаясь к умершим: «Что мы вас помянули, угостили, будьте благодарны и за нами не ходите, а когда надо мы сами придем».
Последний обряд жертвоприношения совершался в 2012 году, в 2016 году старожилы снова обратятся за помощью с теми же просьбами.
Это не единственный языческий обряд, существующий у удмуртов. Для стимулирования плодородия земли оформилась особая «земледельческая религия», для которой характерно проведение молебнов и ритуалов по поводу разных природных явлений. Кроме календарных, йокелян – «проводы льда», гуждор – «первая проталина», гербер – «после пахоты» и др., проводились моления по случаю засухи – обряд вызывания дождя.
Ежегодно проходит в Удмуртской Республике праздник Гербер, посвященный окончанию весенних полевых работ, с традиционными обрядами в куале и священной роще. Праздник связан с древними культами земли, плодородия. Для него, так же как и для других языческих праздников характерны религиозные ритуалы, моления, обрядовая трапеза - освященная каша и кумышка. В 2000 году был создан символ праздника деревянная фигурка-идол бога плодородия Кылдысина. Представители деревни Калашур - это передовые труженики сельского хозяйства, постоянные участники праздника.
Таким образом, жизнеспособность обрядовых традиций актуальна: в деревне Калашур, как мы убедились, традиции народных верований никогда не исчезали, сохранился культ предков, погребальные, поминальные обряды.
Многие предполагают, что язычество – это религия прошлого, которая остановит развитие человечества, а то и вовсе повернет его вспять. Однако необходимо помнить, что это религия наших предков, их традиции и обычаи, которые развивались и ассимилировались с мировыми конфессиями и в том или ином виде дошли современному обществу. На наш взгляд, нужно возрождать гуманные традиции язычества, воспитывающие человеколюбие, почитание старшего поколения, заботу о детях и всех нуждающихся в помощи и внимании. По всей республике во многих деревнях, как деревня Калашур, до сих пор проводятся языческие обряды, которые сохранились практически в первозданном виде, живут жрецы, существуют святилища и священные рощи, приносятся жертвы почитаемым духам и богам. Такое явление может внести свой вклад в возрождении традиций предков и воспитании духовно-нравственного поколения.
Список литературы:
- Владыкина В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов.– Ижевск. 1994, 58 с.
- Волкова Л. А. Земледельческая культура удмуртов (вторая половина XIX – начало XX века). – Ижевск.2003. – 310 с.
- Анисимов Н. А. Чекан // Кенеш – 2011. - №1 – с.48
дипломов
Оставить комментарий