Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 апреля 2015 г.)

Наука: Социология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Кисленко И.Ю. РАСИЗМ И НЕРАВЕНСТВО В США И РОССИИ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(30). URL: http://sibac.info/archive/social/4(30).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

РАСИЗМ  И  НЕРАВЕНСТВО  В  США  И  РОССИИ:  РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ  АНАЛИЗ

Кисленко  Иван  Юрьевич

студент  3  курса,  кафедра  социальной  работы  НИУ  БелГУ,  РФ,  г.  Белгород

Е-mailivankislenko1994@gmail.com

Гребеникова  Юлия  Александровна

научный  руководитель,  ассистент  кафедры  социальной  работы

НИУ  БелГУ,  РФ,  г.  Белгород

 

 

Еще  50  лет  назад  было  трудно  представить,  чтобы  люди  всего  мира  открыто  говорили  о  проблеме  неравенства  и  тем  более  о  таких  феноменах  как  толерантность  или  всеобщее  равенство  возможностей.  Подобные  процессы  считались  вполне  нормальными  и  различные  общественные  движения  не  воспринимались  всерьез. 

Ранее,  такие  большие  по  масштабу  влияния  личности  как  Махатма  Ганди  и  Нельсон  Мандела  начинали  вести  активную  правозащитную  деятельность  не  только  на  территории  Индии  и  ЮАР  соответственно,  но  и  в  масштабах  всего  мира.  Философия  ненасилия  М.  Ганди  оказала  огромное  влияние  на  становление  пацифистских  движений  в  мире,  а  Н.  Мандела  посвятил  всю  свою  жизнь  борьбе  против  апартеида,  т.  е.  против  официальной  политики  расовой  сегрегации  в  ЮАР.  Действительно,  процессы  сегрегации  в  мире  в  то  время  достигали  наивысшей  точки. 

Оплотом  подобного  рода  неравенства  считались  Соединенные  Штаты  Америки,  где  вплоть  до  середины  первой  четверти  второй  половины  века  наблюдалось  тотальное  разделение  между  белыми  американцами  и  афроамериканцами.  С  тех  пор  как  после  гражданской  войны  в  США  по  инициативе  Авраама  Линкольна  была  принята  тринадцатая  поправка  к  Конституции  в  декабре  1865  года  и  темнокожие  жители  Америки  были  освобождены  от  рабства,  и  вплоть  примерно  до  правления  Линдона  Джонсона  данная  проблема  имела  место  быть.

Начиная,  примерно  с  начала  60-х  общество  стало  задумываться  над  ликвидацией  расовой  сегрегации.  В  это  время  появляются  различные  протестные  движения.  Это,  на  наш  взгляд,  является  точкой  отсчета  новейшей  истории  борьбы  против  неравенства,  в  частности  таковой  можно  считать  речь  выдающегося  американского  правозащитника  Мартина  Лютера  Кинга  под  названием  «У  меня  есть  мечта»,  эта  речь  признана  лучшей  речью  XX  века  по  версии  американского  сообщества  ораторского  искусства.  Вот,  что  он  произнес  со  ступеней  мемориала  Линкольна  28  августа  1963  года:  «...Я  мечтаю,  что  однажды  эта  нация  распрямится  и  будет  жить  в  соответствии  с  истинным  смыслом  её  принципа:  «Мы  считаем  самоочевидным,  что  все  люди  сотворены  равными».  Я  мечтаю,  что  однажды  на  красных  холмах  Джорджии  сыновья  бывших  рабов  и  сыновья  бывших  рабовладельцев  смогут  сидеть  вместе  за  братским  столом.  Я  мечтаю  о  том,  что  наступит  день  и  даже  штат  Миссисипи,  изнемогающий  от  жары  несправедливости  и  гнёта,  превратится  в  оазис  свободы  и  справедливости.  Я  мечтаю,  что  придёт  день,  когда  мои  четыре  ребёнка  будут  жить  в  стране,  где  они  будут  судимы  не  по  цвету  их  кожи,  а  в  соответствии  с  их  личностными  качествами…»  [4].

Своими  взглядами  на  эту  проблему  он  изменил  представление  людей,  показал,  как  можно  ее  решить.  Его  учение  оказало  огромное  влияние  на  становление  понимания  того  факта,  что  все  люди  вне  зависимости  от  цвета  кожи,  вероисповедания  и  прочих  взглядов  на  жизнь,  должны  иметь  равные  возможности  для  получения  благ,  что,  впрочем,  уже  было  отражено  в  Европейской  конвенции  о  защите  прав  человека  и  основных  свобод,  которая  вступила  в  силу  в  сентябре  1953  года. 

Важно  понимать,  что  речь  идет  не  о  всеобщем,  тотальном  равенстве,  а  о  равенстве  первоначальных  возможностей  по  достижению  благ.  Полное  равенство  невозможно  априори,  высказывания  на  эту  тему,  на  наш  взгляд,  являются  утопичными  и  нереализуемыми  на  практике.  Всегда  будет  существовать  проблема  богатых  и  бедных,  проблема  недостатка  еды  и  питьевой  воды,  проблема  терроризма,  а  также  отсутствие  возможности  получения  квалифицированной  медицинской  помощи.

Таким  образом,  США  потратили  на  осознание  и  ликвидацию  проблемы  расового  неравенства  не  один  десяток  лет,  однако,  в  конце  концов,  пришли  к  выводу,  что  сегрегация  пагубно  сказывается  на  обществе  и  гражданских  правах,  особенно  учитывая,  как  трепетно  и  ревностно  американцы  относятся  к  демократии,  история  которой  насчитывает  более  200  лет.

Не  смотря  на  то,  что  в  Советском  Союзе,  в  отличие  от  США,  среди  народов,  проживающих  постоянно  на  его  территории,  не  было  представителей  негроидной  расы,  проблема  неравенства  имело  место  быть  несколько  в  другой  плоскости.  Если  в  США  проблема  напрямую  соприкасалась  с  разделением  людей  по  расовому  признаку,  то  в  СССР  неравенство  выражалось  в  несправедливом  распределении  благ,  где  чиновники  могли  иметь  практически  все,  а  простые  граждане  Советского  Союза  лишь  те,  товары,  которые  эти  самые  чиновники  разрешали  пускать  на  прилавки.

Говоря  о  российском,  а  точнее  советском  обществе  того  времени,  то  режим,  установившейся  в  нашей  стране  провозглашал  принципы  всеобщего  равенства  и  благополучия,  которые  должны  были  реализовываться  посредством  социально-патерналистского  подхода  к  социальной  политике.

Однако  на  практике  оказалось,  что  во  времена  правления  Л.И.  Брежнева  сформировалась  бюрократическая  система  с  привилегированной  верхушкой  членов  политбюро,  которые  обеспечивали  свое  обогащение  в  обход  пресловутого  принципа  равенства.  Чиновники  по  всей  стране  формировали  абсолютно  новый  отдельный  пласт,  который  пользовался  различными  преимуществами  партийной  жизни. 

Этот  период  «застоя»  характеризуется  повышенным  процентом  взяточничества  и  потреблением  членами  политбюро  продуктов  «дефицита»,  которые  нельзя  было  достать  обычному  жителю  СССР,  что  порождает  особого  рода  неравенство.  Это  является  главным  минусом  плановой  экономики,  регулируемой  непосредственно  самим  государством. 

К  тому  же  в  стране,  где  открыто  провозглашалась  «направляющая  и  руководящая  роль»  одной  партии  в  жизни  общества,  что  было  официально  закреплено  в  6  статье  конституции  СССР  1977  года,  не  может  быть  достигнут  принцип  плюрализма,  что  является  признаком  того,  что  подобное  общество  является  неравным  и  несправедливым  само  по  себе  [3].

Неудивительно,  что  общественные  движения,  в  которых  наблюдались  расхождения  с  официальной  идеологией,  нещадно  запрещались,  а  их  основатели  сурово  наказывались.  Это  тоже  не  способствовало  достижению  равенства  в  обществе.

Из  заметных  деятелей  борьбы  с  государственной  системой,  мы  хотели  бы  отметить  заслуги  лауреата  Нобелевской  премии  мира  за  1975  год  академика  А.Н.  Сахарова,  оказавшего  сильнейшее  влияние  на  движение  диссидентов  в  нашей  стране.  За  свою  деятельность  он  вместе  с  женой  в  1980  году  был  выслан  из  Москвы,  и  лишь  с  наступлением  «эпохи  перестройки»  ему  было  разрешено  вернуться  в  столицу,  что  было  воспринято  мировым  сообществом  как  движение  по  направлению  к  установлению  равенства  в  СССР.

Начиная  с  1985  года,  СССР  берет  курс  на  перестройку  и  на  построение  «социализма  с  человеческим  лицом»,  провозглашается  политика  гласности  и  плюрализма  мнений.  Однако,  вместо  обеспечения  равенства  возможностей  в  советском  обществе  возникает  множество  проблем,  которые  не  способствовали  ликвидации  неравенства  того  времени.

Экономика  отправилась  в  затяжное  пике,  отсюда  спад  производства,  гиперинфляция,  дестабилизация  политической  обстановки.  Стране  требовались  радикальные  перемены,  люди  хотели  свободы,  равенства  и  реформ. 

Итогом  волнений  тех  лет  стал  распад  Союза  ССР,  образование  новых  геополитических  величин  и  принятия  уже  на  территории  России  Конституции  1993  года,  где  провозглашались  основные  права  и  свободы  гражданина  и  человека,  чего  и  хотела  население  этой  страны.  По  общему  признанию,  текст  Конституции  является  одним  из  лучших  документов  подобного  рода.

С  этого  времени  начинается  история  России  как  молодой  демократической  страны  с  прописанными,  хоть  и  зачастую  только  на  бумаге,  общепризнанными  правами  человека  и  гражданина.

Однако  по  прошествии  почти  четверти  века  можно  отметить,  что  реализация  прописанных  там  положений  происходит  с  трудом.  Особенно,  на  наш  взгляд,  вызывает  споры  часть  первая  седьмой  статьи  документа.

Российская  Федерация  —  социальное  государство,  политика  которого  направлена  на  создание  условий,  обеспечивающих  достойную  жизнь  и  свободное  развитие  человека  [2].

Мы  находим  подобную  формулировку  весьма  расплывчатой,  поскольку  нет  четкого  определения  того,  что  авторы  основного  закона  страны  имеют  в  виду  под  понятиями  «достойная  жизнь  и  «свободное  развитие  человека». 

Хотя  в  целом  сегодня  процесс  становления  России  как  суверенного  демократического  государства  и  нацелен  на  справедливое  распределение  благ  посредством  формирования  рыночной  экономики,  но  распад  СССР  с  новой  силой  обострил  проблемы  расизма  и  национальной  нетерпимости.  И  здесь  речь  идет  не  только  о  представителях  негроидной  расы,  но  и  представителях  так  называемых  «кавказских  народов»,  народов  бывших  союзных  республик.

Это  выражается  как  открыто  вербально  посредством  оскорблений,  так  и  скрыто,  опосредованно. 

Приведем  результаты  не  так  давно  проведенного  опроса.  На  вопрос:  «Являетесь  ли  вы  расистом?»  17  %  респондентов  ответили  положительно,  что  составляет  непозволительно  большое  количество  человек.

Стоит  отметить,  что  большинство  опрошенных  (37  %)  не  поддерживают  людей  подобных  взглядов,  что  является  отрадным  фактом  [1].

Если  проводить  параллель  между  современным  положением  этого  вопроса  в  американском  и  российском  обществе,  то  можно  заметить,  что  в  США  удалось,  если  не  полностью,  то  максимально  нивелировать  последствия  прошлых  ошибок.  Сейчас  афроамериканцы  обладают  такими  же  правами,  что  и  их  белокожие  соотечественники,  это  утверждение  подтверждает  тот  факт,  что  президентом  США  в  данный  момент  является  Барак  Обама.  Более  того,  любые  проявления  расизма  пресекаются  жесточайшим  образом  и  влекут  за  собой  суровые  наказания.

В  нашей  же  стране  на  фоне  нарастающих  националистических  настроений,  учитывая,  что  многие  считают,  будто  биполярная  система  мира  существует  до  сих  пор,  а  также,  появляются  мнения  о  том,  что  главным  оппонентом  России  на  мировой  арене  являются  США,  где  президент  афроамериканец,  шовинистские  настроения  близки  к  достижению  пика.

До  тех  пор,  пока  люди  будут  угнетать  других  людей  какими-либо  способами,  конструктивного  диалога  не  получится.  В  современной  обстановке  важно  понимать,  что  лишь  отказавшись  от  проявлений  шовинизма,  расовой  дискриминации,  неравенства  возможностей  и  насилия  над  личностью  можно  будет  начать  говорить  о  построении  мира  и  благополучия  в  глобальном  масштабе. 

 

Список  литературы:

  1. Ваше  отношение  к  расизму.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://aeterna.qip.ru/poll/result/40871/  (дата  обращения  1.04.15).
  2. Конституция  Российской  Федерации.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.zakonrf.info/konstitucia/7/  (дата  обращения  31.03.15).
  3. Конституция  Союза  Советских  Социалистических  Республик  Совета  СССР  девятого  созыва  7  октября  1977  г.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1977.htm  (дата  обращения  31.03.15).
  4. «У  меня  есть  мечта».  Речь  Мартина  Лютера  Кинга  28  августа  1963  г.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.coldwar.ru/bases/i-have-a-dream.php  (дата  обращения  31.03.15).

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.