Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 24 марта 2015 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
«ИСТОРИЯ О ПРАВОСЛАВНОМ ЕЖИКЕ» И КАЗУС PUSSY RIOT В МАКРОИСТОРИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 30. URL: https://sibac.info/archive/social/3(29).pdf (дата обращения: 05.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

«ИСТОРИЯ  О  ПРАВОСЛАВНОМ  ЕЖИКЕ»  И  КАЗУС  PUSSY  RIOT  В  МАКРОИСТОРИЧЕСКОМ  ДИСКУРСЕ

Мариненко  Яна  Сергеевна

студент  1  курса  магистратуры,  кафедра  истории  древнего  мира,  средних  веков  и  методологии  истории  ТГУ,  РФ,  г.  Томск

E-mailjanemarin@mail.ru

Хазанов  Олег  Владимирович

научный  руководитель,  канд.  ист.  наук,  доцент  ТГУ,  РФ,  г.  Томск

 

14  статья  Конституции  РФ  гласит,  что  Российская  Федерация  является  светским  государством,  и  никакая  религия  не  может  устанавливаться  в  качестве  государственной  или  обязательной.  А  также,  что  «религиозные  объединения  отделены  от  государства  и  равны  перед  законом»  [2].  Однако  население  нашего  государства  по  некоторым  причинам  убеждено  в  обратном:  по  данным  социального  опроса  ВЦИОМ,  «46  %  россиян  считают,  что  в  стране  сегодня  есть  государственная  религия,  и  44  %  полагают,  что  это  —  православие».  Еще  один  показательный  факт,  что  «для  большинства  россиян  важен  вопрос  вероисповедания  главы  государства  (64  %).  Причем  50  %  считают  недопустимым,  чтобы  президентом  России  был  человек,  исповедующий  какую-либо  отличную  от  православия  религию»  [4].  Архетипическое  массовое  сознание  наших  сограждан  в  этом  плане  весьма  показательно.  Именно  эта  особенность  обуславливает  возможность  российского  общества  сопрягать  религию  и  политику,  сакральное  и  светское,  личность  президента  и  личность  патриарха.

Анализ  данной  тенденции  ведет  нас  вглубь  веков  к  моменту  принятия  православия  на  Руси,  когда  непосредственно  было  положено  начало  синтезу  государственной  власти  и  религиозного  института.  С  тех  пор  на  протяжении  столетий  князья/цари/императоры/президенты  (за  исключением  советского  периода)  идут  рука  об  руку  с  духовными  лицами.  И  выражается  это,  в  первую  очередь,  в  попытке  достигнуть  консенсуса  в  делах  внутренней  политики  (как  периодически  и  внешней).  Это  делается  с  помощью  «официальной  церкви»,  которая  преподносит  позицию  правительства  в  вопросах  государственного  масштаба  до  сознания  россиян.

«В  России  существует  государственная  монополия  на  веру.  Она  кажется  современнику  такой  же  естественной,  как  монополия  «Газпрома»  на  добычу  и  продажу  газа.  Государство  передает  «лицензию»  на  «правильную  веру»  отобранным  им  религиозным  корпорациям,  в  первую  очередь  —  РПЦ.  Свободной  веры  для  «частного  потребления»  в  России  практически  не  осталось.  Миссия  русского  православия  заключается  в  «идеологическом  основании  российской  государственности»,  поэтому  отношение  к  нему  в  России  —  вопрос  не  столько  религиозный,  сколько  политический»  [1].

Этот  макроисторический  дискурс  концентрируется  в  виде  ряда  микроисторий,  в  частности  —  так  называемом  панк-молебне  «Богородица,  Путина  прогони!»  группы  Pussy  Riot  и  постановке  «Истории  о  православном  ежике»  Томского  театра  юного  зрителя.

Стоит  начать  с  наиболее  свежего  инцидента.  В  начале  февраля  2015  года  в  Новосибирске  артистами  томского  ТЮЗа  был  представлен  спектакль  «История  о  православном  ежике»  —  одну  из  театральных  вариаций  на  тему  одноименного  рассказа  Майи  Кучерской.  «Можно  сказать,  что  это  история  о  неправильном  понимании  православия»,  —  пояснил  агентству  новостей  ТВ2  заместитель  директора  по  развитию  ТЮЗа  Павел  Никитин.  Зрителям  показали  три  театральные  вариации  по  мотивам  современных  прозаических  произведений.  К  постановке  режиссеры  выбрали  рассказы  Виктора  Пелевина,  Дмитрия  Глуховского  и  Майи  Кучерской.  Что  касается  последней,  то  в  этой  истории  ежик  уговорил  свою  соседку  белочку  креститься  в  речке,  заранее  зная,  что  она  не  умеет  плавать,  и  когда  белочка  утонула  во  время  крещения,  ежик  заявил,  что  это  чудесно,  потому  что  белочка  умерла  православной.  И  весь  лес  закричал:  «Слава  Богу!»

Реакция  со  стороны  «официального  православия»  последовала  незамедлительно.  Митрополит  Новосибирский  и  Бердский  Тихон  посчитал,  что  постановка  о  православном  ежике  нарушает  права  верующих.  Как  передает  его  слова  портал  «НГС.  Новости»,  митрополит  направил  письмо  губернатору  Новосибирской  области,  в  котором  указал,  что  такие  постановки,  как  «История  о  православном  ежике»  и  постановки  оперы  Вагнера  «Тангейзер»,  нарушают  права  верующих.

«Когда  спрашивают,  как  церковь  относится  к  таким  явлениям,  я  говорю:  никак  не  относится.  Культура  развивается  со  всем  обществом,  новые  тенденции  остановить  невозможно.  Но  у  нас  есть  закон,  который  говорит  о  правах  верующих  людей.  Мы  не  хотим  допустить  того,  что  произошло  во  Франции.  По  поводу  этих  новых  постановок  я  написал  письма  губернатору  и  в  Законодательное  собрание.  Но  ответов  не  получил,  хотя  прошло  уже  около  месяца.  Я  там  говорю  только  о  соблюдении  закона.  По  поводу  «Тангейзера»  я  написал  в  прокуратуру,  что  там  нарушаются  права  верующих  людей  —  символика  церковная  используется  не  по  назначению»,  —  заявил  митрополит  [3].

Вопрос  об  «оскорблении  прав  верующих»  также  остро  встал  после  панк-молебна  «Богородица,  Путина  прогони!»,  который  имел  место  21  февраля  2012  года  в  храме  Христа  Спасителя.  Участницами  этого  действия  стали  девушки  из  феминистской  группы  Pussy  Riot.  Как  известно,  после  выступления  на  амвоне  они  были  заключены  под  стражу  и  впоследствии  осуждены  на  2  года  колонии  строгого  режима  по  статье  «Хулиганство  по  мотивам  религиозной  ненависти».  В  ходе  обвинительного  процесса  неоднократно  отмечалось,  что  Pussy  Riot  своим  поступком  оскорбили  религиозные  чувства  верующих  граждан.

Во  время  судебного  разбирательства  «эксперты  указали,  что  действия  девушек  в  храме  оскорбили  религиозные  чувства  лиц,  относящихся  к  православному  вероисповеданию.  Свидетели  оценили  их  как  неуместные  в  храме,  кощунственные,  оскорбительные»,  —  зачитала  документ  судья  [7].

Подобные  формы  искусства  были  призваны  донести  до  зрителя  определенные  идеи.  Если  Pussy  Riot  апеллировали  к  проблеме  слияния  власти  и  церкви,  то  история  о  ежике  стала  попыткой  обратить  внимание  на  неверную  трактовку  православных  догматов  в  российской  среде  и  излишнюю  консервативность  русского  православия  как  такового.  Однако  официальная  Церковь  пользуется  этими  инцидентами  исключительно  в  своих  интересах,  которые  восходят  к  архаическим  образам  коллективного  бессознательного  российского  населения  —  принципу,  лаконично  выраженному  в  XIX  веке  графом  Уваровым  в  виде  национальной  идеи  «Православие.  Самодержавие.  Народность»  [5].

Возвратимся  к  «Истории  о  православном  ежике».  Стоит  отметить,  что  этот  казус  не  стал  прецедентом  в  своем  роде.  В  январе  2014  года  в  Московском  художественном  театре  им.Чехова  проходила  постановка  произведения  «Идеальный  муж».  Этот  спектакль  возмутил  верующих  людей,  так  как  они,  в  частности,  усмотрели  там  осквернение  символа  распятия.  Два  православных  активиста  сорвали  этот  спектакль,  выбежав  на  сцену  во  время  представления.  Жалобы  православных  в  настоящее  время  переданы  в  Следственный  комитет  РФ.  А  от  лица  РПЦ  председатель  отдела  Московского  патриархата  по  взаимоотношениям  Церкви  и  общества  (ОВЦО)  протоиерей  Всеволод  Чаплин  призвал  власти  защитить  верующих  от  проявлений  кощунства  в  искусстве.

«Для  меня  равно  важны  человеческая  жизнь  и  святыни.  Я  уверен,  что  за  святыни  нужно  умирать.  Не  должно  быть  такого  в  нашем  обществе,  чтобы  эти  святыни  попирались».  По  его  словам,  если  в  ходе  спектакля  оскверняются  распятие  и  священные  предметы,  хулится  имя  Христа,  «это  не  только  нарушение  закона,  который,  слава  Богу,  действует  в  нашей  стране,  это  нарушение  высшей  правды».  «Если  в  нашей  стране  ставятся  такие  спектакли  и  власти  их  не  останавливают  силой  закона,  это  позор  для  нашей  страны,  позор,  с  которым  страна  дальше  жить  не  может»,  —  убежден  Чаплин  [6].

Вновь  демонстрируется  склонность  русского  православия  смешивать  мирское  с  религиозным,  и  проявляется  это  вполне  нескрываемо  и  осознанно.  Представители  РПЦ  пытаются  защитить  «религиозные  чувства»  своих  подопечных,  опираясь  при  этом  на  светские  органы  правопорядка.

Очевидна  тенденция  расширения  сакрального  пространства  и  внедрение  понятия  «сакральный»  в  бытовую  сферу.  Практически  во  все  общественные  элементы  проникает  эта  сущность,  у  людей  появляется  все  больше  священных  символов,  чувства  верующих  только  обостряются,  в  связи  с  чем,  к  сожалению,  перекрываются  каналы  к  потенциальному  диалогу  между  Церковью  и  обществом.  Люди  действительно  готовы  «кидаться  грудью  на  амбразуру»  ради  идей,  традиций,  сакральных  смыслов,  которые  используются  не  по  назначению.  Однако  символы,  так  или  иначе  сопряженные  с  религиозной  тематикой,  очень  часто  «вырываются»  из  контекста  в  рамках  произведений  искусства  и  принимают  при  этом  совершенно  иной  смысл.  И  в  связи  с  этим  совершенно  неудивительно,  что  сегодня  так  легко  обидеть  чьи-либо  религиозные  чувства.

Благодаря  инцидентам,  которые  стали  предметом  исследования  в  данной  работе,  православие  можно  оценивать  как  глобальную  идеологическую  систему.  В  любой  идеологии  наблюдается  проблема  «другого»  через  призму  дуализма  «свой-чужой».  И  Pussy  Riot,  и  участники  спектакля  «История  о  православном  ежике»,  в  данном  случае  вполне  вписываются  в  эту  дихотомическую  концепцию:  вторгаясь  в  пространство  сакральных  элементов,  они  автоматически  выходят  за  пределы  традиционной  идеологии  и  становятся  маркером  «пугающего  чужого».  И  именно  они  в  интерпретации  консервативных  православных  являются  воплощением  «позора  страны»,  из-за  которых  возникают  многочисленные  проблемы.  И  государство,  и  религиозный  институт,  таким  образом,  складывают  с  себя  всю  ответственность  за  минусы  в  своей  деятельности,  показывая  в  сторону  преступников-«оскорбителей  религиозных  чувств».

 

Список  литературы:

  1. Владимир  Пастухов.  Пусистерия  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://polit.ru/article/2012/07/05/core/  (дата  обращения  04.03.2015).
  2. Конституция  Российской  Федерации  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm  (дата  обращения  04.03.2015).
  3. Новосибирский  митрополит  посчитал,  что  постановка  о  православном  ежике  нарушает  права  верующих  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.tv2.tomsk.ru/news/novosibirskiy-mitropolit-poschital-chto-tomskaya-postanovka-o-pravoslavnom-ezhike-narushaet  (дата  обращения  04.03.2015).
  4. Православие  в  России:  прошлое  и  настоящее  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114598  (дата  обращения  04.03.2015).
  5. Вадим  Серов.  Православие,  самодержавие,  народность  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://bibliotekar.ru/encSlov/15/185.htm  (дата  обращения  04.03.2015).
  6. $16.            Протоиерей  Всеволод  Чаплин:  государству  следует  запрещать  постановки,  оскорбительные  для  чувств  верующих  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.newsru.com/religy/28jan2014/chaplin_solzhenitsyna.html  (дата  обращения  04.03.2015).
  7. Pussy  Riot  оскорбили  чувства  верующих  —  экспертиза  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://ria.ru/inquest/20120802/715248898.html#ixzz3TEJeZFLU  (дата  обращения  04.03.2015).

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.