Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 09 декабря 2014 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Тажигулов Т.Т. ВРАЧ В ИСЛАМЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(27). URL: https://sibac.info/archive/social/12(26).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

 

ВРАЧ  В  ИСЛАМЕ

Тажигулов  Тимур  Темиртаевич

студент  2  курс,  20  группы,  медико-профилактического  факультета  ОрГМУ,  РФ,  г.  Оренбург

E-mail: 

Воробьёв  Дмитрий  Олегович

научный  руководитель,  ассистент  кафедры  философии  ОрГМУ,  РФ,  г.  Оренбург

E-maildratsolonchack@mail.ru

 

Актуальность  темы  определяется  комплексом  объективных  обстоятельств,  связанных  с  медицинской  профессией  и  влияния  ислама  на  врача.

Цель  данной  статьи,  показать  какими  качествами  и  умениями  должен  обладать  медицинский  работник,  руководствуясь  священной  книгой  —  Коран.

Еще  на  заре  зарождения  человеческой  цивилизации  профессия  врача  играла  огромную  ответственность:  от  медика  требовались  обширные  медицинские  знания,  нравственность,  самообладание,  честность,  уважение  к  старшим,  самоотречение  и  проявление  милосердия  ко  всем  людям  без  какой-либо  дискриминации. 

Мусульманская  медицинская  этика  исходит  из  учения  Ислама,  который  призывает  к  честности,  профессионализму,  и  богобоязненности  в  каждом  деянии.  Законы,  регулирующие  практику  медицинской  профессии,  предусматривают,  что  врач  должен  направлять  свою  профессию  на  благо  человека  и  общества  в  целом,  уважая  права  человека  на  жизнь.

Профессия  врача  —  большая  честь

С  точки  зрения  Ислама  сохранение  здоровья  и  благополучия  человека  находится  на  втором  месте  после  сохранения  религии.  Ислам  запрещает  убивать,  осуждает  любые  посягательства  на  жизни  других  людей.  Убийство  человека  в  глазах  некоторых  людей  стало  чем-то  обыденным,  естественным  делом,  а  не  тяжким  грехом  и  преступлением.  Убийство  человека  в  Исламе  является  вторым  по  тяжести  грехом  после  ширка.  Шариат  не  даёт  никакого  права  на  убийство  человека,  кроме  отдельных  случаев,  когда  иначе  невозможно  оградить  людей  и  общество  в  целом  от  опасности  для  их  жизни  и  от  нравственного  разложения  религии,  исходящей  от  него.  Известно,  что  Всевышний  Аллах  сравнил  спасение  жизни  одного  человека  со  спасением  всего  человечества. 

Врач  не  должен  подвергать  пациента  неоправданному  риску,  а  тем  более  использовать  свои  знания  в  негуманных  целях.  Врач  должен  действовать  во  благо  интересов  пациента,  оказывая  медицинскую  помощь.  При  выборе  любого  метода  лечения  врач,  прежде  всего,  должен  руководствоваться  заповедью  “Non  nocere!”.  Таким  образом,  профессия  врача  стала  одной  из  самых  благородных  и  почитаемых  профессий.  Известный  исламский  учёный  Шафии  сказал:  «Люди  не  могут  обойтись  без  двух  групп  людей:  учёных  —  для  обучения  их  религии,  и  врачей  —  для  лечения  их  тел»  [2].

Посланник  Аллаха  (мир  ему  и  благословение)  сказал:  «Тот,  кто  занимается  медициной  (тибб),  имея  недостаточные  знания  в  своей  профессии,  ответственен  за  свои  поступки»  [2].

Поскольку  перед  врачом  стоит  самая  главная  задача  это  сохранить  человеку  жизнь,  на  него  возложена  большая  ответственность  и  великая  честь.  Если  он  чувствует  в  этом  своё  предназначение,  то  должен  соблюдать  все  этические  нормы,  которые  и  делают  его  профессию  одной  из  самых  уважаемых  и  почитаемых  в  мире.

Личные  качества  врача 

1.  Уважение  и  сострадание 

Врач  должен  ставить  во  главу  угла  сострадание  и  уважение  к  человеческому  достоинству  пациента  и  полностью  отвечать  за  все  аспекты  медицинской  помощи,  вне  зависимости  от  собственной  профессиональной  специализации  и  этических  ценностей.  Врач  должен  считаться  с  чувствами  своего  пациента  и  испытывать  жалость  к  его  страданиям.  Он  должен  быть  вежливым  и  добрым  к  нему,  разговаривать  мягко  и  терпеливо.  При  разговоре  с  пациентом,  врач  не  должен  использовать  такие  слова,  которые  могут  обидеть  пациента  или  сделать  его  беспомощным. 

2.  Искренность

Врачу,  как  правило,  доверяет  пациент,  его  семья,  его  родственники,  а  также  общество  в  целом.  Это  доверие  со  стороны  любого  человека  требует,  чтобы  врач  был  искренен  в  своём  лечении  и  консультировании.  Он  должен,  прежде  всего,  стремиться  к  довольству  Всевышнего  Аллаха  во  всех  своих  действиях. 

3.  Честность

Врачу  доверена  душа  и  частная  жизнь  других  людей.  И  он  обязан  оправдать  это  доверие  должным  образом.  Сохранение  врачебной  тайны  является  признаком  честности.

4.  Правдивость

Врач  должен  быть  правдивым,  когда  говорит,  пишет  или  высказывает  свою  позицию  по  любому  вопросу.  Он  должен  остерегаться  использовать  родственные  или  дружеские  связи,  и  обязан  бороться  против  жадности  и  страха,  которые  могут  подтолкнуть  его  к  словам,  которые,  как  он  знает,  противоречат  истине.  Кроме  того,  признаками  правдивости  являются  соблюдения  обещаний.

5.  Терпение  и  смирение

Медицинская  профессия  невероятно  сложна.  Врач  часто  имеет  дело  с  людьми  из  всех  слоёв  общества,  и  это  требует  от  него  большого  терпения.  Врач  должен  терпеть  манеры  пациентов,  их  характер  и  не  перекладывать  собственное  плохое  настроение  на  пациентов.  Он  не  должен  быть  высокомерным  к  своим  больным.  Напротив,  должен  проявлять  уважение  ко  всем,  кто  обращается  к  нему.  Такое  поведение  обеспечит  врачу  уважение  со  стороны  окружающих.  Кроме  того,  Всевышний  Аллах  возвышает  в  глазах  других  того,  кто  проявляет  смиренность  ради  Него.

Врач  и  его  коллеги 

Отношения  врача  и  его  коллег  должны  быть  основаны  на  братстве,  сотрудничестве  и  взаимном  уважении.  Врач  должен  вести  себя  по  отношению  к  своим  коллегам  так,  как  хотел  бы,  чтобы  они  вели  себя  по  отношению  к  нему.  В  течение  всей  жизни  врач  обязан  сохранять  уважение  и  чувство  благодарности  к  тому,  кто  научил  его  искусству  врачевания  [1].  Медицинский  работник  должен  смотреть  на  других  врачей  и  коллег  как  на  сотрудников,  которые  работают  вместе  для  осуществления  благородной  цели.  Врачи  обязаны  с  уважением  относиться  к  другому  медицинскому  и  вспомогательному  персоналу  учреждения,  постоянно  заботясь  о  повышении  его  квалификации.  Фамильярность,  неслужебный  характер  взаимоотношений  врача  и  медицинской  сестры  при  исполнении  ими  профессиональных  обязанностей  осуждается  медицинской  этикой.  В  трудных  клинических  случаях  опытные  врачи  должны  давать  советы  и  оказывать  помощь  менее  опытным  коллегам  в  корректной  форме.  Но  за  процесс  лечения  всю  полноту  ответственности  несет  только  лечащий  врач,  который  вправе  принять  рекомендации  коллег  или  от  них  отказаться,  руководствуясь  при  этом  исключительно  интересами  больного.  Врачи  должны  работать,  как  единая  команда.  Каждый  «игрок»  этой  команды  должен  выполнять  свою  определенную  функцию,  способствуя  благополучию  пациента  [3]. 

Ислам  оказал  и  оказывает  значительное  влияние  на  медицину.  Ислам  запрещает  любые  виды  эвтаназии.  Призывает  врача  быть  справедливым  и  гуманным  по  отношению  к  пациенту.  Так  же  ислам  запрещает  этические  аспекты  аутопсии  (патологоанатомических  вскрытий),  аборта,  статуса  эмбриона,  суррогатного  материнства,  смерти  мозга,  трансплантации  органов  человека,  пренатальной  диагностики.  С  точки  зрения  общепринятой  морали  и  особенно  исламской  этики,  врачи  должны  продолжать  обучение  на  протяжении  всей  своей  жизни,  ставить  перед  собой  высокие  цели  по  совершенствованию  своих  знаний,  быть  в  курсе  последних  достижений  в  медицине  вообще,  и  особенно  тех,  которые  относятся  к  его  специальности.  Врач  не  должен  терять  шанс  увеличить  свои  знания,  потому  что  его  компетентность  в  лечении  пациентов  зависит  от  его  трудолюбия  и  грамотности.

 

Список  литературы:

  1. Врачебные  ассоциации,  медицинская  этика  и  общемедицинские  проблемы.  //  Сборник  официальных  документов.  /  Под  ред.  В.Н.  Уранова  М.:  ПАИМС,  1995.  —  96  с. 
  2. Ибн  Каййим  Аль-Джаузи  М.:  ООО  «Издательская  группа  «САД»,  2005.  —  174  с.
  3. Кодекс  врачебной  этики  РФ  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://folkdoctor.ru/medicina-i-zakon/kodeks-vrachebnoi-yetiki-rf.html  mailto:conf@csrni.ru  

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Комментарии (5)

# Кристина Пархета 16.12.2014 00:00
Очень полезная информация! Спасибо большое автору!
# Альмира 16.12.2014 00:00
Мне понравилась статья, очень интересно и познавательно)
# Кристина 16.12.2014 00:00
Очень интересная статья! Спасибо автору!
# Дарья 16.12.2014 00:00
Молодец, Тимур! Замечательная и весьма интересная работа!
# Азамат 26.11.2015 00:00
Спасибо ребятам мне статья понравилось

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.