Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 октября 2014 г.)

Наука: Социология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Деревянных Е.А. СОЦИАЛЬНЫЙ ИНФАНТИЛИЗМ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(24). URL: http://sibac.info/archive/social/10(24).pdf (дата обращения: 05.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

СОЦИАЛЬНЫЙ  ИНФАНТИЛИЗМ  В  МОЛОДЕЖНОЙ  СРЕДЕ

Деревянных  Елена  Андреевна

студент  5  курса,  кафедра  культурологии,  философии  и  социальных  наук  НВГУ,  РФ,  г.  Нижневартовск

E-mailederevyannykh@inbox.ru

Гутова  Светлана  Георгиевна

научный  руководитель,  канд.  филос.  наук,  доцент  НВГУ,  РФ,  г.  Нижневартовск

 

Инфантилизм  —  одна  из  важнейших  проблем  современности,  поскольку  в  наше  время  все  больше  молодых  людей  не  хотят  взрослеть  и  принимать  на  себя  ответственность  в  решении  важных  социальных,  политических,  экономических  вопросов.  Вследствие  этого  растет  уровень  инфантильности  и  социальной  пассивности  среди  молодежи.  Одним  из  наиболее  распространенных  среди  современной  российской  молодежи  видов  является  социальный  инфантилизм.

Социальный  инфантилизм  —  англ.  infantilism,  social;  нем.  Infantilismus,  sozialer.  Это  состояние,  проявляющееся  в  разрыве  между  биологическим  и  социокультурным  взрослением.  Социальный  инфантилизм  вызывается  нарушением  механизмов  социализации,  под  влиянием  социокультурных  условий.  Он  может  выражаться  в  непринятии  молодыми  людьми  новых  обязанностей  и  обязательств,  связанных  с  процессом  взросления  [1,  с.  284].

По  некоторым  данным  социальный  инфантилизм  более  развит  среди  молодежи  мужского  пола.  Среди  психологов  существует  мнение  о  том,  что  это  связано  с  появлением  все  большего  количества  женщин,  добившихся  успехов  в  карьере,  которые  как  бы  примеряют  на  себя  роль  мужчины.  В  таком  обществе  более  слабые  с  психологической  точки  зрения  мужчины  выбирают  для  себя  роль  «детей»,  которым  не  нужно  бороться  за  место  под  солнцем  и  не  нужно  принимать  никакие  «взрослые»  решения.  Человек  физиологически  взрослеет,  а  психологически  он  остается  на  уровне  подростка.  Такой  человек  не  принимает  условия  общества,  в  котором  живет,  те  новые  возможности  и  уровни  ответственности,  которые  предстают  перед  ним  с  возрастом.

Человек,  страдающий  социальным  инфантилизмом,  не  готов  к  наступлению  старости.  Он  останется  ребенком  и  в  шестьдесят  и  в  семьдесят  лет.  Чем  взрослее  становится  «взрослый  ребенок»,  тем  тяжелее  ему  жить  в  обществе,  ориентированном  на  социально  активных  и  зрелых  людей.

Психологи  из  благополучных  стран  бьют  тревогу  о  том,  что  именно  социальный  инфантилизм  порождает  такую  тягу  молодежи  к  гомосексуальным  связям.  Поскольку  это  снимает  с  партнера  массу  ответственности,  например,  за  рождение  и  воспитание  детей.  Процесс  этот  происходит  на  подсознательном  уровне  и  не  является  осознанным  и  просчитанным  выбором.  Просто  воспитание  и  общество  толкает  молодых  людей  к  представителям  своего  пола,  как  к  наиболее  простому  средству  для  удовлетворения  своих  сексуальных  потребностей.

Но  есть  и  другой  аспект  этой  проблемы.  Человек,  страдающий  социальным  инфантилизмом,  не  готов  к  наступлению  старости.  Он  останется  ребенком  и  в  шестьдесят  и  в  семьдесят  лет.  Чем  взрослее  становится  «взрослый  ребенок»,  тем  тяжелее  ему  жить  в  обществе,  ориентированном  на  социально  активных  и  зрелых  людей.  По  мнению  Ю.А.  Шерковина,  двойственный  характер  системы  ценностей,  обусловленных  одновременно  индивидуальным  и  социальным  опытом,  определяет  ее  двойное  функциональное  значение  [5,  с.  215].

Во-первых,  ценности  являются  основой  формирования  и  сохранения  в  сознании  людей  установок,  которые  помогают  индивиду  занять  определенную  позицию,  выразить  свою  точку  зрения,  дать  оценку.  Таким  образом,  они  становятся  частью  сознания  и  направляют  деятельность.  Во-вторых,  ценности  выступают  в  преобразованном  виде  в  качестве  мотивов  деятельности  и  поведения,  поскольку  ориентация  человека  в  мире  и  стремление  к  достижению  определенных  целей  неизбежно  соотносятся  с  ценностями,  вошедшими  в  его  личностную  структуру.  Это  свидетельствует  о  том,  что  иерархическая  структура  ценностных  ориентаций  составляет  содержание  позиции  личности.

Для  социально  зрелой  личности  актуальны,  прежде  всего,  экзистенциальные  потребности  человека,  т.  е.  потребности  его  личного  существования:  свободы  и  свободного  выбора  себя,  своего  мировоззрения,  действий  и  поступков,  позиции,  самореализации  в  творчестве.  Для  инфантильной  личности  характерна  недостаточная  осознанность  значимости  удовлетворения  этих  потребностей  для  личностного  благополучия,  что  лишает  их  личностного  смысла  для  человека  и,  соответственно,  препятствует  выбору  мотива,  цели,  поступка,  нацеленного  на  удовлетворение  экзистенциальных  потребностей,  обусловливающих  самореализацию,  самоактуализацию  личности.

Таким  образом,  содействие  становлению  и  развитию  социальной  зрелости  будет  способствовать  целенаправленное  воздействие  на  ценностно-смысловую  сферу  личности  посредством  расширения  «степеней  свободы»  человека  —  его  способностей,  прав,  перспектив.  Создание  таких  условий  обеспечит  освобождение  мышления  и  воли  от  страха  перед  неудачей,  но  будет  способствовать  осознанию  своей  личностной  и  социальной  ответственности,  что  необходимо  для  преодоления  возможного  эгоцентризма  и  индивидуализма.  Анализируя  вышесказанное,  сформулируем  основные  выводы  по  результатам  анализа  содержательных  характеристик  социальной  зрелости  и  социального  инфантилизма:

1.  С  позиций  диалектического  подхода  понятия  социальной  зрелости  и  социального  инфантилизма  можно  рассматривать  как  понятия  завершенной  бинарной  оппозиции.  Критериями  их  сравнительного  анализа  являются  рефлексия,  активность,  ответственность,  самостоятельность,  умение  конструктивно  взаимодействовать  с  окружающей  средой.

2.  При  этом  социальная  зрелость  личности  проявляется  активным,  осознанным,  относительно  автономным  взаимодействием  человека  с  окружающим  миром.  Это  взаимодействие  направлено  на  раскрытие  собственных  внутренних  резервов,  способствующих  оптимальному  включению  в  общественно  значимую  деятельность,  и  общение,  интеграции  с  общностью  и  самоопределению  в  ней  на  основе  реализации  внутриличностного  потенциала  при  благоприятном  эмоциональном  самочувствии.  Соответственно,  социальный  инфантилизм  личности  проявляется  нетворческим,  безынициативным,  пассивно-потребительским  отношением  человека  к  миру,  препятствующим  оптимальному  включению  человека  в  общественную  среду  и  творческой  самореализации  личности.  Страх  инициативы  и  ответственности  приводит  к  стагнации  личности  и  социально-психологической  дезадаптации.

3.  С  позиций  экзистенциального  и  субъектного  подходов  сущностные  характеристики  социальной  зрелости  и  социального  инфантилизма  проявляются  в  континууме  «личностная  свобода  —  личностная  ответственность».  Психологический  механизм  регуляции  жизнетворчества  в  континууме  —  это  воля.  Главным  условием  развития  воли  как  регуляторного  механизма  является  включение  человека  в  общественную  деятельность  в  качестве  ее  участника  и  сознательное  ее  освоение,  что  требует  осмысления  индивидуальной  и  коллективной  деятельности.  Таким  образом,  социальной  зрелости  личность  достигает  посредством  освоения  своей  человеческой  среды.  Соответственно:  недостаточная  включенность  и  без  перспективных  стратегий  освоения  своей  среды  являются  причиной  нравственно-психологической  незрелости  (инфантилизма).

В  условиях  развития  современного  российского  общества  системы  семейного  воспитания  и  государственного  образования  должны  ориентироваться  на  предоставление  подрастающему  поколению  максимальной  возможности  для  жизненного  самоопределения,  означающей  раскрытие  перед  ними  мира  человеческих  взаимоотношений  во  всей  их  сложности  и  противоречивости,  выделение  тех  моделей  взаимодействия  между  людьми,  которые  ведут  к  социальному  успеху  и  личностному  развитию  [2,  с.  25].

Преодоление  социально-профессионального  инфантилизма  выступает  как  комплексная  социально-педагогическая  поддержка  (диагностика,  профилактика  и  коррекция  социально-профессионального  инфантилизма)  в  условиях  жизнедеятельности.  Она  предполагает  комплекс  индивидуально  ориентированных  мер  по  ослаблению,  снижению  или  устранению  отклонений  в  физическом,  психическом,  нравственном  развитии.  Такая  поддержка  возможна,  если  учитываются  особенности  внутренней  и  внешней,  профессиональной  среды,  а  также  формируется  профессиональная  компетентность.

Одна  из  форм  профилактики  социального  инфантилизма  —  терапия  работой.  Человек  в  процессе  работы,  вырабатывает  в  себе  необходимые  навыки  и  умения.  Беря  на  себя  ответственность,  тем  самым  человек  формирует  у  себя  те  качества,  которые  помогают  в  повседневной  жизни  и  в  последствии  он  перестает  бояться  новой  ответственности,  что  положительно  влияет  на  его  личную  жизнь.  Еще  один  вид  профилактики  –  это  работа  социального  педагога.  Одним  из  основных  направлений  деятельности  социального  педагога  является  профилактическая  деятельность,  в  том  числе  профилактика  правонарушений,  девиантного  поведения  детей  и  подростков,  в  том  числе  алкоголизма,  наркомании,  курения,  ранних  интимных  связей.  Одновременно  необходима  пропаганда  здорового  образа  жизни.

Профилактика  —  научно  обоснованные  предпринимаемые  действия,  направленные,  на  предотвращение  возможных  физических,  психологических  или  культурных  отклонений  у  отдельных  индивидов  групп  риска,  а  так  же  на  сохранение,  поддержание  и  защиту  нормального  уровня  жизни  и  здоровья  людей,  содействие  им  в  достижении  поставленных  целей  и  раскрытие  их  внутренних  потенциалов.  Часто  первичная  профилактика  требует  комплексного  подхода,  который  приводит  в  действие  системы  и  структуры,  способные  предотвратить  возможные  проблемы  или  решить  поставленные  задачи.  Профилактическая  деятельность,  осуществляемая  на  уровне  государства  через  систему  мер  повышения  качества  жизни,  минимизацию  факторов  социального  риска,  создание  условий  для  реализации  принципа  социальной  справедливости,  называется  социальной  профилактикой.  Социальная  профилактика  создает  тот  необходимый  фон,  на  котором  более  успешно  осуществляются  все  другие  виды  профилактики:  психологическая,  педагогическая,  медицинская  и  социально-педагогическая.  Психолого-педагогическая  профилактика  —  это  система  предупредительных  мер,  связанных  с  устранением  внешних  причин,  факторов  и  условий,  вызывающих  те  или  иные  недостатки  в  развитии  детей.  Осуществляется  на  фоне  общей  гуманизации  педагогического  процесса.  Успешность  системы  связана,  прежде  всего,  со  всеми  субъектами  педагогического  процесса.  Профилактика  предусматривает  решение  еще  не  возникших  проблем.  Поэтому  ряд  мер  принимается,  задолго  до  их  возникновения  [4,  с.  230].

Подводя  итоги  можно  сделать  вывод:  современная  молодежь  не  хочет  брать  на  себя  ответственность,  тем  самым  усугубляя  свое  положение  в  обществе.  Проблемы,  с  которыми  сталкивается  молодежь,  связаны  с  положением  молодежи  в  социальной  структуре  общества,  характеризуемые,  прежде  всего  переходностью  и  нестабильностью.  Социальные  процессы,  которые  происходят  в  современности,  только  усугубляют  эти  проблемы.  Сегодня  многие  ученые  обращают  внимание  на  увеличение  количества  молодых  людей,  не  приспособившимся  к  новым  жизненным  условиям.  Так  можно  выделить  некоторые  тенденции  в  развитии  социального  инфантилизма:  нежелание  молодежи  в  будущем  вступать  в  брачные  отношения  и  иметь  детей;  риск  формирования  социального  пессимизма  или  неверия  в  возможность  реализовать  свои  лучшие  силы  и  способности  в  будущем.

Факторы,  влияющие  на  развитие  социального  инфантилизма  у  современной  молодежи:

·     экономический  —  молодежь  недостаточно  обеспечена  материально,  не  имеет  собственного  жилья,  вынуждена  полагаться  на  финансовую  помощь  родителей;

·     духовный  —  потеря  нравственных  ориентиров,  размывание  традиционных  норм  и  ценностей.  Нивелируются  ценности  труда,  свободы,  межнациональной  терпимости,  а  на  смену  им  приходят  потребительское  отношение  к  миру,  нетерпимость  к  чужому,  стадность.  Проблема  «отцов  и  детей»  —  конфликт  молодежи  с  взрослым  поколением; 

·     семья  —  играет  важную  роль  в  воспитании  молодого  человека.  Молодежь  зависит  от  родителей.  В  процессе  воспитания  закладываются  основные  ценности  жизни.

В  процессе  социализации  закладываются  основные  ценности  жизни,  они  формируют  отношение  к  окружающему  миру,  ориентируют  нас  в  социальном  пространстве  [См.  3].  Многие  социальные  институты  влияют  на  установки  и  жизненные  планы  молодежи.  Так,  семья  по-прежнему  играет  важную  роль  в  воспитании  молодого  человека.  Действительно  молодежь  зависит  от  родителей  и  не  только  в  материальном  плане.  Существует  еще  и  психологическая  зависимость,  которая  не  позволяет  молодым  людям  становится  полностью  самостоятельными.

Чтобы  преодолеть  социальный  инфантилизм  существуют  различные  методы  профилактики.  К  ним  относится  преодоление  социально-профессионального  инфантилизма,  которое  выступает  как  комплексная  социально-педагогическая  поддержка:  диагностика,  профилактика  и  коррекция  социально-профессионального  инфантилизма.  Другая  распространенная  и  эффективная  форма  профилактики  социального  инфантилизма  —  это  трудовая  терапия.  Человек  в  процессе  трудовой  деятельности,  накапливает  опыт,  вырабатывает  необходимые  навыки  и  умения.  Возлагая  на  себя  ответственность  в  процессе  выполнения  важных  социальных  функций,  молодой  человек  формирует  те  качества,  которые  положительно  влияют  не  только  на  его  личную  жизнь,  но  и  на  общественную  организацию  в  целом.

Профилактикой  инфантилизма  помимо  социальных  педагогов  и  психологов  также  занимаются  специалисты  по  работе  с  молодежью.  Работа  выступает  как  комплексная  социально-педагогическая  поддержка.  Она  предполагает  комплекс  индивидуально  ориентированных  мер  по  ослаблению,  снижению  или  устранению  отклонений  в  физическом,  психическом,  нравственном  развитии.  Такая  поддержка  возможна,  если  учитываются  особенности  внутренней,  внешней,  профессиональной  среды.

Как  следствие  один  из  сценариев  развития  общества  может  быть  связан  с  ослаблением  социальных  связей  и  даже  частичной  деградацией  в  моральном  плане.  Для  того  чтобы  избежать  подобных  последствий,  надо  проводить  комплектную  социально-педагогическую  работу  по  предупреждению  и  выявлению  инфантилизма  в  молодежной  среде.

 

Список  литературы:

  1. Бенедик  И.В.  Психология  аномального  ребенка.  Севастополь,  2008.  —  С.  284.
  2.  Жесткова  Н.А.  Методологические  подходы  к  исследованию  социальной  зрелости  и  социального  инфантилизма  личности.  Вестник  Пермского  Университета.  Выпуск  2  (14)  Пермь,  2013.  —  С.  128—135.
  3. Молодежь  как  особая  социально-демографическая  группа.  Лекции  по  социологии.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.grandars.ru/college/sociologiya/molodezh.html  —  (дата  обращения  15.  04.  2014).
  4. Холостова  Е.И.,  Сорвина  А.С.  Социальная  работа:  теория  и  практика.  учеб.  пособие.  М.:  ИНФРА,  М.  —  С.  230.
  5. Шерковин  Ю.А.  Проблема  ценностных  ориентации  и  массовые  информационные  процессы  //Психологический  журнал.  —  2000.  —  Т.  3.  —  №  5.  —  С.  235—145.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.