Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 08 июля 2014 г.)

Наука: Социология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Рогожина Е.П. ОТНОШЕНИЕ К ПРОБЛЕМЕ ЭВТАНАЗИИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИИ И ГЕРМАНИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(22). URL: http://sibac.info/archive/social/7(22).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОТНОШЕНИЕ  К  ПРОБЛЕМЕ  ЭВТАНАЗИИ  СТУДЕНТОВ  ВЫСШИХ  УЧЕБНЫХ  ЗАВЕДЕНИЙ  РОССИИ  И  ГЕРМАНИИ:  СРАВНИТЕЛЬНЫЙ  АНАЛИЗ

Рогожина  Екатерина  Павловна

студент  4  курса,  кафедра  теории  и  истории  социологии  СПбГУ,  РФ,  г.  Санкт-Петербург

E -mailekaterinarogozhina@gmail.com

Богомягкова  Елена  Сергеевна

научный  руководитель,  канд.  соц.  наук,  старший  преподаватель  кафедры  теории  и  истории  социологии  СПбГУ,  РФ,  г.  Санкт-Петербург

 

Важнейшим  следствием  изменения  современного  общества  становится  возрастающий  интерес  к  человеку,  его  жизненному  миру,  его  проблемам  и  потребностям.  В  настоящее  время  все  большее  количество  людей  высказывается  в  поддержку  идеи  легализации  эвтанази[1] .  Многие  исследователи  видят  в  наблюдаемом  изменении  отношения  к  эвтаназии  результат  секуляризации  и  индивидуализации  общества,  которые  непосредственно  влияют  на  движение  от  традиционных  ценностей  к  более  либеральным  отношениям  и  акценту  на  личной  автономии  [Cohen,  2006].  Легализация  эвтаназии  в  Нидерландах  и  Бельгии,  яркие  случаи  борьбы  за  право  достойно  умереть  во  многих  странах  показывают,  что  вопросы  о  принятии  решений  о  «досрочном»  прекращении  жизни  и  медицинском  вмешательстве  в  него  становятся  причиной  споров  и  дебатов  среди  самых  разных  социальных  групп  [7,  с.  56].  Ситуация  складывается  неоднозначная.  С  одной  стороны,  значительный  технический  прогресс  сегодня  позволяет  продлить  жизнь  пациента  почти  до  бесконечности  (с  помощью  аппарата  искусственной  вентиляции  легких,  например)  [8,  с.  327],  с  другой  —  эти  достижения  далеко  не  всегда  гарантируют  качество  жизни  при  столь  долгой  ее  продолжительности  [9,  с.  399].  Вопросы  о  продолжительности  и  качестве  жизни  в  наши  дни  остаются  важными  и  нерешенными,  и  наиболее  актуальной  темой,  обсуждаемой  мировым  сообществом,  является  этическая  и  социальная  приемлемость  и  возможность  легализации  эвтаназии  [10,  с.  355].

Для  Запада  проблема  эвтаназии  не  является  новой,  она  институционализирована  и  активно  обсуждается  как  научным  сообществом,  так  и  широкой  общественностью.  В  России  же  данная  проблема  до  сих  пор  находится  на  стадии  формирования.  Проблема  эвтаназии  не  имеет  той  же  актуальности  в  России,  что  и  на  Западе.  При  этом,  однако,  дискуссии  по  поводу  эвтаназии  ведутся  на  различных  уровнях  и  вовлекают  все  больше  представителей  различных  сфер  общественной  жизни.

Существует  много  исследований,  предоставляющих  данные  о  факторах,  влияющих  на  отношение  к  проблеме  эвтаназии  пациентов,  врачей,  общества  в  целом  [1;  2;  4;  7.;  8;  10];  опубликованы  работы,  посвященные  отношению  к  эвтаназии  медицинских  студентов  [6;  11],  однако  практически  нет  сведений  о  различиях  в  отношении  к  эвтаназии  между  студентами  медицинских  специальностей  и  студентами,  изучающими  другие  академические  дисциплины  [9].  Сравнительные  же  исследования,  посвященные  отношению  к  проблеме  эвтаназии  в  России  и  в  Германии,  не  проводились.

Автором  было  проведено  исследование,  посвященное  сравнению  отношения  к  проблеме  эвтаназии  студентов  высших  учебных  заведений  России  и  Германии. 

Автор  не  претендует  на  определение  и  описание  всех  факторов,  способных  оказывать  влияние  на  формирование  мнения  о  проблеме  эвтаназии.  Были  выделены  лишь  несколько,  которые,  по  мнению  автора,  могут  детерминировать  отношение  к  эвтаназии.  Это:

·     направление  подготовки  (специальность);

·     политические  взгляды  и  активность  (уровень  политизированности);

·     религиозные  взгляды  и  активность  (уровень  религиозности);

·     степень  вовлеченности  в  проблему;

·     принадлежность  к  определенной  стране  (социокультурный  контекст).

Отношение  студентов  к  проблеме  эвтаназии  выяснялось  с  помощью  анкеты,  включающей  25  вопросов  и  разработанной  автором  на  основании  анализа  литературы  по  релевантной  тематике  и  результатов  проведенных  социологических  исследований.

Сбор  данных  осуществлялся  посредством  интернет-опроса.  Тип  выборки  —  стихийный  отбор  (n  =  324,  Германия  —  153,  Россия  —  171). 

Анализ  данных  проводился  с  помощью  программы  SPSS  Statistics  (ver.  19).  Р  (Sig.)  <  0,05  была  принята  значимой.  Описательные  статистики  были  использованы  для  количественного  описания  данных  с  использованием  основных  статистических  показателей.  Тест  на    проводился  для  выявления  различий  в  оценках  между  российскими  и  немецкими  респондентами,  а  также  между  подгруппами  студентов-медиков  и  студентов  иных  академических  дисциплин.  Корреляционный  анализ  проводился  для  фиксирования  статистически  значимых  взаимосвязей  между  переменными  «уровень  религиозности»  и  «отношение  к  эвтаназии»,  «уровень  политизированности»  и  «отношение  к  эвтаназии»,  «степень  вовлеченности  в  проблему»  и  «отношение  к  эвтаназии».

Под  уровнем  религиозности  автор  понимает  активное  участие  в  религиозной  деятельности,  позиционирование  себя  как  члена  религиозной  общины,  соблюдение  религиозных  постулатов  и  пр.  Уровень  политизированности  включает  в  себя  участие  в  выборах,  членство  в  политических  партиях,  активную  защиту  своих  политических  взглядов,  интерес  к  политической  жизни  города/страны  и  пр.  Степень  вовлеченности  в  проблему  понимается  как  непосредственное  столкновение  респондента  с  ситуациями  неизлечимых  заболеваний  (у  родственников,  друзей,  знакомых  и  т.  д.).

В  ходе  опросов,  проведенных  в  мае  2013  года  в  г.  Билефельд,  Германия,  и  мае  2014  г.  в  г.  Санкт-Петербург,  Россия,  были  опрошены  324  человека:  153  студента  Билефельдского  университета,  114  студентов  Санкт-Петербургского  государственного  университета  и  57  представителей  Первого  Санкт-Петербургского  государственного  медицинского  университета  им.  акад.  И.П.  Павлова.

 

Macintosh HD:Users:Ekaterina:Downloads:dagitty-model.jpg

Рисунок  1.  Каузальная  модель  исследуемой  проблемы  отношения  к  феномену  эвтаназии

 

Абсолютное  большинство  опрошенных  в  обеих  странах  знает,  что  такое  эвтаназия  (93,0  %;  в  Германии  —  88,2  %,  в  России  —  97,1  %).  Интересно,  что  о  проблеме  эвтаназии  российские  студенты  осведомлены  лучше,  чем  немецкие,  хотя  развитость  западноевропейского  дискурса  по  данной  проблеме  должна  предполагать  обратное.

Подавляющее  большинство  респондентов  в  обеих  странах  считают  эвтаназию  допустимой.  82,9  %  опрошенных  согласны  с  тем,  что  эвтаназия  является  приемлемой;  в  Германии  за  это  высказались  89,5  %,  в  России  —  78,9  %. 

Отношение  к  феномену  эвтаназии  различается  у  немецких  и  российских  студентов.

Группы  немцев  и  россиян  также  неоднородны,  внутри  них  наблюдаются  статистически  значимые  различия.  На  отношение  респондента  к  эвтаназии  влияют  специальность,  которой  он  обучается,  а  также  уровень  религиозности  и  политизированности.  Представители  медико-санитарных  специальностей  в  целом  поддерживают  эвтаназию  менее  активно  по  сравнению  со  студентами  технических  и  естественнонаучных  и  социогуманитарных  профилей;  кроме  того,  они  более  сдержанны  в  оценках  данного  явления.  Респонденты  с  низким  уровнем  религиозности  в  большей  степени  приемлют  идею  эвтаназии,  чем  религиозно  активные  участники  исследования.  Политически  активные  студенты  также  относятся  к  эвтаназии  лояльнее,  нежели  респонденты  с  низким  уровнем  политизированности.  Степень  вовлеченности  в  проблему  не  оказывает  влияния  на  отношение  опрошенных  к  эвтаназии.

Респонденты  в  целом  высказываются  как  в  пользу  допустимости  эвтаназии,  так  и  в  пользу  ее  легализации.  Тем  не  менее,  существуют  различия,  во-первых,  в  оценках  студентов  медицинских  и  немедицинских  профилей:  только  53,8  %  медиков  согласны  с  возможностью  узаконения  активной  эвтаназии,  тогда  как  среди  не-медиков  эта  идея  поддерживается  69,4  %.  Различия  в  ответе  на  данный  вопрос  статистически  значимы  (,  Sig.  =  0,006)  в  обеих  странах.  Респонденты,  не  имеющие  отношения  к  медицине,  в  большей  степени  склонны  поддерживать  эвтаназию.  Во-вторых,  статистически  значимые  различия  (,  Sig.  =  0,000)  наблюдаются  в  оценках  возможности  легализации  эвтаназии  студентами-немцами  и  студентами-россиянами.  И  в  России,  и  в  Германии  большинство  респондентов  поддерживает  как  пассивную,  так  и  активную  формы  эвтаназии.  Тем  не  менее,  в  Германии  активную  эвтаназию  готовы  разрешить  70,6  %  опрошенных,  в  России  —  только  56,7  %.  Большинство  респондентов  при  этом  считают  эвтаназию  допустимой  либо  в  ситуации  смерти  мозга,  либо  в  ситуации  неизлечимого  смертельного  заболевания. 

Социокультурный  контекст  оказывает  влияние  на  отношение  респондента  к  эвтаназии.  Для  Германии,  европейской  страны  с  высоким  качеством  жизни,  где  сегодня  постепенно  сдает  свои  позиции  церковь  (см.  Иерусалимский,  2009)  и  широко  распространены  идеи  либерализма,  проблема  эвтаназии  не  нова.  Большинство  респондентов,  опрошенных  в  Германии,  поддерживают  эвтаназию  в  любой  ее  форме,  кроме  евгенистической  (вероятно,  это  связано  с  исторической  памятью  немецкого  народа).  В  России  проблема  эвтаназии  не  столь  актуальна,  она  не  входит  в  круг  проблем,  обсуждаемых  регулярно  и  формирующих  вокруг  себя  определенный  дискурс.  Кроме  того,  на  формирование  общественного  мнения  по  поводу  эвтаназии  сильно  влияет  институт  церкви,  который  в  России  по-прежнему  обладает  высоким  авторитетом.  Тем  не  менее,  несмотря  на  то,  что  общая  поддержка  идеи  эвтаназии  в  России  несколько  ниже,  чем  в  Германии,  больше  половины  опрошенных  считают  ее  приемлемой.

 

Список  литературы:

1.Алабердеева  Г.Р.  Отношение  к  эвтаназии  (опыт  анализа  общественного  мнения)  //  Социологические  исследования.  —  2013.  —  №  5.  —  С.  141—144.

2.Богомягкова  Е.С.  Эвтаназия  как  социальная  проблема:  стратегии  проблематизации  и  депроблематизации  //  Журнал  исследований  социальной  политики,  —  т.  8,  —  №  1.  —  2010.  —  С.  33—52.

3.Иерусалимский  В.П.  Религиозность  и  конфессии  в  современной  Германии  //  [Online]  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.gazetaprotestant.ru/2008/10/religioznost-i-konfessii-v-sovremennoy-germanii/  (дата  обращения  28.06.2014). 

4.Карп  Л.Л.,  Потапчук  Т.Б.  Проблема  эвтаназии  в  Казахстане:  «за»  и  «против»  //  Социологические  исследования.  —  2004.  —  №  2.  —  С.  135—137.

5.Cohen  J.  and  others.  Trends  in  acceptance  of  euthanasia  among  the  general  public  in  12  European  countries  (1981–1999)  //  European  Journal  of  Public  Health,  —  Vol.  16,  —  №  6,  —  2006.  —  Pp.  663—669.

6.Leppert  W.  and  others.  A  Comparison  of  Attitudes  Toward  Euthanasia  Among  Medical  Students  at  Two  Polish  Universities  //  J  Canc  Educ,  —  №  28.  —  2013.  —  Pp.  384—391.

7.Maitra  R.T.  and  others.  Do  German  General  Practitioners  Support  Euthanasia?  Results  of  a  nation-wide  questionnaire  survey.  European  Journal  of  General  Practice,  —  2005.  —  Vol.  11.  —  Pp.  94—100.

8.Ryynaenen  O.P.,  M.  Myllykangas,  M.  Viren  and  H.  Heino.  Attitudes  toward  euthanasia  among  physicians,  nurses  and  the  general  public  in  Finland.  Public  Health,  —  2002.  —  №  116.  —  Pp.  322—331.

9.Ummuhan  Bas  Aslan,  Ugur  Cavlak.  Attitudes  towards  euthanasia  among  university  students:  A  sample  based  on  Turkish  population  //  Journal  of  Medical  Science,  —  2007.  —  Vol.  7.  —  Pp.  396—401.

10.Verpoort  C.,  C.  Gastmas,  N.D.  Bal  and  B.D.  Casterle.  Nurses’  attitudes  to  euthanasia:  A  review  of  literature  //  Nurs.  Ethics.  —  Vol.  11.  —  2004.  —  Pp.  349—365.

11.Wong  Yut  Lin  and  others.  Attitudes  of  Medical  Students  Towards  Euthanasia  in  a  Multicultular  Setting  //  Med  J  Malaysia,  —  Vol.  60,  —  №  1.  —  March  2005.  —  Pp.  46—49.

[1]   Эвтаназия  понимается  автором  как  специальное  медицинское  вмешательство  либо  бездействие  врача,  направленное  на  прекращение  жизни  неизлечимо  больного  и  тяжело  страдающего  человека,  осуществляемого  в  соответствии  с  его  собственной  добровольно  выраженным  желанием  и  имеющее  единственной  целью  прекращение  невыносимых  страданий.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.