Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 08 июля 2014 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
АНТИЧНЫЕ ПИСАТЕЛИ О РИМСКОЙ БРИТАНИИ: КУЛЬТУРА И РОМАНИЗАЦИЯ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(22). URL: https://sibac.info/archive/social/7(22).pdf (дата обращения: 24.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

АНТИЧНЫЕ  ПИСАТЕЛИ  О  РИМСКОЙ  БРИТАНИИ:  КУЛЬТУРА  И  РОМАНИЗАЦИЯ

Эзри  Григорий  Константинович

студент  3  курса  Историко-Филологического  факультета  БГПУ,  РФ,  г.  Благовещенск

E-mailgrigoriyezri@mail.ru

Донченко  Алексей  Иванович

научный  руководитель,  д-р  культурологии,  профессор  БГПУ,  заведующий  кафедрой  Всемирной  истории,  РФ,  г.  Благовещенск

 

Культура  —  это  нечто  уникальное,  то,  что  отличает  один  этнос  от  другого,  делает  его  особенным  и  непохожим  на  остальные.  Представляет  собой  исторические  устоявшиеся  формы  организации  социальной  жизни,  традиции,  нормы  поведения,  уровень  развития.  Культура  —  основа  цивилизационного  подхода  к  изучению  к  истории,  что  подчеркивает  всю  важность  ее  специального  изучения  [2;  17].

Первое  знакомство  культур.  Античные  историки  и  географы  описали  в  своих  трудах  многие  исторические  события,  географические,  культурные  и  иные  особенности  этносов  и  стран.  Среди  обилия  всех  сведений,  представленных  в  их  трудах,  есть  информация  и  о  Британии.  Никому  из  них,  правда,  так  и  не  удалось  дать  точную  и  всеобъемлющую  характеристику  данной  провинций,  однако  их  сведения  представляют  значительный  научный  интерес.  Торговые  контакты  Рима  и  Британия  начались  задолго  до  походов  Цезаря  54  и  53  гг.  до  н.  э.,  о  чем  свидетельствует  наличие  купцов.  Эти  купцы  по  торговым  делам  пересекали  пролив,  но  далее  побережья  никуда  более  не  шли  [20;  21:  20].  Кроме  того,  из  тех  же  «Записок  о  Галльской  войне»  известно,  что  некоторые  племенные  вожди  переходили  на  сторону  римлян,  с  некоторыми  были  налажены  давние  контакты  [21:  27;  22:  19—23].  Евтропий  Флавий  отмечал,  что  до  походов  Цезаря  бритты  не  слышали  римских  имен  [3:  Кн.V,  17.1].  Вероятно,  он  имеет  в  виду,  что  не  было  значительного  культурного  взаимодействия  двух  этносов.  Хотя  данный  тезис  правильно  отнести  к  основной  массе  населения,  а  не  к  торгово-аристократической  верхушке,  которая  имела  некоторые  экономические  и  дипломатически  контакты. 

Экономико-дипломатическое  взаимодействие  продолжалось  и  при  Августе:  бритты  платили  довольно  высокие  пошлины  Риму  на  ввоз  своих  товаров;  некоторые  представители  аристократической  верхушки  просили  помощи,  совершали  дары  Риму  [24:  4,  XXXII;  18:  V,  3]. 

Романизация.  Столь  слабое  культурное  взаимодействие  продолжалось  вплоть  до  начала  завоевания  Британии  в  47  г.  н.  э.  [3:  Кн.  VII,  13.1;  14:  13].  После  же  завоевания,  в  контексте  Британии  как  провинции,  необходимо  говорить  уже  не  просто  о  культурном  взаимодействии,  а  о  последовательной  политике  романизации.  По  поводу  данного  понятия  в  современной  науке  ведется  спор,  как  о  его  значении,  так  и  об  уместности  употребления  понятия  «романизация»  [1].  По-нашему  мнению,  употребление  данного  термина  уместно,  так  как  он  учитывает  реально  проходившее  процессы:  проникновение  римской  культуры  и  интеграцию  различных  культур  [1,  с.  200].

Лучше  всего  данный  процесс  описал  Тацит  на  примере  деятельности  Агриколлы.  Он  старался  приучать  бриттов  к  миру  путем  развлечений.  Из  государственных  средств  финансировал  строительство  храмов,  форумов  и  домов.  Поощрял  трудолюбивых.  Внушил  знати  дух  соревновательности:  кто  больше  и  лучше  будет  перенимать  римские  традиции.  Детей  знати  начал  обучать  различным  наукам.  Так  появлялся  сначала  интерес  к  латинскому  языку,  а  затем  и  желание  переодеться  в  тогу  [16:  21].  Кроме  того,  в  Британии  создается  система  местного  самоуправления  по  уже  имеющимся  провинциальным  образцам:  появляются  курии  [15:  32].  Данное  положение  касается  и  организации  управления  провинцией:  главой  местной  власти  становится  римский  наместник  [16:  5;  18]. 

Британия,  став  провинцией,  естественным  образом  попало  в  римское  правовое  поле,  стала  входить  в  юрисдикцию  императора  и  сената.  Плиний  Старший  рассказывает  о  добыче  черного  свинца  для  труб  и  пластинок  в  Британии.  Добыча  производится  из  верхнего  слоя  земли  в  изобилии.  Также  сказано  о  запрете  ее  добычи  более  определенного  количества.  Это  был  закон,  принятый  в  Италий  и  распространенный  и  на  Британию  [14:  XLVIX.164(XLIX.164);  пятое  примечание  к  данной  части].

Плиний  Младший:  книга  I  письмо  2  [9].  Здесь  Плиний  сообщает  своему  другу  о  том,  что  желает  издать  свою  книгу,  т.  к.  его  сочинения  пользуются  популярностью.  В  примечании  к  этому  письму  говорится  о  том,  что  издателем  книги  является  книготорговец.  Для  издания  он  покупает  рукопись  у  писателя.  Затем  доход  идет  издателю.  Запрета  на  копирование  не  было.  Далее,  что  важнее  для  данной  темы,  приводится  пример  поэта  Марциала,  «чьи  книги  продавались  у  троих  книготорговцев,  жил  щедротами  и  подачками  своих  патронов;  стихи  его  распевались  в  Британии,  но  "его  кошелек  об  этом  ничего  не  знал"»  [9:  XI.3.5-6].

Плиний  в  десятом  письме  второй  книги  сетует  на  то,  что  его  друг  Фалькон  не  издает  своих  произведений.  Автор  письма  желает  своему  другу:  «Пусть  они  [твои  произведения]  будут  на  устах  людей,  пусть  побывают  всюду,  где  только  говорят  по-латыни…».  В  комментарии  отмечено,  латынь  была  распространена  в  Западных  провинциях.  И  приведен  пример:  «Плиния  читали  в  Галлии,  Марциал  дошел  до  Британии»  [9]. 

Также  Плиний  адресует  ряд  писем  и  упоминает  в  своих  письмах  тех,  кто,  как  говорится  в  комментариях,  жил  или  живёт  в  Британии  (например,  кн.  I,  письма  13  и  20,  кн.  III,  8,  кн.  VI  письмо  15,  письмо  11  книги  IX  и  др.)  [9].

Тацит  отмечает  распространение  латинского  языка  и  активную  строительную  деятельность  в  Британии.  Происходит  распространение  римских  обычаев  и  традиций  на  острове  [16:  21].

Также  Корнелий  отметил  курию  в  Камулодуне  [16:  32]  и  колонии,  название  одной  из  них  даже  указал  —  Форум  Юлия  [16:  4,  5,  14,  16,  31,  32].  Он  же  называет  Британию  провинцией  уже  во  времена  Светония  Паулина  [15:  Кн.  XIV,  30].

Диону  Кассию  известен  тоже  ряд  лиц,  побывавших  в  Британии  [5:  LXXIV.  8(1),  LXXIII,  LXXIX,  LXXIX.  30(2)  и  др.).

Романизация  и  бритты.  В  связи  с  дискуссией  о  романизации,  встает  важный  вопрос:  как  романизация  отразилась  на  людях,  как  они  к  ней  относились,  как  вообще  шел  данный  процесс  на  индивидуальном  уровне  [1].  Вероятно,  романизация  мало  коснулась  общинного  трудового  населения.  Ей  в  основном  подвергались  жители  городов,  знать,  купечество.  Естественно,  что  таким  образом  они  искали  себе  выгоду.  С  другой  стороны,  как  говорится,  к  хорошему  привыкаешь  быстро.  Тацит  отмечал,  что  бритты  быстро  пристрастились  к  роскоши,  пирам,  портикам,  термам  и  т.  д.  Это  считалось  цивилизацией  и  просвещением,  хотя  являлось,  по  мнению  античного  историка,  ступенью  к  дальнейшему  порабощению  [16:  21;  18].

В  качестве  агентов  романизации  использовались  ветераны.  Специально  для  них  основан  Колчестер  со  статусом  колонии  [16:  5,  14;  17].

Религиозная  ситуация.  В  Британии  были  свои  местные  культы.  В  отношении  них  Рим  проводил  уже  много  раз  проверенную  политику:  местные  боги  отождествлялись  с  римскими,  римляне  им  на  всякий  случай  делали  жертвоприношения.  Некоторое  распространение  получил  культ  императора  [20].

Сульпиций  Север  в  своей  «Хронике»  [19,  LI]  сообщает,  что  Британия  была  местом  ссылки.  Кроме  того,  сообщается,  что  в  Британию  отправляли  вспомогательные  войска,  навербованные  и  у  «варварских»  народов  [5,  LXXIII.  16(1)].  Они  приносили  вместе  с  собой  и  различные  религиозные  культы.  Особенно  популярным  в  армейской  среде  был  культ  Митры.  На  территории  данной  провинции  находят  остатки  древних  храмов,  посвящённых  данному  божеству  [20;  24].

В  Альбион  проникло  и  христианство.  По  различным  сведениям  это  случилось  во  II—IV  вв.  (вторая  цифра  более  достоверна;  христианские  источники  отмечают  британских  мучеников  III  в.)  [6,  с.  99].  Север  сообщает  о  британских  епископов,  которые  помогали  арианам  [19,  XLIX].  Значит,  с  некоторой  долей  вероятности,  эти  епископы  симпатизировали  арианству. 

В  Британии  строились  христианские  храмы,  складывались  христианские  общины.  Однако  трений  с  язычниками  не  удалось  избежать.  Храмы  переходили  из  рук  в  руки  [24].

Происхождение  бриттов.  Вопрос  о  происхождении  населения  античные  писатели  решают,  в  целом,  одинаково.  Цезарь,  полагаясь  на  древние  предания,  говорит  о  родственности  галлов  и  кельтов  [21:  20].  Далее,  он  заключает,  что  внутренняя  часть  острова  заселена  «туземными»  племена,  а  побережье  —  выходцами  из  Бельгики.  Все  они  носят  здесь  названия  тех  племен,  от  которых  они  происходят.  Вторые  занимаются  земледелием  [23:  12]. 

Тацит  также  решает  этот  вопрос,  но  у  него  несколько  иная  аргументация.  Точно  он  не  знал  о  тех  народах,  которые  заселяли  остров.  Вот,  что  он  написал  об  их  внешности.  «Русые  волосы  и  высокий  рост  обитателей  Каледонии  говорят  об  их  германском  происхождении;  смуглые  лица  силуров,  их  чаще  всего  курчавые  волосы  и  места  поселения  против  Испании  дают  основание  предполагать,  что  они  —  потомки  некогда  переправившихся  оттуда  и  осевших  на  этих  землях  иберов;  живущие  в  ближайшем  соседстве  с  Галлией  похожи  на  галлов…».  В  итоге  историк  приходит  к  выводу,  что  бритты,  скорее  всего,  потомки  галлов,  заселивших  соседние  острова  [16:  11].

  Страбон  согласен  с  тем,  что  бритты  очень  похожи  на  кельтов  [18,  V].  Так  он  описал  их  антропологический  вид:  «Жители  Бреттании  более  рослые,  чем  кельты,  и  менее  светловолосые,  но  более  хрупкого  телосложения.  Доказательством  их  рослости  может  служить  следующее:  я  видел  сам  в  Риме  бреттанских  подростков,  возвышавшихся  на  полфута  выше  самых  высоких  мужчин  в  городе,  хотя  они  были  кривоногими  и  не  отличались  стройностью  телосложения».  [18,  V.2].

Степень  развитости  хозяйства.  Наиболее  «цивилизованные»  из  всех  британских  народов  —  жители  Кантия,  местности  целиком  береговой,  и  их  образ  жизни  немногим  отличается  от  галльского.  Жители  внутренней  части  Британии  большей  частью  не  засевают  полей,  а  питаются  молоком  и  мясом  и  одеваются  в  шкуры  [22:  14].  Страбон  тоже  считает  данную  провинцию  слаборазвитой:  некоторые  племена  не  умеют  делать  сыр  из  молока,  не  засевают  полей,  не  занимаются  садоводством  [19,  V.  2].  Хотя,  при  этом,  известно,  что  некоторые  племена  занимались  выращиванием  хлеба.  Этот  хлеб  был  необходим  Риму  [4:  Кн.  III.  5].

География  Римской  Британии.  Британия,  как  доказало  плавание  Пифея  из  Массилии,  является  островом  [24,  LXXVII.  186.;  5,  LXV.  20(1)].  Форма  острова  описывается  разными  авторами  по-разному:  Цезарь  называет  ее  треугольником  [22:  13],  а  Тацит  сравнил  ее  с  «продолговатым  блюдом  и  обоюдоострой  секирой»  [16:  12].

Альбион  [12:  102]  расположен  в  последнем  Океана,  море  [13,  Кн.II.  Гл.24.;  14:  12;  7:  76,  80,  109].  Этот  море-океан  называют  Британским  морем  [11:  109]. 

Вокруг  острова  Британия  расположен  еще  ряд  островов:  Мона  [21:  13]  и  ряд  других  островов:  Оркады  (Оркнейские  о-ва),  семь  Акмодских  (Шетландских  островов),  Глезарские  острова  и  другие  [11:  103].  Особое  место  занимает  «последний»  остров  Туле,  т.  к.  в  его  близи  море  твердое,  замершее,  поэтому  трудно  грести,  море  именуется  Кронийским  [7:  82;  11:  104].

Остров  расположен  на  северо-западе  круга  земного  [22:  71,  81].  Своей  западной  частью  он  повернут  к  Испании  [22:  13;  16:  12],  южной  стороной  обращен  к  Галлии  и  Германии  [12:  102;  17:  12;  23:  13].  Между  Испанией  и  Британией  расположен  остров  Иберния,  а  на  полпути  к  нему  остров  Мона  [22:  13].

Цезарь  дает  такие  размеры  острова:  запад  —  700  миль,  север  —  800  миль,  оставшиеся  сторона  —  500  миль.  Таким  образом,  общая  длина  побережья  —  2000  миль  [22:  13].

Другие  данные  дает  Плиний  Старший:  окружность  Британии  4875  миль,  его  длина  —  800  миль,  ширина  —  300  миль.  Известна  ему  и  окружность  Гибернии  (Ирландии):  «ширина  такая  же,  но  длина  на  200  миль  меньше»  [10:  102].

А,  по  мнению  Кассия,  его  длина  составляет  950  миль,  ширина  в  самом  узком  месте  —  8,  в  самом  широком  —  40  миль.  При  этом  он  добавляет,  что  римляне  («мы»)  владеют  немногим  меньше  половины  острова  [5,  LXXVII.  12(1-5)].  Страбон  считает,  что  одной  стороной  Британия  равна  Кельтике,  другие  стороны  составляют  4000—4300  стадиев  [18:  V.  1].

Цезарь  и  Тацит  в  один  голос  говорят  о  суровости  океана,  о  сезоне  бурь,  об  опасности  плавания  по  нему  —  бури  сокрушают  корабли  [2,  36.;  9,  Кн.II.  Гл.24].  Также  Плиний  Старший,  со  ссылкой  на  Пифея  из  Массилии,  утверждает,  что  прилив  к  югу  от  Британии  поднимается  на  80  локтей  (1  локоть  =  0,444  м).  «Внутренние  же  моря  закрыты  со  всех  сторон  землями,  как  замкнутые  бухты»  [10,  LXXVII.  186].

  С  восточной  стороны  остров  имеет  удобную  гавань  Кантий,  куда  удобно  плыть  из  гавани  Ития  [10:  1—2,  13].  К  этому  Плиний  Старший  добавляет  следующее:  расстояние  от  Британии  до  Гесориака  (Булони)  составляет  напрямую  50  миль  [11:  102].  Переправа  до  Гибернии  составляет  от  30  до  125  миль  в  зависимости  от  географического  положения  точки  начала  пути  [11:  103]. 

  Природно-климатические  условия  на  острове  различны.  Основная  часть  римских  владений  была  покрыта  болотами,  возвышенностями,  лесами.  Здесь  обильны  дожди,  часты  туманы  [10:  19,  21,  23;  16:  12].  Антонинов  Вал  делит  Британию  надвое.  Севернее  него  расположены  дикие  и  бедные  водой  горы,  пустынные  и  болотистые  равнины  [5,  LXXVII.  12(1-2)].  Климат  мягче,  чем  в  Галлии:  холода  не  так  сильны  [22:  12;  7:  81].  Страбон  писал:  «Остров  большей  частью  является  равниной,  поросшей  лесом,  хотя  во  многих  местах  встречаются  и  холмы».  [18,  V.  2].  К  этому  можно  добавить  и  другие  его  слова:  «У  них  чаще  идут  дожди,  чем  снег,  и  даже  в  погожие  дни  туман  держится  так  долго,  что  за  целый  день  солнце  видно  только  3  или  4  часа  около  полудня»  [18,  V.  2].

Почвы  Римской  Британии  в  целом  благоприятны  для  земледелия,  к  тому  же  местное  население  разработало  агротехнические  приемы  ее  удобрения,  земля  богата  влагой  [18:  12;  13:  42,  47].  Почва  родит:  просо  (главная  зерновая  культура),  оливки,  виноград,  растения  теплых  краев,  земляные  плоды,  хлеб  [16:  12;  18,  V.5].

Лес  всякий,  кроме  бука  и  ели.  Здесь  можно  раздобыть  и  мед.  Зайцев,  кур  и  гусей  держат  для  забавы,  потому  что  есть  их  считается  грехом.  Помимо  указанных,  есть  и  неизвестные  римлянам  животные  [15,  Кн.II.  Гл.24;  18,  V.5;  22:  12].  

В  столь  благоприятных  условиях  хорошо  развито  земледелие,  что  делало  Альбион,  особенно  в  худую  годину,  одной  из  главных  житниц  Запада  [4,  Кн.  III.  5;  21:  32;  22:  12].

Самый  длинный  день  в  Британии  равен  17  равноденственным  часам  [11,  LXXVII.  186].  На  Севере  и  островах  и  в  районе  острова  Туле  наблюдаются  полярный  день  и  полярная  ночь  [11:  104].  Цезарь  считал  доказанным  фактом  то,  что  ночь  здесь  короче,  чем  на  материке  [29:  13]. 

Ремесло  и  добыча  полезных  ископаемых.  Остров  также  располагает  и  некоторыми  полезными  ископаемыми:  олово,  железо  [29:  12],  жемчуг,  янтарь  [12:  103;  13:  57],  черный  свинец  [14,  XLVIX.164  (XLIX.164)],  золото,  серебро  [16:  12].

Плиний  Старший  сообщает  о  добыче  полезных  ископаемых  и  о  правовом  регулировании  данной  деятельности  [12:  XLVIX.164(XLIX.164);  пятое  примечание  к  данной  части].

Обычаи  и  традиции.  Античные  писатели  говорят  о  схожести  культур  галлов  и  бриттов  [16:  11,  13].  Но  кое-что  выделяют  особо.  Также  отмечается  и  обычай  людоедства  в  случае  крайней  опасности  на  острове  Иерена.  [18,  V.  4].  К  этому  он  добавляет:  «у  них  считается  делом  похвальным  после  смерти  родителей  поедать  их,  и  открыто  вступать  в  сношения,  помимо  любых  других  женщин,  с  матерями  и  сестрами»  [18,  V.  4].  Жен  они,  человек  по  десять  или  по  двенадцать,  имеют  общих,  особенно  братья  с  братьями  и  родители  с  сыновьями;  родившиеся  от  таких  союзов  считаются  детьми  тех,  кто  взял  за  себя  их  мать  девицей  [22:  14]. 

Дион  Кассий  в  своем  рассказе  о  борьбе  Севера  с  прелюбодеяниями  упомянул  один  шутливый  разговор  о  вольных  отношениях  британок  с  мужчинами.  В  беседе  принимали  участие:  жена  Септимия  Севера  Юлия  Августа  Домна  и  жена  одного  каледонца  по  имени  Аргентококс.  Последняя  критиковала  римлянок  за  то,  что  они  тайно  вступают  в  связь  с  худшими  мужчинами.  А  британки,  в  тоже  самое  время,  делают  это  открыто  с  лучшими  [5,  LXXVII.  16(4,5),  17(1])].

Выводы. 

1.  Традиционная  британская  культура  имеет  ряд  общих  черт  с  галльской,  так  как  кельты  и  галлы  родственные  по  происхождению  и  близости  проживания  племена.  Близость  проживания  детерминировала  их  постоянные  контакты. 

2.  Степень  развитости  британских  племен  зависит  от  места  их  проживания:  насколько  территория  их  проживания  благоприятствует  выращиванию  хлеба  и  доступна  для  купцов  (прибрежные  территории  благоприятны  для  занятия  земледелием  и  относительно  удобны  для  доступа  купцов). 

3.  Первоначальное  соприкосновение  с  римской  культурой  отразилось  только  на  торгово-аристократических  верхах  общества,  участвовавших  в  экономико-дипломатических  контактах. 

4.  Процесс  романизации  включил  Британию  в  состав  Римской  империи  в  культурном,  правовом,  властном,  коммуникационном,  экономико-торговом  и  иных  аспектах.

5.  Романизация  касалась  не  только  формального  восприятия  некоторых  римских  форм  народно-хозяйственного  быта,  но  и  меняла  культурный  уклад  жизни  части  британского  населения,  прежде  всего  аристократии,  купечества,  горожан,  британцев,  служащих  в  римской  армии  [20].

6.  Процесс  романизации  способствовал  складыванию  единой  римско-британской  культурной  среды,  состоящей  из  общих  языка,  массовой  культуры  и  религии. 

7.  Британия  владела  рядом  полезных  ископаемых,  добыча  которых  была  налажена  и  подлежала  правовому  регулированию.

8.  Включение  Британии  в  состав  Римской  империи  в  качестве  провинции  привело  к  интеграции  Альбиона  в  состав  государства  в  качестве  романизируемой  территории. 

 

Список  литературы:

  1. Барышников  А.Е.  Римская  Британия  и  проблема  романизации:  кризис  традиционной  концепции  и  дискуссия  о  новых  подходах  в  современном  английском  антиковедении  //  Средиземноморский  мир  в  античную  и  средневековую  эпохи.  Вестник  Нижегородского  университета  им.  Н.И.  Лобачевского,  —  2012,  —  №  6(3),  —  с.  200—211.
  2. Гутов  Е.В.  Культурно-исторических  типов  теория  //  Современный  философский  словарь.  М.:  Панпринт.  В.Е.  Кемеров.  1998.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://encyclopedia_philosophy.academic.ru/186/%D0%9A%D0%A3%D0%9B%D0%AC%D0%A2%D0%A3%D0%A0%D0%9D%D0%9E-%D0%98%D0%A1%D0%A2%D0%9E%D0%A0%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%A5_%D0%A2%D0%98%D0%9F%D0%9E%D0%92_%D0%A2%D0%95%D0%9E%D0%A0%D0%98%D0%AF_%28%D1%86%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4%29  (Дата  обращения  —  31.05.2014).
  3. Евтропий.  Краткая  история  от  основания  Города.  Перевод  А.И.  Донченко.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Evtr/index.php  (Дата  обращения  —  12.10.2012).
  4. Зосим.  Новая  история.  [Перевод,  комментарии,  указатели  Н.Н.  Болгова].  Белгород:  издательство  Белгородского  государственного  университета,  2010.  —  344  с.
  5. Кассий  Дион  Коккейан.  Римская  история.  Книги  LXIV—LXXX  /  пер.  с  древнегреч.  под  ред.  А.В.  Махлаюка.  СПб.:  Филологический  факультет  СПбГУ;  Нестор  История,  2011.  —  456  с.  —  (Fontes  sxripti  antiqui).
  6. Корсунский  А.Р.,  Гюнтер  Р.  Упадок  и  гибель  Западной  Римской  империи  и  возникновение  германских  королевст  (до  середины  VII  в.).  М.:  Изд-во  МГУ,  1984,  —  256  с.
  7. Орозий  Павел.  История  против  язычников.  Книга  I.  Перевод  В.М.  Тюленева.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://krotov.info/acts/05/1/orozy_01.html  (Дата  обращения  —  12.10.2012).
  8. Памфил  Евсевий  Кесарийский.  Жизнь  Константина.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://lib.rus.ec/b/389685/read#t2  (Дата  обращения  —  12.10.2012).
  9. Плиний  Гай.  Письма  Плиния  Младшего,  Панегирик  императору  Траяну  (Книги  I,  II,  III,  VI  перевод  М.Е.  Сергеенко.  Книга  IX  перевод  А.И.  Доватура.).  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://readr.ru/gay-pliniy-pisma-pliniya-mladshego-panegirik-imperatoru-trayanu.html  (Дата  обращения  —  12.10.2012).
  10. Плиний  Старший.  Естественная  история.  Книга  II.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1327841265  (Дата  обращения  —  12.10.2012).
  11. Плиний  Старший.  Естественная  история.  Книга  IV.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://annales.info/ant_lit/plinius/04star.htm  (Дата  обращения  —  12.10.2012).
  12. Плиний  Старший.  Естественная  история.  Книга  IX.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1336867444  (Дата  обращения  —  12.10.2012).
  13. Плиний  Старший.  Естественная  история.  Книга  XVII.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://annales.info/ant_lit/plinius/17bor.htm  (Дата  обращения  —  12.10.2012).
  14. Плиний  Старший.  Естественная  история.  Книга  XXXIV.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://annales.info/ant_lit/plinius/34.htm  (Дата  обращения  —  12.10.2012).
  15. Тацит  Корнелий.  Анналы.  Перевод  А.С.  Бобовича,  редакторы  перевода  Я.М.  Боровский  и  М.Е.  Сергеенко.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1340777341  (Дата  обращения  —  12.10.2012).
  16. Тацит  Корнелий.  Малые  произведения.  Жизнеописание  Юлия  Агриколы.  Перевод  А.С.  Бобовича,  редактор  перевода  М.Е.  Сергеенко.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1346763637  (Дата  обращения  —  12.10.2012).
  17. Степин  В.С.  Культура  //  Новая  философская  энциклопедия:  В  4  тт.  М.:  Мысль.  Под  редакцией  В.С.  Стёпина.  2001.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/581/%D0%9A%D0%A3%D0%9B%D0%AC%D0%A2%D0%A3%D0%A0%D0%90  (Дата  обращения  —  31.05.2014).
  18. Страбон.  География  в  17  книгах.  Книга  IV.  Репринтное  воспроизведение  текста  издания  1964  г.  М.:  «Ладомир»,  1994.  Перевод,  статья  и  комментарии  Г.А.  Стратановского  под  общей  редакцией  проф.  С.Л.  Утченко.  Редактор  перевода  проф.  О.О.  Крюгер.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1267761076  (Дата  обращения  —  12.10.2012).
  19. Сульпиций  Север.  Хроника.  Книга  II  //  Сульпиций  Север.  Сочинения.  Пер.  А.И.  Донченко.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://krotov.info/acts/05/marsel/sever_06.htm//  (Дата  обращения  —  12.10.2012).
  20. Сэлуэй  Питер.  Римская  Британия  (около  55  до  н.  э.  —  около  440  н.  э.)  //  История  Великобритании.  Под  ред.  Моргана  Кеннета.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://lib.rus.ec/b/359904/read  (Дата  обращения  —  12.10.2012).
  21. Цезарь  Гай  Юлий.  Записки  о  Галльской  войне.  Книга  IV.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/cezar/04.php  (Дата  обращения  —  12.10.2012).
  22. Цезарь  Гай  Юлий.  Записки  о  Галльской  войне.  Книга  V.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/cezar/05.php  (Дата  обращения  —  12.10.2012).
  23. Цезарь  Октавиан  Август.  Деяния  божественного  Августа.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://lib.rus.ec/b/353370/read#t1  (Дата  обращения  —  12.10.2012).
  24. Широкова  Н.С.  Религия  римской  Британии:  культ  Митры  //  Мнемон.  Исследования  и  публикации  по  истории  античного  мира  Под  редакцией  профессора  Э.Д.  Фролова.  Выпуск  11.  СПбГУ.  Центр  антиковедения.  2012.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.