Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 10 июня 2014 г.)

Наука: Социология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Непряхина М.В. МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(21). URL: http://sibac.info/archive/social/6(21).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ  ОТНОШЕНИЯ  НА  СЕВЕРНОМ  КАВКАЗЕ:  ПРОБЛЕМЫ  И  ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ

Непряхина  Марина  Викторовна

студент  4  курса,  кафедра  социальной  работы  СКФУ,  РФ,  г.  Ставрополь

E-mailmarina_neprg93@mail.ru

Митрофанова  Светлана  Викторовна

научный  руководитель,  канд.  пед.  наук,  доцент  СКФУ,  РФ,  г.  Ставрополь

 

Вряд  ли  найдешь  на  Земле  еще  место,  где  на  не  столь  уж  большой  территории  жило  бы  столько  народов,  как  на  Северном  Кавказе.

Кавказ  заселен  человеком  с  глубокой  древности.  Расположенный  между  Европой  и  Азией,  он  на  протяжении  многих  веков  был  местом,  где  оседали,  смешиваясь  с  местным  населением,  пришлые  племена.  Сегодня  на  Кавказе  проживает  свыше  пятидесяти  народов:  русские,  кабардинцы,  черкесы,  адыгейцы,  абазины,  чеченцы,  ингуши,  аварцы,  даргинцы  и  многие  другие.  Здесь  говорят  на  языках  индоевропейской,  алтайской  и  кавказской  семьи,  а  православие  соседствует  с  исламом  и  древними  языческими  культами.

В  последнее  десятилетие  Северный  Кавказ  стал  печально  известен  в  мире  своими  межнациональными  конфликтами.  Поэтому  очень  важно  именно  сейчас  воспитывать  у  людей  разных  национальностей  терпимость  к  культуре,  образу  жизни,  религиозным  воззрениям  друг  друга. 

Особенности  этнокультурной  и  этнополитической  ситуации  на  Северном  Кавказе  общеизвестны,  среди  них  постоянную  актуальность  сохраняют:

·     пестрая  религиозная  структура  населения,  наличие  основных  мировых  религий  —  православие  (около  70  %  населения),  ислам,  буддизм,  иудаизм;  многих  традиционных  —  армянская  апостольская  церковь,  римско-католическая  и  протестантская  церкви,  индуистские  общины,  конфуцианские  общины;  многие  ответвления  внутри  них;

·     широкий  ряд  репрессированных  народов  —  балкарцев,  карачаевцев,  ингушей,  чеченцев,  крымских  татар,  турок-месхетинцев,  корейцев;

·     выраженная  мозаичность  расселения,  при  которой  даже  народы,  имеющие  свои  государственно  —  или  административно-территориальные  образования,  рассеяны  за  пределами  соответствующих  республик  [1;  3].

Этнический  Ренессанс  на  Северном  Кавказе,  как  ни  в  каком  другом  регионе  РФ,  выступает  одной  из  самых  значимых  тенденций.  Причины  оживления  национальной  жизни  разнообразны  и  порождены  как  общероссийскими,  так  и  собственно  северокавказскими  обстоятельствами.  Не  случайно  Северный  Кавказ  называется  «самым  сложным  регионом  в  стране  с  точки  зрения  социально-экономической  ситуации,  осуществления  государственного  управления  и  обеспечения  национальной  безопасности».  Именно  в  регионе  отмечаются:

·     жестокие  вооруженные  конфликты,  угроза  целостности  и  суверенитету  Российской  Федерации,  радикальный  этнический  национализм  и  религиозный  экстремизм;

·     самобытная  социальная  и  этнокультурная  мозаика,  специфическая  система  межнационального  взаимодействия;

·     ускоренное  создание  и  оформление  новых  уровней  государственности,  эволюция  национальных  институтов  и  процессов,  модернизация  национальных  организмов.

Все  это  осуществляется  на  фоне  ослабления  позиции  федерального  центра,  бытования  ложных  российско-кавказских  идеологем,  кризисных  явлений  обществоведческой  экспертизы  применительно  к  современному  Северному  Кавказу.  Преувеличение  укрепляющей  или  разрушающей  роли  России,  как  и  демонизация  «северокавказской  цивилизации»  наносят  серьезный  ущерб  «политике  культурного  плюрализма  и  уважения,  гражданских  прав,  как  на  уровне  страны,  так  и  на  уровне  отдельной  республики»,  которая  должна  лежать  «в  основе  общественного  устройства,  чтобы  избежать  кризисов  и  конфликтов»  [2].

В  целях  достижения  стабилизации  в  межнациональных  отношениях  и  преодоления  конфликтогенных  факторов  в  этнополитических  процессах  на  Северном  Кавказе  крайне  важным  представляется  повышение  уровня  общественного  сознания  и  культуры  межнационального  общения.  Без  этого  не  может  быть  цивилизованного  межличностного  общения  в  регионе. 

При  решении  миротворческих  проблем  в  этнополитических  процессах  на  Северном  Кавказе  необходимо  учитывать,  прежде  всего,  национальные  и  интернациональные  интересы  его  народов,  проявлять  максимум  уважения  к  их  национальному  достоинству,  культуре,  языку  и  истории.  В  то  же  время  при  оценке  этнического  фактора  в  жизни  региона  нельзя  допускать  необъективности  и  самовосхваления,  опускаться  до  уровня  национального  эгоизма  и  чванства. 

Кавказ  —  это  территория  переплетения  культур,  цивилизаций.  Тысячелетняя  история  Кавказа  -  это  постоянный  поиск  компромиссов,  формул  толерантности,  возможностей  мирной  совместной  жизни  многих  народов.  В  условиях  современности  особенно  важно  сохранить  то  доброе,  что  связало  народы  России,  в  том  числе  и  народы  Северного  Кавказа,  столетнюю  общую  историю,  достижения  в  политике,  культуре  и  других  сферах  жизни.  Всемирную  славу  Кавказу  принесли  народные  умельцы,  «Нартский  эпос»,  эпос  «Илли»,  «Джангр»  и  др.  Все  это  могут  иметь  только  мудрые  по  своему  складу  ума  народы.

Говоря  о  перспективе  развития  национальных  отношений  на  Северном  Кавказе  с  учетом  всех  тех  изменений,  которые  произошли  за  последние  десять  лет  прошлого  века,  можно  сделать  вывод  о  том,  что  национальная  политика  только  тогда  станет  действенным  инструментом  обеспечения  стабильности  в  Российской  Федерации,  когда  получит  должное  правовое,  материальное,  организационное  обеспечение  и  информационную  поддержку.

Этого  можно  достигнуть  путем  совместных  усилий  органов  власти  всех  уровней  при  конструктивном  сотрудничестве  с  общественными  объединениями  и  национально-культурными  автономиями.  При  условии,  что  они  действительно  займут  должное  место  в  преобразовательных  процессах  в  обществе.  Очевидно,  проведение  экономических  и  социальных  преобразований  теснейшим  образом  связано  с  решением  вопросов  национально-культурного  развития  народов  многонационального  государства,  включая  и  народы  Северного  Кавказа.

Должны  быть  откорректированы  федеральные  законы  и  законы  субъектов  Российской  Федерации,  направленные  на  разграничение  предметов  ведения  и  полномочий  между  федеральными  органами  государственной  власти  и  органами  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации,  расположенных  на  Северном  Кавказе.  Законодательные  акты  субъектов  Российской  Федерации  Северокавказского  региона,  содержащие  положения,  противоречащие  Конституции  Российской  Федерации  и  федеральными  законами,  должны  быть  приведены  в  соответствие  с  законами  Российской  Федерации  [4;  5].

Перспектива  развития  межнациональных  отношений  на  Северном  Кавказе  предполагает:

·     принятие  действенных  программ  по  борьбе  с  организованной  преступностью,  терроризмом,  экономическими  и  иными  преступлениями,  включающих  меры  по  недопущению  создания  антиконституционных  вооруженных  формирований  и  роспуску  уже  имеющихся  в  субъектах  Российской  Федерации,  расположенных  на  Северном  Кавказе;

·     решение  проблемы  «разделенных  народов»  (лезгины,  аварцы,  осетины  цахуры,  азербайджанцы,  группы  репрессированных  народов),  принятие  программ  их  социально-политической  и  экономической  поддержки,  программ  развития  приграничного  сотрудничества;

·     принятие  масштабных  и  действенных  программ  со  стороны  государства  для  разрешения  проблем  беженцев  и  вынужденных  переселенцев,  включая  разработку  и  реализацию  федеральной  программы  обустройства  и  трудоустройства  беженцев  и  вынужденных  переселенцев  на  Северном  Кавказе;

·     реализация  этнической  политики  как  интегральной  части  политики  формирования  гражданского  согласия,  утверждение  действенных  форм  солидарности  и  межличностного  доверия  как  основы  российской  гражданской  идентичности; 

·     разработка  и  осуществление  комплекса  мер,  призванных  остановить  процесс  оттока  русского  населения  из  субъектов  Российской  Федерации,  расположенных  на  Северном  Кавказе;

·     решение  социально-экономических  и  финансовых  вопросов,  поддержание  правопорядка  и  обеспечение  безопасности  граждан;

·     развитие  духовных  и  культурных  традиций  народов  Северного  Кавказа,  сохранение  культурно-исторического  многообразия  и  традиций,  создание  условий  для  сохранения  и  развития  языков  народов  Северного  Кавказа,  использование  русского  языка  как  общегосударственного;

·     признание  важной  роли  традиционных  религий  в  воспитании  чувств  уважения  и  доверия  между  народами;

·     популяризация  позитивного  имиджа,  традиционных  и  новых  брендов  Северного  Кавказа  как  благополучного,  безопасного  региона  РФ  с  уникальными  природно-климатическими,  курортно-рекреационными,  туристскими  и  этнокультурными  характеристиками.

Доверие  и  открытость,  уважение  и  готовность  понять  друг  друга  должна  стать  нормой  отношений  между  всеми  народами.  Богатейшая  история  и  культура  народов  Северного  Кавказа,  уходящая  корнями  вглубь  веков  —  фундамент  для  этого.  Недаром  народная  мудрость  гласит:  «Дерево  может  жить  без  ветвей  и  листвы,  но,  потеряв  корни,  оно  умирает».  Помня  опыт  прошлого,  надо  думать  о  России  сегодняшней,  желая  ей  Славы  и  Величия.

 

Список  литературы:

  1. Валяровский  Ф.И.  Актуальные  проблемы  правового  регулирования  межнациональных  отношений  в  Российской  Федерации  /  Ф.И.  Валяровский,  Н.Л.  Диденко,  Л.А.  Сугрей  ;  Пятигор.  гос.  лингвист.  ун-т.  Пятигорск,  2011.  —  113  c.
  2. Иордан  М.В.  Об  основной  причине  межэтнических  конфликтов  //  Социально-этнические  проблемы  России  и  Северного  Кавказа  на  исходе  XX  века.  Ростов  н/Д.,  2008.  —  С.  109. 
  3. Коркмазов  А.Ю.  Этнический  фактор  в  политической  жизни  Северного  Кавказа.  М.:  Московский  открытый  социальный  университет,  2009.  —  208  с. 
  4. Межэтнические  и  конфессиональные  отношения  в  Северо-Кавказском  федеральном  округе.  Экспертный  доклад  /  Под.  ред.  В.А.  Тишкова.  В.В.  Степанова.  М.:  ИЭА  РАН,  Ставрополь:  Изд-во  СКФУ,  2013.  —  98  с. 
  5. Пути  мира  на  Северном  Кавказе.  Независимый  экспертный  доклад.  Под  ред.  В.А.  Тишкова.  М.  2007.  —  С.  89.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.