Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 10 июня 2014 г.)

Наука: Социология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Вальянов Н.А. ОБЩЕСТВЕННОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ РОССИИ: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(21). URL: http://sibac.info/archive/social/6(21).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ОБЩЕСТВЕННОЕ  ТЕЛЕВИДЕНИЕ  РОССИИ:  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ  ХАРАКТЕРИСТИКИ

Вальянов  Никита  Александрович

студент  5  курса,  отд.  журналистики  ИФиЯК  СФУ,  РФ,  г.  Красноярск

E-mailnick.valyanov@yandex.ru

Палиева  Зинаида  Ивановна

научный  руководитель,  канд.  филос.  наук,  доцент  ИФиЯК  СФУ,  РФ,  г.  Красноярск

 

Когда  российские  СМИ  постепенно  стали  переходить  к  рыночным  отношениям,  в  российском  медиапространстве  стала  складываться  жесткая  конкуренция  между  производителями  телевизионного  продукта.  Все  российские  (федеральные  и  региональные)  телеканалы  борются  за  свою  целевую  аудиторию.  В  связи  с  этим  они  вынуждены  постоянно  работать  над  улучшением  своего  телевизионного  содержания  —  корректировать  свою  деятельность,  ориентируясь  на  новые  принципы  производства  самих  программ  и  творческие  методы  работы.  Об  этом  в  своей  работе  говорит  А.Н.  Самстыко  [4,  с.  107].

Исследователи  нередко  отмечают,  что  современное  телевидение  практически  не  предлагает  людям  задумываться  о  духовном  развитии.  На  практике  оно  лишь  в  небольшой  степени  демонстрирует  выполнение  социальной  роли  [1,  с.  158].  Поэтому,  общественное  телевидение  в  России  необходимо  уже  для  того,  чтобы  преодолеть  эту  формальность  и  перевести  телевидение  в  серьезный  социально-культурный  формат. 

Организацию  общественного  формата  стоит  начинать  с  определения  программной  политики  телеканала,  формирования  контента  и  основных  информационных,  аналитических  программ,  художественных  и  документальных  фильмов.  Это  позволит  в  дальнейшем  рассуждать  о  целевой  стратегии,  функциональной  предназначенности,  идейно-тематической  составляющей.

В  последнее  время  в  среде  российских  СМИ  о  себе  заявил  федеральный  телеканал  —  «Общественное  телевидение  России».  Это  один  из  крупных  социальных  проектов,  идея  создания  которого  существовала  в  стране  около  20  лет.  И  сегодня,  несомненно,  появилась  возможность  говорить  о  перспективах  того,  что  именно  этот  телеканал  станет  производителем  индивидуального  национального  телепродукта.

На  основе  высказанного,  попробуем  обратиться  к  анализу  программного  наполнения  (контента)  этого  российского  телеканала. 

В  контексте  современной  медиакультуры,  сложившейся  под  огромным  влиянием  западных  средств  массовой  информации,  важно  уделить  внимание  созданию  и  развитию  общественного  телевидения  в  России,  которое,  как  нам  кажется,  должно  вернуть  и  поставить  на  главенствующие  позиции  три  важнейшие  функции  телевидения  —  информационную,  социальную  и  культурно-просветительскую. 

Общественное  телевидение  России  должно  вернуться  к  своим  основным  задачам  —  социализация  личности  и  одухотворение  всего  российского  общества  (прежде  всего  через  трансляцию  национальной  культуры,  освещение  российских  традиций,  культивацию  духовных  ценностей).  Это  позволит  постепенно  возвращать  наше  российское  общество  к  его  самобытным  истокам. 

Рассматривая  социологические  данные  относительно  создания  и  развития  Общественного  телевидения  России,  отметим,  что  больше  половины  опрошенных  (51  %),  полагают,  что  в  эфире  телеканала  должны  преобладать  информационные  и  новостные  программы,  затем  идут  образовательные  (30  %),  культурные  и  детские  программы  (по  25  %),  аналитические  (24  %)  и  спортивные  (19  %)  [2]. 

Основным  наполнением  контента,  по  мнению  В.И.  Савинкова,  должны  стать  аналитические,  дискуссионные  программы,  содержащие  минимум  политики,  пропаганды  и  агитации,  максимум  выражения  интересов  гражданского  общества.  При  этом,  резюмирует  исследователь,  предполагается  полное  отсутствие  или  ограничение  рекламы  на  телеканале  [3,  с.  7].

Рассматривая  современную  практику  российского  общественного  телевещания,  мы  выделим  несколько  тематических  блоков,  которые  включают  в  себя  различные  телевизионные  программы  и  проекты. 

Таким  образом,  выделим  общественно-политический  блок,  культурно-спортивный,  научно-познавательный  (научно-технологический)  и  отдельный  блок  (в  том  числе  и  для  программ  зарубежных  общественных  телевещателей). 

Общественно-политический  блок  включает  в  себя  телевизионные  проекты  и  программы,  конкретно  связанные  с  темой  политики,  экономики  и  развитием  в  этих  важнейших  областях  жизни  всего  российского  общества.  Исходя  из  существующей  телевизионной  практики  Общественного  телевидения  России,  к  этому  блоку  относится  больше  половины  всех  программ,  созданных  авторами  и  творческими  работниками  редакции  телеканала.  Это  объясняется,  прежде  всего,  самим  определением  телеканала  (его  названием,  спецификой,  целями  и  задачами  телевизионного  вещания). 

В  программах  общественно-политического  блока  освещаются  реальные  факты  социальной  действительности,  обсуждаются  актуальные  и  острые  вопросы  политики  и  экономики,  как  на  национальном,  так  и  на  международном  уровне  с  привлечением  экспертного  мнения. 

Основными  задачами  программ  общественно-политического  блока  являются  формирование  и  поддержание  гражданского  общества,  развитие  демократического  государства  и  совершенствование  законодательной  базы. 

Культурно-спортивный  блок  включает  в  себя  программы  культурной  и  спортивной  тематики.  Идейно-тематическое  содержание  программ  реализует  две  важнейшие  функции  —  культурную  и  функцию  социальной  адаптации.  В  программах  «Культурный  обмен»,  «Социальная  сеть.doc»,  «Спортивный  регион»,  «История  в  лицах»,  «Послушайте»  решаются  вопросы  национальной  культурной  политики,  функционирования  спортивных  учреждений  и  институтов.  Хотя  стоит  отметить,  что  внимание  спорту  на  телеканале  уделено  не  так  много.  Спортивные  события  освещаются  только  в  программе  «Спортивный  регион»  и  в  сводках  информационной  программы  «Новости». 

Научно-познавательный  (образовательный)  блок  включает  программы,  в  которых  уделено  особое  внимание  истории  и  современному  развитию  отечественной  и  мировой  науки,  совершенствованию  современных  научных  разработок  и  технологий.  В  программах  раскрывают  секреты  деятельности  научных  институтов,  обсуждаются  важнейшие  проблемы  российской  науки.  Кроме  этого,  в  блок  внесены  программы,  посвященные  теме  и  проблемам  современного  школьного  и  университетского  образования.  Основными  представителями  научно-познавательного  блока  являются  программы  «Академия  2.0»,  «Большая  наука»,  «Большая  цифра»,  «Школа.  XXI  век»,  «Это  Вы  Можете.  ЭВМ». 

И  в  последний  (отдельный)  блок  входят  телевизионные  передачи  зарубежных  вещателей  (без  нарушения  принципов  российского  общественного  телевещания),  специальные  (краткосрочные)  проекты,  документальные,  художественные  и  игровые  фильмы.  К  этому  отдельному  блоку  мы  относим  программы,  которые  не  имеют  за  собой  закреплённого  места  в  эфире. 

Для  того,  чтобы  подробнее  раскрыть  особенности  программного  наполнения  общественного  телеканала,  попробуем  рассмотреть  основные  содержательные  характеристики  по  уровню  информативности,  аналитичности  и  художественности. 

Информационное  содержание  программ  включает  в  себя  освещение  фактов,  событий,  подачу  информации  без  подробностей,  глубокого  анализа  и  комментариев  специалистов.  Это  особая  и  важная  составляющая  любого  средства  массовой  информации.  Основным  программным  продуктом  являются  информационные  выпуски  «Новостей».  Фактология  становится  базовым  принципом  информационного  содержания  телевизионных  программ  Общественного  телевидения  России.  Согласно  основным  принципам  общественного  вещания,  телеканал  обязан  предоставлять  достоверную,  объективную,  актуальную  и  полезную  информацию  телезрителям. 

Аналитическое  содержание  программ,  наоборот,  кроме  информативности,  предполагает  глубокий  анализ,  исследование,  посвященное  конкретной  проблеме  с  привлечением  экспертов  и  специалистов  в  той  или  иной  области.  Здесь  большое  значение  имеет  статистика,  выявление  причинно-следственных  связей,  рациональная  логика  суждений.  Сюда  можно  отнести  собственные  журналистские  расследования,  дискуссии,  споры,  мнения  и  комментарии  в  эфире.  Основными  программами,  имеющие  аналитическую  основу,  являются  «В  рамках  дискуссии»,  «Большая  страна»,  «К  слову»,  «За  и  против»,  «Прав?Да!». 

В  этих  программах  освещаются,  обсуждаются  и  разрешаются  вопросы  социальной  и  культурной  политики.  Стоит  отметить,  что  многие  программы  заимствуют  формат  уже  известных  зрителю  программ  других  российских  телевещателей,  в  том  числе  Первого  канала,  России-1,  Россия-К,  НТВ  и  Пятого.  Кроме  того,  на  телеканале  журналисты  вместе  со  зрителями  и  общественностью  обсуждают  проблемы  современного  здоровья,  медицины  и  отношения  современного  человека  к  религии. 

Творческое  содержание  программ  предполагает  совокупность  информационного  и  аналитического  начала  в  его  художественной  интерпретации.  Здесь  важен  не  только  факт  или  свершившиеся  событие,  но  и  его  анализ,  историческая  подоплека.  В  программах  общественного  российского  телевидения  можно  увидеть  «жизнь  из  глубинки».  Но  это  не  просто  освещение  каких-то  чрезвычайных  событий  (как,  например,  в  информационной  сводке  федеральных  телеканалов),  которые  происходят  в  регионах  страны.  Это  повествование  о  жизни  конкретного  города,  поселка  или  деревни.  Авторы  проектов  и  программ  находят  героев,  участников  с  их  интересной  историей  и  уникальной  судьбой.  Итогом  творческой  работы  журналистов  становятся  документальные  фильмы,  игровое  кино,  специальные  проекты. 

В  сетке  вещания  общественного  телевидения  имеются  программы,  которые  по  своему  содержанию  являются  информационными,  аналитическими  и  творческими  одновременно.  Это  передачи  «Малые  города  России»,  «Большое  интервью»,  «От  первого  лица»,  «Право  на  счастье»,  «Старое  фото»,  «Культурный  обмен»  и  др.  Но,  стоит  отметить,  что  подобные  программы  требуют  больших  интеллектуальных  и  творческих  усилий.  Ведь  для  того,  чтобы  дать  ясную  и  четкую  картину  происходящего,  логически  выверенную,  проверенную  в  фактах,  мнениях  и  статистике,  а  кроме  того,  и  поданную  в  художественном  ключе  (для  полного  разнообразия),  необходимо  не  только  представить  целостный  проект,  определённую  схему  таких  передач,  как  они  будут  осуществляться  на  телевидении,  но  и  заранее  спрогнозировать  реакцию  целевой  аудитории,  попытаться  настроить  открытый  и  непредвзятый  диалог,  который  будет  вести  автор  или  телеведущий  программы. 

Таким  образом,  мы  попытались  дать  общую  характеристику  контента  Общественного  телевидения  России. 

Теперь  отметим  основные  особенности  контента  Общественного  телевидения  России,  для  того  чтобы  выделить  телеканал  среди  прочих  в  современном  российском  медиапространстве.

Первая  особенность  содержательного  программного  компонента  общественного  российского  телеканала  —  это  реализация  его  контента  в  различных  тематических  блоках  (общественно-политический,  культурно-спортивный,  научно-познавательный  и  т.  д.)  и  на  его  разных  содержательных  уровнях  (информационном,  аналитическом  и  творческом).  Следовательно,  мы  можем  говорить  о  широком  тематическом,  проблемном  диапазоне  вещательных  телепрограмм. 

Второй  особенностью  контента  телеканала  является  социально-культурная  направленность  телевизионных  программ  и  проектов  Общественного  телевидения  России  (это  связано  с  основными  функционально-целевыми  установками,  основной  миссией  телеканала).  Ряд  таких  программ  представляют  телепередачи  «Социальный  репортаж»,  «Специальный  репортаж»,  «За  и  против»,  «Культурный  обмен»,  «Большое  интервью»,  «Большая  страна». 

Другой  отличительной  особенностью  можно  назвать  аналитический  подход  к  освещению  различных  проблем,  тем  и  вопросов.  В  телевизионных  программах  поднимаются  темы  исторической  и  культурной  национальной  памяти  («Прав?да!»,  «Культурный  обмен»,  «Большая  страна»),  тема  экологии  и  здоровья  («Большая  наука»,  «Студия  «Здоровье»),  современного  образования  («Школа.  XXI  век»)  и  спорта  («Спортивный  регион»).  Фактологический,  содержательный  анализ  позволяет  рассматривать  те  или  иные  проблемы,  начиная  с  основных  причин  и  истоков  их  появления. 

Каждая  тема  и  проблема  на  телеканале  освещается  в  сравнительном  аспекте.  Например,  автор  программы  нередко  обсуждает  с  гостями  студии  то,  как  подходили  к  решению  основных  задач  в  советское  время,  либо  как  разрешают  важные  проблемы  в  других  странах  мира.  Это  помогает  дать  объективное  представление  о  функционировании  общественных  механизмов,  о  реализации  деятельности  социальных  институтов  в  стране,  выявить  основные  точки  соприкосновения,  частности,  детали  и  подробности. 

На  Общественном  телевидении  России  существуют  телепрограммы,  где  насущные  проблемы,  актуальные  вопросы  обсуждаются  и  разрешаются  при  наличии  экспертного  мнения  с  конкретно  выявленной  позицией  общественности.  Таковы,  например,  программы  «В  рамках  дискуссии»,  «Без  предисловий»,  «За  и  против»,  «Большая  страна».  Основная  цель  таких  программ  —  попытаться  найти  точку  соприкосновения,  нечто  общее,  что  станет  конкретным  посылом  к  решению  поставленной  задачи  или  проблемы. 

Помимо  этого,  еще  одной  важной  особенностью  является  оперативное  и  круглосуточное  информирование  российского  населения  о  событиях,  происходящих  в  стране  и  за  рубежом.  Отметим,  что  выпуски  новостей  выходят  в  эфир  телеканала  в  начале  каждого  часа  с  обновлением  текущей  информации. 

Также  стоит  отметить,  что  программную  сетку  телеканала  дополняют  документальные,  художественные  и  игровые  фильмы  отечественного  производства,  детские  телепередачи,  программы  для  подрастающего  поколения.  Однако  закреплённого  за  собой  места  в  телевизионном  эфире  они  не  имеют,  поэтому  встречаются  нечасто.  Это  становится  одним  из  значительных  факторов,  влияющих  на  рейтинг  и  популярность  телеканала. 

Однако  заметим,  что  существуют  и  слабые  стороны  программного  наполнения  общественного  телевидения.  Этому  есть  свое  объяснение. 

Начнем  с  того,  что  Общественное  телевидение  России  —  новая  телевизионная  площадка,  постепенно  перенимающая  опыт  у  федеральных  телеканалов  и  формирующая  свою  редакционную  и  программную  политику.  Телеканал  пока  адаптируется  к  социальным  реалиям,  к  тем  основным  правилам  и  требованиям,  которые  сегодня  существуют  на  отечественном  телевизионном  рынке.  Общественное  телевидение  России  разрабатывает  свои  принципы  вещания,  на  которые  в  будущем  должны  ориентироваться  крупные  российские  телевещательные  станции.  И  в  этот  переломный  (переходный)  период  телеканал  испытывает  определенные  финансовые,  политические,  идеологические  трудности,  которые,  так  или  иначе,  сказываются  на  творческом  процессе  работы,  а,  следовательно,  и  отражается  и  на  программном  наполнении. 

На  Общественном  телевидении  России  не  хватает  телепрограмм,  посвященных  спортивной,  детской  и  молодежной  тематике.  Практически  не  существует  программ,  рассказывающих  об  особенностях  общей  национальной  экономики  (не  затрагивая  темы  бизнеса),  за  исключением  информации  в  новостях,  либо  отдельной  темы  какой-нибудь  из  программ  общественно-политического  блока. 

Кроме  того,  в  сетке  вещания  нет  телепередач,  посвящённых  религиозной  (прежде  всего,  православной)  культуре.  Пока  что  на  телеканале  не  имеется  развивающих  и  интеллектуальных  программ  для  современной  молодежи  и  детей,  как  допустим,  это  было  на  ОРТ  в  1990-е  годы  (достаточно  вспомнить  программы  «Умники  и  умницы»,  «До  16  и  старше»,  «Звездный  час»,  «Утренняя  звезда»,  «Ералаш»,  «КВН»  и  др.). 

Слабо  развита  корреспондентская  сеть,  что  не  всегда  позволяет  узнать  полную  и  достоверную  информацию  о  событиях,  происходящих  в  других  регионах  страны  (сюжеты  и  репортажи  выходят  нечасто,  и  в  основном  информация  предоставляется  очень  кратко).  Хотя  в  то  же  время,  на  Общественном  телевидении  России  уделено  особое  внимание  и  эфирное  время  для  освещения  жизни  регионов. 

Для  улучшения  программного  содержания  и  непрерывного  развития  контента  Общественного  телевидения  России  необходимо  открытое  и  прямое  взаимодействие  не  только  со  всеми  федеральными  российскими  телеканалами,  но  и  с  радиоканалами,  интернет-СМИ.  Это  позволит  расширить  не  только  связи  в  медиапространстве,  это  может  помочь  увеличить  базу  для  того,  чтобы  наполнить  телеканал  теми  программами,  фильмами  и  проектами,  которые  сегодня  так  необходимы  обществу.  Сравнивая  два  известных  нам  общественных  телеканала,  которые  вошли  в  историю  российского  телевидения  (имеется  ввиду  ОРТ,  созданное  в  1994  г.,  и  ОТР,  созданное  в  2013  г.),  можно  выявить  феномен  их  концептуальности. 

Пока  не  существует  телепередач,  проектов,  репортажей,  в  которых  бы  авторы  и  журналисты  заинтересовали  бы  свою  аудиторию  наличием  своей  гражданской  позиции,  независимым  мнением  и  уникальностью  темы  для  освещения.  В  этом  смысле  на  данном  этапе  у  Общественного  телевидения  России  существует  определенная  задача  —  придумать  конкретную  идею,  найти  творческое  решение  для  создания  и  постановки  некой  программы,  которая  бы  стала,  своего  рода,  «визитной  карточкой»  телеканала.  В  этом  смысле  такая  телевизионная  передача  могла  бы  отражать  не  только  бренд  телеканала,  его  сущность,  а  также  и  общественные  интересы.  Помимо  этого,  такая  программа  должна  вовлекать  наибольшую  долю  российских  телезрителей,  как,  например,  общественные  телепередачи  Первого  канала  («Пусть  говорят»,  «Сегодня  вечером»),  России  1  («Прямой  эфир»),  НТВ  («Говорим  и  показываем»). 

Таким  образом,  подводя  основные  итоги  относительно  программного  наполнения  телеканала  «Общественное  телевидение  России»,  стоит  отметить  его  базовые  особенности  и  характеристики:

·     социально-культурная  направленность  телепрограмм  (ориентация  на  просвещение,  образование,  социализацию  и  культурное  одухотворение  личности); 

·     информационно-аналитический  и  творческий  подход  к  освещению  важных  социально-правовых,  политических,  экономических,  спортивных  и  культурно-просветительских  программ;

·     отсутствие  любой  рекламы  (социальной,  коммерческой);

·     в  сетке  вещания  нет  программ  криминального  характера,  телепередач  с  призывом  и  пропагандой  насилия;

·     программы  ОТР  имеют  характер  собственного  (отечественного)  производства  (включая  фильмы,  кино  и  телесериалы);

·     программная  политика  Общественного  телевидения  России  ориентирована  на  разрушение  карнавализации,  пошлости  и  обыденности  СМИ,  на  деструктуризацию  поэтики  гедонизма  (удовольствия  и  наслаждения)  как  высшего  блага  на  современном  телевидении. 

В  целом  стоит  сказать,  что  с  подобной  ориентацией  и  направленностью  такого  контента  перспективы  развития  у  Общественного  телевидения  России  все  же  есть.  Это  связано,  прежде  всего,  с  тем,  что  современный  телезритель  устал  от  тех  развлекательных  программ,  которые  сегодня  транслируют  российские  телеканалы.

 

Список  литературы:

  1. Бакулев  Г.П.  Массовая  коммуникация:  западные  теории  и  концепции.  М.:  Аспект-Пресс,  2005.  —  176  с.
  2. Общественное  телевидение:  приоритеты  содержательные  и  персональные  //  ВЦИОМ.  07  августа  2012  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=112947  (дата  обращения:  12.01.  2014). 
  3. Савинков  В.И.  Общественное  телевидение  —  инструмент  формирования  культурно-информационного  пространства  России  /  В.И.  Савинков  //  Экономика  и  управление.  —  2012.  —  №  5.  —  С.  3—6. 
  4. Самстыко  А.Н.  Трансформация  российского  телевидения  в  постсоветскую  эпоху  /  А.Н.  Самстыко  //  Вестник  РГУ  им.  И.  Канта.  —  2009.  —  №  8.  —  С.  102—107.  

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.