Статья опубликована в рамках: XVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 января 2014 г.)

Наука: История

Секция: Этнография

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К РУССКОМУ НАРОДНОМУ КОСТЮМУ ЧЕРЕЗ ПРОВЕДЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЭКСКУРСИЙ В ЭТНОГРАФИЧЕСКОМ МУЗЕЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(16). URL: http://sibac.info/archive/social/1(16).pdf (дата обращения: 21.09.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов


ПОВЫШЕНИЕ  ИНТЕРЕСА  УЧАЩИХСЯ  К  РУССКОМУ  НАРОДНОМУ  КОСТЮМУ  ЧЕРЕЗ  ПРОВЕДЕНИЕ  ИНТЕРАКТИВНЫХ  ЭКСКУРСИЙ  В  ЭТНОГРАФИЧЕСКОМ  МУЗЕЕ


Желонкина  Юлия  Николаевна


студент  3  курса  Художественно-графического  отделения


КГБОУ  СПО  «Енисейский  педагогический  колледж»,  РФ,  г.  Енисейск


E-mail: 


Гилева  Ирина  Аполлоновна


научный  руководитель,  преподаватель  методики  изобразительного  искусства  и  черчения  КГБОУ  СПО  «Енисейский  педагогический  колледж»,  РФ,  г.  Енисейск


 


В  этнографическом  музее  Енисейского  педагогического  колледжа  хранится  большая  коллекция  русских  народных  костюмов,  головных  уборов  и  украшений.  Костюмы  в  течение  нескольких  лет  создавались  студентами  колледжа.  Это  выпускные  квалификационные  работы  выпускников  Художественно-графического  отделения.  Сегодня  эта  часть  экспонатов  музея  используется  при  проведении  экскурсий  для  школьников  и  студентов,  гостей  колледжа,  демонстрируется  на  праздниках  и  мероприятиях  разного  уровня 


В  настоящее  время  для  формирования  интереса  у  учащихся  к  народному  творчеству  и  народным  традициям  важны  нетрадиционные  подходы  к  проведению  учебных  занятий.  Уроки  изобразительного  искусства  могут  выходить  за  пределы  школьного  класса  и  включать  интерактивные  экскурсии  в  музее  с  последующим  выполнением  практической,  творческой  работы:  создание  рисунка,  аппликации  или  декоративного  изделия.


Мы  провели  опрос  студентов  колледжа,  целью  которого  было  определить  отношение  современных  молодых  людей  к  этнографическим  мотивам  в  одежде  и  украшениях.  «Это  всегда  современно»  ответили  10  %  опрошенных,  «Это  устарело  и  не  является  модным»  —  5  %,  «Это  будет  современно,  если  использовать  со  вкусом  и  к  месту»  ответили  85  %  респондентов.  На  вопрос  «Обладаете  ли  вы  достаточными  знаниями,  чтобы  выглядеть  современно,  используя  народные  мотивы?»  «да»  ответили  21  %  опрошенных,  «нет»  —  12  %  и  «Затрудняюсь  ответить»  —  67  %.  На  вопрос  «Какие  из  трех  украшений  (набор:  бусы  +  серьги)  вы  выбрали  бы  для  себя?»  большее  количество  выборов  (60  %)  студентки  сделали  в  пользу  современного  украшения.  Украшения  с  этнографическими  мотивами  выбрали  25  %  и  15  %  опрошенных. 


Анализ  результатов  опроса  дает  основание  сделать  вывод,  что  этнографические  мотивы  в  одежде  и  украшениях  привлекают  молодых  людей,  но  необходима  и  просветительская  работа  в  этом  направлении.  Нужно  больше  знать  и  изучать  народные  традиции,  их  связь  с  современностью.  Актуально  это  и  при  работе  с  учащимися.


Целью  нашей  работы  стал  сбор  материала  для  проведения  интерактивной  экскурсии  в  музее  по  теме  «Украшения  русского  народного  костюма».  Для  решения  поставленной  цели  были  определены  следующие  задачи:


1.  Изучить  литературу  по  теме.


2.  Систематизировать  собранный  материал


3.  Подготовить  задания  для  экскурсии


Изучая  историю  русского  народного  костюма,  современные  дети  узнают  вместе  с  тем  и  народные  традиции,  обычаи,  особенности  быта  русского  народа.  По  одежде,  которая  относится  к  разным  периодам  и  принадлежит  разным  сословиям  можно  составить  характеристику  не  только  времени,  но  и  ее  обладателя.  Вызывает  интерес  то,  что  украшали  одежду  и  ту,  которая  предназначалась  для  работы  и  особенно  праздничную. 


Еще  во  второй  половине  десятого  века  наблюдается  преобладание  украшений  шеи,  груди,  плеч.  Украшения  из  металла  (пряжки,  булавки  —  фибулы)  имели  форму  подковы  [2].


Особое  место  в  оформлении  русского  народного  костюма  занимала  вышивка 


На  протяжении  многих  веков  вышивка  сохранялась  в  народном  костюме.  Она  и  сегодня  украшает  одежду.  Но  появившись  в  древности,  вышивка  еще  и  защищала  человека  от  внешних  воздействий,  считалась  оберегом.  Вышивку  наносили  на  те  части  изделия,  через  которые  злые  силы  могли  навредить  хозяину.  Узор  располагали  по  краям  горловины,  воротника,  манжет,  низа  рукавов,  низа  изделия  [1].


Женские  народные  костюмы  часто  дополнялись  отделочными  деталями  или  изделиями:


·     золотые  или  серебряные  нити  с  кистями  или  золотыми  маковками  по  концам 


·       широкие  плетеные  и  тканые  пояса,  а  с  повседневной  одеждой  —  простыми  сарафанами  —  тканые  узкие  пояса,  закрепленные  по  левому  боку


·     белая  или  красная  накидка,  обшитая  кружевом,  наброшенная  на  головной  убор 


·     разноцветные  ленты  и  ленточки 


После  знакомства  с  историей  костюма  и  украшений  на  занятиях  с  учащимися  с  использованием  фотографий  и  картин  художников  эффективным  приемом  для  формирования  интереса  учащихся  к  данной  теме  становится  знакомство  с  экспонатами  этнографического  музея. 


Во  время  интерактивной  экскурсии  учащиеся  могут  не  только  увидеть  костюмы  и  украшения,  но  и  рассмотреть  их,  взяв  в  руки,  примерить  на  себя  головной  убор  или  украшение,  поучаствовать  в  фотосессии.  А  для  закрепления  теоретического  материала  учащимся  предлагаются  вопросы  и  задания,  связанные  с  экспонатами  музея. 


Пример  задания:  найти  среди  экспонатов  кичку  «Каблучок».  Что  такое  кичка? 


 



Рисунок  1.  Кичка  «Каблучок»


 


Описание: I:\фото с эт музея\DSCN6781.JPG


Рисунок  2.  Кичка  с  мохрами


 



Рисунок  3.  Кичка  с  ушками


 


Как  называется  каждый  головной  убор?  Слова  —  названия  элементов  русского  народного  костюма,  могут  стать  материалом  для  проведения  игры  по  аналогии  игры  «Поле  чудес»  (разгадать  по  буквам  слова  «Коруна»  (рисунок  4),  «Венец»  (рисунок  5),  «Лакомник»  (рисунок  6),  «Муфта»  (рисунок  7)  и  др.).  Найти  разгаданные  предметы  среди  экспонатов  музея.


 



Рисунок  4.  Коруна  (кокошник)


 



Рисунок  5.  Венец


 



Рисунок  6.  Лакомник


 



Рисунок  7.  Муфта


 


Кокошниками  назывались  женские  головные  уборы  северных  губерний  России  (рисунок  4).  Не  один  день  уходит  на  создание  кокошника.  Насколько  это  кропотливая  работа,  требующая  концентрации  внимания  убеждаются  студентки  колледжа,  выполняющие  данные  экспонаты.  Для  украшения  кокошников  использовали  белый  бисер,  фольгу,  стекло,  перламутр  и  речной  жемчуг.  А  это  уже  творческая  работа,  при  которой  необходимы  не  только  усидчивость  и  аккуратность,  но  и  творчество,  фантазия,  знание  особенностей  обработки  разных  материалов.


Еще  один  головной  убор  с  необычным  названием  «сорока».  Это  типичный  головной  убор  южных  губерний  России.  В  отличие  от  кокошника  это  головной  убор,  состоял  из  нескольких  частей  (рисунок  8).  Основные  его  части:  кичка  —  твердая  основа,  надеваемая  на  голову,  сорока  —  мягкий  чехол,  покрывающий  основу,  дополняемый  множеством  деталей  [2].


 



Рисунок.  8  Сорока


 


Вызывают  интерес  учащихся  и  поясные  украшения. 


Этнический  стиль  в  одежде  не  выходит  из  популярности  уже  не  одно  десятилетие,  что  позволяет  предположить,  что  народные  мотивы  в  моде  укрепились  надолго.  Своеобразие  национальному  народному  костюму  придавало  декоративное  решение,  поражающее  красочностью  и  разнообразием,  что  свидетельствует  о  неистощимой  фантазии  и  таланте  русского  народа  [3].


 


Список  литературы:


1.Искусство.  Учебно-методическая  газета  для  учителей  МХК,  музыки  и  ИЗО.  №  20  (356),  2006.


2.Плаксина-Флеринская  Э.Б,  Михайловская  Л.А.,  Попов  В.П.  История  костюма.  Стили  и  направления:  учебное  пособие.  М.:  Издательский  центр  «Академия»,  2010.  —  240  с. 


3.Томина  Т.А.  Украшения  русских  народных  костюмов.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.pandia.ru/text/77/21/35946.php  (дата  обращения  4.12.2013).

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий