Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 января 2014 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Шарифова Е.С. ПРОБЛЕМА СОБСТВЕННОГО «Я» В ТРУДАХ ФИЛОСОФОВ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(16). URL: http://sibac.info/archive/social/1(16).pdf (дата обращения: 18.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

ПРОБЛЕМА  СОБСТВЕННОГО  «Я»  В  ТРУДАХ  ФИЛОСОФОВ

Шарифова  Екатерина  Семёновна

студент  4  курса,  отделение  начальных  классов  Болотнинский  педагогический  колледж  РФ,  г.  Болотное

E-mail: 

Черняева  Лариса  Александровна

научный  руководитель,  канд.  пед.  наук,  преподаватель  Болотнинский  педагогический  колледж,  РФ,  г.  Болотное

 

Одному  из  древних  философов  принадлежат  слова:  «Человек-мера  всех  вещей».  Какой  смысл  вложен  в  эти  слова?  Думается,  что  в  первую  очередь  речь  должна  идти  о  поведении  человека  в  обществе,  о  его  поступках,  убеждениях.  Ведь  именно  по  этим  качествам  судят  о  культуре  человека,  его  сформированности  как  личности.  Если  же  рассматривать  вопрос  под  другим  углом,  а  именно  с  точки  зрения  внутренних  мотивов  и  убеждений,  которые  побуждают  человека  совершать  те  или  иные  поступки,  то  следует  задать  себе  еще  один  вопрос:  за  счет  чего  способен  человек  совершать  поступки  и  дела?  (т.  е.  в  чем  состоит  назначение  и  ценность  самого  человека?),  то  ответы  уже  будут  различны.  Одни  будут  ссылаться  на  способности,  другие  говорить  об  умении  строить  отношения  с  другими  людьми,  а  кто-то  будет  объяснять  удачи  в  жизни  просто  везением.  Полагаем,  что  философ  ответит  на  вопрос  в  чем  назначение  и  ценность  человека  примерно  следующим  образом:  ценность  и  назначение  человека  состоит  не  только  в  его  поступках,  но  в  первую  очередь  в  желании  и  умении  систематически  работать  над  собой  изучать  и  познавать,  «раскрывать»  самого  себя,  изучать  свои  возможности  и  применять  их  в  своей  жизни  и  в  деятельности.  Отсюда  следует,  что  только  постоянное  самопознание  и  саморазвитие  является  залогом  безграничного  личностного  и  творческого  потенциала  человека.

Убеждение  в  ценности  и  необходимости  познания  собственного  «Я»  можно  встретить  во  многих  философских  учениях.  В  течение  нескольких  столетий  философы-мыслители  кропотливо  искали  пути  решения  проблемы,  которая  нашла  свое  отражение  во  многих  философско-этических  вопросах:  существование  и  сущность,  необузданность  страстей  и  умеряющая  сила  разума,  склонности  и  долг,  греховность  мира  и  божественная  справедливость.  При  более  глубоком  рассмотрении  перечисленных  вопросов  прослеживается  единая  проблема,  которая  как  мы  полагаем,  сводится  к  попытке  разрешения  проблемы  собственного  «Я».

История  философии  включает  три  периода:  античность,  средневековье  и  Новое  время.  Эти  периоды  имели  свои  подходы  к  разрешению  проблемы  собственного  «Я».

Рассмотрим  некоторые  концепции,  которые  имели  место  в  различные  эпохи  и  изучали  проблемы  собственного  «Я»  с  точки  зрения  морали  и  этики.

Античная  философия  представляет  собой  учение  о  добродетелях  и  добродетельной  личности.  Значит,  в  основе  учений  мыслителей  той  эпохи  находится  личность  с  ее  нравственными  и  моральными  качествами.  Философы  античности  рассматривали  человека  как  человека,  который  лучше  любых  правил,  лучше  своих  собственных  поступков.  Особенность  человека  состоит  в  том,  что  он  есть  существо  разумное  и  общественное;  по  убеждению  философов,  гармоничное  и  развитое  общественное  устройство  является  следствием  добродетельности  граждан,  показателем  ими  своей  разумной  сущности.

Еще  Семь  мудрецов  утверждали,  что  разумное  поведение  человека  является  следствием  правильного  знания  о  себе  и  о  мире.  Наставления  Семи  мудрецов  требуют  от  человека  самоограничения,  самообуздания,  жертвенности.  Главным  является  требование  умеренности,  соблюдение  которого  по  мнению  Семи  мудрецов  способствует  познанию  собственного  «Я»:  «Ничего  слишком»  (Солон),  «Лучшее-мера».  (Клеобул),  «Умеренность  любви»  (Питтак),  которое,  прежде  всего,  сводится  к  обузданию  страстей,  волевому  ограничению  потребностей  и  притязаний  во  имя  гармонии  внутреннего  мира  человека.

Первые  попытки  философского  изучения  моральных  и  нравственных  качеств  личности,  способствующих  формированию  собственного  «Я»  мы  попытаемся  рассмотреть  на  примере  пифагорейцев,  которые  являются  последователями  практической  мудрости  Семи  мудрецов.

Противоположность  беззаконного  и  законного,  или  нравственного  и  безнравственного,  пифагорейцы  приписывали  проявлению  общекосмической  полярности  предельного  и  беспредельного.  Предел  задает  образец,  линию  человеческому  поведению,  обязывает  «о  породе  божеств,  демонов  и  героев  говорить  и  мыслить  с  почтением;  родителей  и  благодетелей  чтить;  законам  повиноваться…»  [4].  Мы  полагаем,  что  здесь  Пифагор  имел  ввиду  следование  правилам  ограничения,  соблюдение  меры  во  всем.  «Ибо  для  всех,  и  для  многих  и  для  немногих,  было  у  Пифагора  на  устах  правило:  беги  от  всякой  хитрости,  отсекай  огнем,  железом  и  любым  орудием  от  тела  —  болезнь,  от  души  —  невежество,  от  утробы  —  роскошество,  от  города  —  смуту,  от  семьи  —  ссору,  от  всего,  что  есть  —  неумеренность»  [8],  —  находим  мы  у  Порфирия.

Нравственные  цели  играли  для  Пифагора  значимую  роль  и  на  наш  взгляд  Пифагор  в  познании  собственного  «Я»  отдает  приоритет,  предпочтение  духовной  деятельности  человека.  Пифагор  призывал  «избегать  корыстолюбия  и  зависти»,  ибо  «у  друзей  все  общее»  [8].  Диоген  Лаэртский  утверждал  что,  для  Пифагора  нравственное  совершенствование  было  главным  критерием  счастливой  жизни,  которая  возможна  при  условии  познания  собственного  «Я».  Доказательство  сказанному  мы  находим  в  следующем:  «Главное  для  людей,  говорил  Пифагор,  —  в  том,  чтобы  наставить  душу  к  добру  или  злу.  Счастлив  человек,  когда  душа  у  него  становится  доброю»  [8].

Таким  образом,  можно  мы  приходим  к  выводу  что,  в  учении  Пифагора  в  качестве  мерила,  организующего  нравственные  законы  собственного  «Я»  предлагаются  определенные  предписания,  следование  которым  определяет,  в  конечном  счете,  нравственное  поведение  человека.

Завершает  греческую  философию  стоицизм  и  скептицизм.  В  этих  течениях  прослеживаются  различные  взгляды  на  проблему  самосознания.  Общим  в  этих  учениях  является  то,  что  каждая  отдельно  взятая  человеческая  личность  не  только  несет  в  себе  высшее  назначение,  но  и  реализует  себя  через  отрицание,  пассивность,  безразличие  к  общественному  миру.  Подтверждение  этому  мы  находим  у  Франца  Меринга,  который  пишет:  «Сделать  человека  независимым  от  всего  внешнего,  научить  его  жить  одной  только  внутренней  жизнью  и  находить  свое  счастье  в  спокойствии  ума  и  сердца,  остающихся  непоколебленными,  даже  когда  целый  мир  разрушается,  —  вот  что  характеризует  собой  третий  период  греческой  философии»  [3].

Таковы  основные  моменты  античной  философии,  которые  в  основном  представляют  собой  учение  о  благовоспитанной,  совершенной  личности.  Добропорядочность  в  поведении  человека,  его  умеренность  и  разумность,  которому  учили  в  античности,  на  наш  взгляд  востребована,  необходима,  и  сегодня  и  просветительские  идеи  античных  мыслителей  сохранятся  еще  на  многие  года.

Средневековая  философия  представляет  собой  отрицание  античной.  Самопознание  человека  является  запретным.  Образец  поведения  человека  находится  не  в  нем  самом,  а  в  его  творце  —  боге.  В  качестве  примера  можно  привести  учение  Августина.  В  своих  рассуждениях  он  задается  вопросом;  «отчего  зависит  судьба  человека?,  принадлежит  ли  судьба  человека  ему  самому,  может  ли  он  иметь  сведения  о  себе  самом  или  судьба  определяется  своеволием  бога».  Августин  решает  этот  вопрос  со  следующих  положений:  человек  немощен,  грешен,  а  для  бога  нет  ничего  невозможного.  Наслаждения  —  это  для  бога.  «Спасения»  человек  не  может  требовать,  просить,  не  может  заслужить.  Человек  должен  смириться,  любить  бога,  верить  ему,  надеяться  на  него,  черпать  силу  в  сознании  своего  бессилия.  «Есть  нечто  в  смирении,  пишет  Августин,  —  что  удивительным  образом  возвышает  сердце…»  [2].  Таким  образом,  анализируя  учения  Августина  можно  сделать  вывод,  что  человек  существо  бессильное  и  познать  свои  возможности  нельзя.  В  подтверждении  сказанному  хочется  привести  слова  Дунса  Скота  к  богу:  «Верую,  но  сделай,  господи,  так,  чтобы  я  знал»  [5].

В  философии  периода  Нового  времени  обозначен  иной  подход  к  вопросам  знания  собственного  Я.  Так,  мыслители  Нового  времени  не  разделяют  средневековую  точку  зрения  на  человека  как  на  слабое  существо,  одновременно  с  этим  не  соглашаются  и  с  философами  античности,  которые  полагались  на  всемогущие  нравственные  возможности  личности.

В  своем  учении  Бруно  утверждает,  что  только  внутренний  свет,  лучи  которого  отправляются  от  божественного  солнца  разума,  способны  помочь  человеку  узнать  самого  себя.  Его  взгляды  разделяет  Монтень,  который  учит:  «Суди  согласно  разуму»  [3].  Не  смеяться,  не  плакать,  не  ненавидеть,  а  понимать,  так  утверждает  Спиноза  и  наименует  нравственность  целью  человеческой  жизни,  а  счастье  и  покой  видит  в  том,  чтобы  наблюдать  за  реальностью  с  положения  бессмертия  и  необходимости.

В  своих  силлогизмах  Кант  убеждает  нас  в  том,  что  «Я»  человек  —  это  единый  человеческий  закон,  находящийся  внутри  нас,  который  излучает  гармонию.  Красной  нитью  в  учении  Канта,  проходит  мысль,  что  предназначение  человека  заключается  в  том,  чтобы  жить  по  совести  и  нравственным  правилам.  Кант  говорит,  что  «не  может  быть  невольной  вины,  так  как  человек  на  основе  своего  разума  знает  очень  хорошо,  что  справедливо,  а  что  несправедливо;  и  если  он  не  поступает  морально,  то  только  потому,  что  не  хочет  этого»  [7].

С  позиции  философской  мысли  применительно  к  психолого-педагогической  науке  проблема  собственного  «Я»  рассматривается  в  контексте  Я-концепции.

В  психологической  и  педагогической  литературе  мы  находим  такое  определение  Я-концепции:  «это  обобщенное  представление  о  самом  себе,  система  установок  относительно  собственной  личности  или  теория  самого  себя.  Это  существующая  в  сознании  человека  система  взглядов,  представлений,  суждений,  оценок  лично  себя»  [6].

Таким  образом,  Я-концепция  —  это  правила,  обязывающие  человека  как  надо  относиться  к  самому  себе.  В  Я-концепции  поступки  человека  рассматриваются  как  знания  индивида  о  себе  самом,  которые  определились  в  результате  общения  человека  с  окружающими  людьми.

Центральным  моментом  в  Я-концепции  личности  является  самооценка.  Самооценка  —  это  личностное  суждение  о  собственной  ценности,  которое  выражается  в  установках  свойственных  человеку  [6]  Следовательно,  самооценка  в  данном  событии  есть  критерий  организации  и  развития  самоуважения  в  индивиде,  ощущения  собственного  совершенства,  положительного,  позитивного  отношения  ко  всему  окружающему.

В  трудах  психолога  Р.  Бернса  красной  нитью  проходит  мысль  о  том,  что  человеческое  поведение  складывается  из  цепи  приспособлений  к  жизненным  реалиям,  но  каждый  человек  должен  найти  компромисс  с  самим  собой  точно  так  же,  как  и  с  другими  особенностями  своего  внутреннего  мира.  Понять,  что  делают  люди,  мы  сможем  только  тогда,  когда  узнаем,  что  значит  для  себя  самого  каждый  человек  [1].

Итак,  подведем  итоги.

Каждый  человек  хотя  бы  раз  в  жизни  задавал  себе  вопросы:  «Кто  я?»,  «Какой  я?»,  «В  чем  смысл,  назначение  и  призвание  моей  жизни?».  Многие  люди  по-разному  отвечают  на  эти  фундаментальные  философские  вопросы:  печально,  что  одни  так  и  не  найдут  на  них  ответы;  другие  попытаются  дать  себе  развернутый  отчет,  определить  ориентиры  и  перспективы  своей  дальнейшей  жизнедеятельности;  третьи,  ответив  на  поставленные  вопросы,  тем  не  менее  остаются  не  удовлетворенными  своими  ответами.

Вместе  с  тем  все  это  говорит  о  том,  что  задумываясь  и  размышляя  над  «вечными»  вопросами,  у  человека  как  у  существа  разумного  и  возвышенного  возникает  огромная  потребность  и  необходимость,  а  также  и  возможность  в  познании  собственного  «Я»,  в  развитии  своей  собственной  Я-концепции,  которая  отсутствует  у  остальных  живых  существ.  Выходит  что,  внутренний  мир  каждого  из  нас  —  это  беспредельная  вселенная,  такая  же  бескрайняя,  как  и  космос.  Можно  прожить  жизнь,  так  и  не  узнав  ответы  на  волнующие  вопросы.  Поэтому  неслучайно  при  всей  длительности  истории  человечества  интерес  к  познанию  собственного  «Я»,  остается  постоянным,  и  в  разные  исторические  периоды  этот  интерес  приобретал  различные  оттенки.  В  античности  изучение  собственного  «Я»  выступает  как  способ  наиболее  полного  использования  своих  возможностей,  способностей  в  жизни  и  деятельности  либо  как  средство  управления  другими  людьми;  в  период  средневековья  —  это  путь  единения  с  Богом;  в  Новое  время  —  это  средство  обретения  гармонии  и  зрелости,  способности  к  саморазвитию,  в  наши  дни  —  это  позитивное  отношение  к  себе,  самоуважение,  принятие  себя,  ощущение  собственной  ценности.  Поэтому,  пока  люди  будут  проявлять  интерес  к  миру,  они  будут  способны  и  проявлять  интерес  к  собственному  миру,  внутреннему  «Я».

 

Список  литературы:

1.Бернс  Р.,  Развитие  Я-концепции  и  воспитание  /Пер.  с  англ.  М.:  "Прогресс",  2006. 

2.Гуревич  А.Я.  Категории  средневековой  культуры.  М.,  2010.

3.Гусейнов  А.А.  Краткая  история  этики.  М.  Мысль,  2007.

4.Диоген  Лаэртский.  О  жизни,  учениях  и  изречениях  знаменитых  философов.  М.,  2006.

5.Иванов  В.Г.  История  этики  средних  веков.  Л.,  2004.

6.Петровский  А.  В.  ,  Ярошевский  М.Г.  6.  Психология:  словарь,  М.,  2011.

7.Скрипник  А.П.  Категорический  императив  Иммануила  Канта.  М.,  2008.

8.Чанышев  А.Н.  Курс  лекций  по  древней  философии.  М.,  2011.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Комментарии (2)

# мария 18.01.2014 00:00
Классная работа!!!!!
# Чаплина Татьяна 18.01.2014 00:00
Хорошая,достойная работа. Проведен полный анализ исследуемой темы

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.