Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 января 2014 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Афанасьева А.В. ВРЕДЕН ЛИ ЭГОИЗМ ДЛЯ ОБЩЕСТВА? И НУЖНО ЛИ ОТ НЕГО ИЗБАВЛЯТЬСЯ? // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(16). URL: http://sibac.info/archive/social/1(16).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

ВРЕДЕН  ЛИ  ЭГОИЗМ  ДЛЯ  ОБЩЕСТВА?  И  НУЖНО  ЛИ  ОТ  НЕГО  ИЗБАВЛЯТЬСЯ?

Афанасьева  Анастасия  Владимировна

студент  2  курса,  кафедра  социальных  наук  ДВФУ,  РФ,  г.  Владивосток

Е-mail:  anastasiaafanasyeva95@mail.ru

Фунтусов  Владимир  Степанович

научный  руководитель,  канд.  филос.  наук,  профессор  ДВФУ,  РФ,  г.  Владивосток

 

В  обществе  сложилось  такое  мнение,  что  эгоизм-это  нечто  ужасное,  деструктивное,  это  желание  удовлетворять  свои  потребности  и  интересы,  которое  является  высшим  благом,  это  безразличие  к  чужим  потребностям,  интересам,  чувствам  и  переживаниям.  Из-за  этого  появляются  различные  конфликты  в  обществе,  например,  по  поводу  распределения  благ,  межличностные,  внутригрупповые  и  т.  д.  Так  все-таки  является  ли  эгоизм  деструктивным  явлением  в  обществе  или  можно  говорить  о  том,  что  он  положительно  сказывается  на  поведении  и  действиях  людей?

Как  это  было  принято  всегда,  общество  делится  на  две  части:  на  сторонников  и  критиков  эгоизма.

Критики  эгоизма:  Эгоизм  —  это  (от  лат.  ego  —  Я)  —  это  жизненная  позиция,  в  соответствии  с  которой  удовлетворение  личного  интереса  рассматривается  в  качестве  высшего  блага  и,  соответственно,  каждому  следует  стремиться  только  к  максимальному  удовлетворению  своего  личного  интереса,  игнорируя  интересы  других  людей  или  общий  интерес,  а  то  и  нарушая  их  [1.  с.  316].

Эгоизм  —  это  вполне  естественное  чувство  самосохранения  и  благоволения.

Критики  эгоизма  высказывают  мнение  о  том,  что  эгоизм  является  аморальным  явлением,  и  он  не  несет  в  себе  никакой  нравственности.  Действительно,  удовлетворяя  свои  интересы,  эгоист  может  пойти  на  радикальные  меры,  например  такие  как:  ложь,  донос,  похищение,  кража  и  убийство.  То  есть  чисто  с  этической  точки  зрения,  эгоизм  становится  недопустимым  в  случае,  если  чужой  жизни  придается  меньшее  значение,  чем  собственной,  и  когда  нарушаются  права  других  людей.

Существует  три  формулы  эгоизма.  Первая  —  абсолютно  все  должны  служить  моим  интересам.  Вторая  —  каждый  обязан  соблюдать  моральные  принципы,  кроме  меня,  если  это  не  нацелено  на  мою  выгоду.  И  третья  формула  —  каждый  может  преследовать  собственные  интересы,  как  ему  захочется.

Соответственно,  две  первые  формулы  противоречат  золотому  правилу:  «Относись  к  людям  так,  как  ты  бы  хотел,  чтобы  относились  к  тебе».  Не  каждому  ведь  человеку  нравится  «плясать  под  чужую  дудку»,  и  так  почему  одни  должны  следовать  моральным  принципам,  а  другие  нет?  Ведь  все  мы  равны  и  никто  не  может  иметь  больше  прав  и  возможностей,  чем  другие.  Третья  формула  может  быть  признана  в  качестве  морально  достоверной,  но  если  сформулировать  следующим  образом:  «всем  разрешено  исполнять  свои  интересы,  если  они  не  нарушают  интересы  других».

Конфликт  возникает  только  тогда,  когда  индивид  решается  на  удовлетворение  своих  желаний  в  ущерб  интересу  другому.  Следовательно,  третья  формула  является  наиболее  разумным  проявлением  эгоизма. 

В  современном  мире  существует  множество  мнений  об  эгоизме.  О  нем  пишут  статьи,  о  нем  говорят.  Интернет  не  стал  исключением,  там  также  поднималась  эта  тема,  есть  даже  стихи  «интернетных»  авторов,  хотелось  бы  привести  в  пример  один  из  них:

Сначала  возлюби  себя, 

Потом  наплюй  на  тех,  кто  рядом.

Лелей  себя,  жалей  себя,

Оправдывай  себя  и  радуй!

 

Кровавой  язвой  эгоизм

Съест  сердце,  а  затем  и  душу.

Пока  ты  жив  —  остановись!

Не  дай  совсем  себя  разрушить!

 

Живи  в  служении  другим!

Дари  заботу  и  участье!

И  дни  наполнятся  твои

Любовью,  радостью  и  счастьем!

(Елена  Титаренко)  [4].

В  данном  стихотворении  видно,  что  эгоизм  представляется  неким  разрушителем  души,  т.е.  качеством,  которое  нужно  уничтожать  в  человеке.  Для  того  чтобы  быть  счастливым,  необходимо  жить  для  других.  Но  если  человек  все-таки  сделал  выбор  в  пользу  эгоизма,  то  тогда  он  становится  одиноким  и  несчастным.

Дж.  Мур:  «Эгоизм  в  собственном  смысле  слова  невозможно  защитить,  ибо  он  противоречит  самому  себе:  нельзя  согласиться  с  тем,  что,  когда  мы  считаем  что-то  собственным  благом,  мы  должны  признать  его  абсолютным  добром  или  же  вообще  не  добром»  [2.  с.  9]. 

Сторонники  эгоизма:

А  так  ли  ужасен  эгоизм  или  он  все-таки  может  проявляться  иначе?  В  чем  может  проявляться  «положительный  эгоизм»?

Сторонники  эгоизма  говорят  о  том,  что  некорректно  делать  вывод  о  содержательной  определенности  поступков  из  вопроса  о  нравственных  мотивах  поведения,  то  есть  из  личного  или  общего  интереса  действует  человек.  Так  как  в  личный  интерес  личности  может  входить  исполнение  нравственных  требований  и  содействие  общему  благу.  Такая  логика,  так  называемого  разумного  эгоизма.

Термин  «разумный  эгоизм»  ввел  Чернышевский  для  обозначения  его  этических  принципов.  Чернышевский  считал,  что  эгоизм  личности  есть  движущая  сила  всех  её  нравственных  поступков.  Стремление  к  удовлетворению  своих  потребностей,  к  удовольствию  и  избегание  всего  неприятного  —  это  есть  естественное  стремление  человека.  Человек  поступает  так,  как  ему  будет  выгодней  и  приятней,  будет  отказываться  от  меньшей  выгоды  и  меньшего  удовольствие  ради  получения  большей  выгоды  и  большего  удовольствия.  Эгоизм,  по  мнению  Чернышевского,  является  естественным  и  составляет  одну  из  важнейших  сторон  человека.

Фейербах  писал:  «Я  понимаю  под  эгоизмом  человека  соответствующее  его  природе,  а  стало  быть,  и  разуму,  —  ибо  разум  человека  ведь  не  что  иное,  как  сознательная  природа  его,  —  его  самопризнание,  самоутверждение  по  отношению  ко  всем  неестественным  и  бесчеловечным  требованиям,  которые  предъявляют  к  нему  теологическое  лицемерие,  религиозная  и  спекулятивная  фантастика,  политическая  грубость  и  деспотизм»  [5.  с.  41].

Так  же  Фейербах  говорил  о  том,  что  эгоизм  основывается  в  человеке  без  его  желания  и  воли.  Это  эгоизм,  без  которого  человек  не  сможет  жить  потому,  что  для  того,  чтобы  жить,  он  должен  постоянно  присваивать  себе  то,  что  ему  полезно  и  отказываться  от  того,  что  ему  вредно.  То  есть  эгоизм  находится  в  самом  организме  человека.  Так  же  под  эгоизмом  он  понимал  любовь  человека  к  самому  себе,  которая  движет  человека  к  удовлетворению  и  развитию  интересов  и  наклонностей,  без  удовлетворения  и  развития  которых  человек  не  может  быть  настоящим  и  совершенным.  Эгоизм-это  любовь  индивида  к  себе  подобным.  Всякая  любовь  к  предмету  и  к  какому-либо  существу  есть  скрытая  любовь  к  самому  себе,  потому  что  человек  может  любить  только  то,  что  соответствует  его  идеалу  и  чувству.

В  общем,  под  эгоизмом  Фейербах  понимал  то,  что  человек  не  должен  приносить  в  жертву  себя  (разум,  чувства,  тело)  кому-либо.  То  есть  человек  будет  только  с  теми  людьми,  в  которых  он  видит  самого  себя,  и  с  теми,  которые  ему  полезны  и  нужны.  Человек,  по  крайней  мере,  верит  в  то,  что  эти  люди  принесут  пользу  для  него.

Так  же  сторонником  разумного  эгоизма  выступала  американская  писательница  и  философ    Айн  Рэнд.  В  книге  «Источник»  главный  герой  Говард  Рорк  выражался  об  эгоизме  следующим  образом:  «В  абсолютном  смысле  эгоист  отнюдь  не  человек,  жертвующий  другими.  Это  человек,  стоящий  выше  необходимости  использовать  других.  Он  обходится  без  них.  Он  не  имеет  к  ним  отношения  ни  в  своих  целях,  ни  в  мотивах  действий,  ни  в  мышлении,  ни  в  желаниях,  ни  в  истоках  своей  энергии.  Его  нет  для  других  людей,  и  он  не  просит,  чтобы  другие  были  для  него.  Это  единственно  возможная  между  людьми  форма  братства  и  взаимоуважения»  [3.  c.  800].

То  есть  мы  видим,  что  эгоист-это  человек,  который  не  делает  что-то  только  для  себя,  а  человек,  который  делает  все  сам.  Следовательно,  можно  сделать  вывод  о  том,  что  это  сильный  человек,  способный  выжить  без  помощи  других  людей.  Тогда,  исходя  из  высказывания  героя  книги  Айн  Рэнд,  можно  говорить  о  том,  что  эгоизм  не  приводит  к  конфликтам,  а  наоборот,  положительно  влияет  на  отношения  между  людьми  общество  в  целом.

Придерживаясь  концепции  разумного  эгоизма,  можно  говорить  о  том,  что  эгоизм  проявляется  везде,  во  всех  поступках  людей,  каждый  человек  делает  что-либо  из  личной  выгоды,  ради  удовлетворения  своих  интересов.

Нет  ничего  плохого  в  том,  что  человек-эгоист,  но  этот  эгоизм  не  должен  негативно  влиять  на  окружающих  людей,  а  действия  личности  должны  характеризоваться  как  определенное  выражение  добра.  То  есть  эгоизм  не  может  нарушать  правила  морали  и  нравственности,  и  интересы  других.  Следовательно,  такой  эгоизм  не  несет  в  себе  деструктивные  начала,  а  наоборот,  приносит  обществу  пользу.

По  моему  мнению,  эгоизм-это,  то  благодаря  чему  мы  движемся  вперед,  не  стоим  на  месте,  развиваемся.  Эгоизм  в  человеке  должен  быть  только  «чистым»,  т.  е.  без  «перешагивания  людей»  ради  достижения  своих  целей.  Придерживаясь  концепции  Фейербаха,  можно  сказать,  что  действительно,  делая  кому-либо  хорошо,  ты  как  будто  удовлетворяешь  свои  потребности.  То  есть,  если  рассматривать  эгоизм  как,  в  первую  очередь,  удовлетворение  своих  потребностей,  целей  и  желаний,  то  выполняя  чьи-то  желания,  человек  удовлетворяет,  прежде  всего,  свои  потребности.  Эгоизм  может  проявляться  в  самых  привычных  для  нас  поступках,  например,  помощь  другу.  Вроде  как  мы  делаем  это  для  удовлетворения  желания  друга,  которое  заключается  в  помощи,  но,  если  задуматься,  то  и  у  нас  появляется  потребность  или  просто  интерес  помочь.  Тогда  мы  в  первую  очередь  удовлетворяем  свою  личную  потребность,  и,  следовательно,  тем  самым  помогаем  другу.  Мы  заботимся  о  ком-либо  не  только  потому,  что  хотим  сделать  хорошо,  а  потому  что  у  нас  появляется  потребность  в  заботе  о  ком-либо,  которую  необходимо  удовлетворить,  а  то,  что  чувствует  другой  человек  ту  самую  заботу  о  себе,  является  производным  от  эгоизма,  его  результатом.

На  основании  исследования  можно  сделать  вывод  о  том,  что  «негативный»  эгоизм,  действительно,  разрушает  общественный  порядок,  и  с  детства  в  сознание  человека  должны  прививаться  нормы  морали  и  нравственности.  Но  если  индивиды  действуют  исходя  из  удовлетворения  своих  желаний,  результат  которых  приносят  пользу  другим  людям,  то  можно  говорить  о  положительной  роли  эгоизма  в  обществе.  Поэтому  не  стоит  «изгонять»  эгоизм  из  человека,  необходимо  лишь  привить  «правильный»  эгоизм  и  тогда  общество  не  уничтожит  себя,  а  наоборот,  начнет  процветать  и  развиваться.

На  основании  всего  вышесказанного  можно  дать  свое  определение  эгоизму.  Эгоизм  —  это  жизненная  позиция,  в  соответствии  с  которой  человек  действуют  исходя  из  удовлетворения  своих  желаний,  потребностей  и  интересов,  результат  которых  приносят  пользу  другим  людям,  ни  в  коем  случае  не  нанося  вред.  Эгоист,  даже  разумный,  может  ставить  свои  интересы  выше  интересов  других,  но  при  этом  должен  уважать  личные  интересы  других  людей.

 

Список  литературы:

1.Гусейнов  А.А.,  Апресян  Р.Г.  Этика:  учеб.  пособие  /  А.А.  Гусейнов,  Р.Г.  Апресян.  М.:  Гардарики,  2000  г  —  376  с.

2.Мур  Дж.,  Принципы  этики.  /Пер.  с  англ.  Коноваловой  Л.В.  Общ.  ред.  Нарского  И.С.  М.:  Прогресс,  1984  —  323  с.

3.Рэнд  А.  Источник  /  А.  Рэнд.  М.:  Альпина  Паблишер,  2011  г  —  808  с.

4.Титаренко  Е.  Об  эгоизме.  04.09.2011.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.stihi.ru/2011/09/04/6697  (дата  обращения:  12.12.2013).

5.Фейербах  Л.  Избранные  философские  произведения  в  2  томах.  Том  2.  /  Л.  Фейербах.  М.:  Полит.лит-ра,  1955  г.  —  942  с.

6.Чернышевский  Н.Г.  Что  делать?  «Библиотека  Всемирной  литературы»/  Н.Г.  Чернышевский.  М.:  Художественная  литература,  1969  г  —  443  с.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.