Статья опубликована в рамках: XV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 декабря 2013 г.)
Наука: Философия
Секция: Религиоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
отправлен участнику
ПОСРЕДНИЧЕСТВО КАК СПОСОБ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ В ХРИСТИАНСТВЕ
Качан Елизавета Алексеевна
студент 2 курса, кафедра социальных наук ДВФУ, РФ, г. Владивосток
E-mail: i.do@bk.ru
Ильченко Оксана Юрьевна
научный руководитель, канд. соц. наук, доцент ДВФУ, РФ, г. Владивосток
Ключевые слова: посредничество, христианство, урегулирование конфликтов, примирение, решение споров.
Как известно, христианство основывается на идеях милосердия и братства и также порицает споры и конфликты. Согласно христианскому учению, истинному христианину следует не только стремиться к разрешению спора, но и вообще по возможности от них воздерживаться. В Новом Завете Библии содержится следующее предписание: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье». [ Матфей 5:25] В христианстве примирению с оппонентом отводится важная роль в социальных взаимоотношениях. В Новом Завете провозглашается ценность мира и ненасилия в общественной жизни, в том числе и в урегулировании частных споров. Во многих случаях в Библии упоминается о необходимости привлечения посредника для разрешения конфликтов.
«Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты/ брата твоего; Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы/ устами свидетелей подтвердить всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник или мытарь». [ Матфей 18:15-17]
В данном высказывании говорится о том, что если конфликт между оппонентами не удается разрешить самостоятельно, следует привлечь третью сторону из народа, которая сможет подтвердить правоту какой-либо конфликтной стороны и разрешить спор. Также в качестве посредника может выступить церковь, а в частности ее служители.
Одной из форм посредничества является медиация. И приходской медиатор при урегулировании споров должен руководствоваться Священным писанием, Священным приданием и другими источниками Канонического права (обычаем, мнением авторитетных канонистов и т. д.). Также приходскому медиатору следует использовать такие способы примирения, как, например:
· молитва,
· принципы диалога, исходящие из теории наличия у человека двух «Я»: «духовного Я» и «наличного Я» [3]. («Духовное Я» — это голос совести в человеке, его творческая и нравственная интуиция, способность к самопожертвованию. «Наличное Я» — это рассудочное самооправдание). Для медиатора очень важно уметь различать эти голоса во внутренних мирах собеседников.
· искреннее проявление евангельской любви, ведь для собеседником очень важны проявления внимания посредника, такие как, например, заинтересованный взгляд, спокойный голос, доброжелательная улыбка.
Применение процедуры посредничества в условиях современного православного прихода очень важна, ведь она служит утверждению братской любви между прихожанами, что является благородной почвой для урегулирования возникающих конфликтов.
Немаловажная роль в христианском посредничестве отводится Иисусу Христу. В Евангелии от Иоанна Иисус обращается со следующими словами к апостолу Фоме:
«Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходитъ к Отцу, какъ только черезъ Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего». [1. Иоанн 14:6-7]
Таким образом, Иисус объявляет себя посредником между людьми и Создателем. Христос являет собой одну личность, но две природы (человеческую и божественную). Этот факт делает из Него совершенного посредника, две природы которого действуют в двух направлениях и образуют крест:
· Создателя и людей соединяет ось вертикальная
· людей между собой соединяет ось горизонтальная.
В заповедях, которые нам дает Иисус тоже есть эти оси :
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцемъ твоимъ, и всею душею твоею, и всемъ разумениемъ твоимъ : сия есть первая и наибольшая заповедь» [1. Матфей 22: 37]
«Возлюби ближняго твоего, какъ самого себя» [1. Матфей 22: 39]
В Послании Святого Апостола Павла к Тимофею можем прочесть:
«Ибо Единъ Богъ, единъ и посредникъ между Богомъ и человеками, человъкъ Христосъ Иисусъ, предавший Себя для искупления всехъ».[1. Тимофей 2:5]
В Послании к евреям снова упоминается о посредничестве Христа: «И потому Онъ есть ходатай [посредник] нового Завета» [1. Послание Св. Ап. Павла к евреям 9:15]
Многие христианам требуется посредник, чтобы через него обратиться к Создателю и быть уверенными, что их просьбы будут донесены до Творца. И сам Господь дал людям такого ходатая — Сына Своего. Люди могут обращаться к Иисусу и быть спокойны и уверены, ведь Библия говорит нам прямо: «Через Него … имеем доступ к Отцу». [1. Послание к Ефесянам 3:12 ]
Русским святым тоже нередко приходится занимать позицию посредника. Например, Святая Блаженная Ксения Петербургская, которая возвращает мир в семьи. У часовни Святой Блаженной Ксении Петербургской всегда много паломников, которые надеются на помощь святой. Множество писем приходит в церковь Смоленской иконы Божьей Матери от верующих с просьбами помолиться за них святой Ксении и со словами благодарности блаженной за помощь.
В одно из писем рассказывается, как у одной девушки мама была тяжело больна. Девушка все время сидела у постели матери, боясь оставить ее без присмотра. И вот в одну из таких бессонных ночей она решила обратиться к блаженной Ксении. Молилась она долго, вновь и вновь неистово повторяя слова молитвы. Проснувшись, мама повернула голову к дочери, еще слабо, но все же улыбнулась и сказала, что чувствует себя лучше. Из письма: «Нет слов и к моей радости о заступничестве Ксении Петербургской за людей пред Господом нашим» [3].
«Ксения, мати наша, моли Бога о нас» — с такими словами люди часто обращаются к Святой. Таким образом, блаженная Ксения выступает посредником между Творцом и людьми.
Другой известный Святой Сергий Радонежский умел действовать «тихими и кроткими словами» и часто примирял враждующих между собой князей. Благодаря Сергию Радонежскому все князья объединились перед Куликовской битвой и признали главенство великого московского князя Дмитрия. Так же Святой выступил посредником между князьями, когда в 1385 году посетил Рязань с дипломатической миссией, и тем самым успешно предотвратил войны между Москвой и Новгородом. Как известно, Святой Сергий Радонежский посвятил свою жизнь Святой Троице. Его последователь Святой Никон по словам «Сказания» поручил Андрею Рублеву написать икону Троицы. И благодаря своей иконе Святой Троицы Святой Андрей Рублев является посредником, передающим послание Святого Сергия людям, живущим в наше время, как и в свое время современникам.
Таким образом, роль посредничества блаженных в христианстве очевидна. Миротворческое поведение русских Святых характерно для христианства. Посреднические отношения между людьми и Богом посредством Святых очень развиты, они нацелены на достижение умиротворения человека и его души.
Эта потребность в умиротворении, в урегулировании всех возникающих споров и конфликтов путем примирения сторон провозглашена Богом. Одна из заповедей Блаженства провозглашенных сыном Божьим Иисусом Христом в Нагорной проповеди: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими».[1. Матфей 5:9]
Из всего вышесказанного следует, что посредничество является одним из основных способов урегулирования конфликтов и противоречий в христианстве. Изучения традиций христианского посредничества и применение полученных знаний на практике может помочь при решении всех типов конфликтов: внутриличностных, межличностных, между группой и индивидом и межгрупповых.
Истинному христианину следует стремиться к соблюдению библейских заповедей, и если у него нет возможности воздержаться от спора и конфликта, то нужно обязательно стремиться к его разрешению, если не удается самостоятельно, следует обратиться за помощью к посреднику.
Список литературы:
1.Библия, Северо-Западная Библейская Комиссия, 1990 г.
2.Литвинов А.В. «Основной курс медиации», М. 2011 [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://samlib.ru/a/aleksandr_litwinow/mediacijaosnownojkursmediacii.shtml (дата обращения: 2.12.2013).
3.Печерская А.И. «Святая блаженная Ксения Петербургская» [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://lib.rus.ec/b/411682/read (дата обращения: 6.12.2013).
отправлен участнику
Оставить комментарий