Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 декабря 2013 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Соломатина В.В. ОБРАЗ ПТИЦЫ В ШАМАНИЗМЕ НАРОДОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 15. URL: http://sibac.info/archive/social/9(12).pdf (дата обращения: 30.03.2020)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОБРАЗ  ПТИЦЫ  В  ШАМАНИЗМЕ  НАРОДОВ  ДАЛЬНЕГО  ВОСТОКА

Соломатина  Виктория  Витальевна

студент  5  курса,  кафедра  истории  России  СВФУ  им.  М.К.  Аммосова,  РФ,  г.  Якутск

E-mailviksolom999@mail.ru

Аргунов  Валерий  Георгиевич

научный  руководитель,  канд.  ист.  наук,  доцент  СВФУ  им.  М.К.  Аммосова,  РФ,  г.  Якутск

 

Роль  птицы  в  шаманизме  является  общепринятым  фактом.  Птица  считается  первым  шаманом,  духом  —  помощником,  учителем,  к  тому  же  костюм  шамана  является  олицетворением  птицы  и  содержит  орнитоморфную  символику. 

Согласно  легенде  о  происхождении  шаманов,  творец  Амака  сотворяет  всех  птиц,  а  его  противник  Харги  сотворяет  гагару.  Амака  дает  человеку  копьё  ей  в  хвост  таким  образом  она  не  может  нырнуть  под  воду.  Оказавшись  побеждённой,  гагара  кричит:  «Эвенк  будет  шаманом.  Остяк  будет  шаманом.  Якут  будет  шаманом.  С  той  поры  люди  стали  делаться  шаманами»  [2,  с.  29—30]. 

У  якутов  сохранилось  много  версий  происхождения  шаманов,  и  в  одном  из  них  фигурирует  птица.  Миф  о  рождении  двух  первых  шаманов  записан  в  1925  году  со  слов  Данилова  Иннокентия,  уроженца  Джобулга  (о.  Тойон  —  Арыы).  Этот  миф  рассказывает  о  девице  необыкновенной  красоты,  которая  долго  жила  не  выходя  замуж.  Встретила  она  однажды  всадника,  обещал  он  на  ней  женится.  Вступили  они  в  любовную  связь,  после  того,  мужчина  признался  красавице,  что  он  не  человек  и  сказал  ей,  что  родит  она  скоро  двух  птенцов,  которые  превратятся  в  младенцев  и  станут  в  свои  сорок  лет  шаманами  [4,  с.    2—25].  Данные  мифы  с  участием  птицы  обосновывает  шаманство  как  веру  вообще. 

Существует  миф  о  том,  что  шаманы  зарождаются  далеко  на  севере,  где  есть  лиственница  с  гнездами  птиц.  Сначала  прилетает  на  это  дерево  большая  птица,  похожая  на  орла,  с  железными  перьями,  садится  на  гнездо  и  сносит  яйцо.  Потом  эта  птица  высиживает  яйцо,  если  должен  выйти  самый  большой  шаман  —  в  продолжении  трех  лет,  если  маленький  —  в  течение  года.  Эта  птица  называется  мать  —  зверем,  появляется  всего  три  раза:  первый  раз  когда  рождает,  второй  раз  когда  завершается  становление  шамана  рассеканием  его  тела,  и  третий  раз  когда  шаман  умирает  [4,  с.  60].  О  похожем  мифе  в  своей  книге  «Материалы  истории  религии  якутов  бывшего  Вилюйского  округа»  пишет  Попов  А.А.  —  воздух  —  душа  кладется  в  одно  из  отверстий  лиственницы  и  воспитывается  там  в  качестве  птенчика  кукушки  (птенчика-кулика)  от  года  до  девяти  лет,  смотря  по  своему  предназначению:  душа  хорошего  шамана  воспитывается  дольше  души  плохого.  Если  предполагается  черный  шаман,  то  душа  представляется  в  качестве  голого  неоперившегося  птенца.  Во  время  пребывания  в  дупле  душа  белого  шамана  откармливается  яйцами  орла;  Дочери  и  сыновья  Аары  Дархан,  сидя  на  краю  отверстия  в  образе  орла,  обучают  душу  различным  шаманским  хитростям.  Черных  шаманов  обучают  вороны  [10,  с.  32]. 

В  мифологии  якутов  считалось,  что  ворон  —  шаманская  птица  и  наделен  сверхъестественными  свойствами,  например  даром  предвидения.  Отцом  ворона  считался  Хара  Суорун  Улуу  Тойон  —  глава  злых  духов  Верхнего  мира.  Также  он  считался  покровителем  наиболее  могущественных  якутских  шаманов  [5,  с.  99].

На  одном  из  костюмов  эвенских  шаманов,  хранящемся  в  Магаданском  краеведческом  музее,  на  тонких  дощечках,  привязанных  с  помощью  ремешков  к  ровдужным  чехлам  для  бубнов  изображены  летящие  птицы.  Одна  из  птиц  имеет  две  головы.  И.В.  Гурвич  отмечает,  что  у  эвенов  —  тюгясиров  в  качестве  подвесок  на  шаманский  костюм  нашивались  также  изображения  птиц,  в  часности  гагар.  Сам  шаманский  костюм  тюгясиры  осмысливали  как  оперение  птицы,  крыльями  которой  являлась  нарукавная  бахрома  [10,  с.  121—123].  Шаманы  эвенков  —  орочонов  на  пояс  и  рукова  нашивали  жгуты  чуракта,  которые  исполняли  роль  перьев  придавая  шаману,  облаченному  в  костюм  как  бы  облик  птицы.  Поскольку  шаманы  эвенков  —  орочонов  душу  представляли  в  облике  перелетной  птицы,  то  атрибуты  костюма  указывали  на  птицу,  с  которой  ассоциировалась  душа  шамана.  На  нагрудниках  шаманского  костюма  у  эвенков  —  орочонов  нашивались  восемь  птиц,  символизирующие  духов  —  помощников  верхнего  мира  [6,  с.  73—74].

Что  качается  якутского  шаманского  костюма  известно,  что  к  нагруднику,  кроме  прочих  фигурок,  прикреплялись  шесть  изображений  птиц  —  два  в  верхней  части  нагрудника  и  четыре  в  нижней.  Все  они  представляли  собой  изображение  птицы  с  боку  и  были  выполнены  из  железных  пластин.  На  плащ  нашивались  изображения  следующих  птиц  —  гагары,  стерха,  лебедя,  чайки,  гуся.  На  вывезенном  Мааком  из  Вилюйского  окуруга  тунгусском  шаманском  плаще  «на  груди»  нашито  семь  железных  пластин,  изображающих  птиц,  по  всей  вероятности  гагар,  игравших  какую  то  роль  при  якутских  шаманских  обрядах  [9,  с.  10]. 

Также  птица  встречается  в  захоронениях  эвенких  шаманов  —  на  надмогильных  крестах.  Их  делали  семиконечными  (похожими  на  старообрядческие)  и  наверху  основной  стойке  креста  вырезали  фигурку  птички  в  стилизованном  резном  изображении  —  символ  отлетевшей  души  умершего.  Нередко  такие  вырезанные  из  дерева  фигурки  птицы  прикреплялись  на  обоих  концах  первой  перекладины  креста  [11,  с.  252].  В  качестве  символов  вырезались  крохаль  или  гагара. 

Эвенки  —  орочоны  считали,  что  шаман  имел  заморских  духов  —  помощников,  которыми  были  двуглавые  птицы  бамул  и  фантастическая  ушастая  птица.  Вместилищами  духов  —  помощников  верхнего  мира  является  птица  —  ястребы,  орлы,  гуси,  лебеди,  гагары,  утки,  кулики,  дятлы,  кукушки  [6,  с.  69—73] 

Шаманы  народа  чукчи  также  имели  духов  —  покровителей  (кэльэт),  которые  исполняли  его  просьбы  хотя  и  временно.  Ими  могли  быть  как  звери,  так  и  птицы  —  сова,  горностай,  ворон  и  т.  д.  По  мнению  шамана,  они  обладали  такими  природными  данными,  что  могли  справиться  справиться  с  вредоносными  существами  [3,  с.  185].  В  текстах,  записанных  Богоразом,  обычно  у  шаманов  отмечается  два  помощника  —  зверь  и  птица:  горностай  и  орел,  дельфин  и  ворон.  Иногда  одно  животное,  например  —  ворон  или  орел  [1,  с.  209].

У  ненцев  имел  место  быть  обряд,  когда  шаман  больному  человеку  надевал  пояс  из  кожи  морского  льва  на  котором  к  кольцам  подвешивались  парные  изображения  голов  разных  зверей,  среди  которых  могли  быть  железные  изображения  птиц  —  орлов,  сов,  лебедей  [13,  с.  170].  Похожий  обряд  существовал  у  эскимосов,  когда  на  пояс  выздоравливающему  шаман  подвешивал  фигурки  животных  и  птиц,  к  примеру  —  фигурку  ворона.  Кроме  того,  в  жилище  больного  выставляли  амулеты,  среди  которых  были  амулеты  с  изображением  ворона  [14,  с.  220].

Долганский  шаман,  на  кануне  годового  камлания  (дьылы  одуулуур),  делает  из  деревьев  остов  чума,  на  верхушках  жердей  которого  втыкают  семь  или  девять  изображений  птиц,  направленных  головой  в  сторону  солнца.  Камлая  в  этой  чуме,  шаман  вместе  со  своими  птицами  отправляется  к  верхнему  Юрюнг  Айыы  (Айыы  Тойон)  [11,  с.  285].  Шаман  эвенков  —  орочонов  в  комлании  на  звезду  Чолбон  брал  особую  колотушку,  которая  обязательно  оканчивалась  изображением  головы  птицы.  Такую  колотушку  с  изображением  птицы  шаманы  эвенков  —  орочонов  также  использовали  во  время  обряда  оживления  природы  и  добычи  священной  силы  [6,  с.  77]. 

Эскимосы  верили,  что  духи  сами  выбирают,  кто  станет  шаманом.  Они  являлись  избраннику  во  сне  в  виде  людей  или  животных,  среди  которых  могли  быть  ворона,  горностай,  журавль.  На  костюм  эскимоского  шамана  нашивались  амулеты  животных,  а  также  птиы  —  ворона  [14,  с.  219—223].

У  нанайцев  и  ульчей  птица  упоминается  как  ездовое  животное  шамана  —  он  улетал  из  загробного  мира  (буни  —  нан.,  були  —  ульч)  верхом  на  птице  поори  [7,  с.  45].

Важность  роли  птицы  считается  общепринятым  фактом  в  шаманизме.  Птица  —  это  первый  шаман,  учитель,  передатчик  шаманства,  дух  —  помощник  шамана.  Даже  костюм  шамана  является  олицетворением  птицы  и  содержит  орнитоморфную  семантику.  Со  многими  видами  птиц  также  связаны  различные  шаманские  мифы.  Все  вышеперечисленное  нашло  свое  отражение  в  наскальных  рисунках  и  мелкой  пластике  у  народов  Дальнего  Востока.

 

Список  литературы:

1.Богораз  В.Г.  1)  Материалы  по  изучению  чукотского  языка  и  фольклора,  собранные  в  Колымском  округе.  СПб.,  1900;  2)  Краткий  отчет  об  исследовании  чукоч  Колымского  округа.  Иркутск,  1899.  —  288  с. 

2.Варламова  Г.И.  Мировоззрение  эвенков:  отражение  в  фольклоре.  М.,  2002.  —  252  с. 

3.Вдовин  И.С.  Чукотские  шаманы  и  их  социальные  функции.  Проблемы  истории  общественного  сознания  аборигенов  Сибири  (по  материалам  второй  половины  XIX  —  начала  XX  века).  Наука,  Л.,  1981.  —  284  с.

4.Ксенофонтов  В.Г.  Легенды  и  рассказы  о  шаманах  у  якутов,  бурят  и  тунгусов.  Из-во:  Безбожник;  М.,  1930.  —  117  с. 

5.Кулаковский  А.Е.  Научные  труды.  Якутск,  1979.  —  560  с. 

6.Мазин  А.И.  Традиционные  верования  и  обряды  эвенков  —  орочонов  (конец  XIX  —  начало  XX  века).  Наука:  Новосибирск,  1984.  —  201  с. 

7.Окладников  А.П.  Центрально-азиатский  очаг  первобытного  искусства,  Н.,  1972.  —  88  с.

8.Павлова  Т.В.  Обрядовый  фольклор  эвенов  Якутии  (музыкально-этнографический  аспект).  С.П.,  2001.  —  263  с.

9.Пекарский  Э.К.,  Васильев  В.Н.  Плащ  и  бубен  якутского  шамана.  СПб.,  1910.  —  с.  28. 

10.Попов  А.А.  Материалы  по  истории  религии  якутов  бывшего  Вилюйского  округа.  Ч.  III.,  Наука:  Новосибирск,  М.,  2006.  —  464  с. 

11.Попов  А.А.  Шаманство  у  долган.  Проблемы  истории  общественного  сознания  аборигенов  Сибири  (по  материалам  второй  половины  XIX  —  начала  XX  века).  Наука,  Л.,  1981.  —  284  с.

12.Потапова  У.Г.  Пережитки  шаманизма  у  эвенов.  Проблемы  истории  общественного  сознания  аборигенов  Сибири  (по  материалам  второй  половины  XIX  —  начала  XX  века).  Наука,  Л.,  1981.  —  284  с.

13.Таксами  Ч.М.  Шаманство  у  нивхов.  Проблемы  истории  общественного  сознания  аборигенов  Сибири  (по  материалам  второй  половины  XIX  —  начала  XX  века).  Наука,  Л.,  1981.  —  284  с.

14.Тэин  Т.С.  Шаманы  сибирских  эскимосов.  Проблемы  истории  общественного  сознания  аборигенов  Сибири  (по  материалам  второй  половины  XIX  —  начала  XX  века).  Наука,  Л.,  1981.  —  284  с.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Уважаемые коллеги, издательство СибАК с 30 марта по 5 апреля работает в обычном режиме