Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 декабря 2013 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Потапова К.А. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА В ЯКУТИИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 15. URL: https://sibac.info/archive/social/9(12).pdf (дата обращения: 27.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РАСПРОСТРАНЕНИЕ  ХРИСТИАНСТВА  В  ЯКУТИИ

Потапова  Ксения  Альбертовна

студент  5  курса,  исторический  факультет  СВФУ  им.  М.К.  Аммосова,  РФ,  г.  Якутск

E-mailpotapovaksu@mail.ru

Петров  Юрий  Дмитриевич

научный  руководитель,  д-р  полит.  наук,  профессор,  исторический  факультет  СВФУ  им.  М.К.  Аммосова,  РФ,  г.  Якутск

 

С  самого  начала  колонизации  Якутии,  царизм  распространял  православное  христианство,  но  принудительное  крещение  якутов  было  запрещено.  Это  была  вынужденная  политика  крещения,  обусловленная  чисто  экономическими  интересами.  Царская  власть  не  желала,  чтобы  плательщики  ясака,  напуганные  насильственными  мерами,  переселились  на  дальние  окраинные  территории,  и  количество  собираемой  пушнины  значительно  сократилось.

Так,  значительное  количество  местного  населения,  спасаясь  от  ясачного  гнета,  бежало  на  Вилюй,  Олекму,  а  затем  и  в  более  отдаленный  северо-восточный  край.  В  1648  г.  бежали  от  уплаты  ясака  17  %  населения  центральных  волостей,  а  в  конце  XVII  в.  —  около  50—60  %.  Поэтому  царская  власть  вынуждена  была  проводить  более  осторожную  и  гибкую  политику  в  отношении  ясачного  населения.

Крещение  много  поощрялось  во  время  правления  Петра  I.  Православие  помогало  местным  тойонам  держать  в  повиновении  свой  народ,  поэтому  они  охотно  принимали  христианство.  Но  принятие  насаждаемого  православия  оставалось  на  бумаге,  на  деле  якуты  оставались  верны  своей  старой  религии  —  шаманизму.  И  после  крещения  якуты  продолжали  оставаться  язычниками  и  шаманистами,  они  фактически  не  соблюдали  законы  и  обряды  православия,  так  что  крещение  было  de  jure.  Православие  не  оказало  огромного  влияния  на  общее  мировоззрение  местного  населения,  оно  продолжало  поклоняться  силам  природы,  тайно  сохранялось  шаманство.  Впоследствии  для  распространения  христианства  стали  предоставлять  льготы  в  уплате  ясака  тем,  кто  добровольно  принимал  крещение  и  христианские  имена.  Крещеные  якуты  быстрее  осваивались  с  русским  образом  жизни. 

В  XVIII  в.  все  существенно  изменилось.  Было  принято  решение  провести  политику  всемерного  поощрения  крещения  народов  «пребывающих  во  тьме  неверия»,  с  целью  прививания  им  «верования  в  истинного  великого  бога  и  спасителя  всех  людей».  Только  с  конца  60—70-х  гг.  XVIII  в.  началось  массовое  крещение  якутов.  Началось  массовое  строительство  церквей  по  территории  всей  Якутии,  миссионеры  продолжали  свою  деятельность  и  в  самых  отдаленных  наслегах  и  улусах.

В  1852  г.  в  Якутию  прибыл  Архиепископ  Иннокентий  (Иван  Вениаминов),  который  был  широко  известен  своей  миссионерской  деятельность  на  Аляске,  он  также  являлся  Архиепископом  Камчатским,  Курильским  и  Алеутским,  лингвистом  и  этнографом.  Благодаря  еС  его  приездом  усилилось  распространение  православия  в  Якутии  и  в  1855  г.  в  Якутске  был  создан  специальный  комитет  по  переводу  христианских  священных  книг.

Архиепископ  Иннокентий  прожил  в  Якутии  семь  лет,  служил  архимандритом  Спасского  монастыря.  Он  овладел  якутским  языком,  церковные  службы  вел  на  якутском.  19  июля  1859  г.  в  Троицком  соборе  г.  Якутска  Иннокентий  провел  первую  церковную  службу  на  якутском  языке.  при  нем  была  создана  переводческая  комиссия  во  главе  с  Дмитрием  Хитровым,  членами  Евсевием  Протопоповым,  Дмитрианом  Поповым  и  др.  Они  перевели  свыше  десяти  церковных  книг  на  якутский  язык.  Д.  Хитров  в  1857—1858  гг.  в  Москве  издал  «Краткую  грамматику  якутского  языка»,  составленную  протоиереем  Д.  Хитровым.  С  1855  г.  по  этому  пособию  началось  более  детальное  изучение  якутского  языка  в  духовной  семинарии.

В  начале  XVIII  в.  обращение  ясачных  в  православие  без  их  согласия  было  под  строжайшим  запретом.  Совершение  обряда  крещения  «своею  волею»  разрешалось  только  после  «сыска»,  производимых  самими  воеводами.  Дальнейшая  жизнь  «новокрещенных»  была  устроена  следующим  образом:  мужчин  старались  устраивали  на  государственную  службу,  а  женщин,  в  основной  их  массе,  выдавали  замуж  только  за  новокрещенных  из  русских  служилых  людей  [1]. 

В  церковно-административном  отношении  Якутский  край,  вплоть  до  середины  XVIII  века,  находился  в  составе  Тобольской  епархии.  С  1731  года  и  до  середины  XIX  века,  Якутия  была  отнесена  к  Иркутской  епархии.  Самостоятельная  Якутская  епархия  появилась  через  20  лет  —  в  1870  году.

К  XVII  веку  количественное  соотношение  членов  духовенства  оставалось  незначительным.  Но  с  конца  XVII  века,  дети  священников  и  других  церковнослужителей  улучшили  и  пополнили  количество  духовенства  в  Якутии.  Уже  в  1821  г.  в  области  насчитывалось  2  протоиерея,  38  священников,  6  диаконов,  27  дьячков  и  40  пономарей.

Изначально  «новокрещенными»  были  «холопы»,  «ясыри»,  «дворцовые  люди»,  то  есть  зависимое  от  русских  местное  население,  и  жены  служилых  людей.  Браки  русских  с  местными  женщинами  постепенно  стало  превращаться  в  обыденное  и  повсеместно  распространенное  явление.

Было  распространено  крещение  для  получения  неких  льгот,  даров,  званий.  Так,  бедняки  получали  подарки,  а  якутское  тойонатство  было  заинтересовано  в  получении  звания  «сына  боярского».

Вплоть  до  третьей  четверти  XVIII  века  язычество  все  равно  оставалось  самой  распространенной  формой  верований,  даже  среди  тойонов.  Это  становилось  барьером  и  преградой  на  пути  массовой  христианизации  якутского  населения.

Шла  борьба  представителей  православного  духовенства  за  соблюдение  «новокрещенными»  христианских  обрядов  и  против  повсеместной  популярности  язычества.  Иногда  применялись  довольно  жесткие  меры,  как  уничтожение  атрибутов  для  осуществления  шаманских  и  языческих  обрядов. 

В  ходе  этой  борьбы  в  Восточной  Сибири  к  третьей  четверти  XVIII  в.  даже  была  придумана  и  быстро  введена  новая  должность  —  веропроповедник.  Григорий  Ноговицын  стал  первым  священником  в  Якутии,  получившим  эту  должность.  Священник  Верхневилюйской  Николаевской  церкви  помог  обратить  большую  массу  якутов  в  новую  веру,  это  произошло  на  рубеже  XVIII—XIX  вв.  Позже  эту  функцию  стали  выполнять  приходские  священники.

В  целом,  как  установлено  Е.С.  Шишигиным,  христианизация  коренного  населения  Якутского  края  завершилась  в  1820-х  гг.  В  дальнейшем  на  служителей  церкви  возлагалась  задача  искоренения  язычества,  утверждения  догматов  новой  религии  [1]. 

Положительное  влияние  распространения  православия  в  Якутии  имеет  неоспоримые  доказательства.  В  Якутской  епархии  было  построено  более  сотни  церквей  по  всей  территории  края,  которые  никак  не  уступали  архитектуре  и  убранству  церквей  центральной  России.  Церкви  стали  очагом  зарождения  и  распространения  культуры,  грамотности,  они  были  главным  украшением  городов,  улусов,  поселков.

Следует  отметить,  что  все  священники  владели  якутским  языком  для  того,  чтобы  донести  до  местного  населения  «Слово  Божье»  как  можно  более  понятно,  поэтому  они  были  обязаны  владеть  местным  языком.

Церкви  и  школы  при  церквях  стали  центром,  неким  толчком  к  распространению  образования  и  грамотности  среди  местного  населения,  что  также  является  несомненно  положительным  результатом  распространения  христианства  в  Якутии.  Первые  образованные  люди  из  якутов  получили  свое  первоначальное  образование  именно  в  церковно-приходских  школах.

Мы  благодарны  просветителям  их  православного  духовенства,  которые  дали  нам  первые  книги  на  родном  языке  и  за  огромный  вклад  в  появление  и  развитие  якутской  письменности.  Первая  газета  в  Якутии  стала  выходить  в  1888  году  при  епископе  Иакове,  и  называлась  она  «Якутские  епархиальные  ведомости».  Со  временем  в  этой  газете  стали  появляться  публикации  на  якутском  языке,  что  также  стало  важным  событием  для  развития  культуры  и  просвещения  в  Якутии.

Священники,  не  побоявшиеся  приехать  в  Якутию  и  жившие  здесь  с  благой  целью,  были  высокообразованными  людьми,  их  считали  практически  учеными  и  философами.  Для  многих  они  были  наставниками. 

Якутяне  благодарны  и  ценят  вклад  святителя  Иннокентия  Вениаминова.  При  его  деятельности  Якутск  стал  духовным  и  культурным  центром,  объединявшим  огромную  территорию  от  Якутии  до  Северной  Америки.  Другой  человек,  внесший  огромный  вклад  в  духовное  и  культурное  развитие  Якутии  —  Дионисий  Хитров,  который  продолжил  дело  святителя  Иннокентия  Вениаминова.  Он  прекрасно  владел  якутским  языком,  посетил  множество  отдаленных  улусов.

Таким  образом,  все  исследователи  вне  зависимости  ни  от  каких  методологических  установок  и  конфессиональной  принадлежности,  признавали  и  подчеркивали  большой  вклад  православия  в  развитие  культуры  народов  северо-востока  Азии,  а  именно  Якутии.

Сегодня  можно  заметить  и  подчеркнуть  идущий  процесс  переориентирования  общественного  сознания  на  создание  христианских  православных  ценностей.  Первостепенная  задача  нынешнего  поколения  —  восстановление  положительного,  нацеленного  на  возрождение  России  общественного  сознания.  И  здесь  появляется  почва  для  изучения  и  обобщения  опыта  и  наследия  Русской  православной  церкви.

 

Список  литературы:

1.Гоголев  А.И.  История  Якутии:  учебное  пособие  (для  студентов  гуманитарных  специальностей  вузов  региона).  Якутск:  изд-во  ЯГУ,  2006.  —  338  с.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.