Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 26 сентября 2016 г.)

Наука: История

Секция: Краеведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Мусифулина И.И. КАК ПОЯВЛЯЛИСЬ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАЛЬСИФИКАЦИИ В СЕЛЬСКОМ ПОСЕЛЕНИИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(44). URL: https://sibac.info/archive/social/8(44).pdf (дата обращения: 30.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 30 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

КАК ПОЯВЛЯЛИСЬ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАЛЬСИФИКАЦИИ В СЕЛЬСКОМ ПОСЕЛЕНИИ

Мусифулина Ирина Ильясовна

студент кафедры истории и методики ПИ ИГУ, г. Иркутск

Салахова Лариса Марсовна

научный руководитель,

канд. истор. наук, доцент кафедры истории и методики ПИ ИГУ, Иркутск

История знает немало случаев, связанных с фальсификацией фактов. Сложно сказать доподлинно, какую цель преследовали исторические деятели, переиначивая действительность. Однако, можно предположить, что тем самым они пытались выдать себя и свою позицию в более выгодном свете, получить какие-либо блага.

Самой яркой и характерной фальсификацией исторического факта был Константинов дар. Согласно легенде, этот документ даровал папе Сильвестру римский император Константин Великий. Акт был одним из главных источников притязания католической церкви на верховенство власти в Европе. Однако, история говорит о том, что данный документ был частью сделки между Пипином III Коротким, желавшем обрести статус короля франков, и католической церковью.

Фальсификации неразрывно связаны с исторической памятью. Они намеренно искажают ее, умаляя или превознося достоинства либо же ошибки участников исторических событий. Заменяя истинное знание на фальшивое, его авторы надеются на то, что простые обыватели в него поверят, а, следовательно, ими будет проще управлять и внушать им необходимые сведения. Это требует строгого контролирования, ведь через несколько десятков лет ложь может восприниматься как правда.

Будучи руководителем Администрации Президента РФ С.Е.Нарышкин в своем докладе к членам комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России говорил, что «История не должна являться предметом манипулирования, а историческую правду, какой бы она ни была, следует искать на основе первоисточников. Эффективным способом противодействия фальсификации истории является максимально широкое введение и научный оборот новых, в том числе и рассекреченных документов».

Если фальсификация фактов была в таком крупном масштабе то, что можно говорить о маленьких деревеньках, где знания истории часто базируется на основе субъективных представлений тех, кто берет на себя смелую миссию воссоздать историческое прошлое Малой родины на основе рассказов старожилов.

С приходом к власти большевиков, историческое краеведение приобрело особый оттенок романтизма и обязательный характер. В школах стали создавать маленькие музеи, коллекции которых в основной своей массе состояли их этнографического материала (предметов деревенской и городской утвари, фотографий местных событий и жителей). Иногда в них можно было найти и более ценные артефакты, например, медали. Естественно, что пользуясь такой скудной исходной базой, сложно было облагородить историю маленького пространства, рассказать ее в контексте общей истории страны, сделать ее интересной и самобытной. К тому же, недостаточное количество знаний о данной местности мешало логически выстроить его историю. Сюда же примешивался процент слухов, которые старожилы выдавали за правдивые были, услышанные от своих предков.

В таких условиях достаточно трудно отсортировать объективную информацию от простой выдумки. Именно так рождались исторические неточности в деревенском пространстве, которые смело можно назвать фальсификацией.

Использование этого термина в данной статье не случайно, потому как историческая фальсификация – это намеренное искажение действительности с целью получить выгоду. В деревнях же цель не носила оттенок меркантильности, ее, скорее всего, можно назвать наивной фальсификацией. Ведь ее распространители хотели тем самым повысить к себе интерес. А затем, эта система работала как «сломанный телефон», каждый считает своим долгом добавить «жареных» фактов ради красного словца.

В качестве примера выступят фотографии из школьного краеведческого альбома и муниципальной библиотеки одного из поселений Жигаловского района. Каждое из этих учреждениях в своих материалах по истории отображает определенную сторону развития села Тутуры. Вообще, если говорить о данном поселении, то оно уникально. С его основанием связана легенда, что в 1632 году казаки, которые осваивали земли верховья Лены, достигли удобного берега. Атаман закричал «Тут!», подразумевая, что здесь они создадут поселение, а казаки поддержали идею и ответили: «Ура!». Так и появилось название села. Эту историю знает каждый житель не только Тутуры, но и близлежащих деревень. Вполне естественно, что в селе есть свои краеведы. Другой вопрос, что источниковой базы им не хватает для объективных выводов, связанных с описанием исторических фотографий.

Рассмотрим два фотоснимка, совершенно идентичных по содержанию, но также совершенно различных по трактованию. Первый снимок был в самодельном альбоме школьного краеведа Лысиковой Л.Д.. Подпись к нему гласит, что данный снимок был сделан в апреле 1912 года на кладбище после Ленского расстрела. Второй же, совершенно аналогичный, снимок, судя по подписи, якобы был сделан в конце XIX в. рядом с Тутурской приходской школой. Он был найден в краеведческом альбоме в муниципальной библиотеке села.

Рисунок 1. Фотография, найденная в альбоме краеведа в с. Тутура.

 

Судя по тому, что село Тутура находится на берегу р.Лены, по которой можно было добраться к приискам золотодобывающей компании «Лензолото», это обстоятельство позволяет предположить, что данная фотография могла оказаться у одного из местных старожилов. Возможно, она к нему перешла от родителей либо иных родственников вместе с легендой, написанной под фотографией красной ручкой. Но возникают закономерные вопросы. Как появилась эта фотография, учитывая социальную обстановку после событий, повлекших за собой расстрел рабочих? Могли ли приехать жены и дети погибших на их похороны, учитывая, что компания при содействии министерства внутренних дел проводила агитацию, нацеленную на трудоустройство, по всей стране?

Прежде чем разбираться с вышеуказанными вопросами, окунемся в историю данного трагического события. Компания «Лензолото» не испытывала проблем с нехваткой рабочих рук. Со всей Российской империи стекались желающие, готовые работать и получать за труд соответствующую зарплату. Это позволило управляющим намеренно снижать плату, потому как, даже уменьшенная, она оставалась значительно выше средней оплаты труда в стране.

Но не все так гладко было с условиями жизни и работы на приисках. Рабочие жили в бараках, из которых только 10% удовлетворяли минимальным условиям для жилых помещений. Некоторым приходилось снимать жилье, на оплату которого уходила половина зарплаты. Работать приходилось в условиях постоянной мерзлоты на большой глубине под землей. Ледники необходимо было оттаивать кострами, а воду постоянно откачивать. Рабочие трудились по колено в воде. А техника безопасности было неудовлетворительна. Несчастные случаи были частым явлением на приисках, а должной медицинской помощи не было. Не удивительно, что рабочие решили требовать улучшений условий труда.

После трагических событий Ленского расстрела, случившихся 4 апреля 1912 года, Гораций Гинцбург, директор международной золотодобывающей компании «Лензолото», на следующий же день предал известие огласке, благоразумно рассудив, что общественность сама вскоре узнает о случившемся. Он изложил свою версию событий редакции петербургской газеты «Биржевка». Вполне естественно, что после этого громогласного заявления в местечко Бодайбо потянулись журналисты, желавших получить интересную информацию для печати. Из этого можно сделать логичный вывод, что фотоснимок мог оказаться в коллекции фотографов.

Теперь перейдем к вопросу о возможности съемки семей расстрелянных на кладбище. Безусловно, при заключении договора найма, мужчина мог согласовать с администрацией вопрос о переезде на прииски вместе с семьей. Поэтому, жены расстрелянных вполне естественно могли находиться на кладбище, но только те, кто приехал на заработки вместе с мужьями. Это обстоятельство было связано с тем, что добраться до приисков было трудно и дорого. А если учитывать, что на золотых рудниках работали люди со своей страны, то еще и долго. Таким образом, какая-то часть женщин смогла оказаться на том кладбище.

В целом, фотографию с большой натяжкой можно было бы назвать достоверной, если бы не ряд факторов, которые ставят ее объективность под сомнения. Пока нам не удалось найти представленный фотоснимок среди тех коллекций фотографий, которые были сделаны на Ленских приисках.

Через данный снимок местный краевед пытался вписать историю ныне очень маленького поселения в большую общую историю, показать тем самым значимость Тутуры, как пространства, где проживали люди, участвовавшие в таких масштабных событиях. Ведь зачастую данные о маленьких поселениях выглядят оторвано и нелепо в контексте истории страны, словно их писал ребенок в виде полусказки-полубыли.

Сомнение усиливает и то обстоятельство, что данная фотография фигурирует в краеведческом альбоме Тутурской муниципальной библиотеки, но уже с совершенно иной подписью, сделанной на обороте снимка.

Рисунок 2. Фотография из библиотеки    Рисунок 3 Оборот фотографии

 

Данная фотография сохранилась чуть хуже, нежели предшествующая. Отсутствуют кресты на заднем фоне, нет белого каменного креста в правом углу. Однако, это не мешает понять, что фотографии идентичны, сделаны в одно и тоже время и одним и тем же мастером, возможно с несколько иного ракурса.

Подпись на обороте фотоснимка гласит, что он был сделан в конце XIX века. На ней якобы изображены учащиеся Тутурской церковно-приходской школы вместе с остальными жителями. Возникает вопрос, чем таким особенным отличилась данная школа, что в это поселение приехал фотограф с дагерротипом? В источниках, что сохранились до наших дней, ничего не сказано о церковно-приходской школе кроме краткой исторической справки.

Куда более правдоподобно выглядит предположение, что данную фотографию сделали в первой четверти XX века. До образования СССР в 1922 году, церковь имела большие экономические и социальные возможности. Во второй половине 1920-х гг., эта фотография не могла быть сделана, потому как начались гонения на церковь и священнослужителей. Вот и получается, что временные рамки, указанные на обороте фотоснимка не соответствуют настоящей действительности.

До образования Жигаловского района, село Тутура было административным центром, именуемым Тутурской волостью. Здесь проживало большое количество людей, работавших на Соляновском затоне, администрация которого находилась в Тутуре до 1917 г. Тутурская волость была местом проживания на поселении политических ссыльных, за которыми велся постоянный надзор, это значит, что надзорные органы размещались в волостном центре. В Тутуре проживали купцы с семьями. Возможно, у кого-то и был фотографический аппарат, которым и был сделан интересующий нас снимок.

Но подпись на обороте снимка вступает в явную конфронтацию с тем, что на нем изображено. На снимке священнослужители с местными старожилами. Он сделан на церковном кладбище, о чем свидетельствуют каменные кресты, вонзенные в землю (их можно запросто принять за надгробия), но не приходскую школу, потому как само здание отсутствует. Практика показывает, что в первой половине XX в., старались фотографироваться на фоне того здания, о котором шла речь. Даже если и предположить, что на снимке изображена церковно-приходская школа, то что на ее территории делают надгробия?

В пользу указанных умозаключений выступает знак вопроса, указанный на обороте. То есть, автор данного краеведческого альбома сам не был уверен в правдивости этой версии. Однако, описывая ее, он руководствовался тем, что фотография, скорее всего, была найден в школе, где хранилась долгое время.

Попытаемся понять логику автора. Тутура была центром образования, которое до 1917 г. находилось под патронатом церкви. Для примера достаточно сказать, что в поселении до настоящего времени сохранились в удовлетворительном состоянии 5 зданий, которые эксплуатируются и поныне в качестве современной школы. Ранее они служили помещениями для церковно-приходской школы (в советское время школа находилась там же). Можно себе представить, насколько хорошо здания выглядели в прошлом. Автор, возможно, связал логической цепочкой два понятия, а именно церковь в виде священнослужителей и детей, которых он представил в качестве учеников. Тогда в его голове возникла мысль, что этот снимок показывает церковно-приходскую школу.

Ко всему прочему вызывает сомнение качество печати и сама бумага, на которой был воспроизведен снимок. Даже если предположить, что фотоснимок был сделан в начале века, то перед нами представлены копии. Причем копии в 2-х экземплярах более позднего периода. По качеству снимков и бумаги, на которой он выполнен, можно предположить, что эти копии выполнены в 1970-е гг.

Кому и зачем понадобилось множить этот снимок и давать о нем неправдоподобную справку? Где оригинал? Что и кто именно на нем изображено? Мы этого не знаем. И навряд ли сможем узнать, потому как носителей правдивой информации о данном снимке уже не найти.

Таким образом, появление исторических фальсификаций не всегда носит меркантильный характер. Зачастую в маленьких пространствах, жители которых увлекаются краеведением, пытаются привязать историю своего поселения к контексту общей, дабы показать их единство и равноценную значимость. Но не всегда это выходит удачно. Непроверенная информация, которую используют в качестве источников, приводит к вышеописанным интересным казусам.

Ведь у каждого маленького поселения есть непреодолимое желание вписать себя в большую историю, но не у каждого есть возможность. Не везде сохранились источники с правдивой легендой о них, на которых можно было бы строить логическое повествование истории поселения. Зачастую, как мы видим из текста статьи, желание есть, источники есть, а честной информации о них нет. Вот и приходится придумывать легенды на ходу, буквально насильно вписывать историю поселения в общую историю страны.

 

Список литературы:

  1. Аксёнов Ю. С. Ленские события 1912. М.: Просвещение, 1960. 142 с.
  2. Архив Устной истории Байкальской Сибири, кафедра истории и методики ПИ ИГУ. Материалы ИЭЭ 2016, коллекция документов краеведа Лысиковой Л.Д.
  3. Архив Устной истории Байкальской Сибири, кафедра истории и методики ПИ ИГУ. Материалы ИЭЭ 2016, материалы сельской библиотеки с.п. Тутура
  4. Верхне-ленский район водных путей и судоходства [электронный ресурс] // ФБУ «Администрация Ленского бассейна» URL: http://www.lgbu.ru/ (дата обращения: 25.09.2016)
  5. Евдокимова Н.В. Особенности развития провинциального краеведения [электронный ресурс] // Царскосельские чтения: электрон. научн. журн.  2013. XVII(I). С. 82-86. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-provintsialnogo-kraevedeniya (дата обращения: 23.09.2016)
  6. Загоскин Д.В., Ширко К.Н. Институциональные условия фальсификации истории в музейных учреждениях [электронный ресурс] // Вестник Томского государственного университета: электрон. научн. журн. 2013. №368. С. 64-66. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-provintsialnogo-kraevedeniya (дата обращения: 23.09.2016)
  7. Ленский расстрел 1912 [электронный ресурс] // Иркпедияру, энциклопедия и новости Приангарья URL: http://irkipedia.ru/content/lenskiy_rasstrel_1912_goda (дата обращения: 24.09.2016)
  8. Нарышкин С.Е., Торкунов А.В. За честную историю. М.: МГИМО, 2010. Т.6-6
  9. Томшина Т.Д. Тутурское муниципальное образование [электронный ресурс] // Муниципальное образование Жигаловский район http://zhigalovo.irkobl.ru/localgovernment/municipalities_zhigalovo_area/tuturskoe_municipality/ (дата обращения: 24.09.2016)
  10. Хаген М. Ленский расстрел 1912 года и российская общественность [электронный ресурс] // Исторические статьи, опубликованные в ведущих научных журналах: электрон. научн. журн. URL: http://historystudies.org/2012/06/xagen-m-lenskij-rasstrel-1912-goda-i-rossijskaya-obshhestvennost/ (дата обращения: 24.09.2016)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 30 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Комментарии (2)

# Марина Шайхуловна 04.10.2016 11:15
Статья очень интересная, полезна для использования на уроках краеведения в школе.
# Ксана Петровна 05.10.2016 18:10
Статья интересная, в очередной раз поставлен вопрос о субъективности исторической науки, в которой полно догадок и домыслов Тема раскрыта хорошо,прочитала с удовольствием, большое спасибо.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.