Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 26 сентября 2016 г.)

Наука: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Гаврик А.Е. ГОСУДАРСТВЕННО - ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЗА РУБЕЖОМ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(44). URL: https://sibac.info/archive/social/8(44).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 92 голоса
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

ГОСУДАРСТВЕННО - ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЗА РУБЕЖОМ

Гаврик Анастасия Евгеньевна

студент юридического факультета КубГАУ, г. Краснодар

Ембулаева Наталья Юрьевна

научный руководитель,

канд. юридических наук, доцент, кафедра теории и истории государства и права,

г. Краснодар

В настоящее время особое внимание уделяется взаимодействию церкви и государства. Государство нередко пытается найти поддержку церкви, поскольку именно она может дать нравственные ориентиры, как самой власти, так и обществу в целом. Таким образом, рассмотреть взаимоотношения религиозных объединений и государства представляется чрезвычайно важным. Ведь именно они оказывали и оказывают большое влияние на ход мировой истории.

По мнению профессора Е. М. Мирошниковой в странах Европы существуют три основные модели отношений церкви и государства, сложившиеся в ходе исторического развития: идентификационная (Дания, Англия, Люксембург, Греция), кооперационная (Испания, Австрия, Бельгия, ФРГ, Португалия, Италия, Швеция) и отделительная (Нидерланды, Франция, Ирландия) [3]. Отличительной особенностью Европейских стран, независимо по какой модели складываются взаимоотношения церкви и государства, является светскость государств и демократизация общества. Тем не менее, в одних странах та или иная религия официально объявлена государственной, а в других законодательно не закреплен статус определенной государственной церкви.

В странах современной Европы отношения церкви и государства выстраиваются в условиях демократизации и секуляризации европейского общества. Право на свободу совести и свободу вероисповедания провозглашено в Конституциях европейских стран [4], а в некоторых государствах действуют специальные законы и государственные органы для эффективного регулирования вопросов свободы совести и деятельности религиозных объединений. Правовые основы европейских государств по этим вопросам, европейский опыт правового регулирования отношений государства и церкви, основанный на нормах международного права представляет интерес для разработки правовой концепции таких отношений в Российской Федерации.

Проанализируем основные модели взаимодействия церкви и государства. Идентификационная модель существует в Дании. Действующая Конституция Датского королевства от 5 июня 1953 года, указывает на то, что в Дании существует Евангелическая лютеранская церковь, которая является государственной церковью и в качестве таковой поддерживается государством (ч.1.ст.4) [2]. Устав государственной церкви, согласно конституции, устанавливается законом. Несмотря на наличие государственной религии, в Дании обеспечивается свобода вероисповедания. В соответствии со ст. 67 конституции подданные «имеют право учреждать религиозные объединения для отправления культа в соответствии со своими убеждениями при условии, что их вероучение и поступки не будут нарушать нормы морали и общественного порядка». Помимо официальной церкви в стране существует грундивигианские общины, объединения пятидесятников, баптистов, буддистов, бахаистов, свидетелей Иеговы и мормонов. Есть также община моравских братьев, представительство Армии спасения и унитаристская церковь, отделившаяся от Датской народной церкви в 1907 году. Мусульмане составляют, по разным оценкам, от 2 до 4 % населения страны (самое крупное религиозное меньшинство). Большинство мусульман — иммигранты [1].

Кооперационная модель реализована в Австрии, которая законодательно является демократической республикой с федеративной формой правления (ст.1, ст.2). Действующая Конституция указывает на равенство людей независимо от вероисповедания (ст. 7), но законодательно в стране установлена римско-католическая церковь в качестве основной [2]. Большинство австрийцев католики. Кроме них в Австрии были созданы религиозные организации лютеран, кальвинистcкие, православные объединения, иудаизм и исламизм. Существуют буддийские организации - неоиндусские новые религиозные движения (Брама Кумарис, Международное общество сознания Кришны, Трансцендентальная медитация). Республика Австрия развивается в направлении светской модели отношений государства и религиозных объединений. В Австрии не наблюдаются конфликты на религиозной основе, т.к. эта страна имеет достаточный опыт правового регулирования межконфессиональных отношений и сдерживает миграционные потоки из исламских государств, стран СНГ и России.

Примером реализации отделительной модели выступает Франция, являющаяся неделимой, социальной, демократической республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всех граждан, не смотря на происхождение, расы или религии. В стране уважают все вероисповедания (ст.1) [2], но господствующая религия здесь – католицизм. В Париже живут представители самых разных течений - мусульмане, протестанты, иудеи. Франция проявляется в отсутствии правового статуса официальных (признанных) религий, ни одно религиозное объединение не имеет правовых привилегий. Франция - светская страна, поскольку свобода веры является конституционным правом, хотя некоторые религиозные организации, такие как «Дети Бога», «Саентология», «Приказ Солнечного храма» и «Унификационные церкви» считают культами. Сегодня во Франции религиозные объединения отделены от государства и это закреплено на конституционном уровне.

Таким образом, можно дать следующие характеристики взаимодействия религиозных организаций от государства:

  1. Идентификационная модель - построена на отождествлении государства и религиозного института. В ее рамках христианские богословы разработали три варианта государственно-церковных отношений: цезарепапизм (когда государство выступает от имени церкви), папоцезаризм (когда церковь выступает от имени всего государства) и симфония властей. Для нас особый интерес представляет последний вариант, поскольку именно этот вариант рассматривается Русской православной церковью как идеальный, хотя в реальности современную государственно-церковную ситуацию в России очень сложно отнести к какой-либо модели в чистом виде.
  2. Кооперационная модель предполагает сотрудничество государства и ряда религиозных организаций в форме объединения деятельности в каких-либо сферах. Предполагается, что, обладая наиболее полной информацией о соответствующей сфере общественных отношений и имея реальные рычаги влияния на религиозные объединения, государственные органы могут оптимальным образом сотрудничать с избранными конфессиями.
  3. Отделительная модель государственно-конфессиональных отношений не предусматривает сотрудничества, но обозначает четыре функции светского государства в религиозной сфере: контроль за соблюдением принципа отделения религиозных организаций от государства во всех сферах; правовое регулирование создания, деятельности, ликвидации и регистрация религиозных объединений, надзор за соблюдением ими законодательства; защита прав верующих и их объединений.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно подвести некоторые итоги. Политика сотрудничества государства и церкви получила широкое распространение в странах Европы по причине взаимной выгоды и для государства при решении социальных проблем, и для церкви, становящейся признанным институтом особого рода в гражданском обществе. В современной Европе очевидна тенденция к повышению роли кооперации в государственно-церковных отношениях. На основе принципа отделения и при отсутствии государственной религии (церкви) реализуется легитимное сотрудничество государства и религиозных организаций. Демократические принципы заложены в основе общепринятых международных положениях, касающихся религиозной свободы и сферы правового регулирования отношений государства и религиозных объединений в Европе. Фундаментом европейских государств, при регулировании отношений государства с религиозными объединениями является принцип, основанный на том, что государство обязано защищать граждан и общество от негативных последствий деятельности деструктивных религиозных организаций.

В поисках эффективной модели отношения государства и религиозных объединений Европа накопила достаточный опыт в отношении реализации основных прав и свобод, в т.ч. в сфере права на свободу совести. Процесс сотрудничества государства и церкви происходит на основе принципа отделения религии от государства. Повышается участие религиозных объединений, так и отдельных верующих в общественной жизни, что способствует укреплению религиозной свободы и интеграционных процессов в Евросоюзе.

 

Список литературы:

  1. Дания/Религия и государство, роль религии в политике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hyno.ru/tom1/644.html (дата обращения: 22.09.2016)
  2. Конституции стран мира [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://worldconstitutions.ru/?p=152 (дата обращения: 22.09.2016)
  3. Мирошникова, Е.М. Свобода совести в контексте отделения церкви от государства: вопросы реализации в современной Европе [Текст]//Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. М., 2005. – 6с.
  4. Правоведение (Право, Основы права) [Текст]: учебное пособие/Л.И. Гущина, Н.Ю. Ембулаева, Е.В. Епифанова, О.В. Лепешкина, А.А. Михайлик, Ю.В. Недилько, Т.Е. Павлисова.- Краснодар, КубГАУ, 2015.- 240 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 92 голоса
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Комментарии (1)

# Людмила 02.10.2016 02:19
Очень познавательно!

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.