Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 23 июня 2016 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Бариева Д.Б. ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВСЕЛЕННОЙ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(42). URL: https://sibac.info/archive/social/6(42).pdf (дата обращения: 27.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВСЕЛЕННОЙ

Бариева Джамиля Биймурзаевна

студент 2 курса, Медицинский Институт СурГУ, г. Сургут

Нестерова Оксана Юрьевна

научный руководитель,

канд. философских наук, доцент СурГУ, г. Сургут

На всем протяжении истории человечества вопросы «как возникла Вселенная?», «что было в начале?», «было ли вообще начало?», и «если нет начала, то будет ли конец?»  являются одними из самых часто задаваемых. Стремление найти ответы на эти вопросы побуждало ученых и мыслителей проникать во все сферы мироздания, рассматривать с разных сторон природные явления и проводить их подробные исследования. В результате  было выдвинуто множество различных, порой исключающих друг друга гипотез о происхождении нашей Вселенной.

Кто-то представлял, что мир держится на трёх слонах, а слоны на огромной черепахе, которая плавает в океане. А некоторые считали, что Земля плоская, как тарелка, и она располагается на спине гигантской черепахи. Та, в свою очередь, на другой черепахе и т.д.

Достижения в области физики, астрономии, космологии дают нам возможность получить ответы на некоторые интересующие человечество вопросы. Платон в свое время писал, Вселенная, аналогично человеку, живой организм и включает в себя разум, душу и тело. Она создана по неизменному образу живого организма. Вселенная рождена одна, потому что и мир идей, ее прообраз, только один. Платон считал, что Вселенная имеет форму шара и обладает душой, которая обитает в центре его. Именно эта душа является причиной мирового  порядка, источником всей космической жизни  и ее постоянной изменчивости. Душа Вселенной, заявляет Платон, есть существо среднее между чистым разумом (духом) и материальными существами; в ней находятся все элементы чисел и размеров; она – вместилище математических законов, проявляющихся в согласованном движении космических тел. Идею сферичной Вселенной и шарообразной Земли разделял и ученик Платона Аристотель. Именно он  предположил, что лунные затмения происходят тогда, когда Земля оказывается между Луной и Солнцем. Земля всегда отбрасывает на Луну круглую тень, а это может быть лишь в том случае, если Земля имеет форму шара. К тому же, по опыту своих путешествий, греки знали, что в южных районах Полярная звезда располагается ниже, чем в северных. Это также свидетельствовало в пользу шарообразной формы нашей планеты. У греков был и третий довод в пользу шарообразности Земли: если Земля не круглая, то почему же мы вначале видим паруса корабля, поднимающиеся над горизонтом, и только потом сам корабль? Аристотель также предполагал, что Земля неподвижна, а Солнце, Луна, планеты и звезды вращаются вокруг нее по круговым орбитам. Он считал, что Земля – центр Вселенной, а круговое движение – самое совершенное.

Вопрос о зарождении Вселенной непосредственно связан  с вопросом о происхождении материи. Материалистическая философия отвергает существование Творца и, следовательно, факт сотворения мира. Она полагает, что Вселенная бесконечна во времени и пространстве, а значит, ее никто никогда не создавал. Она всегда была, есть и будет. Материализм разрабатывает модель бесконечной Вселенной и считает ее основой атеистической философии. К примеру, в своей книге «Фундаментальные основы философии», французский материалист Г. Политцер утверждал, что «Вселенная не была создана; если бы это было так, то ее должен был создать Бог мгновенно и из ничего. Признать сотворение – значило бы признать, прежде всего, что был момент, когда Вселенная не существовала, и что нечто возникло из ничего. Но это то, с чем наука никогда не согласится»[4, с. 84].

Но развитие науки и техники в ХХ веке привело к ряду экспериментов, наблюдений и вычислений в области физической науки, которые свидетельствуют, что у Вселенной, возможно, есть начало и она возникла в один момент после сильнейшего Взрыва. Для создания целостной картины природы необходима единая теория, в которую вписывались бы все известные нам данные об устройстве Вселенной. Стивен Хокинг  в своей книге «Краткая история времени» говорит о том, что стремление понять, как происходил процесс формирования нашей Вселенной может стать основой для создания целостной картины физического мира. Далее он пишет: «Зная только то, что произошло после Большого взрыва (а мы знаем только это), мы не сможем узнать, что происходило до него. События, которые произошли до Большого взрыва, не могут иметь никаких последствий, касающихся нас, и поэтому не должны фигурировать в научной модели Вселенной»[3, с. 36].

Чтобы найти решение поставленной задачи, ее делят на две части. Первая определяется законами, которые дали бы возможность узнать, как Вселенная меняется со временем. Вторая часть проблемы связана с определением первоначального состояния Вселенной. Среди самих физиков сложилось мнение, что первую часть задачи должны решать естественные науки, прежде всего физика. А вопрос о первоначале мира является проблемой  философии и религии. Если мы признаем факт сотворения Вселенной Богом, то мы должны предполагать, что он мог «запустить» Вселенную как угодно. Развитие мира может, в этом случае, носить как предопределенный, так и произвольный характер. Но существование науки позволяет предполагать, что «Бог, по-видимому, предпочел, чтобы она развивалась весьма регулярно, по определенным законам[2, c. 59].

В 1948 году Дж. Гамов высказал предположение о том, что если Вселенная зародилась в результате громадного взрыва, то в ней должно содержаться некое количество остаточной радиации, которая должна была быть равномерно распределена во Вселенной. Это предположение в  скором времени было подтверждено. В 1965 году  А. Пенциас и Р. Уилсон случайным образом открыли существование волн, получивших название «фоновой космической радиации»[4, с.97]. Складывалось впечатление, что эти волны исходят не из какого-то одного источника, а охватывают весь космос. Подобное свойство этих волн позволило предположить, что их существование – это прямой результат остаточной радиации как следствия Большого взрыва. А. Пенциас и Р. Уилсон за это открытие были награждены Нобелевской премией.

Еще одним подтверждением Большого взрыва стало обнаружение гелия и водорода в открытом космосе. Если бы у Вселенной не было начала, и если бы она существовала вечно, то весь ее запас водорода давно бы сгорел и превратился бы в гелий. Т.о., гипотеза о происхождении нашей вселенной в результате Большого взрыва сегодня является одной из самых востребованных. 22 ноября 1951 года Папа Римский Пий XII заявил, что эта теория не противоречит католическим представлениям о создании мира. В этом случае Бог как творец мира должен быть тем, кто создал и материю, и время, но сам независим от них. Известный астрофизик Х. Росс писал о том, что если мы согласны с утверждением о том, что история мира начинается с момента зарождения нашей Вселенной, то предположение о возможности существовании Бога не кажется абсурдным. Кроме того, мы в этом случае должны понимать, что Бог – именно творец Вселенной, а не сама Вселенная и не содержится во Вселенной, существуя независимо от нее. [2, с.146].

В результате Большого взрыва возникает огромное количество вещества и энергии, которые рассеиваются в пространстве с огромной скоростью, что приводит к всемирному равновесию, включающему в себя галактики, звезды, планеты и другие небесные тела. Формирование Вселенной определяет и содержание законов, описывающих процессы, происходящие в ней. Законы физики, возникшие вместе с Большим взрывом, не изменились за время существования нашей Вселенной, а их малейшее нарушение могло бы привести к гибели Вселенной.

Профессор Стивен Хокинг отмечает, что Вселенная основана на столь тонко выверенных расчетах и равновесиях, что мы даже не можем себе этого представить. Эти соотношения столь точны, что малейшее отклонение от существующего порядка вещей стало бы причиной мгновенного уничтожения физического мира, частью которого мы являемся. [3, с. 121].

Признание столь сложного характера самоорганизации Вселенной позволило американскому астроному Дж. Гринштайну заявить: «Когда мы рассматриваем имеющиеся факты, настойчиво возникает мысль о том, что сюда вовлечен некий сверхъестественный Фактор... Возможно, неожиданно и непреднамеренно, мы наткнулись на научное доказательство существования Всевышнего Существа?»[4, с.207].

Но, с другой стороны, вдруг Вселенная постоянна и вечна? Тогда сложившаяся у нас картина мира принципиально меняется. Допущение существования Бога возможно лишь в случае признания начала нашей Вселенной, наличии точки отсчета. В противоположном случае, если мы признаем автономность Вселенной, отсутствие у нее границ, как во времени так и в пространстве, а значит, отсутствие начала и конца у известного нам физического мира, то вопрос о роли Бога, о необходимости его существования для объяснения природы и устройства Вселенной, перестает быть очевидным. [3, с.147].

Сегодня мы располагаем огромным объемом знаний о Вселенной, частью которой являемся. Но все, что нам известно, не сравнимо с теми тайнами и знаниями, которые нам еще предстоит понять и узнать.

 

Список литературы:

  1. Новиков И. Д. Эволюция Вселенной / И.Д. Новиков. – М.: Наука, 1990. – С. 187.
  2. Росс Х. Творец и космос. / Х. Росс. – Спб.: Изд. Санкт-Петербургский Центр Христианской Литературы, 1995.- С.256.
  3. Хокинг С. От большого взрыва до черных дыр. Краткая история времени. / С. Хогинг. – М.: Мир, 1990. – С. 231.
  4. Храмов Ю. А. Вильсон Роберт Вудро // Физики: Биограф. Справочник / под ред. А. И. Ахиезера. - Изд. 2-е, испр. и дополн. - М.: Наука, 1983. - С. 400.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.