Статья опубликована в рамках: XLII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 24 мая 2016 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
отправлен участнику
ГУМАНИЗМ
Первоисточником развития любого общества и цивилизации в целом всегда был и есть гуманизм, который является идеологией человека и человечности, конструктивной победы и непримиримости ко всему, что унижает человеческое достоинство. На рубеже третьего тысячелетия эта проблема актуальна как никогда раньше не только в национальном, но и в общепланетарном смыслах.
Под гуманизмом (от лат. Humanus - человеческий) понимают стремление к человечности, к созданию достойных человеческой жизни условий, а также заботу о счастье отдельных людей и народов [1, 69].
В целом существует достаточно много определений и определений этого понятия. Так, Т.Панфилова характеризует понятие гуманизма как "исторически обусловленную систему взглядов, которая признает человека самодостаточной ценностью, рассматривает ее как сознательного субъекта своих действий, развитие которого по законам собственной деятельности является необходимым условием развития общества» [2, 116].
В словарях принято различать гуманизм в широком и узком смыслах. В широком смысле гуманизм - это система взглядов, которая исторически меняется и признает ценность человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, система, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности - нормой отношений между людьми; в узком смысле - это культурное движение эпохи Возрождения [3].
Подобный вариант дефиниции предлагает В.А. Кувакин. В широком смысле гуманизм - это четкое осознание естественной человечности человека, культивирование этой человечности в конкретных формах уважения, помощи, любви к человеку; в узком смысле - это идея или концепция развивающегося на базе признания и принятия феномена человечности человека, его свободы, ответственности и разумности [4].
Главным началом фундаментального характера гуманизма является особый характер его связи с личностью. Осознание человеком своей собственной человечности, ее ресурсов и возможностей - это решающая интеллектуальная процедура, которая переводит ее с уровня гуманности на уровень гуманизма. Человечность - неотъемлемая часть внутреннего мира любого психически нормального человека. Нет и не может быть ни абсолютно бесчеловечных, ни полностью человечных личностей. Речь идет о прерогативе и борьбе в личности того и другого.
Гуманизм - это следствие естественно присущей человеку гуманности, человечности. У каждого из нас есть собственное "Я" и каждый человек имеет "за душой" что-то положительное. Это не значит, что люди обречены на гуманизм. Реализм гуманиста в том и состоит, что он понимает негарантированность человечности свободы, любви, обязательной связи со светлыми сторонами человеческого существования, ведь жизнь демонстрирует бесчисленные проявления свободы как недозволенного насилия и злой воли. И все же гуманность - выше жизнеутверждающее начало в человеке.
Гуманизм имеет несколько значений. Прежде всего, понятие «гуманизм» чаще всего используют для определения гуманности, то есть человечности. Ранее под гуманизмом понимали антифеодальное буржуазное идеологическое движение в Европе эпохи Возрождения. В этот период гуманизм, в отличие от средневековой философии в науке, которая полностью подчинялась богословию, представлял собой светское направление «жизнерадостного свободомислия» [1] в философии и науке. Развития гуманизма способствовали открытие и сбора литературных и художественных памятников, сохранившихся со времен Древней Греции и Рима. В них гуманисты находили опору для идеологической борьбы против средневековой схоластики и религиозного аскетизма, для объявления земной жизни главным моментом бытия, для утверждения права человека на чувство радости. Идеалом гуманистов была свобода от феодальной и религиозной зависимости, всестороннее развитие личности, который гармонично сочетает высокую интеллектуальную культуру и нормальное физическое развитие. Гуманисты того времени не возражали против религии вообще, но своей жизнелюбивой философией подрывали ее основы[7].
Однако философские взгляды гуманистов были неоднородны. Наряду с идеализмом, проявившийся в неоплатонизме итальянца М. Фичино, возникла и развивалась сильная материалистическая тенденция, представителями которой были М. Кузанский и Ф. Бэкон. Гуманистические разногласия наблюдались и во взглядах на политический строй в стране. Одни гуманисты видели свой политический идеал в образовании становой монархии. Другие, находившиеся ближе к плебийсько-демократического движения эпохи, в своих гуманистических взглядах поднялись до утопического социализма (Т. Мор, Т. Кампанелла).
Анализируя понятие гуманизма, его определение, видим, что оно относится к плюралистическим, является неоднозначным. Его можно рассматривать как на личностном, так и на общественном, планетарном уровнях; без него немыслимо развитие не только отдельного индивида, но и цивилизации и развития общественных процессов, которые происходят в мире. Именно динамика изменений указанного явления и интересует нас как в историческом разрезе, так и в условиях нашего противоречивого настоящего.
В частности, рост значения человеческой деятельности в эпоху высокого уровня НТР, средств производства по-новому ставит проблему отношений человека и общества, к окружающей среде, техники, переводит проблему глобальных отношений на уровень неотложных практических требований. В новых, неизвестных ранее сферах и масштабах перед человечеством встают комплексные задачи, которые требуют соответствующих подходов к их решению.
Все большее количество людей осознает крах всей традиционной системы ценностей, особенно на рубеже тысячелетий, а это подчеркивает глубинное ощущение собственной униженности, несправедливости социальных отношений, общества, в котором они живут. Поэтому сегодня как никогда ранее человечество сосредоточено смотрит в самого себя и как бы по-новому открывает себя - Человека.
Современный гуманизм вступает в противоречие с предыдущей системой ценностей: разрушается ограниченый, но привычный мир предыдущих отношений и формируется новый, который несет в себе большие возможности. Существование объективных предпосылок позволяет теоретическому сознанию фиксировать неограниченные возможности развития личности, однако для их практической реализации необходимо глубокое социальное преобразование. И новая система отношений не гарантирует ни реализации возможностей людей, ни защиты от противостоящих гуманизма тенденций.
История гуманизма как "изма" - это история идеи, которая получила самые разнообразные формы выражения у различных теоретиков. Но разные мировоззренческие учения по-разному реализуют свой интерес к человеку. В рамках каждого мировоззрения вырабатываются собственные представления о том, что такое благо человека. Но обязательно оно согласуется с принципами равенства и справедливости; предусматривает право человека на счастье и т.д.? И есть повод считать гуманистическим любое учение, "признает ценность человека как личности"?
Если традиционное толкование гуманизма заключается в том, что это совокупность взглядов, выражающих достоинство и ценность человека, его право на свободное развитие, который утверждает человечность в отношениях между людьми, то новый гуманизм базируется на определенном понимании будущего человека и человечества. В свое время Хайдеггер в "Письме о гуманизме" отмечал, что вернуть гуманизму смысл можно только при одном условии: определить смысл этого слова по-новому. И здесь были как положительные, так и совершенно противоположные явления. Ведь борьба человеческой свободы с силой объективного мира, с необходимостью заканчивалась поражением одновременно человечность впервые была продумана и поставлена как цель еще в эпоху римской республики. "Человеческая человек" противопоставляет себя "варварской человеку", именно здесь имеет место "первый гуманизм".
Ж.-П. Сартр попытался разъяснить положительную сущность экзистенциалистских соображений. Нас обвиняют в том, замечал он в работе "Экзистенциализм - это гуманизм", что мы призываем погрузиться в квиетизм отчаяния, и в том, что мы везде подчеркиваем человеческую низость, показываем темное, неприятное существо современного существования, отворачиваясь от светлой стороны человеческой природы. Нам делают упрек, что мы забыли о солидарности людей, рассматриваем человека как изолированное существо, мы, ликвидируя божественные заповеди и вечные ценности, не оставляем ничего, кроме произвола. Однако это далеко не так.
Ж.-П. Сартр взял на себя ответственность в правильности понимания сущности всего экзистенциализма направления современной ему философии и отметил, что основным принципом экзистенциализма является "предшествующего существования сущности". Классическая метафизика, по его мнению, утверждала обратное: "Человек имеет некоторую человеческую природу. Эта" человеческая "природа, которая является одновременно человеческим понятием, принадлежит каждому человеку. А это значит, что каждое отдельное человеческое существо - лишь частный случай общего понятия" человек ". У Канта из этой всеобщности понятия, отмечал далее Сартр, следует, что и житель лесов - естественный человек, и буржуа могут быть подведенными под одно и то же определение, что они имеют одни и те же основные качества. Следовательно, и здесь сущность человека предшествует ее историческом существованию, которое мы находим в природе "[5, 322].
В экзистенциализме же все наоборот. Здесь прежде всего есть бытие, которое определяется как существование, и таким бытием выступает человек, или же, по М.Гайдеггера, "человеческая реальность". Это означает, что человек сначала "существует", "встречается" вам в мире, "появляется" для вас, и только потом "определяется". "Таким образом, утверждал Сартр, нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы эту природу придумал. Человек просто существует и она является не просто такой, какой она сама себе представляется, но и такой, какой она хочет стать. и поскольку она представляет себя уже после того, как начинает существовать, и проявляет волю уже после начала существования, то она тем, кем он сам себя создает. Это первый принцип экзистенциализма "[5, 323].
По его мнению, ни одна существующая в то время нравственность или этические учения не смогли бы дать ответы на поставленные жизнью вопросы по поводу нравственных проблем. Сартр, пытаясь решить эту дилемму, исходил из собственной теории экзистенциализма выбора, где были действительно обнаружены реальные противоречия традиционных, классических способов интерпретации нравственных постулатов, недалеко распространенного способа понимания людьми нравственных категорий. Кантианская нравственность убеждает, отмечал французский философ, никогда не рассматривать других людей как средство, а только как цель. Однако в реальной жизненной ситуации очень часто случается так, что, осмысливая последствия собственного действия, индивид вынужден видеть или относиться к определенным лицам как к "цели", в то же время превращать других людей, реально присутствуют, реально значимые для него, в данной ситуации в средство для собственного использования. Если ценности в данном случае нельзя справедливо определить, если они слишком "объемные" для конкретного случая, нам остается положиться на инстинкты, отмечал французский философ. С этой конкретной ситуации Сартр и создал феномен всеобщей истины, феномен, против которого сам раньше "бунтовал": "Никакая всеобщая мораль, утверждал он, не подскажет вам, что нужно делать: в мире нет передвищань" [5, 330].
Объективизм гуманизма как определенной системы ценностей невозможна без формирования соответствующего типа мышления общества и личности, так же, как и без соответствующих социально-экономических предпосылок. Безусловно, это в полной мере относится и к сфере культуры. Проблема гуманизации мышления и деятельности здесь не меньше, а в чем-то и острее, чем в других сферах общественной жизни. Поэтому анализ сути гуманистического мышления, как и его антипода - мышление технократического (во многих аспектах господствующего сегодня), представляется необходимым этапом в осмыслении тех проблем, которые мы имеем в виду под гуманизацией общественной жизни.
Основой гуманистического типа мышления, в какой бы сфере оно не проявлялось, в которой бы исторически конкретной форме не существовало, является признание человека высшей ценностью. Гуманным должно быть признано все, что в деятельности общества и личности "работает" на человека: на его полноценное развитие, на его потребности, на здоровье. И в то же время, даже самая высокоорганизованная, технически совершенная деятельность, если она направлена против человека, его существования, его счастье, его самореализации и т.д., по сути своей антигуманна - в какой бы форме и в какой бы сфере она ни проявлялась. Поэтому сделать человека действительно "мерой всех вещей" - значит сделать гуманизм социальной реальностью. [4]
ВЫВОДЫ. Таким образом, с одной стороны, гуманизм - такое мировоззрение, достаточно простое и самоочевидное в своих принципах и идеалах, а с другой - им предусматриваются сложные, осмысленные процедуры и принципы отношения между гуманизмом и личностью, которая является хозяином этого миропонимания.
Современная отечественная и зарубежная наука активно исследует гуманизм и историю становления гуманистических идей.
Основными характерными чертами гуманизма являются: антропоцентризм, использования гуманистических идей философов, исследователей предыдущих культурных эпох, человеколюбие и др.
Гуманность можно определить как комплекс качеств личности, проявляются в поступках и в отношениях к людям: отзывчивости, внимательности, милосердия, доброты, любви, сострадания.
Список литературы:
- Борзенко И. М., Кувакин В. А., Кудишина А. А. Основы современного гуманизма:Учеб. пособие для студентов. М.: РГО, 2002. – 389 с. [Электронный ресурс] /И. М. Борзенко, В. А. Кувакин, А. А. Кудишина. – Режим доступа:http://rudocs.exdat.com/docs/index-331532.html.
- Гуманистические основы взаимодействия цивилизаций [Электронный ресурс]:Доклады и выступления. Международная научная конференция, 26 – 27 октября 2007 года, г. Москва / Составление и общая ред. У. Новотного, С. Андреевой. – М.: Изд-во
- Дубровская О. Н. Раскрытые загадки древних цивилизаций / О. Дубровская. ─ М.:Рипол классик, 2003 . ─ 480с
- Манько В. А. История Древнего мира: Первобытное общество и Древний Восток:иллюстрированная тетрадь / В. Манько. ─ Луганск: Шлях, 2000 . ─ 32с.
- РУДН, 2008. – Режим доступа: http: // www.cmehumanistas.org/files/Anuario%20CEH%20 Moscu%202007.pdf – Гуманистические основы взаимодействия цивилизаций
- Рыбин, В. А. Гуманизм как этическая категория / В. Рыбин. ─ М.: Логос, 2004. ─272с.
- Сковородкин В. М. Культурология : учеб. пособие [2-е изд., исправл. и доп] /В. Сковородкин. ─ М.: МГИУ, 2003. ─ 254с.
- Чанышев А. Н. Философия Древнего мира. История философии: учебник для вузов /Чанышев. ─ М.: Высш. шк., 2003 . ─ 703с.
отправлен участнику
Комментарии (1)
Оставить комментарий