Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 24 мая 2016 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Масталиева Э.Л., Шерифова Ф.Н. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(41). URL: https://sibac.info/archive/social/5(41).pdf (дата обращения: 27.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 346 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Масталиева Эльвира Лятив кызы

студент 2 курса, Медицинский Институт СурГУ, г. Сургут

Шерифова Фатимат Надимовна

студент 2 курса, Медицинский Институт СурГУ, г. Сургут

Нестерова Оксана Юрьевна

научный руководитель,

канд. философских наук, доцент СурГУ, г. Сургут

История человечества – это сложный и многоступенчатый процесс. Для того чтобы получить системное представление об этом процессе используются различные критерии и подходы. Одним из наиболее распространенных в современной науке подходов является цивилизационный. Цивилизация понимается как определенная ступень развития человечества, а развитие цивилизаций, их последовательность и сменяемость отражает ход и содержание истории.

Под цивилизацией понимают человеческое общество, имеющее собственную социальную организацию, определенную политическую структуру и систему власти, характеризующееся совокупностью религиозных верований, духовных и культурных ценностей, способом ведения хозяйства, часто языковой общностью и определенным географическим пространством. По мнению А. Тойнби, цивилизации «представляют собой ... общества с более широкой протяженностью, как в пространстве, так и во времени, чем национальные государства, города-государства или любые другие политические союзы»[2, с.127].

Первые локальные человеческие образования возникли на разных континентах и первоначально практически не были связаны друг с другом. В Азии это был Китай, в Африке – Египет, в Европе – христианская, на Ближнем Востоке – мусульманская цивилизации. Анализируя историю, А. Тойнби выделяет 21 цивилизацию, когда - либо существовавшие на Земле. Сегодня мы можем говорить о пяти действующих цивилизационных образованиях: западная христианская, православная христианская. исламская, дальневосточная и индуистская цивилизации.

Цивилизационный подход в современных условиях определяет две проблемы, две тенденции, развитие которых мы сегодня наблюдаем. С одной стороны, это набирающий силу процесс глобализации, конечной целью которого можно понимать стремление к образованию единого сообщества, т.е. земной цивилизации в целом, а с другой стороны, растущее стремление отдельных цивилизационных образований к сохранению традиционной системы ценностей и самоидентичности.

Индуистская цивилизации является одной из древнейших. Это цивилизация, где множество религиозных, социальных, этнических, культурных традиций соединяются в одно целое. Политическая история Индии – это во многом история внешних вторжений и захватов: персидских, греческих, тюркских. Но если индийские государства подчинялись завоевателям, то индийская цивилизация одерживала над ними победу, т.к. чужие цивилизации либо без следа растворялись в индуистской, либо становились ее частью. В основе жизнеспособности индуистской цивилизации (даже в современном техногенном обществе) традиционный образ жизни: сельская община, кастовая система и тысячелетние религиозные верования.

Культурные преимущества Дальневосточной (Китайская и Японская) цивилизации нашли выражение в иероглифической письменности, в сложном религиозно-философском восприятии мира и человека, в особом отношении к знаниям и образованности, в материальных достижениях (искусство изготовления бумаги, изобретение шёлка, пороха, компаса, создание первых звёздных каталогов, обсерваторий, лунно-солнечного календаря, медицинские и фармакологические открытия и т.д.). В китайском традиционном представлении весь остальной мир, включая европейский Запад, воспринимался как варварский. Система общественных связей и отношений в рамках этой цивилизации отлична от западных образцов: военной силе противопоставляется искусство дипломатии, военной службе – гражданская на благо сохранения общественного порядка и спокойствия. И в основе всего – следования древнейшим порядкам и традициям.

Появление европейской цивилизации связывают с эпохой Средневековья. Именно в это время формируется европейский мир в современных его пределах и этнических границах. Можно говорить о единой христианской цивилизации, т.к. основой этого явления стало именно христианство. Но принимая во внимание последствия «великого церковного раскола», различают цивилизации «западного» (католического) и «православного» типа. Долгие столетия эти цивилизационные ветви противостояли друг другу, хотя между ними безусловно существуют родственные отношения. Своим происхождением они обязаны эллинской цивилизации и единому духовному, мировоззренческому основанию – христианской религии.

Ход всемирной истории и начало эпохи научно-технического прогресса на рубеже XIX – XX вв. определили лидирующее положение западной ветви христианской цивилизации. Это связано с тем, что наука, которая сегодня является необходимым условием социального развития, была определяющим компонентом цивилизации именно этого типа. Состояние современной истории позволяет предполагать возможные изменения, связанные с активизацией социально-политических процессов в странах, представляющих исламскую цивилизацию.

В VI-VП вв. на фоне разложения родоплеменных отношений, социального расслоения общества, постоянных междуплеменных войн и многочисленных внешних вторжений, начинаются формирование арабского этноса и глубокие изменения духовного мира аравийских племен: движение от политеистических к монотеистическим религиозным воззрениям, которое завершится формированием одной из современных мировых религий – ислама. Специфика мировых религий прежде всего связана с отсутствием ограничений по национальной принадлежности. Проповедовать и разделять эти религиозные взгляды могут люди, принадлежащие к самым разным национальным сообществам и государственным образованиям. В этом выражается интегративная функция мировых религий, способных объединять множество людей, различных по социальным, расовым, национальным признакам, в единое целое. Ислам, как и другие религиозные системы, представляет модель идеального государства, в основе которого социальное равенство и принципы справедливости, совершенный образ жизни и нормы морали, на которые он опирается. До конца XVIII в. исламская цивилизация, даже распавшись на независимые государственные образования, стремилась расширить своё жизненное пространство, соперничая, в том числе, и с Европой. Но, как было сказано выше, промышленная революция и последовавшее за ней развитие науки и научно-технического прогресса в XVIII-XIX вв. выдвинули на первый план мировой истории западный мир, в то время как страны Азии, Африки и др. стали объектом колониальной политики европейских стран. Несмотря на такое положение, традиции как конкретно религиозные, так и общекультурные оказались настолько значимыми в истории этих народов, что ислам не ассимилировал с европейской ценностной системой, а не только сохранил свою значимость, но и усилил свои позиции, став идейной основой широких религиозно-национальных освободительных движений Восточного мира.

Крушение колониальной системы и обретение национальной независимости первоначально вызвало ощущение, что получившие свободу и независимость народы постепенно встроятся в процесс общемирового развития и станут его полноправными участниками. Но реальная история, конфликты интересов между государствами и политическими системами привели к иному развитию событий. В третьем тысячелетии существования человеческой цивилизации на планете Земля процессы глобализации поставили новые вопросы перед народами и цивилизациями. При этом вопросы, стоявшие перед европейской, арабской, африканской, китайской и другими цивилизациями, отличались также, как и сами они различались между собой.

Известный автор, исследующий проблемы цивилизаций, С. Хантингтон определил, что наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям «Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики. Линии разлома между цивилизациями — это и есть линии будущих фронтов»[3, с.213]. Он вполне согласен c большинством политологов утверждающим, что мировая политика вступает в новую фазу – глобализма. Но при этом сохраняются важнейшие границы, разделяющие человечество, и преобладающие источники конфликтов, по Хантингтону, будут определяться культурой. Этим обоснован подъем тех народов и цивилизаций, которые начинают вновь заявлять о себе. Примером является современная Турция стремящаяся взять из европейской цивилизации все самое лучшее, но при этом позиционирующая себя как часть исламской цивилизации. До неё по этому же пути в середине ХХ века шла Япония, но как часть дальневосточной цивилизации. Т.о., эти две страны, принадлежащие к разным цивилизациям в разное время, стремятся сочетать в своем развитии модернизацию и традиционные ценности. У Японии все получилось, её экономическая мощь продолжает возрастать. У Турции отставание от Запада практически не сокращается, страна замерла в своем развитии.

И главным остается вопрос диалектического соотношения двух противоположных процессов: стремление к единой земной цивилизации как высшей ступени развития человечества и стремление отдельных народов сохранить этническую самоидентичность и традиционные системы ценностей.

 

Список литературы:

  1. Моисеева Л.А. История цивилизаций: курс лекций. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – С.416.
  2. Тойнби А. Дж. Постижение Истории. Сборник. / пер. с англ. Е.Д. Жаркова / сост. Огурцов А.П. - М.: Прогресс, 1990. – С. 736.
  3. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. / пер. с англ. Т.Велимеева, Ю.Новикова. – М.: Изд-во АСТ, 2003. – С. 603.
  4. Яковец Ю.В. История цивилизаций: учеб.пособие. - М.: Юрайт, 2007. – С. 347.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 346 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Комментарии (2)

# Лиза 04.06.2016 14:08
Без комментариев
# Turana 04.06.2016 20:38
Seninleyik

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.