Статья опубликована в рамках: XLII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 24 мая 2016 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
отправлен участнику
ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ И МЕДИЦИНЫ: ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ И ЦЕННОСТИ
В современном мире медицина представляет собой систему научных знаний, развитие которых, на первый взгляд, исключает приемы философского познания, главная суть которого выражается в восприятии бытия с помощью мировоззренческих предпосылок каждой отдельно взятой личностью. Философское познание предполагает отсутствие каких-либо универсально объективных знаний и направлено на установление связи человека с окружающим миром. Несмотря на сказанное выше, философия и медицина тесно взаимосвязаны, что объясняется их непосредственным интересом к пониманию природы человека. Данная связь сформировалась еще в эпоху становления этих областей знания, но для нас представляют особый интерес отношения медицины и философии в процессе развития русской культуры, включая современную эпоху.
Философия в России как прием духовного освоения мира до начала ХХ века развивалась в двух направлениях: богословие и художественная литература. Но развитие науки изменило ситуацию. Так в области медицины мы наблюдаем, с одной стороны, появление «стихийной» биоэтики, которая находит свое выражение не только в научных трудах великих русский врачей, но и становится основой их собственной лечебной практики. Представителями этого направления считаются М.Я. Мудров, Ф.П. Гааз, Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, В.А. Манассеин.
Во-вторых, непосредственное философское осмысление самого содержания врачебной деятельности, характерное для представителей российской медицинской школы, начиная со второй половины XIX в. ( И.М. Сеченов, И.И. Мечников, И.П. Павлов).
Развитие знаний о природе человеческого тела позволило говорить о невозможности отделять психические процессы от нервных процессов с ними связанных. Такой подход определил материалистическую направленность в развитии медицины и позволил преодолеть традиционный идеализм в понимании и объяснении психических процессов, связать их с материальными первопричинами. Это открыло новые возможности врачебной деятельности. Так И.И. Мечников был убежден, что «человек с помощью науки в состоянии поправить несовершенства собственной природы». Основное понятие в мировоззрении Мечникова – понятие «ортобиоз», т.е., научная регуляция жизни [2, с 75].
Философское осмысление, казалось бы, непосредственно медицинских проблем мы обнаруживаем и в работах И.П. Павлова, посвященных исследованиям деятельности человеческого мозга, и в трудах И.В. Давыдовского, считавшего необходимость философского подхода одной из ключевых проблем совокупной патологии. Необходимый характер взаимодействия философии и медицины подтверждается тем, что, например, в Киеве с 1965 . печатается академический сборник «Философские проблемы медицины и биологии».
Сегодня представляется очевидным, что естественнонаучных оснований для решения всех проблем медицины мало. Во-первых, необходимо понимать медицину не только как область естествознания, т.к. природе человека присущ двойственный биосоциальный характер, а во-вторых, этическая оценка происходящего в медицине касается как ее практического функционирования, так и содержания медицины как направления научной деятельности.
Объектом исследования медицины считается человек. Но человека невозможно рассматривать лишь как биологический вид. Особенность человеческой природы – взаимодействие телесного (материального) и духовного (идеального) уровней. Медицина, которая сосредоточенна в основном на «телесности» человека, т.е. его организме и отдельных составляющих организма - практически до органических молекул, тем не менее, не имеет возможности не затрагивать и его «духовности». Обращение медицины к «духовному» находит непосредственное отражение в таких ее областях как психиатрия и психотерапия. Сама природа человека определяет зависимость, в результате которой фактически любое действие на организм вызывает ту или другую форму психической реакции (и напротив – психическое предопределяет соматическое). Таким образом, возникает необходимость системного и целостного понимания человека как объекта медицины. Но это не значит, что предмет медицины - «человек вообще». Таковым его исследует именно философия. Для медицины же характерно понимание человека через соотношение таких понятий, как «болезнь» и «здоровье». Подобный подход определяет диалектическое понимание физической природы человека
Область медицины, изучающая виды заболеваний человека, называется патологией. Патология представлена двумя направлениями: приватная патология, которая занимается отдельными заболеваниями, и общая патология - это раздел теоретической медицины, который изучает общие, т.е. присущие всем заболеваниям, закономерности их возникновения, развития и исходов. Слово «патология» образовано от двух греческих слов: «пафос» (παθος) - «все, что кто-нибудь претерпевает», или «страдание, горе, поражение, болезнь», или - «чувство, страсть»; и «логос» (λογος) - «слово, учение, закон». Использование понятия «логос», с одной стороны, безусловно, результат принятых норм словообразования, но, с другой стороны, в этом можно увидеть некий намек на опосредованную связь общей патологии и философии. Эта связь проявляется и в необходимости осмыслить природу того, что определяется как «παθος» - «поражение, болезнь» и понять, какой области человеческой деятельности это касается: телесной или духовной. В современных пособиях по «Общей патологии человека» рассматривается возможность через взаимодействие философии и медицины разработать более полное учения о природе заболеваний, включая вопросы причинности, этиологии и патогенеза, методологии диагностики и др.
В подтверждение выше сказанного можно привести слова В.В. Пашутина, написанные в конце XIX в.: «Обобщающие полеты ума в сфере патологических явлений совершенно необходимы, потому что запас детализированных прецедентов в наше время чрезвычайно великоват и получает черту характера, за недостатком обобщения, тяготеющего разума балласта, с которым чуть справляется наша память. Понятное дело, что при философском отношении к данному фактическому материалу просто находится всякая однобокость наших знаний и неизбежно всплывает ряд вопросов, часто попадающих в самую суть дела» [3, с 115].
Трудность подобных «синтетических» исследований определяется, с одной стороны, необходимостью профессионального понимания и знания врачебной деятельности, а с другой, требованием фундаментальной философской подготовки. В ситуации современного специализированного знания трудно совместить два этих условия в одном лице, которое к такому же обязано иметь предрасположенность к синтетическому мышлению.
Философское осмысление медико - биологических задач возможно лишь в том случае, если сами врачи возьмутся за это. Философы не должны, да и не могут быть арбитрами в теоретической медицине. К тому же не представляется возможным автоматический перенос философских методов и подходов на решении проблем медицины. Такие попытки предпринимались, но оказались безрезультатными, а иногда и препятствующими познанию. Абстрактный и обобщающий характер философского знания, безусловно, является препятствием в процессе естественнонаучного исследования. Но, с другой стороны, именно развитие философии определило основные приемы рационального, т.е. научного познания действительности. К тому же представить современную науку, в том числе и медицину, вне использования методов диалектического, системного понимания исследуемых проблем невозможно. Методы, сложившиеся в философии, стали универсальными и общенаучными.
С другой стороны, опыт древних врачевателей, которые гармонично сочетали в своей деятельности как медицинские знания, так и философские представления, позволяет надеяться, что пути решения озвученных проблем будут найдены. К тому же представляется невероятно важным сам факт осознания необходимости взаимодействия двух древнейших направлений человеческого знания, связанных общим объектом познания – человеком.
Из всех вопросов, на которые человечество искало и будет искать ответы во все времена, является вопрос о природе самого человека. Двойственность природы человека – соотношение биологического и социального, с одной стороны, требует детального исследования каждой из названных сторон, а, с другой, определяет необходимость и неизбежность изучения их взаимосвязи, обнаружения механизмов их взаимодействия. Философия и медицина формируют свое представление о человеке, но только через синтез этих представлений наше понимание собственной природы может обрести объективность и полноту.
Исчерпывающе исследовать данную проблему, разумеется, невозможно. Но взаимосвязь философии и медицины представляется безусловной. Общие проблемы и ценности философии и медицины - это извечные вопросы, которые волновали и будут волновать человечество на протяжении всего существования.
Список литературы:
- Гранин Ю.Д. История науки в зеркале философии // Высшее образование в России. – 2012. - № 1. – С. 156-159.
- Кондратьев В.П. Философия и медицина: учеб. пособие. Тула: Изд-во ТГУ, 2002. С. 324.
- Чикин С.Я. Вклад философов древности в развитие медицины // Советская медицина. – 1990. - № 3. – С. 115-118.
отправлен участнику
Комментарии (8)
Оставить комментарий