Статья опубликована в рамках: XLI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 апреля 2016 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
отправлен участнику
ФИЛОСОФСКАЯ АЗБУКА МОЛОДЕЖНОГО БИЗНЕСА
В настоящее время вырисовываются новые контуры катастрофы российского образования. Это выражается, прежде всего, в том, что система обучения не формирует предпринимательские способности и, следовательно, ни педагогическим наукам, ни системе образования в целом нечем ответить на процесс роста безработицы, нечего предложить рынку труда.
Изучив программы опорных ВУЗов страны, в том числе и Тюменского государственного нефтегазового университета, который вошел в данный список, авторы обнаружили, что в сетке компетенций ни в одной из программ не ставится цель формирование предпринимательских способностей студентов. В основном, по нашему мнению, это связано с национальными и культурными традициями, что нашло отражение в русском языке. Так, в английском языке существует такой термин «entrepreneurship» - формирование инновационных способностей, а в русском - аналогов данному понятию не существует.
Насколько закономерно ставить вопрос о молодежном бизнесе? Думаем, что это вполне обоснованно, так как в настоящее время возникают такие виды бизнес – проектов, которые могли создать только люди, необремененные стереотипами советского (совкого) экономического образования. В правоте своих наблюдений убеждаешься, когда обращаешься к таким проектам как «Бизнес - Молодость» (российский проект Петра Осипова) или «Talkfusion» (международный проект). И тот и другой развиваются в основном с помощью интернет – ресурса. Понятно, что «молодежный» бизнес адресован не только к определенной возрастной категории, но такому виду предпринимательства присущ особый характер. Основная особенность этого бизнеса заключается в том, что он преследует не только и не столько прагматические цели, сколько рассматривается как ресурс личностного роста и решения культуротворческих задач.
В эпоху перемен молодежь приобретает культуротворческую роль, что является уже не качеством возрастной группы, а качеством нового поколения. Иными словами, в период системных преобразований, молодежь – это не только особая возрастная группа, это – новое поколение, создающее инновационную, культуротворческую среду, в контексте которой возможны глубинные преобразования в социальной психологии и мышлении человека. В такие времена ценности и нормы предшествующих поколений приходят в острое противоречие с изменениями общественной реальности, но продолжают сохранять господствующее положение. Отсюда упреки «детей» в лживости и лицемерии «отцов». В эти периоды понятие «молодежная культура» приобретает иной смысл и употребляется как аналог или псевдоним новых устремлений, новых надежд и ценностей, отражающих новые потребности переломной эпохи. Как пишет М.И. Новинская: «Так создаются предпосылки для превращения молодежной культуры субкультуры в альтернативную культуру, которая с течением времени, иногда достаточно продолжительного, в большей или меньшей степени усваивается культурой общества в целом, способствуя её изменению»[4, С. 17]. Культуротворческая роль молодого поколения – инструмент развития культуры во всех открытых для изменения обществах. В монографии И.А. Булгаковой «Антропология воспитания в русской культуре» подробно исследуется вопрос о роли культуротворческой среды в формировании инновационных способностей и развитии креативного (латерального) мышления[1].
Альтернативная молодежная культура задает новый тип сознания, в том числе и экономического. Кроме того, она свидетельствует о цивилизационном кризисе, поскольку носит протестный характер. Но, в то же время, молодежная субкультура предлагает новые формы культуры. В функциональном плане нет различия между бунтарями 60-х годов и создателями бизнес-проекта, который так и называется «Бизнес-Молодость». Общее заключается в том, что в данных направлениях решается вопрос культурной идентичности. Леворадикальная культура 60-х громогласно заявила о пороках техногенной цивилизации и необходимости гуманизации ее ценностей; о формализованном и безличном функционировании всех институтов общества, всех сфер общественного сознания: от политических и государственных институтов до церкви, школы, семьи; о ценностях самоосуществления и самореализации личности, содержательного творческого труда и реальной демократии «участия». Можно критиковать «культуру протеста» 60-х за непоследовательность и радикальность взглядов, но трудно спорить с тем, что это движение изменило духовную ситуацию в целом мире, по крайней мере, в западном. Трудно удержаться и не процитировать замечание Новинской М.И.: «Похоже, что эстафета «западных мальчиков» перешла к нашим «детям перестройки» [4, с.18]. Различие в том, что если леворадикальное движение шестидесятых было направлено на разрушение, то проект «Бизнес-Молодость» предлагает решение проблем в конструктивном ключе.
Проблематика нашей молодежи выходит за рамки возрастной специфики. Основными молодежными проблемами становятся ведущие проблемы всего общества. Но новое поколение их острее чувствует и свободнее выражает. При анализе ценностей и предпочтений, важно выяснить какие элементы культурных инноваций превратятся в устойчивые тенденции развития нового типа отношений и мышления.
Бизнес – рационален. Любая рациональная деятельность ориентируется на определенные фундаментальные правила:
- Чтобы начать бизнес, необходимы три условия: во-первых, необходима идея; во-вторых, нужна команда единомышленников; и, наконец, в-третьих, необходим первоначальный капитал.
- Для того, чтобы бизнес был успешным, им нужно заниматься профессионально. Что это значит? Знание экономических законов и рычагов ведения бизнеса, то есть наличие диплома в Высшей Школе Экономики приветствуется, но и наличие такого диплома не обеспечивает удачу. С точки зрения авторов, профессионализм заключается в постоянном развитии своих знаний в сфере менеджмента, маркетинга, микро- и макро- экономики, в сфере психологии и философии бизнеса. Нужно уметь проводить маркетинговые исследования, мониторинг спроса и предложения.
- Для того, чтобы быть конкурентоспособным, у бизнесмена должен быть особый тип мышления и особое видение.
- Бизнес возможен в условиях роста платежеспособного населения. «Вопреки вульгарным идеологически-инфицированным представлениям, бизнес заинтересован не в эксплуатации трудящихся, а в максимальном росте платежеспособного потребительского спроса, ибо только так можно сбыть произведённый товар. А это значит, что рост благосостояния и материального благополучия каждого есть основное условие развития бизнеса» [5,с. 29].
Для суперэтатизма основой существования является всеобщая нищета, пассивность и разорение. Для бизнеса такой основой служит высокое благосостояние, инициатива и динамизм.
Для молодежного бизнеса деловая активность предполагает личностное совершенствование и формирование определенной культуры бизнес-мышления. Это - пятое. Но главная сущностная черта молодежного бизнеса – это изменение духовной ситуации в целом. В молодежной среде, в молодежной культуре бизнес становится не только эффективным средством для заработка денег.
Примером может послужить создание выставок-ярмарок декоративно-прикладного искусства «Радуга камня». Идея создания такого предприятия появилась у преподавателя философии Тюменского медицинского института Булгаковой И.А. в 1995 году. Одной из задач этого бизнес-проекта было изменить социокультурную ситуацию в регионе по отношению к самому бизнесу. Поскольку деловая активность только набирала свои обороты, то сосредоточилась она в основном в торговле товаров народного потребления. Генеральный директор фирмы «Лито» Булгакова И.А., исходила из того, что возможно создать такой проект, который стал бы событием в жизни города и катализатором культуротворческих процессов во всем регионе. Не все задуманное удалось, но международная выставка сыграла свою роль в жизни региона.
Другим примером может служить тюменская фирма «Ларчик», являющаяся в настоящее время монополистом в создании сувенирной продукции с региональной символикой. Фирма, руководителем которой является Е.А. Павлова, финансирует и спонсирует различные культурные проекты, например, создание хоровой школы г. Тюмени, проведение международных спортивных соревнований, а также активно занимается культурными и благотворительными программами. Примечательно, что сама Елена Павлова имеет медицинское и культурологическое образование. Планирует диссертацию по философии. Убеждена, что для успешного занятия бизнесом нужно владеть сверхзадачей и особым видением, основывающимся на широких культурных интересах.
Но особое место занимает любопытный проект по технологии создания различных бизнес-проектов, речь идет о компании, которая называется «Бизнес-Молодость». Ее деятельность как раз посвящена формированию особого экономического мышления. Эту компанию создали выпускники Высшей Школы Экономики; в настоящее время лидерам – не более 25 лет. Главная идея данного образовательного проекта – соединить два мира: мир ученых и мир предпринимателей. По словам П. Осипова, одного из руководителей этой фирмы, «миссия проекта - запуск необратимых изменений в сознании молодых предпринимателей». Сегодня оказались жизнеспособными 12.000 проектов, разработанных в этой компании. Открывать и развивать свое дело, разрабатывать и доводить до стадии реализации свой оригинальный бизнес-проект каждые два месяца учатся 3000 слушателей со всей России, а 80.000 – уже успешно прошли обучение. Эта школа является уникальным социально-экономическим феноменом, где учат создавать своё дело.
Таким образом, активность молодежи подобна рок-музыке, ломающей стереотипы нашего мышления и самосознания, но, одновременно осуществляющей прорыв в поисках самоидентичности и самореализации.
Список литературы:
- Булгакова И.А. Антропология воспитания в русской культуре[Текст] / И.А. Булгакова. – Тюмень: Издательство ТюмГНГУ, 2015. – 174 с.
- Замошкин Ю.А. Частная жизнь, частный интерес, частная собственность [Текст] / Ю.А. Замошкин // Вопросы философии. 1991. - №2. – С.3-13.
- Кондаков В.А. Духовные основы экономической жизни общества в русской философии и современность [Текст] / В.А. Кондаков. - Тюмень: Издательство ТюмГНГУ, 1999. -169 с.
- Новинская М.И. Роль молодежной культуры в развитии национальной культуры [Текст] / М.И. Новинская // Вопросы философии. 2005.-№3.- С.151-153.
- Ракитов А.И. Философская азбука бизнеса [Текст] / А.И. Ракитов // Вопросы философии. 1991. - №2. – С. 25-36.
отправлен участнику
Комментарии (14)
Оставить комментарий