Телефон: +7 (383)-312-14-32

Статья опубликована в рамках: XL Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 марта 2016 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Очаковская В.А. ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ МИРА И СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТА В СКАЗКЕ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА» И ПРОИЗВЕДЕНИИ О. Н. БОНДАРЕНКО «ПОЛУСКАЗКА О КРАСНОЙ ШАПОЧКЕ» // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(39). URL: https://sibac.info/archive/social/3(39).pdf (дата обращения: 31.10.2020)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 31 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ МИРА И СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТА В СКАЗКЕ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА» И ПРОИЗВЕДЕНИИ О. Н. БОНДАРЕНКО «ПОЛУСКАЗКА О КРАСНОЙ ШАПОЧКЕ»

Очаковская Вера Андреевна

студент 1 курса, кафедра организации и управления наукоёмкими производствами СибГАУ, г. Красноярск

Научный руководитель Валишина Ирина Ивановна

старший преподаватель кафедры философии и социальных наук СибГАУ,

г. Красноярск

Проблема познания и моделирования мира является одной из важнейших и вечных проблем философии и воспроизводится на каждом этапе ее истории.

Онтологическая модель мира рассматривается как ментальная конструкция с комплексом устойчивых структурных единиц (образ мира, картина мира), обеспечивающих социальные связи и взаимодействие человека, общества, природы и культуры. Структурные единицы определяют совокупность коммуникаций исторических и современных социокультурных процессов в их диахронной и синхронной концепциях, базирующихся на онтологических принципах единства мира, а также на принципы дуализма, которому присуща идея борьбы, противопоставление духовного материальному.

Новизна нашей работы заключается в том, что после проведённого анализа произведений Шарля Перро и О. Н. Бондаренко, становится очевидным, что сказка о Красной Шапочке с точки зрения диалектической модели мира ещё ни разу не была представлена в литературе. Оба автора рассматривают своих персонажей, свой сюжет и свою примышленную реальность лишь в одном из аспектов – в аспекте добра или в аспекте зла. Шарль Перро отражает мир Красной Шапочки с негативной точки зрения. В его модели мира волк олицетворяет собой абсолютное зло, а Красная Шапочка является собирательным образом, включающим в себя черты всех непослушных детей.

Автор — это носитель «некоего взгляда на действительность, выражением которого является все произведение» (Б. О. Корман). А авторская интенция, то есть образ мышления, заключается в психологическом и эмоциональном восприятии общей модели мира, образа персонажей и декораций, а именно их цветовой семантики автором. Различия в понимании писателями значения цветовых фрагментов, которые они осознанно или не осознанно вкладывали, словно кусочки мозаики в свои произведения, помогли им создать несколько абсолютно непохожих друг на друга вариаций сюжета всемирно известной сказки о Красной Шапочке. Например, мораль сказки Братьев Гримм о Красной Шапочке несомненно разнится с нравственными уроками, которые преподаёт героям своей сказки о маленькой девочке в красной походной шапочке Шарль Перро. В современной трактовке сюжета, данной О. Н. Бондаренко в стихотворении “Полусказка о Красной Шапочке”, выводы, сделанные автором, будут основываться на её внутреннем отношении к тому или иному цветовому обозначению.

Например, возвращаясь к оригинальному французскому названию сказки о Красной Шапочке “Le Petit Chaperon rouge”, можно обратить внимание на слово “chaperon”, олицетворяющее собой ментальную конструкцию мира. Во Франции и Бургундии ношение шаперонов определенного цвета говорило о принадлежности человека к одной из политических партий, носящей имя «шаперонов». Так зачинщики парижского восстания 1356 г., направленного против будущего Карла V, регента Франции, и добивавшиеся французского трона для короля Наварры, носили двуцветные шапероны, красный цвет которых символизировал Париж, а голубой — Наварру. В 1379 г. граждане Гента восстали против Филиппа Смелого, герцога Бургундии, причём знаком принадлежности к повстанцам было ношение белого шаперона. Интересно, что белый шаперон также символизировал принадлежность к восставшим во время парижских беспорядков в 1413 году [9].

Ментальная конструкция модели мира подтверждается тем, что “chaperon” был характерной формой одежды для определённых слоёв населения в XIV – XV веках. В своё время он помогал людям отделить врагов от союзников и объяснял поведенческие особенности того или иного человека, а для мировосприятия современного человека шаперон представляет собой лишь элемент декора, не может рассказать ему свою историю. Важность цветовой семантики для комплекса устойчивых структурных единиц заключается в том, что  символика цвета головного убора героини нравоучительной сказки Шарля Перро означает, что Красная Шапочка принадлежит к лагерю противников устоявшихся социальных правил, то есть к людям, нарушающим понятия о нравственных законах поведения.

Таким образом, «Красная Шапочка» - это не просто прозвище, имя девочки. Это целая история бесконечных попыток создания произведения, которое смогло бы вместить в себя идеальную цветовую пропорцию, объединить разные модели мира в одну. Цветовое словосочетание «Красная Шапочка» обладает глубоким смыслом, рисует в воображении читателя портрет девочки, определяет её характер, аргументирует её поведение, в самом начале произведения задаёт мотив повествования и определяет цветовую характеристику «детской» сказки.

Обратим внимание на философско-методологический аспект в формировании моделей мира. Постоянная значимость проблемы познания и моделирования мира позволяет выделить два направления познания в философии: метафизическое и диалектическое.

Метафизический тип познания стоит в основе философских рассуждений теории познания как теории репрезентации на основе принципа дуализма. А диалектический метод — это способ познания реальности, при котором за основание явлений принимается противоречие вещей и их скрытые характеристики. Немаловажно учитывать то, на каком уровне взаимосвязи находятся предметы, каким образом они развиваются и изменяются. Диалектика – это основа природы и общества, а диалектическая теория отражает сущность вещей.

Согласно Дуреевой Н. С., модель мира – это целостное отражение объективной реальности в человеческом сознании. Понятие «модель мира» является методологическим средством и применяется как в метафизической, так и в диалектической методологии науки [4].

Существуют различные классификации моделей мира, такие как функциональная, вещественная. На основании принципа дуализма и принципа единства мира сложились модели мира такие как универсалистская и космическая. В рамках метафизической методологии разрабатывается и успешно реализуется универсалистская модель мира, а в диалектической методологии разрабатывается и успешно реализуется космическая модель мира.

Основу рассмотренных работ составляет универсалистская модель мира, основанная на индивидуалистическом понимании авторами художественных произведений окружающей действительности. Универсалистская модель мира предполагает верховенство индивидуального над всеобщим, объясняет вероятностное знание о мире и выступает как правдоподобная сущность мира, в котором «поведение человека определяется не столько объективной реальностью, сколько реальностью-для-себя, то есть системой субъективных представлений человека о реальности». Согласно универсалистской модели мира, Шарль Перро использует диалектическую природу значения символики современной ему эпохи классицизма, конструирует в своём произведении “Little Red Riding Hood” реальность Франции XVII – XVIII веков.  В сказке о Красной Шапочке писатель использует архетипные символы, которые имеют одинаковое или похожее значение для большей части, если не для всего человечества. Такими символами выступают волк как воплощение вселенского или обыденного зла; любовь бабушки и мамы к Красной Шапочке как прообраз целомудрия, религиозности и добродетельности; девочка по имени Красная Шапочка, олицетворяющая собой непослушание, доверчивость и глупость, характеризующаяся поведением, нарушающим моральные нормы общества.

С помощью анализа цветовых образов мы можем охарактеризовать модели мира в произведениях Ш. Перро и О. Н. Бондаренко. Раскроем символику основных цветов (красного, зелёного, синего) спектра аддитивной (смешанной) системы Д. К. Максвелла и их смысловой производной (серого цвета).

Красный цвет  в Толковых словарях В. И. Даля, Д. Н. Ушакова и В. В. Чернышева имеет значение окраски одного из основных цветов спектра, оттенка цвета (цвет спелых ягод земляники, яркого цветка мака, красного вина), а также определяется как эпитет, символ доброты, красоты.

Красный – цвет имеющий окраску одного из основных цветов спектра, находящегося между оранжевым и фиолетовым. В переносном значении употребляется как постоянный эпитет: красивый, прекрасный, ясный, светлый [6].

Красный – о доброте, красоте: красивый, прекрасный, превосходный, лучший; сравн. краше [1].

Цветообраз красного цвета в сказке Шарля Перро приобретает значение, тождественное прилагательному «красота» (инфракрасный – прекрасный) [7]. Красный цвет оставляет о Красной Шапочке впечатление человека с красивой внешностью. Хоть, Красная Шапочка прекрасна и без маленькой красной походной шапочки, но, что примечательно, только после того, как бабушка подарила её красную шапочку, она обретает свой цвет и своё имя.

Универсалистская модель мира характеризуется построением искусственных гипотез, на основе которых происходит познание реальности, независимо от содержания внешнего мира. В результате чего появляется субъективная информация о реальности. В данном случае происходит конструирование знания, имеющего многочисленные аналоги в действительности и наблюдающего похожие ситуации, происходящие с регулярной постоянностью. Ведь, как нам уже известно, “Little Red Riding Hood” является примером жизненного сценария, так как интерпретация Шарля Перро предполагает раскрытие сценарного треугольника «Жертва — Насильник» с ротацией ролей.

Сконструированное знание выступает как интеллектуальный вымысел, основанный на реальных знаниях, событиях и жизненном опыте писателя как личности. Однако Шарль Перро, стремясь приблизить обыденную историю к художественному произведению и сделать его понятным для большего количества читателей, скрывает реальных людей и их поступки, облачая их в облегчённый сказочный вариант, создавая репрезентацию действительности. “Репрезентация - это воспроизводство увиденного, услышанного, прочувствованного отдельным человеком с возможными изменениями воображаемого знания вследствие влияния времени, состояния памяти, эмоционального расположения в момент первичного восприятия информации и других психологических и физических факторов, способных исказить поступающую в мозг человека информацию”. Следовательно, универсалистская модель мира представляет собой некую искусственно сконструированную реальность, основанную на правдоподобном, вероятностном знании.

Так, можно утверждать, что в универсалистской модели мир изучается в условиях оторванности от всеобщей связи явлений, отдельности и изолированности предметов. Например, Шарль Перро в качестве фона для своего произведения берёт не существующие пейзажи Парижа, а маленькую вымышленную абстрактную деревню и её окрестности, хотя само повествование идёт о серьёзных вещах, насущных проблемах человеческого общества. Маленькая деревня, утопающая в листве, которую писатель конструирует в своём сознании, представляется ему развёрнутой моделью мироустройства и является трансцендентальной реальностью. На этом основании теория познания как репрезентация, как теория замещения действительности включает в себя методы идеализации, абстрагирования и другие. Начиная со времен мифологического сознания, информация о мире, его устройстве и развитии выражалась в мифопоэтической модели. Знания о мире, формирующиеся с помощью этой модели, отличались примышленностью и были значительно оторваны от объективной реальности, а мир воспринимался через систему субъективных образов и ассоциаций.

Обращаясь к словарю символики цвета, можно найти список цветовых ассоциаций возникающих у людей при виде синего и серого цветов.

Синий цвет связан с милосердием, с небесной высотой и морской глубиной. Считается наиболее спокойным и наименее «материальным» из всех цветов. Он олицетворяет веру Красной Шапочки, с детства окружённой любовью заботливых мамы и бабушки, в добро, а так же неподдельный интерес и удивление, выражающиеся в вопросах любознательной девочки к волку, переодевшемуся в одежду бабушки («She was greatly amazed to see how her grandmother looked in her nightclothes, and said to her, "Grandmother, what big arms you have!"» [10]. (пер.:  “Девочка была очень удивлена тем, как странно выглядела её бабушка в пижаме, поэтому она задала её вопрос: “Бабушка, а почему у тебя такие большие руки?!”)).

Серый цвет — символ безликости, скуки, меланхолии, бесцветности, отречения. Зачастую серый цвет употребляется как эквивалент чему-то неяркому, неинтересному. Серый цвет – ахроматический цвет, точнее множество всех цветов получаемых путём совмещения трёх основных цветов — красного, зелёного и синего — в равных концентрациях. Серый цвет многозначен, поэтому ему очень хорошо удаётся безжалостно раскрывать внутренний мир волка.

Несмотря на то, что в сказке «Маленькая красная походная шапочка» Шарля Перро нет ни одного упоминания слова «grey» (русс. серый), поэтому неизвестно, о волке какого окраса шерсти повествует автор, серый цвет играет немаловажную роль в построении сюжета сказки. Этот маскировочный цвет наделяет хищника навыком умелого использования всех особенностей серого цвета, что определяет цветовую характеристику волка как персонажа.  Волк хитёр, ему необходимо быть осторожным и оставаться незамеченным для дровосеков, работающих неподалёку («…she met with a wolf, who had a very great mind to eat her up, but he dared not, because of some woodcutters working nearby in the forest» [11]. (пер.: “...в лесной чаще она столкнулась с волком, который очень хотел наброситься на неё и съесть, но он не осмеливался сделать это, поскольку из рощи, расположенной неподалёку, раздавались громкие голоса лесорубов”)), чтобы заманить Красную Шапочку в ловушку и воплотить в жизнь свой зловещий план. Волку с успехом удаётся приглушить все цвета вокруг себя, слиться с окружающим миром: («…replied the wolf, counterfeiting her voice» (пер.: “…ответил волк, подражая голосу Красной Шапочки”)) и обезличить свою индивидуальность («Your grandchild, Little Red Riding Hood» [12]. (пер.:  “- Это я, твоя любимая внучка, Красная Шапочка”). Значение серого цвета в психологии используется в качестве успокоительного, способствующего вызвать сон и расслабленность. Действительно, волк усыпляет бдительность главной героини, устраивая шуточное соревнование («I'll go this way and go you that, and we shall see who will be there first» [13]. (пер.: “Я пойду по одной дорожке, а ты, Красная Шапочка, по другой. Давай посмотрим, кто из нас доберётся до дома твоей бабушки первым?”)).

Примышленную разумом человека реальность И. Кант определял как трансцендентальную реальностью. Он утверждал, что эта реальность отделена от объективности и носит случайный характер, что приводит к зарождению такой модели мира как Универсум, в которой отрицается возможность изучения самой квинтэссенции [5].

Универсалистская модель мира также выступает как трансцендентальная реальность, как вероятностная и примышленная реальность. Она основана на личностном восприятии человеком окружающей действительности и предполагает главенство индивидуального над всеобщим. Универсалистская модель мира приобретает свою форму с помощью теории познания как теории репрезентации. В метафизической методологии универсалистская модель мира основана на вероятностном и правдоподобном знании о мире, формирующемся на основе абстрагирования и схематической демонстрации действительности.

Например, принято считать, что зелёный цвет ассоциируется с растительным миром, его схематичным изображением. Он воспринимается как символ природы, экологической чистоты, указывающий на взаимодействие ребёнка и окружающего мира. («…and the little girl took a roundabout way, entertaining herself by gathering nuts, running after butterflies» [14]. (пер.: «А ничего не подозревающая Красная Шапочка, направленная волком по ложному пути, не спеша шла по дорожке, поднимая с земли орешки, восхищённо разглядывала ярких бабочек»)). Но Красная Шапочка Шарля Перро не обращает внимания на все предостережения, встречающиеся ей на пути, потому что она даже не думает о том, что кто-то может навредить ей, ведь девочка и сама не желает никому зла. Поэтому зелёный уступает своё место красному, теперь уже более агрессивному цвету.

«Little country girl» (русс. маленькая деревенская девочка), «little girl» (маленькая девочка) – глупая маленькая девочка в красной походной шапочке слишком доверчива. Её наивность, инфантильность и детская непосредственность дают хитрому волку возможность сначала навредить старой и больной бабушке, а после съесть на десерт и саму Красную Шапочку.

О. Н. Бондаренко следуя иному принципу, соответственно своей, космической, модели мира, идеализирует взаимоотношения волка и Красной Шапочки. Космическая модель мира представляет мир как космос, совокупность совершенств, согласно которым человек предстает как желанное дитя мира. Если в сказке Ш. Перро герои — антагонисты, то в сказке О.Н. Бондаренко встреча героев должна закончиться добром, так как они частицы одного целого — дети Матери-природы, у них возникает доверие друг к другу. Девочка проникается дружеской симпатией к волку. А Красная Шапочка в сознании волка — «цветок», цветы – это святое, их трогать нельзя.

При создании футурологической модели мира Бондаренко О.Н. в своем произведении предлагает задуматься об экологической проблеме современности. Присутствие красного цвета в различных его тонах является сигналом тревоги, опасности экологического положения во всем мире. На здоровье общности людей и на демографическую ситуацию в целом влияют факторы загрязнения окружающей среды. Увеличивается негативное воздействие, возникшее в результате технологической деятельности человека. Поэтому выбран такой эпиграф к полусказке, где природа уходит от нас, как - будто не понимает людей, остерегается и сочувствует им. Сравнение идет с девочкой, то есть с ребёнком, которому часто не понятны поступки взрослых. Остановитесь! Задумайтесь! Девочка – как женское начало, природа – также женского рода.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование амбивалентности (двойственности) палитры цветов Шарлем Перро и О. Н. Бондаренко  необходимо для передачи определённого философского содержания. Для обоих писателей характерно цветовое видение мира. Основные цвета выделяются не только по частотности употребления, но и по символическим значениям.

Анализ цветовой палитры помогает постичь художественный мир авторов и определить присущие их видению окружающей действительности концепции моделей мира.

Одной из глобальных проблем современного мира является проблема экологии. Современный человек должен понимать природу не как что-то враждебное, угрожающее. Он должен осознавать свое равенство с природой, свое с ней родство. Кольцевая композиция конца первой главы  и конца всей «Полусказки о Красной Шапочке» подчеркивает важность ключевого противопоставления «ложь — правда». Героиня сказки О. Н. Бондаренко живет в гармонии с природой, она говорит с ней на одном языке, языке добра и любви.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что в мире всегда существовала проблема борьбы Добра со Злом. Это и проблема обмана, и проблема насилия, проблема неблагодарности детей по отношению к своим родителям, проблема жертвенной любви родителей по отношению к своим детям, проблема сиротства, проблема восприятия красивого человека другими людьми, отторжение всего некрасивого, несовершенного, уродливого, что нас окружает… Во все времена многие авторы, в том числе и представители фольклора, по своему, идя в ногу со своим временем, с помощью творчества решали эти проблемы – проблемы взаимодействия добра со злом. Например, мы выяснили, что сказки Шарля Перро и Братьев Гримм, каждая из которых отражает идеологию, мировоззрение своего времени и модель мира, характерную для каждого определённого автора, по-особенному решают проблему Красной Шапочки. Примечательно то, что даже если у авторов есть возможность использовать любых персонажей, какой угодно сюжет и декорации к нему, писатели всех времён и народов не перестают возвращаться к сюжету уже известных миру произведений. Да, на первый взгляд они могут показаться обыкновенными детскими сказками с нравоучительным смыслом, однако, как нам уже известно, за обманчивым флёром красоты и завесой простоты скрывается нечто большее, огромный философский смысл.

Современные писатели тоже пытаются решить проблему добра и зла, глобальную экологическую проблему на современном материале, более понятном, приближенном к нашему сознанию и нашим моделям мира. Они, так же как и их предшественники, создают сюжеты, используя альтернативную сказочной реальность, в настоящее время существующую вселенную, умело вплетая в неё антураж современной жизни (дома, магазины, города и улицы, вещи, реально существующих людей). Следовательно, каждый писатель находит индивидуальные пути выхода из сложившейся ситуации.

Но сущность проблемы борьбы добра со злом осталась неизменной со времён Шарля Перро и Братьев Гримм. Эта проблема переходит из одного столетия в другое, изменяя лишь свой внешний облик, и поэтому всё ещё требует решения.

 

Список литературы:

  1. Большой толковый словарь В. В. Чернышева. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.chitalnya.ru/tolkslovar/k/k10671.php (дата обращения 17.02.2016).
  2. Бондаренко О.Н. “Полусказка о Красной Шапочке”. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://vk.com/note8736702_10053711 (дата обращения 15.02.2016).
  3. Вартофский М. Модели. Репрезентации и научное понимание / пер. с англ.; общ. ред. и послесл. И.Б. Новика и В.Н. Садовского. М., 1988. 508 с.
  4. Дуреева Н. С., Универсалистская модель мира: социально-философский анализ//Теория и практика общественного развития, выпуск № 7, 2014.
  5. Кант И. Критика чистого разума. Минск, 1998. 960 с.
  6. Толковый словарь В. И. Даля. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://slovardalya.ru/description/krasnyi/14120 (дата обращения 17.02.2016).
  7. Толковый словарь Ушаков Д. Н. 1935-1940. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/843190 (дата обращения 17.02.2016).
  8. Чуринов Н.М. Совершенство и свобода: философские очерки. 2-е изд. Красноярск, 2003. 515 с.
  9. Шаперон. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Шаперон (дата обращения 11.03.2016).
  10. Charles Perrault «Little Red Riding Hood». URL: http://www.pitt.edu/~dash/type0333.html (дата обращения 11.03.2016).
  11. Charles Perrault «Little Red Riding Hood». [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.pitt.edu/~dash/type0333.html (дата обращения 11.03.2016).
  12. Charles Perrault «Little Red Riding Hood». [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.pitt.edu/~dash/type0333.html (дата обращения 11.03.2016).
  13. Charles Perrault «Little Red Riding Hood». [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.pitt.edu/~dash/type0333.html (дата обращения 11.03.2016).
  14. Charles Perrault «Little Red Riding Hood». [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.pitt.edu/~dash/type0333.html (дата обращения 11.03.2016).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 31 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (6)

# Галина 28.03.2016 18:12
Статья заинтересовала необычностью рассмотрения образа Красной Шапочки с точки зрения философского анализа, подробным исследованием деталей, трактовки цвета для более глубокого понимания характеров героев сказки, их поведения, места каждого героя в окружающем мире в условиях борьбы добра и зла и безусловной победы добра. Желаю автору творческих удач в последующих работах и исследованиях, так держать!
# Михаил 28.03.2016 19:47
интересно,необычная интэрпритация детской сказки.
# Вера 29.03.2016 11:24
не обычная трактовка сказки , которую мы знаем с детства. Кто бы мог подумать , что в названии "КРАСНАЯ " заложен такой смысл . Желаю автору этой работы творческих успехов .
# Сергей 29.03.2016 21:40
Глубина анализа потрясает воображение. В сказке, казалось бы, знакомой с малых лет заложены проблемы экологии и элементы политики Франции 14-го века. Я, к тому же, пополнил свой словарный запас. Браво!
# Татьяна 29.03.2016 21:47
Такая знакомая сказка с таким глубоким смыслом!? Молодец!
# Людмила 10.04.2016 21:08
Очень интересно! Правда начинала читать сказку раза три, терялся смысл, пока думала над оборотами. Над диахронной и синхронной концепцией, о принципах дуализма и т.п. Но, это только в самом начале. Разобравшись и «поймав» волну автора дальше уже читается на одном дыхании. Воображение сразу разыгралось. После долго и с интересом думала о прочитанном. Спасибо автору.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом