Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 08 апреля 2014 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Порохненко К.А. ФИЛОСОФИЯ МЕДИАКУЛЬТУРЫ: АСПЕКТЫ ОЧЕВИДНОГО И ВЕРОЯТНОГО // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(19). URL: http://sibac.info/archive/social/4(19).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ФИЛОСОФИЯ  МЕДИАКУЛЬТУРЫ:  АСПЕКТЫ  ОЧЕВИДНОГО  И  ВЕРОЯТНОГО

Порохненко  Ксения  Александровна

студент  2  курса,  кафедра  «Гуманитарные  науки»  Сф  СамГТУ,  РФ,  г.  Сызрань

E-mailksenyawww@mail.ru

Саксонова  Лариса  Петровна

научный  руководитель,  канд.  пед.  наук,  доцент  Сф  СамГТУ,  РФ,  г.  Сызрань

 

«Цивилизация  —  это  власть  над  миром;  культура  —  любовь  к  миру». 

Антоний  Кэмпиньский

 

В  связи  с  появлением  новых  информационных  и  мультимедийных  технологий  современное  общество  испытывает  на  себе  новый  этап  в  развитии  культуры,  как  массовой,  так  и  элитарной.  Это  характеризуется  особыми  процессами,  начавшими  происходить  ещё  в  XX  веке.  Изобретение  радио,  телевидения,  компьютера,  сотовой  связи  и  Интернета  и  дальнейшая  их  модернизация  позволила  современному  обществу  радикально  поменять  основы  своей  жизнедеятельности,  пересмотреть  и  разрушить  установившиеся  традиции,  ценности,  приоритеты,  изменить  свою  культуру. 

Философия  в  такой  период  «перерождения»  общества  является  неотъемлемой  и  важной  частью  культуры.  Философия  рассматривает  культуру  как  целостность,  старается  обосновать  образы  мира  и  человека,  присуще  определенной  культуре,  а  также  оценить  их  положение  среди  других  культур.  Значимость  философского  познания  возрастает  на  современном  этапе  в  связи  с  появлением  нового  типа  культуры  под  названием  медиакультура. 

Актуальность  представленной  темы  определяется  ситуацией,  сложившейся  в  современном  мире.  Духовно-нравственный  кризис  является  следствием  научно-технического  прогресса,  который  создал  социальные  проблемы:  бездуховность,  мировоззренческий  вакуум,  дегуманизация,  разного  рода  компрометация  данных,  бескультурье.

Различные  медиасредства  влияют  на  массовое  сознание,  активно  внедряются  в  сферу  образования  и  науки.  Поэтому  цель  работы  —  определить  положительные  и  отрицательные  стороны  медиакультуры,  проанализировать  взгляды  постмодернистских  философов  на  обозначенную  проблему  и  на  основе  результатов  исследования  выявить  зависимость  студентов  технического  вуза  от  медиасредств.

Выделим  ключевые  понятия  представленной  работы.

Культура  —  исторически  накопленный  уровень  развития  материальных  и  духовных  ценностей,  выраженных  в  форме  организации  жизни  и  деятельности  общества  и  человека  в  целом,  координатор  социального  поведения  и  способ  сохранения  и  передачи  информации  от  поколения  к  поколению.  Научно-технический  прогресс  образовал  сложную  систему  массовых  коммуникаций  под  названием  медиа  или  медиакультура.  Термин  «медиа»  (лат.  media,  medium  —  средство,  посредник)  введен  канадским  философом  М.  Маклюэном  для  исследования  предмета  массовой  культуры  и  массовой  коммуникации  [4]. 

Медиакультура  —  это  посредник  между  социумом  и  государством  (властью),  определенный  тип  культуры  информационной  эпохи,  который  включает  культуру  сохранения,  передачи  данных  и  информации,  их  восприятие  человеком,  накопление  интеллектуальных  и  материальных  ценностей,  способствующих  социализации  личности  [3]. 

Ещё  в  XX  веке  анализом  воздействия  медиакультуры  на  общество  занимались  многие  исследователи:  Т.  Адорно,  Р.  Арнхейм,  А.  Базен,  В.  Беньямин,  Ж.  Бодрийяр,  Ж.  Деррида,  Ж.  Делёз,  С.  Жижек,  М.  Маклюэн,  Г.  Маркузе,  Х.  Ортега-и-Гассет,  М.  Фуко  и  др. 

Выделим  положительные  качества  медиакультуры. 

·     мгновенное  распространение  информации  в  глобальной  сети  Интернет; 

·     стирание  границ  для  распространения  информации  по  всему  миру.  Например,  смотря  телевизор,  можем  узнать  о  событии,  которое  происходит  в  другом  городе  или  стране;

·     возможность  хранения  большого  объема  информации  при  использовании  разного  рода  портативных  запоминающих  устройств.  Если  любите  читать,  то  в  длительное  путешествие  не  обязательно  брать  много  книг,  можно  воспользоваться  электронной  книгой  или  планшетом,  предварительно  загрузив  нужную  литературу  на  данное  устройство.

Среди  негативных  сторон  феномена  современности  настораживает  глобальная  зависимость  не  только  подростков,  но  и  всех  возрастных  групп  общества  от  времяпровождения  в  социальных  сетях.  Многочисленные  игры  как  офлайн,  так  и  онлайн,  являются  манипуляторами  человеческого  сознания. 

Немецкий  философ  Теодор  Адорно  говорил:  «В  эпоху  трех  сотен  основных  слов  исчезает  способность  к  усилию  по  образованию  суждения  и,  тем  самым,  отличию  между  истинным  и  ложным»  [7].  Больше  половины  информации,  которой  обмениваются  люди,  не  несет  в  себе  информационной  значимости,  она  обесценивается  и  превращается  в  ненужный  хлам.  Поэтому  если  человек  выработает  у  себя  способность  к  критическому  восприятию  информации,  то  он  защитит  себя  от  так  называемых  «медиавирусов».

Свойства  и  функции  медиакультуры  разнообразны,  ее  роль  в  современном  обществе  огромна  и  многозначна.  Сложность  понимания  медиа,  лишь  в  том,  что  она  развивается  в  геометрической  прогрессии. 

Во  второй  половине  XX  века  наступил  новый  этап  в  развитии  культуры,  а  значит  и  медиакультуры,  названный  постмодернизмом,  который  был  выделен  западными  социологами  в  конце  1980-х  годов.  Определителями  эпохи  модерна  были  массовая  печать,  телеграф,  фотография,  радио,  телефон,  кинематограф.  Эпоха  же  постмодернизма  характеризуется  появлением  кабельного  и  спутникового  телевидения,  Интернета,  электронной  почты,  сотовой  связи  и  научных  изобретений  в  области  инновационных  открытий.  Однако  философия  постмодернизма  сближается  не  с  наукой,  а,  напротив,  с  культурой  и  искусством.  Постмодернизм  —  это  новая  философская  модель,  «рационализм»  настоящего  времени,  эпоха  культурного  течения,  которое  лишь  опирается  на  научное  знание  и  верит  в  прогресс.  Поэтому  она  выступает  лишь  в  роли  направления  течения  мысли  в  искусстве,  философии,  социологии,  науке.  Одновременно  постмодернизм  становится  особым  типом  мировоззрения,  опирающимся  на  такие  факторы  как  свобода  во  всем,  скорость,  стихийность  в  поведении  и  деятельности  человека. 

Постмодернизм  неразрывно  связан  с  постмодерном,  так  как  последнее  является  историко-философской  концепцией  восприятия  мира  постиндустриальным  обществом,  которое  отвергает  традиционную  систему  мировоззрения.  Это  проявляется  падением  идеологических  и  религиозных  концепций,  установление  равноправия  и  открытости  всех  сфер  социальной  жизни,  в  связи  с  появлением  информационного  общества  и  мультимедийных  коммуникаций.

Философы  современности,  рассматривая  новую  эпоху  развития  общества,  разделились  на  две  группы.  Одни  считают,  что  накопленные  традиции,  ценности,  предубеждения  препятствуют  пути  творческой  реализации  личности  (Ж.  Делёз)  [2].  Другие  говорят:  если  отбросить  исторически  накопленные  идеалы,  то  человек  превратится  со  всеми  его  мыслями  и  жизненными  трудами  в  «перекопированную  копию».  Такая  личность,  полностью  оторванная  от  реального  мира,  образует  собственную  виртуальную  реальность,  где  будет  господствовать  подобно  вирусу,  убивая  свое  жизненное  время  на  деятельность,  не  приносящую  положительного  для  развития  мировоззрения  и  мироощущения.  В  дальнейшем,  такая  личность  постепенно  теряет  свое  «Я»,  становясь  объектом  виртуальной  жизни  (Ж.  Бодрийя́р)  [1].

Однако  интерес  представляет  идеология  французского  мыслителя  Мишеля  Фуко.  Философ  предлагает  концепцию  «заботы  о  себе»,  которая  подразумевает  отсутствие  крайностей  [5].  Личность  выбирает:  либо  отрицает  исторические  правила  и  традиции,  слепо  следует  им,  не  принимая  во  внимание  новые  течения  в  развитии  современного  общества,  либо  прибегает  к  компромиссному  варианту.  В  своей  концепции  М.  Фуко  эти  крайности  именует  как  «точки  отсчета»,  которые  в  будущем  позволят  человеку  подобрать  наиболее  правильный  подход  к  мироощущению  и  мировосприятию  в  современном  обществе,  построить  жизнь  согласно  «своим  правилам»,  основанным  на  физическом  и  духовном  развитии,  а  не  подстраиваться  под  тенденции  всех  времен.  Фуко  отмечал,  что  ценность  жизни  заключается  в  том,  чтобы  правильно  мыслить,  духовно  прогрессировать,  работая  над  собой,  совершенствуя  моральное  поведение.

Мировосприятие,  которое  складывается  в  современной  информационной  среде,  окрашено  в  размытые  тона,  так  как  человек  в  потоке  искаженной  информации  неспособен  приобрести  верные  ориентиры,  которые  направляли  бы  его  в  правильное  русло  по  течению  жизни.  Средства  массовой  информации  или  масс-медиа  доступны  и,  следовательно,  влияют  на  формирование  личности.  Поэтому  у  общества  вырабатывается  медиазависимость.  Впервые  данный  термин  был  введен  в  употребление  М.Л.  де  Флер  и  С.  Болл-Рокешо  (1976)  и  рассматривал  отношения  между  медиа  и  человеком,  в  которых  для  достижения  своих  целей  люди  используют  ресурсы  масс-медиа  [6].

Стоить  отметить  следующее,  что  чем  чаще  человек  использует  медиасредства  в  качестве  источника  к  удовлетворению  своих  потребностей,  тем  больше  развивается  рассматриваемое  «заболевание».  Сильное  влияние  медиасредств  изменяет  убеждения,  взгляды  и  даже  поведение  человека.  Поскольку  ситуация  в  мире  нестабильна,  люди  все  чаще  и  чаще  прибегают  к  средствам  масс-медиа,  чтобы  узнать  что  происходит.  Еще  одним  примером  медиазависимости  является  уход  от  окружающей  действительности  в  медиареальность.  При  этом  человек  как  бы  отстраняется  от  реальности,  прячась  от  повседневных  проблем  и  забот,  находя  утешение  в  просмотрах  сериалов  и  фильмов,  проводя  часы  за  онлайн-играми  или  в  социальных  сетях.

Проанализируем  результаты  экспериментальной  части  исследования. 

С  октября  2013  года  по  март  2014  года  было  проведено  анкетирование  студентов  филиала  Самарского  государственного  технического  университета  разных  возрастных  групп  (от  18  до  22  лет).  В  анкете  респондентам  предстояло  ответить  на  14  вопросов  по  обозначенной  проблематике.

Опрос  показал,  что  в  день  за  компьютером  (без  учета  его  использования  в  институте,  на  работе)  более  70  %  студентов  в  среднем  проводят  от  двух  до  трех  часов.  При  этом  более  90  %  респондентов  подтвердили,  что  тратят  два  часа  на  социальные  сети  и  просмотр  сериалов  и  только  около  30  минут  на  поиск  нужной  информации  для  выполнения  домашнего  задания  или  просмотра  новостей.  Жаль,  ведь  от  частого  и  длительного  времяпровождения  в  социальной  сети  человек  становится  замкнутым,  раздражительным;  снижается  концентрация  внимания,  наблюдается  стрессоустойчивость.

Кроме  того,  две  трети  студентов  смотрят  телевизор  менее  30  минут  в  день,  радио  слушают  в  поездках  на  учебу,  работу  или  домой;  ежедневно  читают  лишь  40%  опрошенных  (не  более  одного  часа),  остальные  и  вовсе  не  уделяют  внимание  книгам.  Последнее  прочитанное  произведение  респондентом  является  отголоском  школьной  программы  (для  более  70  %  опрошенных  —  это  произведения  М.  Шолохова  «Тихий  Дон»  или  Л.Н.  Толстого  «Война  и  мир»).  Очевидно,  что,  читая,  человек  увеличивает  свой  словарный  запас,  речь  становится  правильней  и  мелодичней,  легче  подбираются  нужные  слова  при  разговоре.

По  мнению  95  %  студентов  необходимо  при  переводе  иностранного  текста  использовать  Интернет-переводчик.  Этот  факт  доказывает:  насколько  сильно  молодое  поколение  зависит  от  мультимедийных  приложений  и  источников.  Привыкнув,  будущий  инженер  не  сможет  перевести  необходимую  техническую  литературу  и  документацию,  так  как  их  перевод  сопряжен  с  большими  трудностями.  Компетентному  специалисту  важно  точнее  передать  языковой  материал,  дабы  избежать  ошибок,  которые  могут  повлечь  за  собой  трудности  в  работе  с  документацией  или  техникой. 

На  вопрос:  «Сколько  в  день  вы  разговариваете  по  телефону?»  более  70  %  респондентов  ответили,  что  уделяет  данному  занятию  порядка  1—2  часа  своего  свободного  времени.  К  сожалению,  это  весьма  печальный  показатель,  ведь  столько  всего  можно  полезного  сделать  за  эти  два  часа.

Итак,  студенческая  жизнь  наполнена  интересными  и  запоминающимися  событиями,  которые  приносят  яркие  впечатления  на  всю  оставшуюся  жизнь.  Студент,  занимаясь  активно  научной  деятельностью,  участвуя  во  всевозможных  конкурсах  и  жизнедеятельности  своего  университета,  редко  сталкивается  с  такой  проблемой  как  зависимость  от  масс-медиа.  Активному  студенту  просто  некогда  играть  или  проводить  свое  время  в  социальных  сетях.  Каждая  секунда  на  счету. 

В  связи  с  этим,  хочется  выделить  несколько  рекомендаций,  которые  помогут  молодежи  избавиться  от  такой  болезни  как  «медиазависимость».

Самое  главное  —  это  распределить  свое  время,  поэтому  каждый  вечер  проводите  анализ  следующего  дня.  Возьмите  листок  бумаги  и  запишите  все  намеченные  дела  на  завтра  в  порядке  приоритета,  тем  самым  ваше  внимание  сконцентрируется  на  первых  пунктах,  и  вы  обязательно  выполните  данную  работу.  Однако  стоит  обратить  внимание  на  то,  что  слишком  перегруженный  список,  может  вызвать  апатию,  и  вам  захочется  отложить  данное  дело  в  дальний  ящик.

Если  вам  предстоит  выполнять  объемную  работу,  то  лучше  разделить  ее  на  несколько  частей,  так  намного  проще  её  сделать  к  сроку.

Каждую  «свободную»  секунду  используйте  с  пользой.  Например,  в  поездках  на  общественном  транспорте,  берите  с  собой  аудио  или  электронную  книгу,  тем  самым  и  время  проведете  с  пользой  для  себя,  и  расширите  свой  кругозор.

Постоянно  держите  при  себе  записную  книжку:  все  запомнить  невозможно,  следовательно,  множество  хороших  идей  не  воплотятся  в  жизнь.

Прислушайтесь  к  организму  и  выделите  определенные  часы,  в  период  которых  чувствуете  себя  бодрым  и  энергичным.  И,  конечно,  соблюдайте  режим.

Из  всего  вышеизложенного  сделаем  вывод.  Медиакультура  прочно  вошла  в  современное  информационное  общество.  В  связи  с  внедрением  мультимедийных  технологий  возникли  не  только  положительные,  но  и  отрицательные  стороны  влияния  медиасредств  на  человека.  Искажение  границы  между  двумя  типами  культур  массовой  и  элитарной  дало  начало  к  появлению  новой  эпохи  в  развитии  общества  —  постмодернизма,  которая  была  воспринята  философами  неоднозначно.  Но  в  одном  они  сошлись  точно,  такой  «вирус»  как  медиазависимость  будет  распространяться  с  такой  же  скоростью,  с  какой  появляются  новые  медиасредства,  и  избавиться  от  него  очень  и  очень  не  просто.

 

Список  литературы:

  1. Бодрийя́р  Ж.  Символический  обмен  и  смерть.  М.:  Добросвет  2000.  —  387  с.
  2. Делёз  Ж..  Различие  и  повторение  /  Пер.  с  фр.  Н.Б.  Маньковской  и  Э.П.  Юровской.  СПб.:  Петрополис,  1998.  —  384  с.
  3. Кириллова  Н.Б.  Медиакультура:  от  модерна  к  постмодерну.  М.:  Академический  проект,  2005.  —  448  с. 
  4. Маклюэн  М.  Понимание  Медиа:  внешние  расширения  человека  /  Пер.  с  англ.  В.Г.  Николаева.  М.:  Гиперборея;  Кучково  поле,  2007.  —  464  с.
  5. Фуко  М.  Слова  и  вещи.  Археология  гуманитарных  наук  /  Пер.  с  фр.  В.П.  Визгина  и  Н.С.  Автономовой.  СПб.:  А-cad.  1994.  —  408  с.
  6. Ball-Rokeach  S.J.,  DeFleur  M.L.  (1976).  A  dependency  model  of  mass-media  effects.  Communication  Research,  1,  –  3—21.
  7. Цитаты  и  афоризмы  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-teodora-adorno  (дата  обращения  19.03.2014).  

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.