Статья опубликована в рамках: XIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 26 ноября 2013 г.)
Наука: Социология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
"За статью проголосовало 1 человек"
ОБРАЗ РОССИИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
Канаева Татьяна Борисовна
Крутоус Анастасия Игоревна
студент 3 курса, каф.ГСЭД ЯНГИ (филиала) ТюмГНГУ, РФ, Ямало-Ненецкий автономный округ г. Новый Уренгой
E-mail:
Койшина Екатерина Алимовна
научный руководитель, ассистент кафедры ГСЭД ЯНГИ (филиала) ТюмГНГУ, РФ, Ямало-Ненецкий автономный округ г. Новый Уренгой
Представления молодежи о своей стране являются основой социализации и становления гражданской идентичности, определяют мировоззренческие позиции, оказывают влияние на политическую активность, определяют перспективы жизненного пути и самореализации. Образ России как составляющая целостного образа мира человека характеризуется содержательно-смысловой многомерностью, имеет уровневую структуру, в которой выделяются осознаваемые слои, представленные системой обыденных понятий, убеждений, ценностно-мировоззренческих установок личности. Исследование метафорических образов страны позволяет реконструировать базовые личностные смыслы, которые зачастую не осознаются субъектом, но опосредованно проявляются в системе эмоциональных оценок, в поведении, поступках, влияют на выбор жизненно важных решений, определяют социальное поведение [1].
С целью исследования образа России в представлениях учащейся молодежи в г. Новом Уренгое Ямало-Ненецкого автономного округа нами было опрошено 68 человек в возрасте 16—18 лет, из них 35 юношей и 33 девушки. В качестве метода исследования применялась рисуночная техника. Респонденты получали чистые листы бумаги с заданием: «Пожалуйста, нарисуйте образ России, как Вы его себе представляете». На рисунок отводилось 3—5 мин.
При исследовании мы использовали четырехуровневую процедуру, в которой анализ изображений проведен на следующих уровнях: 1) типизация рисунков; 2) содержательный, тематический анализ; 3) символический анализ; 4) эмоциональный анализ [2].
На стадии типизации рисунков были выделены следующие типы:
· Символические — представляют собой изображение одного или нескольких типичных символов России. Выражают не конкретную идею, а, скорее образную, символическую ассоциацию (30,8 % от общего числа рисунков).
· Социальные — изображение России как российского общества или как некоторой социальной ситуации (20,5 %).
· Пейзажные, «сельский» тип — представляют собой изображение природных объектов, картину сельской жизни (17,6 %) (рис. 1).
· Персонификации — представляют Россию в образе человека или животного (13,2 %) (рис. 2).
· Перечисляющие — представляют собой набор, перечисление нескольких элементов, характеризующих, с точки зрения респондента, образа России (7,3 %).
· Тип «Карта России» — изображение России в виде карты (5,8 %).
· Военная тематика — 4,5 %.
· Метафорические — выражают определенную идею, аналогично вербальной метафоре, однако использует при этом визуальные образы (1,4 %) (рис. 3).
· Городские — представляют собой изображение уличных объектов (1,4 %).
Рисунок 1. «Россия». Образцы природных, сельских образов
Рисунок 2. «Россия». Образцы персонифицированных рисунков
Рисунок 3. «Россия». Образец метафорического рисунка
Тематический анализ представляет собой разделение рисунков по следующим типам: 1) изоляция — отдаленность и замкнутость России от всего мира; 2) разделенность, расколотость - Россия разделена или расколота на 2 или более части; 3) контрастность, противоположности — изображение конкретного разделения на богатых и бедных; 4) разорванность власти и общества — изображения, которые четко показывают, что власть пользуется народом и их трудом. В нашем исследовании подобных рисунков не было. Видимо, молодежь представляет Россию как единое целое.
Символический анализ заключается в выделении и интерпретации имеющихся в рисунках символов: 1) природные символы — это наиболее распространенный тип (31 %); 2) сельские символы — так же часто встречались среди работ (9 %); 3) официальные — герб, флаг (17,6 %); 4) традиционные — часто изображали матрешек, валенки или водку (17,6 %); 5) советские символы — все-таки СССР оставил свой след на жизни современной молодежи, не смотря на то, что встретился всего один рисунок с изображением советской звезды (1,4 %); 6) символ промышленности и природных ресурсов — изображения, которые явно показывали, что Россия ассоциируется с заводами, нефтью и газом (7,3 %) (рис. 4).
Эмоциональный анализ позволяет выявить положительное отношение к объекту, которое проявляется в тщательности, аккуратности изображения, яркости красок. Вместе с тем понятно, что за отведенные 3—5 минут трудно качественно изобразить то, что идет от души.
Рисунок 4. «Россия». Образцы традиционных и официальных символов
Общие выводы исследования:
1. 1.Чаще всего встречался традиционный образ России, связанный в первую очередь с российской природой, картинами сельской жизни (хотя была опрошена городская молодежь), а также Ямала, в них проявляется малая родина (40 %).
2. С другой стороны, на символическом уровне, помимо фактических, природных образов, выражены также и стереотипные, внешние и государственные символы — официальные, советские и традиционные (37 %).
3. Весьма значимыми являются ресурсные и географические характеристики образа России, в частности изображение большого размера страны, наличие полезных ископаемых (13,2 %).
4. Встречались рисунки, которые явно показывали проблемы, характеризующие Россию — а, именно дороги, а точнее их отсутствие, а также алкоголь (14,7 %). Не встречались рисунки, которые изображали подчинение властной элите.
5. Отсутствие у обследованной группы выраженного единого образа России.
6. На ценностном и эмоциональном уровнях преобладает положительный образ России.
Список литературы:
1.Виноградов П.Н., Королева Н.Н. Образ России в представлениях современной молодежи [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://koleso.mostinfo.ru/lifeoffamouspeople_47_1388 (дата обращения 20.04.2013).
2.Гуреев С.В. Анализ рисунков в социологических исследованиях // Социологические исследования. — 2007. — № 10. — С. 132—139.
дипломов
Оставить комментарий