Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 26 ноября 2013 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОГО МИФОТВОРЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 14. URL: https://sibac.info/archive/social/8(11).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

"За статью проголосовало 2 человека"

 

ФЕНОМЕН  СОЦИАЛЬНОГО  МИФОТВОРЧЕСТВА  В  СОВРЕМЕННОЙ  ИСТОРИОГРАФИИ

Тютина  Ольга  Сергеевна

студент  4  курса  Гуманитарный  ф-т,  НГПУ,  РФ,  г.  Н.  Новгород

E-mail: 

Шиженский  Роман  Витальевич

канд.  ист.  наук,  доцент  кафедры  Истории  России  и  вспомогательных  исторических  дисциплин  НГПУ,  РФ,  г.  Н.  Новгород

 

В  современном  социальном  пространстве  практически  не  существует  сфер,  которые  были  бы  лишены  мифологической  компоненты,  проявляющейся  в  большей  или  меньшей  степени  в  различных  плоскостях  и  уровнях  социофункционирования. 

Понятие  «социальный  миф»  по  своему  «применению»  варьирует  —  от  использования  в  качестве  синонима  мифологемы  до  соотнесения  с  развитыми  системами  мировоззрения  [5,  с.  78]    .

Говоря  о  жизнеспособности  социальных  мифологем,  стоит  отметить  тезис  о  «бессмертии»  мифа,  высказанный  Р.  Бартом:  «Миф  невозможно  «убить»  (он  возродится,  как  Феникс),  но  от  его  власти  можно  освободиться,  «объяснив»  его,  то  есть  аналитически  разрушив  его  знаки»  [1,  c.  17].

Советской  историографией  в  лице  А.Я.  Гуревича  данная  проблематика  освещена  следующим  образом:  автор  определяет  социальный  мир,  как  явление  вторичного  характера,  подразумевая  тем  самым  его  нарочитую  сконструированность.  Социальные  мифы  «отличаются  от  традиционных  мифов…  тем,  что  обращены  к  конкретным  сторонам  общественной  жизни…  Социальные  мифы  освящают  вечные  вопросы  власти  и  подчинения,  зависимости  и  свободы,  несправедливости  и  равенства»  [4,  с.  63].

Понятие  социального  мифа  может  рассматриваться  в  широком  и  узком  смыслах.  Рассматриваемое  в  широком  смысле,  оно  включает  в  себя  разнообразные  виды  мифов,  будь  то  мифы  об  обществе,  о  его  структурном  содержании,  обхватывает  также  и  непосредственно  «понятие  социального  мифа  в  узком  смысле,  так  понятия  политического,  идеологического  и  пропагандистского  мифа»  [2].

Стоит  отметить,  что  по  мнению  ряда  исследователей,  социальные  мифы  тесно  связаны  со  стереотипами.

Стереотипы  освобождают  его  субъектов  от  необходимости  постоянного  и  всестороннего  анализа  каждой  конкретной  ситуации  и  открывают  тем  самым  простор  для  реализации  его  творческого  потенциала  [2].

Общим  для  социального  мифа  является  то,  что  его  проявленность  в  каждый  момент  времени  относительна,  локализована  и  является  возможной:  в  каждый  момент  времени  одновременно  существуют  живущие  в  мифе,  для  которых  он  не  проявлен,  проявляется  и  является  явным  [7].

А.В.  Ульяновским  выделены  следующие  виды  социальных  мифов.

•       Непроявленные  —  воспринимаемые  живущими  в  том  или  ином  социальном  пространстве  как  единственно  возможная  картина  мира.  Не  подвергающаяся  переосмыслению. 

•       Проявленные  социальные  мифы  представляют  собой  фрагменты  верований,  бытовые  предрассудки,  общепри­нятые  мнения,  для  таких  мифов  характерна  «амбивалентность  ощущения  реальность».

•       Явные:  восприятие  которых  варьируется  от  состояния  «художественной  правды»  до  безусловно  ложными,  требующими  переосмысления  реальности,  резко  отрицательными  категориями  [7].

Также  по  мнению  автора,  «непроходимой  границы  между  непроявленными,  проявленными,  явными  социальными  мифами  нет  —  она  под­вижна  в  синхронном  и  диахронном  ас­пектах,  контекстуальна,  зависит  от  ми­ровоззрения  человека». 

Характеризуя  феномен  социального  мифа  с  точки  зрения  «генеалогии»  мифологем  О.Ф.  Смазнова  выделяет  такие  категории  мифа  как:  миф  «позитивный»  (подразумевающий  под  собой  «искусственное  взращивание»  мифологического  компонента  на  плодородной  социальной  почве)  и  миф  «нативный»  (соответственно  созданный  самими  представителями  социосферы  и  носящий  непреднамеренный  характер)  [5,  с.  2].

Здесь  необходимо  отметить  «бартовскую»  натурализацию  концепта,  как  основную  функцию  мифа,  которая  «эксплуатируется  идеологией  в  процессах  социального  мифоконструирования».  Успешность  последней,  по  мнению  философа,  зависит  от  того,  в  какой  мере  она  опирается  на  гармонизирующий  потенциал  мифа  [1.  c.  19].

По  мнению  ряда  представителей  в  отечественной  историографии  социальный  миф  являет  собой  достаточно  «опасное»  в  социальном  и  политическом  отношении  образование  только  в  случае  его  слияния  с  идеологией  в  самом  широком  смысле:  «Миф  приобретает  реальную  силу,  когда  соединяется  с  идеологией.  Поэтому  непосредственную  опасность  для  социума  имеет  не  сам  по  себе  миф,  а  миф  идеологизированный»  [8].

Таким  образом,  можно  резюмировать,  что  социальный  миф  есть  параллельный  власти  (системному  контролю  общества)  феномен  обеспечения  выживания  обще­ства. 

Мы  подразумеваем  под  феноменом  социальной  мифологии  достаточно  сложное  по  своей  природе  «нелинейное  наложение  и  одновременное  проявление  рационального  и  иррацио­нального  начала,  мифа  и  логоса»  [7].  Также  н  наш  взгляд  можно  говорить  о  том,  что  «социальный  миф  по­тенцирован  одновременным  разворачи­ванием  рационального  и  иррациональ­ного  в  человеческом  существе»  [7].

Исходя  из  вышепредставленных  взглядов  исследователей  на  проблему  социального  мифа,  начиная  с  момента  его  зарождения  и  внедрения  в  социум,  до  «разоблачения»  и  как  следствие  —  перехода  из  разряда  мифологем  в  разряд  «фальсификаций»,  можно  с  уверенностью  говорить  об  отсутствие  единой  позиции  в  научном  сообществе,  на  исследуемый  предмет.

Говоря  о  проблеме  возникновения  социального  мифа,  как  феномена  массового  сознания,  можно  говорить  о  том,  что  в  большинстве  работ  в  качестве  благоприятной  почвы  для  возникновения  данного  явления  рассматриваются,  так  называемые,  кризисные  периоды  жизни  общества,  иначе  говоря  некое  «идеологическое  междуцарствие»,  время  демифологизации  одних  сфер  общественной  жизни  и  мифологизация  других,  компенсирующих  недостающие  элементы  картины  окружающего  мира. 

Само  явления  социального  мифа,  как  таковое  в  ряде  работ  отожествляется  как  с  идеологией,  так  и  с  стериотипизацией  сознания.  Стоит  отметить,  что  в  современной  историографии  из  множества  ныне  функционирующих  мифологических  систем  особое  внимание  уделяется  проблеме  возникновения  мифов  именно  политической  направленности,  как  доминирующих  в  количественном  отношении  в  современной  общественной  жизни.

Бытование  мифологем  оценивается  исследователями  в  целом  неоднозначно.  С  одной  стороны  социальный  миф  рассматривается  в  контексте  уравновешивающего  механизма,  некой  компенсаторной  единицы.  С  другой  стороны  —  при  создании  «благоприятных  условий»  вполне  может  претендовать  на  роль  «Вифлеемской  звезды»  в  потоке  массового  сознания. 

Подводя  итог  вышеизложенному  можно  говорить  о  том,  что  феномен  социального  мифа  продолжает  достаточно  успешно  существовать  как  в  головах  «вольнослушателей»,  так  и  во  всех  сферах  общественной  жизни  в  целом.

 

Список  литературы:

1.Барт  Р.  Избранные  работы:  Семиотика:  Поэтика:  Пер.  с  фр.  /  Сост.,  общ.  ред.  и  вступ.  ст.  Г.К.  Косикова.  М.:  Прогресс,  1989  —  616  с.

2.Белоусова  С.  Роль  и  место  социальных  мифов  в  процессе  формирования  обыденного  сознания.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —URL:  science.ncstu.ru/articles/hs/02/socio/03.pdf/file_download  (дата  обращения  09.10.2013).

3.Васильев  Г.Н.,  Зобов  Р.А.,  Келасьев  В.Н.  Проблемы  индивидуального  и  коллективного  ра­зума  /  Под  ред.  В.Н.  Келасьева.  СПб.,  1998  —  176  с.

4.Гуревич  П.С.  Социальная  мифология.  М.:  Мысль,  1983  —  175  с.

5.Рязанова  С.В.  Социальный  миф  в  пространстве  гуманитарного  знания:  научный  потенциал  понятия.  Религиоведение  —  2010  —  №  1  —  с.  78—89.

6.Смазнова  О.Ф.  Диалектика  социального  мифотворчества.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.mion.novsu.ac.ru/gev/projects/seminar/Smaznova.pdf  (дата  обращения  25.11.2013).

7.Ульяновский  А.В.  Пролегомены  социальной  мифологии.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  ftp://194.226.213.129/text/ulianovski_7_21_137_150.pdf  (дата  обращения  10.11.2013).

8.Яровенко  С.  Мифоконструирование  социальной  реальности:  игры  жрецов.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.brennoe-i-vechnoe.narod.ru/07-96.html  (дата  обращения  22.10.2013).

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий