Статья опубликована в рамках: XIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 26 ноября 2013 г.)
Наука: Социология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
"За статью проголосовало 43 человека"
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Курс Олеся Юрьевна
студент 5 курса, социальный факультет ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», РФ, г. Смоленск
Назарова Анастасия Игоревна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры социальной педагогики и организации работы с молодежью ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», РФ, г. Смоленск
Развитие массовой культуры в разных странах происходило по своему особенному пути, в зависимости от менталитета народа, обычаев, традиций, социальной действительности и даже политического режима. Так, например, европейская массовая культура всегда противостояла официальной, подконтрольной государству и церкви, культуре. В азиатских странах традиционная культура играла роль массовой культуры общества. А в США массовая культура с момента своего создания пропагандировала идеи и стереотипы официальной культуры, основным регулятором которой являлась реклама [15, с. 21]. Особенности каждого выделенного пути можно рассмотреть на примере массовой культуры стран, представляющих три различных менталитета: Соединенные Штаты Америки (западный менталитет), Япония (восточный менталитет) и Россия (европейский менталитет). Будет целесообразно сравнить особенности массовой культуры данных стран по таким направлениям, как: музыка, кинематограф, литература, реклама, что мы и предпримем.
Итак, США — молодая страна, которая обладает небогатым культурным наследием, изо всех сил старающаяся за счет создания мощной массовой культуры (Голливуд, Дисней и комиксы) исправить данное положение. В отличие от Западной Европы, где государство продвигало «высокую культуру» — отметил американский социолог Д. Бурстин — массовая культура США изначально попала под контроль и регулирование государства. Она отражала идеи, эталоны и стереотипы официальной государственной политики США, учитывала интересы бизнеса, внедряя образы массовой культуры в сознание людей [15, с. 21—22].
Япония, в отличие от США, — страна древняя, обладающая развитой культурой с характерным соблюдением традиций и обычаев. Для Японии характерно параллельное сосуществование и развитие двух типов культуры: традиционной культуры (воспитание в семье, ценность образования, традиционные праздники) и культуры европейского типа (современная молодежная культура Японии).
Так, шоу-бизнес, кино, музыка (развлекательная массовая культура США) оказали влияние на формирование вкусов японской молодежи и даже на целые направления (например, музыкальный стиль “Visual kei”). Также можно отметить, что массовая культура Японии сегодня «обогащается» за счет приобщения к французскому и русскому кино, европейской музыкальной поп-культуре.
Россия, начиная с 90-х годов прошлого века, переживала огромные перемены, затронувшие все сферы жизни общества, это был период кризиса. Известный социолог Питирим Сорокин в своей работе «Кризис нашего времени», описывает данное явление следующим образом: «периоды перехода от одной фундаментальной формы культуры и общества к другой, когда рушится здание старой культуры, а новая структура еще не возникла, когда социокультурные ценности становятся почти полностью «атомизированными» и конфликт между ценностями различных людей и групп становится особенно непримиримым, неизбежно порождают борьбу особой интенсивности, отмеченной широчайшей вариативностью форм» [11, с. 122.]. Действительно, 90-е годы ХХ века явились началом периода успешной экспансии российским обществом американских ценностей. Например, Г.Л. Тульчинский считает, что это объясняется следующими факторами:
· американское общество вступило в стадию массовой культуры раньше других стран;
· массовая культура получила благоприятные возможности развития именно в условиях американского капитализма и демократии;
· продукты массовой культуры были привлекательны российскому человеку, иначе нельзя говорить ни о какой их экспансии [14, с. 186].
Также необходимо отметить, что в обозначенный период в модернизирующемся российском обществе еще не сложились обновленные социальные институты (политический строй, культурно-нравственные ценности практически полностью были разрушены и затем выстроены вновь). Приспосабливаясь к новой жизни, российская культура стала активно копировать известные образцы американской массовой культуры, воспроизводя их с небольшими изменениями.
На современном этапе российская массовая культура представляет собой собирательный образ американской и европейской массовой культуры, продолжая вбирать в себя возникающие нововведения (новинки российского кинопроката в 2012—2013 году представляют собой ремейки известных американских кинолент, например фильм «Беременный» — копия американского «Джуниора»).
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что каждая страна шла по своему пути развития, но и Россия и Япония впитали в себя в той или иной степени образцы американской массовой культуры. При этом каждое общество внесло в массовую культуру свои характерные национальные черты и особенности.
Вторым направлением, которое мы проанализируем в рамках массовой культуры, является музыка.
Музыкальная индустрия США, как и в большинстве стран, подчиняется жестким законам рынка. Большинство популярных американских музыкантов исполняют то, что ожидает услышать массовый слушатель, ориентируясь не на творческое самовыражение, а на получение прибыли. Истинно американское направление музыки — «кантри» — сейчас становится пережитком прошлого [7, с. 116].
Наиболее востребованными в музыкальной сфере являются такие направления, как хип-хоп (сочетание рэпа и ритма) и R’n’B (ритм-энд-блюз — широкое обозначение музыки, которая не вписывается в определения джаза и госпела). Эти жанры были созданы в рамках американской массовой культуры: хип-хоп музыка берет свое начало в 1969 году, а термин Ритм-энд-блюз — введен в оборот в 1949 году составителями чартов журнала “Billboard”.
Японская поп- и рок-музыка представляет интерес хотя бы потому, что до начала восьмидесятых годов XX века ее еще не существовало, а на японском языке исполнялись лишь народные композиции, совершенно не интересующие молодых людей. Своим становлением популярная японская музыка обязана такому жанру, как «аниме» (японская анимация, отличающаяся уникальностью художественного исполнения и жанровым разнообразием). В последнее же десятилетие музыкальная массовая культура Японии включает рэп, рок-музыку и музыку «тяжелого металла». Появившись сравнительно недавно, популярная музыка в Японии быстро развивается, а произведения музыкантов самобытны и отличаются от американских или европейских, так как японцы не стесняются экспериментировать [13, с. 2].
Практически вся популярная музыка России на данный момент является подражанием американской. С экранов телевизоров и динамиков радиоприемников чаще всего слышится огромное количество незатейливых мелодий с бессмысленными текстами. Намного лучше дело обстоит с российской рок-музыкой, так как данное течение, в отличие от поп-музыки, пошло по своему уникальному пути. Здесь можно услышать более качественные мелодии в сочетании с текстами, несущими смысл [7, с. 116].
Таким образом, можно говорить о том, что популярная музыка США оказывает большое влияние на мировую музыкальную индустрию. Исполнители многих стран, в том числе и России, стремятся походить на американских «звезд» и добиться успеха. Но все же в некоторых государствах, такие как Япония, музыканты стараются найти свой собственный стиль и уникальное звучание, которое не похоже ни на что другое. Но все же сохраняется отрицательная тенденция: популярная музыка редко «задевает душу человека», новых музыкальных жанров почти не появляется, и многие исполнители просто перепевают старые хиты.
Массовая беллетристика относится к третьей особенности, отличающей массовую культуру от остальных видов культур.
Массовое литературное творчество во всем мире принято называть «массовой беллетристикой», которая, несмотря на все отрицательные отзывы и критические замечания, явление очень распространенное в современной культуре.
Наиболее популярными жанрами массовой литературы в США, по мнению А.В. Кукаркина [4, с. 90], В.П. Шестакова [15, с. 11] и ряда других ученых, являются:
· детективный роман. Ярким представителем интеллектуального детектива, например, является Д. Браун («Код да Винчи», «Ангелы и демоны»),
· триллер — захватывающий боевик с напряженным сюжетом и стремительным развитием действия. Классиком этого жанра является С. Кинг («Сияние», «Кладбище домашних животных»),
· фантастика. Развитие данного жанра в литературе связано с именами таких писателей, как Р. Бредбери («И грянул гром»), А. Азимов («Двухсотлетний человек»), К. Воннегут («Завтрак для чемпионов») и т. п., которые буквально создали его в том виде, который бытует в современном культурном пространстве Америки и других стран [9, с. 76].
Массовая литература Японии имеет много типологических черт, которые характерны для массовой беллетристики других стран. Сильное воздействие американской культуры привело массовую литературу Японии к тому, что та стала копировать и воспроизводить известные образцы массовой культуры США. В начале XX века нельзя было применить к японской беллетристике американское и европейское деление массовой литературы на любовные романы, детективы, фантастику, приключенческо-исторические произведения. Сейчас же картина совершенно другая — они и являются основными жанрами японской массовой литературы [1, с. 89]. Примером может служить творчество классика японской массовой литературы Кикути Кана, произведения которого охватывают практически все жанры литературы и публицистики [2, с. 119].
Отдельно хотелось бы затронуть такую яркую особенность японской массовой культуры, примыкающей к литературе, как манга (японские комиксы). Так, около 40 % всех печатных изданий Японии выходит в формате комиксов. Тематика японских манга разнообразна и рассчитана как на детей, так и на взрослых, а читать манга популярнее, чем смотреть кинофильмы или слушать музыку, поэтому не удивительно, что Ё. Ёндзава называет Японию «страной комиксов» [1, с. 89].
Современное литературное пространство России характеризуется сегодня размыванием границ между элитарной и массовой литературой. Современная беллетристика является литературой авторских художественных моделей, где сложно выделить стилевые тенденции и направления [5, с. 145].
Наиболее популярными жанрами массовой литературы России являются:
·детектив (Д. Донцова, Б. Акунин);
·боевик, триллер (В. Доценко);
·фантастика (С. Лукьяненко);
·«гламурная» литература (О. Робски);
·подражания супербестселлерам («Порри Гаттер» А.В. Жвалевского и И.Е. Мытько, пародия на серию романов «Гарри Поттер» Дж.К. Роулинг).
Многообразие писательских стилей, авторских жанров в современной российской литературе свидетельствует о свободе ее развития и существующих перспективах.
Опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод, что практически все разновидности массовой беллетристики были изобретены или доработаны именно в США. Подтверждением этому может служить то, что именно в Соединенных Штатах Америки были придуманы следующие понятия: бестселлер (наиболее продаваемая литература), дайджест (изложение произведения в кратком виде), комикс (сочетание текста и картинок), покетбук (карманное издание), различные жанровые модификации литературного творчества с четкой иерархией адресованности (женский роман, мужской журнал, криминальный детектив и др.).
К четвертому виду массовой культуры, который мы рассмотрим, относится кинематограф.
Киноиндустрию США уже несколько десятилетий отличает шаблонность сценариев большинства голливудских фильмов (вне зависимости от жанра). Наиболее популярными жанрами американского кинематографа считаются вестерны, фильмы ужасов, триллеры, комедии и, конечно, сериалы [7, с. 117].
В различных триллерах, боевиках, фильмах ужаса и криминальных драмах на американский теле- и киноэкран проникает огромное количество насильственных сцен и жестоких драк. Возможно, это способствует развитию соответствующих вкусов у кинозрителей США.
Японский кинематограф на данном этапе переживает подъем, и среди множества замечательных режиссеров, наиболее известным за пределами Японии является Такеши Китано, снимающий жесткие и драматичные боевики, события которых «происходят просто и неожиданно, без голливудского пафоса, без долгих предисловий и объяснений» [6, с. 272].
Однако кинематограф в Японии занимает лишь второе место, настоящей популярностью сейчас пользуется аниме (анимация). Данный жанр чаще всего снимается по мотивам манги, завоевывая популярность не только в Японии, но и в странах Европы и США.
Киноиндустрия России в 2007—2009 гг. претерпевала некоторый подъем, охарактеризовавшийся появлением в прокате качественных русских фильмов, таких как: «Ночной дозор», «Адмиралъ». Популярность приобрели российские мультфильмы про древнерусских героев Алешу Поповича, Добрыню Никитича и Илью Муромца, которые могут конкурировать с зарубежными, такими как «Шрек» и «Мадагаскар» [10].
Однако последние два года наблюдается отрицательная тенденция в российском кинематографе. Есть, конечно, и хорошие картины («Мамы», «Елки»), но часто сценаристы активно копируют идеи и сюжеты Голливуда («Метро», «Платон», «Дублер»), что не в лучшем свете представляет данные работы.
Таким образом, говоря о кинематографе, можно говорить о собственном пути развития японского кино, характеризующегося уникальностью и непосредственностью. В то время как российские фильмы чаще всего являются копией американских, а те, в свою очередь изобилуют насильственными, эротическими сценами и призваны развлекать массового зрителя.
Последняя особенность, характерная для массовой культуры, которую мы рассмотрим, что реклама.
Одной из наиболее прямолинейных реклам является американская. Большой упор в ней ставится на традиционные семейные ценности. Д. Бурстин пишет, что «американская реклама содержит много черт, свойственных народной культуре: повторение, простоту, гиперболичность и преувеличение, народную поэзию и музыку...» [15, с. 22].
Японская реклама — это своеобразный феномен. Ее отличают, с одной стороны, функциональность, умеренность и сдержанность, а с другой — высокое место в рекламе Японии занимает образность, которая чаще всего не понятна западному уму [8]. Ее почти невозможно представить на европейском или американском телевидении, так как, даже ассимилируя в некоторых моментах общемировые тренды, реклама Японии сохраняет свою неповторимость.
В российской рекламе сегодня прослеживается двоякий процесс: с одной стороны, утверждается российская система рекламных идеалов, а с другой стороны, наоборот, наблюдается противоположная тенденция — происходит бурная «вестернизация» культурных образцов [12]. Российская реклама, согласно исследованию Даниловой А.Г. и Матвеевой Л.В, характеризуется, как эмоциональная и волнующая, в отличие от рекламы США и Японии, но в то же время она является наиболее простой и абстрактной [3].
Таким образом, говоря о рекламной индустрии, можно выделить уникальность рекламы Японии, которая развивается по-своему, не обращая внимания на мировые тренды и кардинально отличаясь от рекламы остального мира. Российская рекламная индустрия частично заимствует западные идеалы рекламы США, а та, в свою очередь, отличается простотой и открытостью.
Исходя из всего, сказанного выше, можно утверждать, что массовая культура США, Японии и России развивалась по своему уникальному пути: на данный процесс оказывали влияние менталитет народа, его обычаи и традиции, социальная действительность и политический режим. Но также просматривается тенденция сильного влияния культуры Соединенных Штатов Америки на массовую культуру других стран. Подвергаясь данному воздействию, культура России и Японии вобрала и скопировала множество образцов массовой культуры США, что привело к заимствованию многих западных ценностей и их популярностью среди народа этих стран.
Список литературы:
1.Биричевская О.Ю. Массовая культура России и Японии : сравнительный ценностно-смысловой анализ // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2006. — № 7. — С. 87—92.
2.Биричевская О.Ю. Творчество Кикути Кана и проблемы японской массовой литературы «тайсю бунгаку» в первой половине XX века: Дис ... канд. филол. наук. СПб., 2001. — 177 с.
3.Данилова А.Г., Матвеева Л.В. Особенности восприятия телевизионной рекламы, выполненной в различных культурных традициях [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://psyfactor.org/recl16.htm (дата обращения: 16.11.2013).
4.Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура: Теории. Идеи. Разновидности. Образцы. Техника. Бизнес. 2-е изд., доработ. и доп. М., 1985. — 399 с.
5.Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). СПб.: Искусство-СПб, 1994. — С. 145.
6.Молодякова Э.В. Портрет современного японского общества: кол. монография. М. : АИРО-ХХI, 2006. — 279 с.
7.Никиткин В. Герои в современной массовой культуре // «Времена». — 2003. — № 7. — С. 115—118.
8.Особенности рекламы в разных странах мира [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.zondir.ru/articles/osobennosti-reklamyi-v-raznyih-stranah-mira.htm (дата обращения: 15.11.2013).
9.Пронькина А.В. Национальные модели массовой культуры США и России: культурологический анализ: монография. Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. Рязань, 2009. — 156 с.
10.Российский кинематограф — реальность! [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.ostrov-film.ru/recommended/rossijskij-kinematograf-realnost/ (дата обращения: 18.11.2013).
11.Сорокин П. Кризис нашего времени: социальный и культурный обзор. М.: ИСПИ РАН, 2009. — 384 с.
12.Социокультурные особенности российской современной рекламы [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://gendocs.ru/v17061/?cc=37 (дата обращения: 15.10.2013).
13.Степанова О.А. О японской массовой культуре начала XXI в. в сопоставлении с западной культурой // Этнографическое обозрение Online. 2007. — С. 1—9.
14.Тульчинский Г.Л. Массовая культура как реализация проекта Просвещения: американские и российские последствия // Бенджамин Франклин и Россия: к 300-летию со дня рождения. Часть I. (Философский век. Альманах, Вып. 31). СПб: СПб центр истории идей, 2006. — С. 179—206.
15.Шестаков В.П. Мифология XX века: Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры». М., 1988. — 224 с.
дипломов
Оставить комментарий