Статья опубликована в рамках: XIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 26 ноября 2013 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
отправлен участнику
"За статью проголосовало 79 человек"
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ОРЕНБУРГСКОГО КУПЕЧЕСТВА
Пивоварова Надежда Вячеславовна
студент 4 курса экономического факультета ФГБОУ ВПО «Оренбургский ГАУ», РФ, г. Оренбург
E-mail: nadezhda.solnze@mail.ru
Потапова Алена Николаевна
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент кафедры истории Отечества ФГБОУ ВПО «Оренбургский ГАУ», РФ, г. Оренбург
В 2013 году Оренбургу исполнилось 270 лет. Обращаясь к страницам его истории, нельзя не затронуть становление города как военной и торговой крепости. Развитие торговли в Оренбурге и его дальнейшее социально-экономическое развитие во многом обусловлено зарождением здесь купечества.
В середине ХVIII века на оренбургской земле формируется особый слой населения — купцы, чей деловой стиль, находчивость и предприимчивость должны были способствовать экономическому развитию и процветанию только что созданной губернии, а также продолжить распространение русского влияния на юго-востоке этих земель [3].
Начинается история оренбургского купечества с усердной работы В.Н. Татищева, который, будучи начальником Оренбургской экспедиции, вел переговоры с Абулхаиром — ханом Малой орды в Оренбурге (тогда Орске) и затем отправил в 1738 г. первый караван русских товаров в Среднюю Азию [6]. Годы спустя, первый губернатор Оренбурга, Иван Иванович Неплюев, заложил здесь основы торговли, переведя в Оренбург из Орской крепости в 1743 г. меновой торг [3]. Среди мер, предпринятых первым губернатором, можно выделить также и рассылку приглашений купцам центральной России, а также приглашений, отправленных в среднеазиатские ханства через торговых татар Сеитовой слободы (ныне Татарская Каргала). Как позже оценивал И.И. Неплюев, с 1745 года в Оренбурге начинается «знатный торг» [3]. Количество купцов возросло и из-за сосланных в 1744 г. на поселение в Оренбург преступников, в числе которых были и представители купеческого сословия [3].
Немаловажным фактором становления Оренбурга как экономических «ворот в Азию» стало строительство знаменитого Менового двора на «азиатской» стороне Урала в 1744—1747 гг. [3]. Внутри самого же города построили Гостиный двор для зимней торговли. Нужно заметить, что для купцов Средней Азии Оренбург являлся «вратами в Европу», так как в 1750 г. для укрепления и развития оренбургского торга ввели запрет на меновую торговлю в обход Оренбурга на его пограничной линии [3].
Развитие торговли и купечества в Оренбурге имело многочисленные проблемы, связанные, преимущественно, с недостаточной освоенностью края. В большинстве своем вели торговлю здесь не сами оренбуржцы, а купцы из других губерний и больших городов — Москвы, Тулы, Ростова, Симбирска, Казани и других. К примеру, в 1761 г. в Оренбурге активно торговали 146 купцов, но среди них всего 6 — представители Оренбурга [8]. В частности, это объясняется тем, что в то время основным товаром являлся хлеб и различные ремесленные изделия, а земледелие и ремесленничество в Оренбуржье оставалось еще на низком уровне. «Слабость и немощность» оренбургского купечества отметил и в своем докладе Екатерине II губернатор края И.А. Рейнсдорп в 1770 г. Он акцентировал внимание на нежелании иногородних купцов переезжать жить в Оренбург, ужасном состоянии жилых и публичных домов («партикулярные дома да и публичные строения по большей части к разорению уже близкие..»), необходимости срочного ремонта Гостиного и Менового дворов [4].
Среди других причин, ослабивших положение оренбургского купечества — пугачевский бунт, который разразился в 1773 г. [3]. Всем жителям и гостям Оренбуржья пришлось взяться за шпаги и ружья, обороняться от пугачевской пальбы и штурмов. У Орской крепости пугачевцы разграбили караван бухарских купцов, которые позже приняли участие в обороне Оренбурга, но добиться возмещения за раскраденный товар и убытки им не удалось [3].
Развитие купечества и торговли в целом имело множество положительных моментов, примечательных с точки зрения истории всей страны. К примеру, одним из своеобразных подвигов того времени стал поход в Индию торговых людей из Сеитовой слободы [3]. В целом, роль татар в развитии экономических связей России с Азией оказалась достаточно весомой. Существует несколько точек зрения о времени и точном составе данных экспедиций. Историк Н. Усманов еще в 1963 г. писал, что в 1751 г. каргалинские купцы Надыр, Якуб, Абдрахман и Исмаил Бикмухамедов, направляясь в Бухару, получили приказ генерал-губернатора Неплюева направиться в качестве торговых послов в далекую Индию. Путь лежал через Афганистан, Иран и Ирак, как по суше, так и водными путями. В конце долгого пути, полного непреодолимых препятствий, длящегося около 6 лет, только Якуб и Исмаил добрались до столицы Индии Дели [9]. По мнению историка П.Е. Матвеевского, данный проект осуществили Надыр (Насыр) Сафиров и Якуб Ягофаров, которые в 1753 г. совершили первое в XVIII в. подобное путешествие по новому географическому пути, продемонстрировали произведения национальной российской промышленности, вызвав интерес к товарной продукции России у народов Индии [9].
Спустя 2 года после упомянутого путешествия, в далекую Индию отправились оренбуржец Ф. Ефремов, а в 1777 г. последовал его примеру Габайдулла Амиров, известный своими 30-летними странствиями по Индии [2]. Тем не менее, устойчивые торговые отношения с Индией на тот момент не смогли наладить [3]. Более тесные торговые отношения удалось установить с Младшим казахским жузом. Казахи продали больше миллиона голов скота только за первую половину XIX века, а из Средней Азии привели караван с хлопком [3]. Преобладание торговли именно с азиатскими странами условно называли «азиатским торгом».
Вопреки всевозможным трудностям, численность купечества медленно росла, и торговый обмен между Россией и Азией продолжал развиваться. В 1786 г. здесь насчитывалось уже 68 мещанских и купеческих домов, 10 — бухарских, 11 — мурзинских и татарских, один хивинский [4]. Численность купцов и мещан составила 181, а через год возросла до 298 человек. К 1830-м годам численность только купечества выросла до 400 человек, а в 1849 г. насчитывался уже 681 объявленный купеческий капитал [1]. В этот период (конец XVIII — начало XIX вв.) Оренбургская губерния оказалась в числе первых по проценту торгующих крестьян [4].
В начале и середине XIX в. Оренбургская губерния находилась на 43 месте по плотности населения [1], но здесь располагалось 335 предприятий, в том числе металлургических заводов и фабрик, при этом 126 из них принадлежало купцам (из них 48 — салотопенные заводы, 29 — кожевенные, 13 — поташные), 81 — помещикам [5]. Следует отметить, что основным конкурентом купечества в промышленном производстве середины XIX в. становится мещанская и крестьянская промышленность [5].
Купцы 3 гильдии составляли основную массу предпринимателей данного периода в губернии, а потому они активно боролись за свою долю рынка с многочисленными торговцами прочих городов и губерний России. В частности, в 1809 г. оренбургские купцы потребовали у губернатора запретить торговлю и производство продукции иногородних купцов и прочих сословий [1].
Как уже отмечалось выше, важную роль в экономике губернии играл «азиатский торг». В 1830 г. в Оренбуржье насчитывалось всего 5 купцов, которые активно торговали с Азией: А. Абубакиров и А. Абдулвагапов из Троицка, Ф. Пичугин, М. Деев и П. Веснин из Оренбурга [1]. При этом чаще упоминаются имена купцов-мусульман, а христианских купцов, в основном, связывали со скандалами или аферами, которые, в большинстве своем, улаживались властями [1].
Купечество в Оренбуржье, как и в целом по стране, сыграло большую роль в его экономическом развитии. И хотя, как таковой, торговой крепостью Оренбург не стал, купцы внесли весомый вклад в историю нашего края, дали сильный толчок для дальнейшего развития. Следы зарождения торговли тех времен просматриваются и до сих пор, так как сохранились некоторые здания той эпохи, например, здание Гостиного двора, которое «живет» и по сей день в качестве места торговли.
Список литературы:
1.Банникова Е.В. Деловая повседневность уральского дореволюционного купечества / Е.В. Банникова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — Т. 13. — 2011. — № 3. — С. 41—46.
2.История странствий Г. Амирова. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Indien/XVIII/1760- 1780 /Amirov_G/ text1 (дата обращения — 18.10.2013).
3.Калугин В. Оренбургское купечество. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http:// uralpressa.ru/news (дата обращения — 18.10.2013).
4.Купечество в Оренбурге. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www. inorenburg.ru/o_gorode/osnovnye_svedeniya/khozyaystvennoe_razvitie/kupechestvo/ (дата обращения — 16.10.2013).
5.Назмутдинова О.Р. Роль купечества в организации промышленных предприятий в первой половине XIX века (по материалам Оренбургской губернии) / О.Р. Назмутдинова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусства. — Т. 23. — 2010. — № 3. — С. 119—123.
6.Оренбургская экспедиция. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://his95.narod.ru/oren/istor_2_1.htm (дата обращения — 16.10.2013).
7.Татищев В.Н. История Оренбуржья. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http:// kraeved. opck. Org /lichnosti/ osnovateli_orenburg_kraya/tatishev.php (дата обращения — 18.10.2013).
8.Хозяйственное развитие Оренбуржья. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http:/ /www. inorenburg.ru/o_gorode/osnovnye_svedeniya/khozyaystvennoe_razvitie/ (дата обращения — 16.10.2013).
9.Экономика дореволюционной Каргалы. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http:// tat-kargala. narod .ru/story3.html (дата обращения — 18.10.2013).
отправлен участнику
Оставить комментарий