Статья опубликована в рамках: XIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 26 ноября 2013 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Нагибин Г.В. ВЛИЯНИЕ КРЕЩЕНИЯ РУСИ НА СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 14. URL: http://sibac.info/archive/social/8(11).pdf (дата обращения: 25.01.2020)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

"За статью проголосовало 0 человек"

 

ВЛИЯНИЕ  КРЕЩЕНИЯ  РУСИ  НА  СИСТЕМУ  УПРАВЛЕНИЯ  ГОСУДАРСТВОМ

Нагибин  Георгий  Вадимович

студент  2  курса,  факультет  менеджмента,  Финансовый  университет  при  Правительстве  РФ,  г.  Москва

E-mail: 

Володин  Андрей  Юрьевич

научный  руководитель,  канд.  ист.  наук,  доцент  МГУ  им.  М.В.  Ломоносова,  РФ,  г.  Москва

 

На  сегодняшний  день  невозможно  точно  сказать,  когда  именно  появилось  христианство  на  Руси.  Существует  много  предположений,  касающихся,  например,  места  и  времени  принятия  христианства  князем  Владимиром.  Однако  ключевым  фактором  остается  и  признается  всеми  то,  что  именно  Владимир  стал  источником  распространения  восточно-христианского  православия  в  нашем  государстве.  Согласно  летописи  в  987  году  им  было  принято  решение  о  Крещении  на  Совете  бояр.  Сам  процесс  христианизации,  проходивший  по  всей  территории  Руси,  получил  распространение  после  крещения  самого  князя  Владимира.  В  летописях  упоминания  о  том,  что  князь  объявлял  своими  личными  врагами  тех,  кто  отказывался  от  принятия  новой  веры.  В  целом,  крещение  проходило  мирно,  но  в  некоторых  областях  оно  сопровождалось  волнениями.  Известно,  что  процесс  христианизации  длился  несколько  столетий,  глубоко  укоренив  в  сознании  русского  народа  нравственно-религиозные  и  культурные  ценности  христианства,  которые  стали  его  духовной  основой.  Также  хочется  отметить  тот  факт,  что  христианство  приняли  и  все  двенадцать  сыновей  Владимира  [1,  с.  53].

Важный  вопрос  состоит  в  том,  для  чего  Владимир  отказался  от  языческой  веры  и  принял  православную  веру?  Прежде  всего,  нужно  создать  понимание  того,  чем  являлось  язычество  как  государственная  религия.  Оно  не  являлось  мировой  религией,  как  христианство,  ислам  и  буддизм  в  современном  понимании.  Язычество  являлось  хаотичной  совокупностью  верований,  культов,  но  учением  оно  никак  не  являлось,  а,  скорее  понималось,  объединения  обрядов  (религиозных)  и  различных  объектов  поклонения.  Поэтому  объединение  людей  разных  племен,  в  чем  так  нуждались  восточные  славяне  в  те  века,  не  могло  быть  осуществлено  язычеством.  Да  и  в  самом  язычестве  было  конечно  не  сильно,  но  однако  сравнительно  мало  каких-либо  специальных  национальных  черт,  свойственных  лишь  одному  народу  [7,  с.  101].  В  большинстве  своем  создавалась  картина,  в  которой  происходило  объединение  отдельных  племен  или  населений  определенных  местностей  й.  Между  тем,  стремление  вырваться  из-под  угнетающего  воздействия  одиночества  среди  редконаселенных  лесов,  болот  и  степей,  страх  покинутости,  боязнь  грозных  явлений  природы  заставляли  людей  искать  объединения,  которые  позволяли  преодолеть  все  такие  страхи  [10].

Крещение  сопровождалось  созданием  церковной  иерархии.  На  Русь  стали  съезжаться  западные  проповедники,  Киевская  Русь  присоединилась  к  Константинопольскому  патриархату  [7,  с.  103].  То  есть  можно  говорить  о  том,  что  благодаря  этому  событию  наше  государство  присоединилось  к  Византии,  что  стало  первым  шагом  на  пути  становления  отношений  с  Европой.  На  мой  взгляд,  это  было  необходимо,  потому  что  до  этого  Русь  считалась  «изгоем»  в  Европейских  государствах,  опять  же  из-за  религии.  Ведь  все  государства  уже  были  христианскими,  в  них  был  другой  уклад  и  порядок  жизни.  После  Крещения  наша  Родина  смогла  «войти  в  этот  мир»  [6],  что  привело  к  крепкому  союзу  между  Европой  и  Русью. 

При  этом  князь  Владимир  был  крупным  политиком  и  понимал,  что  ему  необходима  централизованная  власть.  Именно  создание  православной  церкви,  подчиняющейся  правителю,  могло  обеспечить  такую  власть  князю.  Всё  это  привело  к  новому  этапу  развития  государства  [3,  с.  100].  Несомненно,  решающим  фактором  крещения  стали  политические  предпосылки.  На  мой  взгляд,  Владимиру  удалось  осуществить  свои  задумки:  власть  укрепилась,  общественная  жизнь  начала  развиваться  во  всех  сферах:  в  политике,  культуре,  искусстве  и  даже  экономике,  что  означает  неоценимый  вклад  такого  решения  [4].

Крещение  Руси  оказало  огромное  влияние  на  управление  государством.  Ведь  внутри  государства  происходила  борьба  между  слоями  населения.  Власть  Владимира  неодинаково  оценивалась  в  различных  регионах  [5,  с.  134].  Средневековое  христианство  проповедовало  единую  власть  и  подчинение  [1,  с.  72].  Оно  утверждало  полную  свободу  и  обозначенные  права  для  большинства  населения,  что  привело  к  новой  идеологии  подчинения  народа  управляющему  государством  органу.  Тем  самым  решилась  проблема  раздробленности  государства.  Управление  действительно  изменилось.  Приняв  веру,  Русь  безоговорочно  верила  церкви,  а  та,  в  свою  очередь,  обожествляла  своего  правителя.  И  с  этой  задачей  церковь  прекрасно  справилась.  Также  стоит  отметить,  что  для  проповедования  христианства  были  необходимы  грамотные  люди,  поэтому  появилось  множество  школ  при  церквях  [2].  Такой  этап  также  оказал  влияния  на  политическую  систему  государства  —  правительство  старалось  для  народа.

Также  другой  христианской  добродетелью  Владимира  стало  милосердие  богатых  по  отношению  к  бедным  и  убогим  [8,  с.  299].  Крестившись,  Владимир  стал  прежде  всего  заботиться  о  бедных  и  больных  людях.  Согласно  летописи,  Владимир  призывал  всех  бедных  приходить  в  княжеский  двор  за  едой,  водой  и  одеждой.  Те,  кто  не  мог  приходить,  получали  все  эти  блага  на  дом  —  стража  разносила  лично  каждому.  Если  эта  его  забота  и  была  в  какой-то  мере  ограничена  Киевом  или  даже  частью  Киева,  то  и  тогда  рассказ  летописца  чрезвычайно  важен,  ибо  показывает,  что  именно  считал  летописец  самым  важным  в  христианстве,  а  вместе  с  ним  и  большинство  его  читателей  и  переписчиков  текста  —  милосердие,  доброту.  Обычная  щедрость  становилась  милосердием  [8,  с.  303].  Такие  акты  добродеяния  имели  важную  роль  для  всего  государства  —  ведь  он  переносился  с  добродеятеля  на  человека,  получающего  такое  добродеяние  —  что  и  являлось  христианским  милосердием,  приводящем  к  творению  добра  во  всей  Киевской  Руси. 

Говоря  о  культурных  последствиях,  принятие  христианства  содействовало  развитию  зодчества  и  живописи  в  форме  средневековья,  проникновению  византийской  культуры  в  качестве  наследия  античной  традиции.  Особенно  важным  последствием  христианизации  стало  распространение  кириллической  письменности  и  книжная  традиция,  ведь  именно  после  крещения  Руси  возникли  первые  памятники  древнерусской  письменной  культуры.  Принятие  христианства  в  качестве  религии  государство  привело  к  ликвидации  всех  языческих  культов,  пользовавшихся  до  этого  события  всеобщей  верой.  Духовенство  осуждало  любые  языческие  обряды  и  празднества  [9,  с.  117].  Разрушались  культовые  сооружения  —  идолы  и  капища  [9,  с.  125].

В  заключении  хочется  отметить,  что  Крещение  Руси  оставило  огромный  след  в  истории  формирования  нашего  государства.  Оно  повлияло  не  только  на  Руси,  но  и  на  сопредельные  земли.  Трудно  недооценить  значение  данного  события  —  народы  всей  страны  объединились  под  знаком  христианской  веры,  населения  безоговорочно  подчинялось  единому  правителю,  а  Русская  церковь  стала  источником  объединяющей  людей  силы.  Крещение  сыграло  исключительную  роль  в  истории  нашей  страны  и  определило  место  нашей  Родины  в  мировой  истории  на  многие  столетия.  Принятие  христианства  на  Руси  не  только  привело  к  приобщению  Восточной  Европы  к  остальному  христианскому  миру,  но  и  повлекло  за  собой  открытие  нового  огромного  мира,  который  в  исторически  ближайшем  будущем  должен  был  стать  более  христианским  под  действиям  русского  народа. 

 

Список  литературы:

1.Аничков  Е.В.  Язычество  и  Древняя  Русь.  М.:  Политиздат,  1984.  —  386  с.

2.Википедия  —  свободная  энциклопедия  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://ru.wikipedia.org  (дата  обращения:  10.11.13).

3.Гордиенко  Н.С.  Крещение  Руси:  факты  против  легенд  и  мифов.  Л.:  Лениздат,  1986  —  279  с.

4.Ежедневное  СМИ  Православие  и  мир  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://pravmir.ru  (дата  обращения:  13.11.13).

5.Исмаилова  С.Т.  История  Росси,  М.:  Университет  ,  2001.  —  256  с.

6.Официальный  сайт  Русской  Православной  Церкви  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://patriarchia.ru  (дата  обращения:  11.11.13).

7.Петрушко  В.И.  История  Русской  Церкви  с  древнейших  времен  до  установления  патриаршества:  учебное  пособие.  М.:  Издательство  ПСГТУ,  2007  —  313  с.

8.Рапов  О.М.  Официальное  крещение  князя  Владимира  Святославовича  и  киевлян  /  Русская  церковь  в  XI  —  первой  трети  XIIв.  Принятие  христианства  М.:  Высш.  Шк.,  1988  —  397  с.

9.Фроянов  И.Я.  Загадка  крещения  Руси.  М.:  Алгоритм,  2007  —  516  с.

10.Электронная  энциклопедия  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://dic.academic.ru  (дата  обращения:  10.11.13).

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий