Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XCIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 сентября 2020 г.)

Наука: История

Секция: Этнография

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Евдокимова Я.С. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ЦИРКУМПОЛЯРНЫХ ЭТНОСОВ КАК ОСОБАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИХ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XCIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(92). URL: https://sibac.info/archive/social/9(92).pdf (дата обращения: 12.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 10 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ЦИРКУМПОЛЯРНЫХ ЭТНОСОВ КАК ОСОБАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИХ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ

Евдокимова Яна Сергеевна

магистрант I курса, кафедра археологии и исторического краеведения, Факультет исторических и политических наук, Национальный исследовательский Томский государственный университет,

РФ, г.Томск

На территории Российской Федерации проживает более 190 народов, включая коренные малочисленные этносы Севера. Однако в последние годы наблюдается ряд проблем, способствующих исчезновению «малых» народов. К наиболее важным факторам относятся: значительное число суицидов, процессы глобализации и ассимиляции, в результате которых стирается национальная культура и национальная идентичность, что приводит к существенному сокращению этносов.

Определяя одной из важнейших задач государства сохранение народов и культур Арктики, стоит понимать, что этнос и культура – это отдельные люди, взаимоотношения между ними. Поэтому для сохранения культуры необходимо обратиться к механизмам ее саморегулирования, чтобы понять как специфика верований, ритуалов и норм помогают выживать в экстремальных условиях. В связи с этим, целью данного исследования является выявление особенностей соционормативных установок в культуре народов Циркумполярной зоны на основе анализа обрядов перехода ненцев и чукчей.

Методологическая база работы строится на основе, как общенаучных, так и специально-исторических методов исследования. К общенаучным методам работы стоит отнести дедукцию, индукцию, систематизацию, классификацию, причинно-следственный анализ, синтез. Из специально-исторических методов были использованы такие как сравнительно-типологический, структурно-диахронный и причинно-следственный метод.

В любом обществе существуют определенные правила поведения, в соответствии с которыми регулируется деятельность, как отдельного человека, так и коллектива в целом. Социальные нормы среди народов Циркумполярной зоны, как и любых других этносов, регулируют отношения между представителями семей, родов, общин.

Понятие социальных норм, их сущность и типы неотделимы от социальной активности людей, их социальных отношений, образа жизни.  В рамках темы исследования социальные нормы рассматриваются не только как правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений, но также и ритуалы, церемонии, традиции, мифы, обычаи, моральные, религиозные нормы. Известно, что социальные нормы предгосударственного общества были введены в общество самими людьми вместо правовых норм, которые еще не появились в то время и превратились в общепризнанные или довольно общие стандарты, закономерности, правила поведения людей, средства регулирования их взаимодействия [4, с. 56].

Принято считать, что, у традиционных северных народов изначально действовали исторически сложившиеся стереотипы поведения, которые не оформились в виде общеобязательных предписаний, но были широко распространены и усваивались с раннего детства при наблюдении за действиями окружающих. Отступления от таких стереотипов не связаны с наказаниями, в некоторых случаях они вызывают отрицательную реакцию в коллективе – осуждение, насмешки. Это является нормами обычного права.

Стремление народов Крайнего Севера самостоятельно определять свои образ жизни и формы хозяйственной деятельности имеет глубокие исторические корни. В течение веков, как чукчи, так и ненцы почти не соприкасались с государственными организациями, что дало им возможность независимо от властей устанавливать формы своей деятельности и правила, которые обязаны были следовать практически все проживающие на северных просторах.

Особенности социальных норм Циркумполярных народов взаимосвязаны с их религиозными верованиями и суровыми природными условиями Севера.

Общее в религиозных воззрениях северных народов возникло в результате представления коренных жителей о том, что стихией можно противостоять только при условии постоянной заботы о сохранности окружающей среды, включающей животный и растительный мир. Религиозные убеждения коренных народов явились своеобразным откликом на зависимость жизнеобеспечения населения от состояния природной среды. Они обусловлены условиями жизни этих этносов.

Традиционные циркумполярные народы Сибири прошли долгий путь в процессе социализации, постепенно осваивая новые для них образцы поведения и ценности. В качестве основных социальных норм, действующих в обществе циркумполярных этносов, стоит отметить обряды-переходы.

Прежде всего, обряды совершаются при рождении, смерти, болезни, жертвоприношении, ритуале, осквернении чего-либо женщиной. В рамках работы будут рассмотрены обряды-переходы, включающие в себя преимущественно рождение, вступление в брак и смерть.

Как и многие другие традиционные народы, северные этносы верили, что регулированием рождаемости занимается Верховное божество, которое ведает душами умерших людей и посылает их на землю в чрево женщин для возрождения. С того времени, как женщина понимала, что она беременна, ее жизнь регламентировалась особыми предписаниями и запретами, носившими охранительно-магический характер. Ряд запретов был связан с готовкой и употреблением пищи, преимущественно мясной и рыбной.

У ненцев женщина считалась «нечистой», это полностью относилось к роженице. Явление нечистоты накладывало на нее многочисленные запреты (не перешагивать и не садиться на предметы мужской одежды, орудия промысла и т.д.) [6, с. 77]. Кроме того, во время беременности женщине запрещалось есть мясо дикого оленя, пользоваться его шкурой. После родов роженица еще долгое время считалась «нечистой» и несколько дней принимала пищу из рук бабки, затем «очищалась» огнем.

Стоит отметить особое отношение традиционных этносов к имени, которое не просто обозначает человека, а определяет его состояние, вернее ряд состояний. У ненцев существует детское имя, связанное с обстоятельствами рождения; в честь умершего предка; третье появляется при рождении ребенка, «стариковское прозвище». Многоименность человека соответствует многообразию его социальных ролей [6, с. 24]. У оленных чукчей важным охранительным ритуалом было помазание новорожденного кровью жертвенного оленя [1, с. 47]. До проведения обряда помазания в ярангу, где находился новорожденный, не разрешалось входить посторонним.

Представляют интерес и свадебные обряды. У ненцев браки, как правило, заключались в возрасте 16-20 лет, при этом жених должен был уплатить калым за невесту, а отец девушки предоставлял приданное за свою дочь, которое являлось основой хозяйства молодой семьи. Отработка за невесту у ненцев не имела широкого распространения. Срок свадьбы зависел от срока уплаты калыма и наличия приданного. В назначенный для свадьбы день жених вместе с родственниками, наряженными в лучшие одежды, отправлялись к чуму невесты. Предупрежденные заранее женщины-родственницы невесты изнутри закрепляли дверную покрышку, чтобы жених, согласно традиции, не мог сразу просунуть в чум лоскут красного сукна, после чего он и его родня могли зайти в чум, где начиналось угощение. Невеста в пиршестве участия не принимала, а лежала, укрытая одеждами или сидела в стороне [2, с. 463].

Обычным способом получения невесты у чукчей является «пастушество за жену» - обычай работать в качестве пастуха у будущего тестя в виде платы за невесту. Этот обычай, как указывает его название, сложился в силу условий кочевой жизни под давлением потребности в молодых мужчинах для ухода за стадом. Юноша, наметив себе невесту, должен быть очень почтительным и вежливым с ее отцом. "Просьба о жене" длится несколько дней или даже недель. Все это время жених, независимо от его возраста, принимает участие во всех хозяйственных работах семьи, параллельно пытаясь приобрести расположение хозяина.

Таким образом, свадебные обряды содержат пережитки обычая добывания жены путем умыкания, а также некогда существовавших прочных родовых связей. Помимо этого, с развитием религиозных воззрений брак приобрел характер священного обряда, сопровождавшегося целым рядом жертвоприношений.

Мир мертвых, по представлениям народов Циркумполярной зоны Сибири, мог находиться на поверхности земли и под землей. Считалось, что какая-то часть человеческого существа после смерти человека продолжала вести привычный образ жизни. Основной смысл всех обрядов, связанных с похоронами, состоит в правильном поведении живых в момент оставления умершего, а также в тот период времени после похорон, в течение которого дух мертвых несет прямую угрозу, представляет опасность в лице души-двойника покойного.

У ненцев похороны происходили обычно на следующий день после смерти, за это время заготавливали доски для гроба. Покойника оставляли в той одежде, в которой он был в момент смерти, затем обертывали: мужчин – в кусок внутренней покрышки чума, а женщин – в покрывало от женской нарты. После этого умершего везли на кладбище. С умершим клали все вещи, которыми он пользовался при жизни и которыми, согласно представлениям ненцев, должен был пользоваться в загробном мире. При этом все вещи подвергались порче. Это объясняется тем, чтобы избежать воровства «чужаками» [2, с. 467].

Представление о цикличности времени, убеждение в том, что люди неоднократно возрождаются, предопределили «легкое отношение» чукчей к смерти. С этим связно широкое распространение в прошлом самоубийств, ритуальных убийств стариков или больных людей, которые совершались по их просьбе родственниками. Тем не менее, смерть близкого человека была очень опасным периодом времени в жизни сородичей, так как открывалась брешь в иной мир, враждебный человеку, и связь с тем миром была очень длительной. Обратно к стойбищу шли новой дорогой, через каждый несколько шагов останавливаясь и проводя перед собой черту на снегу. При этом шло обращение к покойному, чтобы он не возвращался по их дороге [3, с. 562]. После этого родственники разводили костер, и шаман проводил обряд «очищения».

Особенности обрядов перехода у народов циркумполярной зоны Сибири свидетельствуют, что в сознании северного человека – хотя оно и определялось некой «высшей силой»: обычаями, духами, верованиями – довольно четко выраженное представление, что за всеми явлениями стоят некие силы или законы, действующие вокруг самого человека. Поэтому люди вынуждены были сами регулировать свое поведение, опираясь не столько на какие-либо знания, сколько на местные обряды, мифы, фантазии, существ – богов, духов, а позднее – на нормы права.

Таким образом, народы Крайнего Севера прошли трудный путь в своем становлении и развитии, и этот путь всегда был основан на социальном регулировании, которое представляло собой упорядоченное поведение людей в разных сферах их жизнедеятельности. Многие обычаи коренных малочисленных народов Севера обусловлены жизненной необходимостью защищать окружающую среду, являющуюся для них почти единственной кормилицей [5, с. 6]. Эти и подобные обычаи, возникшие в результате накопленного народом опыта защиты жизни и природных богатств, стали одновременно религиозными и моральными нормами. Для коренных этносов соблюдение таких норм является не только требованием морали, но и важной составляющей их вероисповедания, суть которого в вере в природу и человека в природе.

 

Список литературы:

  1. Батьянова Е.П. Материалы по традиционному мировоззрению чукчей и коряков // Сибирский этнографический сборник. – М., 1993. – С. 44-56.
  2. Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты / отв. ред. И.Н. Гемуев, В.И. Молодин, З.П. Соколова; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Ин-т археологии и этнографии СО РАН. – М.: Наука, 2005. – 805 с.
  3. Народы Северо-Востока Сибири: Айны. Алеуты. Ительмены. Камчадалы. Кереки. Коряки. Нивхи. Чуванцы. Чукчи. Экимосы. Юкагиры / Отв. ред.: Е.П. Батьянова, В.А. Тураев: Рос. акад. наук, Ин-ит этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отд-ния. – М.: Наука, 2010. – 773 с.
  4. Слезкин Ю. Арктические зеркала: Россия и малые народы. – М. : Новое литературное обозрение, 1994. – 509 с.
  5. Харючи С.Н. Социальные нормы коренных малочисленных народов Севера России. – М. : ЮНИТИ: Закон и право, 2009. – 277 с.
  6. Хомич Л.В. Ненцы. Историко-этнографические очерки / Л.В. Хомич. – Ленинград: Наука, 1966. – 329 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 10 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.