Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: X Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 23 апреля 2013 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Сергеева О.Е. ВЛИЯНИЕ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ НА КУЛЬТУРУ ДРЕВНЕЙ РУСИ И СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. X междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10. URL: https://sibac.info//archive/social/10.pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

ВЛИЯНИЕ  ЗОЛОТОЙ  ОРДЫ  НА  КУЛЬТУРУ  ДРЕВНЕЙ  РУСИ  И  СОВРЕМЕННОЙ  РОССИИ

Сергеева  Ольга  Евгеньевна

студент  3  курса,  кафедра  музееведения,  ФГБОУ  ВПО  «УлГПУ  им.  И.Н.  Ульянова»,  г.  Ульяновск

E-mail: 

;

Шинкарова  Наталья  Владимировна

научный  руководитель,  канд.  филол.  наук,  доцент  кафедры  музееведения,  ФГБОУ  ВПО  «УлГПУ  им.  И.Н.  Ульянова»,  г.  Ульяновск

 

Введение

Данная  работа  посвящена  изучению  влияния  культуры  Золотой  Орды  на  культуру  Древней  Руси.

Изучением  Истории  Золотой  Орды  занимались  многие  ученые  XIX—XX  веков,  такие  как  Н.М.  Карамзин,  С.М.  Соловьев,  В.О.  Ключевский,  С.Ф.  Платонов,  П.Н.  Савицкий,  А.Н.  Насонов  и  др.  При  этом  тема  культурного  наследия  татаро-монгольского  государства  практически  осталась  без  внимания.

Актуальность  работы:  в  силу  многонациональности  нашей  страны  и  культуры,  неубывающей  остроты  национального  вопроса,  проблем  толерантности,  а  также  возрождения  религий  —  ислама  и  христианства  в  России,  после  атеизма  советского  периода,  возникает  потребность  в  изучении  двух  культур.  В  современной  общественной  мысли  всё  острее  становится  понимание  того,  что  живя  рядом  сотни  лет,  наши  культуры  (культура  предков  татаро-монгол  и  культура  славян)  хоть  и  остались  очень  различными,  но  все  же  имели  взаимовлияния  друг  на  друга.  В  частности,  в  этой  работе  рассматривается  влияние  татаро-монгол  на  культуру  Древней  Руси.

§  1.  К  вопросу  изучения  истории  Золотой  Орды.  (Улус  Джучи)

К  числу  земель  Золотой  Орды  относились:  земли  юго-восточной  Европы  от  Днепра  на  восток,  считая  Крым  и  Булгар,  Среднее  и  Нижнее  Поволжье,  Южный  Урал,  Северный  Кавказ  до  Дербенда,  Северный  Хорезм,  Западная  Сибирь.  Город  Сарай  («дворец»),  расположенный  в  низовьях  Волги,  был  столицей  Золотой  Орды.

Древняя  Русь  не  входила  в  состав  Золотой  орды,  а  попала  в  вассальную  зависимость  —  население  государства  платило  дань  и  подчинялось  распоряжениям  ханов.

В  середине  XIV  в.  Золотая  Орда  была  одним  из  самых  больших  государств  в  Европе  и  Азии.  Исторически  это  колоссальное  полугосударство-полукочевье  просуществовало  недолго  —  около  200  лет.  Самым  простым  было  государственное  устройство  Золотой  Орды.  Единство  Орды  держалось  на  системе  жестокого  террора  [2,  c.  163].

Падение  Золотой  Орды  было  предрешено  следующими  признаками:  огромная  территория,  населенная  народами  с  непохожими  культурой,  вероисповеданием  и  обычаями,  сепаратистские  тенденции  и  бесконечные  смуты  (так,  в  1361  г.  на  золотоордынском  престоле  сменилось  шесть  ханов,  а  после  1362  г.  Золотая  Орда  фактически  распалась  на  две  части,  границей  которых  стала  Волга),  свирепым  походом  Тамерлана  в  1395  году,  Куликовской  битвой  и  др.

§  2.  Проявления  влияния  Золотой  Орды  в  разных  областях  современной  русской  культуры.

Негативные  последствия  монголо-татарского  нашествия  известны  всем,  поэтому  в  этой  работе  не  будем  останавливаться  на  данном  вопросе.  А  сразу  перейдём  к  положительным  следствиям  влияния  культуры  Золотой  Орды.

2.1.  Элементы  русской  бытовой  культуры,  сформировавшиеся  под  золотоордынским  влиянием.

За  200  с  лишним  лет  монгольское  иго  внесло  преобразования  во  все  сферы  жизни  русского  общества.  Привнося  свои  изменения  в  быт,  одежду,  украшения,  в  сферу  строительства  и  сферу  торговых  отношений.  Во  всю  культуру  в  целом.

Изменилась  одежда:  длинные  белые  славянские  рубахи  и  длинные  штаны  были  заменены  золотыми  кафтанамицветными  шароварами  и  сафьяновыми  сапогами.  В  обиход  вошли  такие  женские  украшения  как  бисер,  бусы,  раковины  и  т.  д. 

Они  привнесли  в  русскую  культуру  счеты,  которых  и  сейчас  не  знает  Запад,  валенкипельменикофе,  тождественность  русского  и  азиатского  плотничного  и  столярного  инструмента,  сходство  стен  кремлей  Пекина  (Хан-Балыка)  и  Москвы  и  других  городов  —  все  это  влияние  Востока  [7,  c.  154].

Благодаря  монгольскому  владычеству  на  огромной  территории  мусульманские  науки  и  ремесла  были  перенесены  на  Дальний  Восток,  изобретение  китайцев  и  их  административное  искусство  стали  достоянием  Запада. 

Влияние  Востока  на  русскую  культуру  ярко  сказывается  в  танцах.  В  то  время  как  на  Западе  в  танце  должно  быть  наличие  пары  —  дамы  и  кавалера,  в  танцах  русских  и  восточных  народов  это  не  важно.  Движениям  мужчины  дается  простор  для  импровизации.  Аналогично  восточным  танцам,  русский  танец  носит  скорее  характер  состязания  в  ловкости,  гибкости  и  ритмичности  тела  [7,  c.  186].

Отметив  все  выше  сказанное,  можно  установить  как  исторический  факт,  что  монгольское  владычество  в  Азии  и  Европе  способствовало  не  падению,  а  в  какой-то  мере  подъему  культуры  Руси.

2.2.  Слова,  пришедшие  из  Золотой  Орды 

Проживание  по  соседству  и  постоянное  взаимодействие  русских  с  татаро-монголами  не  могло  не  повлиять  на  язык.  Его,  так  же  как  и  другие  сферы  жизни,  коснулись  существенные  изменения.  Под  влиянием  Золотой  Орды  в  русский  язык  пришло  множество  тюркских  слов.

Где-то  пятая-шестая  часть  словарного  запаса  тюркского  происхождения.  Они  давно  уже  стали  неотъемлемой  частью  русского  языка,  и  не  расцениваются  нами  как  заимствованные.

Сохранилось  много  монгольских  слов,  относящихся  к  государственному  (казак,  караул,  ярлык)  и  экономическому  (казна,  тамга  (откуда  таможня),  товар)  устройству.  Другие  заимствования  относятся  к  таким  сферам  как  строительство  (жесть,  кирпич,  лачуга),  украшения  (бирюза,  жемчуг,  серьга),  огород  (арбуз,  ревень),  ткани  (бязь,  войлок,  миткаль,  тесьма),  одежда  и  обувь  (башмак,  кафтан,  кушак,  фата,  чулок,  штаны).  Некоторые  другие  заимствования  этого  периода:  барсук,  булат,  карандаш,  кинжал,  мишень,  слон,  таракан,  тюрьма  [6].

Арбу́з  (заимств.  через  кыпч.  χarbuz,  тур.,  крым.-тат.  Karpuz,  из  перс.  χarbūza,  χarbuza  —  дыня)  —  большой,  круглый,  сочный,  сладкий  плод  огородного  растения  из  семейства  тыквенных  [4,  c.  103].

Кирпи́ч  (заимств.  из  тюрк.:  ср.  тур.  kirpiǯ,  тат.  kirpič  "кирпич",  азерб.  Kärpχič)  —  искусственный  камень,  изготовляемый  в  виде  брусков  из  обожженной  глины  и  употребляемый  для  построек  [4,  c.  407].

Таракан  (тюрк.  taraqan)  —  Прямокрылое  всеядное  насекомое,  приносящее  вред  в  домашнем  хозяйстве  [5,  c.  246].

Многие  из  этих  слов  настолько  родны  и  знакомы,  что  нельзя  и  подумать, 

что  они  не  славянского  происхождения.  Тем  не  менее  они  уже  давно  вошли  в  обиход  и  не  считаются  иностранными.

2.3.  Пословицы  и  поговорки  о  времени  монголо-татарского  ига

Длительный  период  взаимодействия  Руси  с  Золотой  Ордой  не  мог  не  оставить  свой  отпечаток  и  в  фольклоре  русского  народа.  Из  иноземцев  самый  значительный  блок  пословиц  посвящен  татарам,  которые  у  русского  человека  ассоциируются  с  монголо-татарским  нашествием  и  последующим  игом.  В  пословицах  и  поговорках  народ  жалуется  на  тяготы  монгольского  ига. 

В  качестве  основного  источника  использовался  следующий  труд:  Пословицы  русского  народа.  Сборник  В.  Даля  в  двух  томах.  —  М.  Художественная  литература.  1984  [3].

«Бей  сполох,  татарин  идет»  (Поднять  тревогу,  обеспокоить,  взбудоражить).

«Это  сущая  татарщина»  (Воспоминание  татарской  власти;  насилие,  произвол).

«Рано  татарам  на  Русь  идти»

«Неволей  только  татары  берут»

«Не  пожелаю  и  злому  татарину»  (Так  худо).

«Злее  зла  татарская  честь»  (В  том  смысле,  что  цена  милости  вражеской  слишком  велика,  непомерна  для  благородного,  порядочного  человека)

«Незваный  гость  хуже  татарина»  (Говорится  обычно  с  досадой  о  человеке,  пришедшем  в  гости  без  приглашения  или  не  вовремя;  как  правило,  за  глаза)

«Злее  злого  татарина»  (Очень  злой)

«Много  нам  бед  наделали  —  хан  крымский,  да  папа  римский» 

«Старших  и  в  Орде  почитают»

«Не  учи  белого  лебедя  плавать  и  боярского  сына  с  татарами  биться»

«Пусто,  словно  Мамай  прошел»  (Вариант:  Здесь  как  будто  Мамай  воевал)

«Настоящее  мамаево  побоище»

«Остер  меч,  да  некого  сечь:  татары  в  Крыму,  а  Папа  в  Литве»

«Отошла  пора  татарам  (недругам)  на  Русь  ходить»

«И  сидячего  татары  берут»  (Бесчестность)

2.4.  Фамилии,  пришедшие  из  Золотой  Орды 

Изрядная  часть  русских  дворянских  родов  (около  15  %.)  считала  своими  основателями  выходцев  из  Золотой  Орды  [2,  c.  164].  Большая  их  часть  бежала  под  покровительство  Московского  государя  во  время  Великой  смуты  (Великой  Замятни)  в  Золотой  Орде,  которая  длилась  с  1359  по  1380  год. 

Влияние  служилой  тюркской  знати  на  историю  России  трудно  переоценить.  Выходцы  из  этой  среды  даже  становились  государями  всея  Руси.  Например,  царь  Иван  Грозный  был  татарином  по  матери,  крещеной  татарке  Елене  Глинской,  и  данное  обстоятельство  использовалось  им  при  покорении  Казани,  в  борьбе  за  казанский  престол.

К  проблеме  возникновения  татарских  фамилий  обращались  многие  исследователи,  среди  которых  наиболее  полно  и  детально  два  учёных:  историк  С.Б.  Веселовский  в  своей  книге  «Ономастикой.  Древнерусские  имена,  прозвища  и  фамилии»  и  Н.А.  Баскаков  в  книге  «Русские  фамилии  тюркского  происхождения».  Их  работы  и  архивные  документы  использовали  в  Исследовательском  Центре  МГУ  имени  Ломоносова,  не  полный  список  Исследовательского  Центра  я  использовала  в  своей  работе.

Известнейшие  фамилии  русской  истории,  вышедшие  из  Золотой  Орды: 

1.  БУНИНЫ  (прим.  русский  писатель,  поэт  —  Бунин  Иван  Алексеевич)  От  Бунина  Прокуды  Михайловича  (умер  в  1595  году),  дед  которого,  вышедший  из  Орды  к  рязанским  князьям,  получил  земли  в  Ряжском  уезде  [1,  с.  19]

2.  КАРАМЗИНЫ  (прим.  писатель,  поэт,  историк  Николай  Михайлович  Карамзин)  В  официальном  родословии  отмечается  происхождение  фамилии  от  татарского  мурзы  по  имени  Кара  Мурза.  Этимология  прозвища  фамилии  Карамза  —  Карамурза  достаточно  прозрачна:  кара  «чёрный»,  мурза  ~  мирза  «господин,  князь»  [1,  с.  92].

3.  РАХМАНИНОВЫ  (прим.  российский  композитор  Сергей  Васильевич  Рахманинов)  От  Рахмана  (от  арабо-мусульм.  рахман  «милостивый»)  из  Орды.

4.  СКРЯБИНЫ  (прим.  русский  композитор  и  пианист  —  Алекса́ндр  Никола́евич  Скря́бин)  От  Сокур  бея  из  Орды.  Этимология  Сокур  бея  прозрачна  тюркская  —  «слепой  бей»  [1,  с.  168].

5.  ТУРГЕНЕВЫ  (прим.  русский  писатель  Иван  Сергеевич  Тургенев)  От  мурзы  Тургеня  Льва  (Арслана),  вышедшего  около  1440  году  из  Орды  к  Вел.  кн.  Василию  Ивановичу.  Фамилия  Тургенев  имеет  совершенно  очевидную  тюркско-монгольскую  основу  —  качественное  прилагательное  turgen  монгольск.  'быстрый',  'скорый',  'спешный',  'вспыльчивый'  [1,  с.  177].

6.  ЯЗЫКОВЫ  (прим.  известный  поэт,  друг  Пушкина  Николай  Михайлович  Языков)  От  Енгулая  Языка  из  Золотой  Орды.  Время  выхода,  очевидно,  следует  отнести  к  рубежу  XIV—XV  вв.,  так  как  в  XV  веке  Языковы,  как  российские  дворяне,  уже  хорошо  известны  [1,  с.  270]

И  ещё  многие  другие  учёные,  военные,  писатели  были  из  родов,  основатели  которых,  когда-то  вышли  из  Золотой  Орды.

Заключение

В  ходе  проведенных  исследований  удалось  прийти  к  следующим  выводам:

За  200  с  лишним  лет  монгольское  иго  внесло  изменения  во  все  сферы  жизни  русского  общества  —  социально-экономическую,  политическую,  культурную.  Преобразования  коснулись  русской  национальной  одежды,  украшений,  сферы  строительства  и  сферы  торговых  отношений. 

В  общем,  был  прерван  процесс  традиций  Киевского  государства.  Но  при  всем  трагизме  эпоха  монгольских  завоеваний  не  была  проста  и  однозначна.  Ученые  не  пришли  к  одному  мнению,  так  как  каждое  явление  имеет  и  плюсы,  и  минусы.  Поэтому  абсолютно  негативное  отношение  к  монгольскому  завоеванию  и  всему,  что  с  ним  связано,  думается,  не  совсем  правомерно.  В  какой-то  мере  монгольское  владычество  в  Азии  и  Европе  способствовало  не  падению,  а  подъему  культуры  Руси.

Нашествие  Золотой  Орды  принесло  множество  бед.  Разрушались  города,  погибало  население  от  голода,  пожаров  и  стрел.  Исчезали  многие  ремесла,  техника  некоторых  из  них  утеряна  навсегда.  Погибли  многие  памятники  культуры  древности.  Но  страна,  по  историческим  меркам,  быстро  восстановилась.  И  на  месте  старой  культуры  возникла  новая,  обновленная  и  дополненная  притоками  восточных  культур.

Обновился  язык,  как  история  покажет,  актуальными  словами.  Многие  из  которых  не  кажутся  сейчас  заимствованными. 

Русская  знать  сильно  дополнилась  во  времена  владычества  татаро-монгол.  Около  15  %  русских  дворянских  родов  считала  своими  основателями  выходцев  из  Золотой  Орды.  Их  влияние  на  историю  России  трудно  переоценить.  Выходцами  из  той  среды  были  знаменитые  ученые,  музыканты,  писатели,  государственные  и  военные  деятели  и  т.  д.  Без  них  невозможно  представить  Россию.

Подводя  итог  данной  работы,  следует  ещё  раз  подчеркнуть,  что  изучение  данной  темы  не  может  быть  односторонним,  а  оценка  влияния  Золотой  Орды  на  русскую  культуру  —  однозначной. 

 

Список  литературы:

  1. Баскаков  Н.А.  Русские  фамилии  тюркского  происхождения.  —  М.:  Наука,  1980.  —  279  с.
  2. Боханов  А.Н.,  Горинов  М.М.  История  России  с  древнейших  времен  до  конца  XX  века.  В  3-х  кн.  —  Кн.  I:  История  России  с  древнейших  времен  до  конца  XVII  века.  —  М.:  ACT,2001.  —  325  с.
  3. Даль  В.И.  Пословицы  русского  народа.  В  2  т.  —  М.  Художественная  литература.  1984.  —  196  с.
  4. Толковый  словарь  русского  языка:  В  4  т.  Т.  1  /  Под  ред.  Д.Н.  Ушакова.  Репринтное  издание.  —  М.,  2000.  —  424    с.
  5. Толковый  словарь  русского  языка:  В  4  т.  Т.  3  /  Под  ред.  Д.Н.  Ушакова.  Репринтное  издание.  —  М.,  2000.  —  432  с.
  6. Фасмер  М.  Этимологический  словарь  русского  языка:  В  4-х  т.:  Пер.  с  нем.  О.Н.  Трубачёва.  —  4-е  изд.,  стереотип.  —  М.:  АСТ,  2004.  —  Т.  2.  —  671  с. 
  7. Эренжен  Хара-Даван.  Чингисхан  как  полководец  и  его  наследие.  2-е  изд.  —  Элиста:  Калм.  кн.  изд-во,  1991.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Комментарии (2)

# Александр 30.04.2013 18:10
Отличная работа!
# Юрий 15.05.2015 00:00
С кофе автор немного напутал, ну и с положительным воздействием на русаков ордынского рабства перемудрил. Посмотрите на ювелирные изделия до орды, во время и после.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.