Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 18 мая 2020 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Асанова А.Э. ФИЛОСОФСКИЕ, МОРАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В МЕДИЦИНЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(88). URL: https://sibac.info/archive/social/5(88).pdf (дата обращения: 06.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ФИЛОСОФСКИЕ, МОРАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В МЕДИЦИНЕ

Асанова Анна Эдуардовна

магистрант, кафедра прикладных информационных технологий, Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачёва,

РФ, г. Кемерово

С появлением и развитием искусственного интеллекта (ИИ) меняются процессы и принципы повседневной жизни людей. В любой сфере человеческой жизни встречается ИИ, отличаются лишь «умственные возможности машины».

Проблема определения искусственного интеллекта во многом сводится к определению интеллекта вообще: является ли интеллект чем-то монолитным или же это понятие определяет набор различных способностей? В какой мере интеллект можно создать? Возможно ли создать компьютерные машины, обладающие интеллектом? На эти и многие другие вопросы современная наука все еще не дала ответа, но данные вопросы во многом способствовали формированию задач и методологий и практик современного искусственного интеллекта [2].

Искусственный интеллект – это попытка программной реализации естественного интеллекта. Как правило это системы, позволяющие решать интеллектуальные задачи, где линейные методы не работают.

Понятие «интеллект», довольно обширно. Помимо возможности решать задачи, где алгоритм решения заранее не известен, оно включает так же и способность адаптации к ситуациям, памяти, пониманию, умению использовать воображение и мышление. Слово «интеллект» возникло от латинского «intellectus», что означало «восприятие», «понимание», «понятие», «рассудок».

Если заменить слово «интеллект» на «рассудок», получается, что система с применением ИИ – это система с искусственным рассудком. Можно ли считать такую систему личностью? Она способна мыслить, обучаться, адаптироваться к окружающей среде, не говоря уже о возможности сбора информации из неё. В таком случае, возможно ли применение всех принципов для человека к машине? Закрывая или выключая такую систему, будет ли это являться убийством? Так же программу или систему можно скопировать, будет ли копия обладать тем же «разумом» что и оригинал?

На самом деле современные системы с применением ИИ, еще не обладают возможностями решать любые задачи. Это набор модулей, правил, алгоритмов, которые запускаются в зависимости от ситуации или стоящей задачи. Например, системы для поиска, сравнения или кластеризации. Они достаточно гибкие, и имеют широкий спектр применения.

Можно ли довести гибкость таких программ до уровня живых организмов, все еще предмет жарких споров. Нобелевский лауреат Герберт Саймон сказал, что большей частью своеобразие и изменчивость поведения, присущие живым организмам, возникли скорее благодаря сложности их окружающей среды, а не благодаря сложности их внутренних "программ".

Впервые возможность создания полноценной искусственной имитации человеческого интеллекта была описан американским ученым А. Тьюрингом в его статье «Вычислительные машины и разум» [3]. Он рассмотрел вопрос о том, можно ли действительно заставить машину думать. Тьюринг отмечал, что в вопросах «Что такое думать?» и «Что такое машина?» есть некая неопределенность. И предложил свой эмпирический тест. В нем один или несколько людей должны задавать другим собеседникам вопросы и на основании ответов определять, кто является машиной, а кто человеком. В случае, если машине, удавалось обмануть собеседника, это означало, что она обладает разумом.

Искусственный интеллект так же изменил и область медицины, сегодня разрабатываются программные решения, позволяющие врачам решать такие задачи как:

  • Оценка вероятности осложнения заболевания;
  • Сбор и хранение данных пациента;
  • Системы поддержки принятия решения в постановке диагноза и назначения лечения;
  • Анализ данных тяжелобольных пациентов.

В настоящее время радикально меняется понимание этического феномена: раньше под этическими отношениями понимались отношения только между людьми, но сейчас в сферу этических отношений включился и искусственный интеллект. [1] Замена врача таким «искусственным доктором» приводит к отсутствию контакта между настоящим врачом и пациентом, происходит обезличивание взаимоотношений. При наличии такого помощника у врача может наблюдаться снижение ответственности. Возникают вопросы о важности психологической связи врача и пациента, и о границах применения современных технологиях в лечении. В одной из больниц США лечащий врач для сообщения диагноза, использовал больничного робота, на экране которого он отображался. Он спокойно рассказал о смертельном диагнозе и предложил использовать морфий для облегчения. В этом примере родственников шокировал не диагноз, а форма, которую выбрал врач для сообщения о диагнозе.

Во время создания системы с применением искусственных нейронных сетей для диагностики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний, встал вопрос о реальном применении результатов работы такой программы. На анализе медицинских показателей пациента, искусственная нейронная сеть на выходе должна была высчитывать процент смертности от заболевания сердечно-сосудистой системы после операции. В теории, этот показатель отображает сложность операции и должен помогать доктору в назначении лечения. И возник вопрос: «В случае показателя смерти у пациента, его теперь не лечить?» В случае автоматизации процесса диагностирования и лечения заболевания, пропадает учет человеческого фактора, и в случае сбоя или недостаточной облученности системы, та может убить человека. В настоящее время человечество еще не разработало полноценную систему, позволяющую полностью исключить человека из процесса.

На текущей момент, общество еще не ответило на многие вопросы философского, морального и этического характера, когда они будут не известно. Но они будут одними из основных данных для обучения системы. Доверять машине выбор между жизнью и смертью не стоит, но с другой стороны такой интеллект уже не является достаточно «разумным», так как будет действовать по определенному правилу. С другой стороны, ИИ подобен естественному интеллекту, и позволяет заменить его рядом математических моделей для исследования возможностей.

 

Список литературы:

  1. Иоселиани, А. Д. "Искусственный интеллект" VS человеческий разум – Текст: электронный // Манускрипт. – 2019. – №4. – С. 102–107. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvennyy-intellekt-vs-chelovecheskiy-razum (дата обращения: 09.03.2020).
  2. Гутенев, М. Ю. Проблема искусственного интеллекта в философии ХХ века – Текст: электронный // Вестник ЧГАКИ. – 2012. – №4 (32). – С. 77–80. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-iskusstvennogo-intellekta-v-filosofii-xx-veka (дата обращения: 12.03.2020).
  3. Тьюринг, А. Вычислительные машины и разум / А. Тьюринг; – Москва: АСТ, 2018. – 128 с. – Текст: непосредственный.
  4. Орешников, И.М. «Философские размышления о проблеме искусственного интеллекта» Текст: электронный // Манускрипт – 2017. – №4. – С. 5–11. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskie-razmyshleniya-o-probleme-iskusstvennogo-intellekta (дата обращения: 12.05.2020).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.