Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 25 ноября 2019 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Суслина О.М. В.И. ЗАСУЛИЧ – ПЕРВАЯ В РОССИИ ЖЕНЩИНА-ТЕРРОРИСТКА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(82). URL: https://sibac.info/archive/social/11(82).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 182 голоса
Дипломы участников
Диплом Интернет-голосования

В.И. ЗАСУЛИЧ – ПЕРВАЯ В РОССИИ ЖЕНЩИНА-ТЕРРОРИСТКА

Суслина Олеся Марковна

студент 1 курса, специальность Архитектура, Академии архитектуры и искусств Южного федерального университета,

РФ, г. Ростов-на-Дону

Кравец Виктория Сергеевна

научный руководитель,

канд. ист. наук, доцент кафедры исторической политологии, Южного федерального университета,

РФ, г. Ростов-на-Дону

События, происходящие в мире в последние годы, наглядно свидетельствуют об активизации экстремистских группировок, всё чаще прибегающих к террору для решения политических проблем. Террор стал одним из средств давления на власть и устрашения общества со стороны радикально настроенной части его членов.

Для того чтобы лучше понимать причины современного терроризма, важно обратиться к истории проблемы. В России корни терроризма уходят в 1860-е годы, в эпоху реформ Александра II. Именно тогда представители радикальной интеллигенции начали жертвовать собой ради абстрактной идеи «всечеловеческого счастья», без колебания принося в жертву жизни тех людей, которые являлись в глазах экстремистов виновниками и пособниками «зла».

В 1870-х годах в террористической борьбе с правительством, наряду с мужчинами, активное участие принимали женщины. Первым террористическим актом, совершённым в России женщиной, был выстрел В. Засулич в петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова, прогремевший 24 января 1878 г.

Целью исследования является рассмотрение «Дела Веры Засулич», реакция на него российской власти и общества в конце 1870-х -1880-х годах.

Задачи исследования: изучение факторов, способствовавших формированию радикальных взглядов В.И. Засулич; исследование обстоятельств её покушения на градоначальника Санкт-Петербурга; анализ причин вынесения оправдательного вердикта судом присяжных; оценка отношения к «Делу Засулич» в правящих кругах и обществе.

Объектом исследования являлась личность первой женщины-террористки в России В.И. Засулич, предметом исследования - «Дело Веры Засулич» и реакция на него российской власти и общества.

Источниками для проведения исследования послужили материалы личного характера, принадлежащие самой В. Засулич, и воспоминания лиц, непосредственно принимавших участие в данном деле.

1860-е - 1870-е годы в истории России известны как «Эпоха Великих реформ». В начале 1860-х годов были проведены реформы, изменившие судебную систему. Реформы проводились в условиях активизации революционного движения в стране. Радикальная часть общества использовала в борьбе с самодержавием различные формы протеста, одной из которых стал террор. Революционеры рассматривали его как исторически оправданный метод борьбы с абсолютизмом[1].

Идея террора пропагандировалась в прокламациях, которые в начале 1860-х годов распространялись в столице участниками тайных революционных кружков и групп. К середине 1860-х годов революционерами была создана система идеологического обоснования необходимости применения терроризма в борьбе с властью, что привело к распространению террористических настроений в среде определённой части молодежи. Это подтверждает первое покушение на Александра II, совершённое 4 апреля 1866 г. членом революционного кружка «ишутинцев» Д. Каракозовым.

Ко времени покушения на градоначальника Санкт-Петербурга Ф.Ф. Трепова, совершённого 24 января 1878 г., Вера Ивановна Засулич не входила в ряды участников «Земли и воли», среди членов которой было немало сторонников использования террора как средства борьбы с властью. Однако её судьба помогает понять идеологические и нравственные мотивы, которые двигали женщин - террористок.

О том, как формировалось революционное мировоззрение Веры Засулич, что привело её к участию в нелегальных кружках, можно судить по личным запискам революционерки. Из мемуаров Засулич следует, что она родилась 27 июля 1849 г., в обедневшей польской дворянской семье, в деревне Михайловка Гжатского уезда Смоленской губернии. В детстве Веру отдали на воспитание к родственникам матери в деревню Бяколово близ Гжатска. От проведённых у них лет у девушки остались весьма мрачные воспоминания, т.к. ее тяготила необходимость читать молитвы, учить языки. В 17 лет Засулич уехала в Москву, где поступила в пансион сестёр-немок Руль, готовивший гувернанток. В марте 1867 года девушка выдержала экзамен на право работать домашней учительницей, но желания заниматься этим у неё не было. По объявлению она отправилась в Серпухов, где поступила на должность письмоводителя у мирового судьи. Летом 1868 года она вместе с матерью переехала в Петербур[4].

Время становления идейных взглядов девушки совпало со временем активизации общественного движения, созданием революционных кружков и групп, с распространением идей эмансипации женщин. Среди части российской дворянской молодежи было популярно убеждение в том, что необходимо жить своим трудом, на собственный счёт. В.И. Засулич разделяла эти убеждения. Она поступила в артельную переплетно-брошюровочную мастерскую.

Поворотным моментом в судьбе Засулич стала её встреча с С.Г. Нечаевым, с именем которого было связано направление в революционном движении, известное как «нечаевщина». Нечаев считал, что для свержения самодержавия следует использовать любые средства: физическое истребление «особенно вредных лиц», террор, заговоры, обман, подкуп и т.п. Он познакомил девушку со своими радикальными взглядами, и они нашли отклик в её душе.

Осенью 1869 г. в Москве Нечаевым была создана нелегальная революционная организация «Народная расправа», цель которой состояла в подготовке «мужицкой революции» для свержения существовавшего социального строя. Став членом подпольного кружка, Засулич постоянно занималась самообразованием, вызывая этим чувство уважения со стороны своих товарищей. Как и другие, радикально настроенные молодые люди, девушка считала «самым лучшим и обязательным исходом – гибель в протестах против несправедливости»[2].

Случай доказать делом верность этим идеалам представился для неё летом 1877 года. Из газет она узнала о происшествии в Доме предварительного заключения в столице. 13 июля туда приехал петербургский градоначальник - глава администрации и полиции, генерал-адъютант Ф.Ф. Трепов с инспекционной целью. Среди заключённых находился студент А.С. Боголюбов. Приговорённый судом к каторге за участие в демонстрации 6 декабря 1876 г. на площади у Казанского собора, он ожидал этапа, с которым должен был направиться в Сибирь.

Официальная версия события, утвердившаяся в литературе такова: Боголюбов не успел снять шапку с головы перед Ф. Треповым, за что чиновник ударил арестанта по лицу, а затем приказал его выпороть[5]. В результате, студент Боголюбов был высечен спустя два часа после распоряжения. А.Ф. Кони, писал, что градоначальник нарушил закон от 17 апреля 1863 г., которым были отменены телесные наказания как мера уголовного наказания. Никаких служебных последствий эта история для градоначальника Трепова не имела. «Сечение студента, который ещё не был каторжником,- писал А.Ф. Кони, - оставалось без всяких последствий для превысивших свою власть. Главный виновный, не только продолжал стоять на своей служебной высоте, но ему не было сделано ни замечания, ни намёка по поводу его дикой расправы»[6].

Анализируя так называемую «Боголюбовскую историю», А.Ф. Кони пришёл к важному выводу: «Не с процесса Засулич, как думали близорукие и тупоумные политики, а с сечения Боголюбова надо считать начало возникновения террористической доктрины среди нашей «нелегальной» молодёжи. С этого момента идея «борьбы» заменяется идеею «мщения», и, оскорбляемая уже не одним произволом, но доведённая до отчаяния прямым и грубым насилием, эта молодёжь пишет на своём знамени: «Око за око»[6]. Революционеры рассматривали различные варианты мести Трепову. Однако их опередила В.И. Засулич.

«Боголюбовская история» привела девушку к мысли о необходимости наказания Трепова. Готовясь к теракту, В. Засулич через знакомого купила в оружейном магазине карманный револьвер системы Webley Mark («Бульдог»). О своём состоянии накануне покушения она писала: «Мне казалось, что я спокойна и только страшно на душе, - не от разлуки с жизнью на свободе, - с ней я давно покончила, - была уже не жизнь, а какое-то переходное состояние, с которым хотелось скорее покончить»[3].

24 января 1878 г., предварительно узнав, что градоначальник принимает прошения от посетителей, с револьвером в дамской сумочке, Засулич пришла на приём к генерал-адъютанту Ф.Ф. Трепову. Назвавшись Елизаветой Козловой, девушка объяснила градоначальнику, что ищет места гувернантки, а для этого ей необходимо получить удостоверение «о благовидном поведении». Как только Трепов принял прошение, Засулич выстрелила в него. Пуля попала генерал-адъютанту вбок; он повалился наземь. При этом террористка не сделала ни малейшей попытки скрыться. При аресте террористка не сопротивлялась. При допросе В. Засулич заявила, что отомстила градоначальнику за оскорбление, которое тот нанёс политическому заключённому Боголюбову[3].

Ф.Ф. Трепов остался жив, но некоторое время сохранялась вероятность его кончины. В день покушения градоначальника навестил Александр II. Трепов сказал ему: «Эта пуля, быть может, предназначалась Вам, Ваше величество, и я счастлив, что принял её за Вас».[6]

Покушение на Трепова вызвало широкий резонанс в общественных кругах. Официальный орган газета «Санкт-Петербургские ведомости», - выражала негодование и сожаление по поводу «гнусного поступка молодой убийцы». В газетах либерального направления высказывалось недовольство методом действия официального лица. Революционеры считали покушение Засулич на Трепова «геройским поступком». Через несколько дней после этого события участниками организации «Земля и воля» была выпущена прокламация, в которой излагалась суть события 24 января 1878 г. Революционеры приносили «глубокую благодарность русской девушке, не отступившей перед страшной кровавой мерой и собственной погибелью …»[8].

Следствие по делу Засулич велось в быстром темпе, и к концу февраля 1878 г. было окончено. Дело было назначено на 31 марта 1878 года.

Защитниками Веры Засулич стремились стать сразу несколько адвокатов. Вначале она собиралась защищать себя сама, но затем своим представителем в суде выбрала присяжного поверенного П.А. Александрова. В.И. Засулич судили не как политическую, а как уголовную преступницу, поэтому в процессе принимали участие присяжные заседатели.

Предоставив слово подсудимой, председатель суда задал ей вопрос, признаёт ли она себя виновной? В. Засулич ответила: «Я признаю, что стреляла в генерала Трепова, причём, могла ли последовать от этого рана или смерть, для меня было безразлично». Объясняя причину своего поступка, Засулич пыталась убедить суд в том, что её выстрел был «отмщением за надругательство над политическим узником», и одновременно попыткой вызвать общественный протест против административного произвола, который «делает возможным подобные надругательства». Раскаяния в содеянном поступке у В. Засулич не было. Она, как и другие террористы, была убеждена, что убийство «во благо общества» допустимо, что свою жизнь она также подвергала опасности[3].

Большое впечатление на публику, собравшуюся в зале суда, произвела речь присяжного поверенного П.А. Александрова. Обращаясь к присяжным заседателям, он подробно рассказывал о жизни Засулич до покушения на Трепова, делая акцент на том, что «лучшие годы своей жизни» юная девушка, фактически не совершившая никакого преступления, провела «в стенах Литовского замка и казематах Петропавловской крепости». В своей речи Александров делал упор на тесную связь события 24 января в Доме предварительного заключения, с покушением В. Засулич на жизнь Трепова. Фактически он вёл дело не о Засулич, а о «должностном распоряжении» официального лица[6] Результатов судебного процесса ни власть, ни председатель суда, ни публика, ни сама Засулич не ожидали. Все были убеждены - суд вынесет ей суровый приговор.

В литературе существуют разные объяснения причин оправдательного решения, вынесенного присяжными заседателями по «Делу Засулич». Большинство исследователей указывают на то, что адвокат П.А. Александров, воспользовавшись своим правом отвода части присяжных, исключил из заседания нескольких купцов, оставив мелких и средних чиновников и студентов, т.е. лиц, более восприимчивых к общественным настроениям. Считают, что на присяжных оказала влияние его эмоциональная речь[8].

Высказывается также предположение, что определенное воздействие на присяжных оказала возбуждённая толпа на улице. Это подтверждается воспоминаниями А.Ф. Кони. Он писал, что когда присяжные ушли совещаться, в его кабинет вошёл прокурор Санкт-Петербургской судебной палаты А.А. Лопухин и сообщил, что на улице неспокойно, «что можно ожидать беспорядков и он боится, чтобы присяжные не пострадали за свой обвинительный приговор от каких-либо насилий толпы»[6]. Современный исследователь О.В. Будницкий, оценивая причины оправдания Засулич судом присяжных, пишет, что «покушение Засулич – следствие чувства оскорблённой справедливости. И парадоксальным образом этот абсолютно беззаконный акт стал своеобразным средством защиты закона и прав личности. Это очень точно почувствовали присяжные заседатели, вынесшие по делу Засулич оправдательный вердикт»[7].

Таким образом, можно сделать вывод, что судебный процесс по делу Засулич и оправдание её присяжными заседателями явились важнейшими событиями общественно-политической жизни страны в конце 1870-х г. Оправдание террористки судом стало для многих большой неожиданностью. «Дело Засулич» показало, что между властью и обществом существует глубокая пропасть.

Власти встретили оправдательный вердикт присяжных с негодованием. В тот же день было созвано Особое совещание «для изыскания мер к лучшей охране спокойствия и безопасности в империи», что свидетельствовало о крайней растерянности в правящих кругах. Как только императору Александру II было доложено о случившемся в суде, он повелел «… оправданную судом дочь отставного капитана, девицу Веру Ивановну Засулич взять под стражу и содержать её в Доме предварительного заключения впредь до особого распоряжения»[8].

В мае 1878 г. Сенат, выполняя волю государя, вынес Петербургскому окружному суду замечание и отменил оправдательный приговор В. Засулич, направив её дело в Новгородский окружной суд. 9 мая 1878 года был принят указ, в соответствии с которым, все дела о преступлениях против должностных лиц были изъяты из ведения суда присяжных и переданы Судебным палатам[8]. «Дело Засулич», таким образом, подтолкнуло власти к внесению изменений в Судебные уставы 1864 г.

Российское общество не однозначно отнеслось к оправданию В. Засулич, но, без преувеличения можно сказать, что суд над террористкой произвёл на современников огромное впечатление. В консервативных кругах были возмущены и поступком Засулич, и решением суда присяжных. Они считали необходимым стать на защиту чиновника, ибо «сегодня Трепов, а завтра кто-нибудь повыше». В либеральных кругах приветствовали оправдательный приговор как торжество новой судебной системы. Многие либералы считали, что для России начинается «новая эра её истории», что общество «вышло из состояния пассивности», «произволу и всесилию» царского правительства «пришёл конец»[6].

«Дело Засулич» сыграло особую роль в развитии новых настроений в революционной среде. Оно поселило в ней уверенность, что подобный натиск на правительство с помощью террора может вынудить его к уступкам. Не случайно, после покушения Засулич на Трепова страну захлестнула волна террора. Последовал ряд убийств агентов и чинов жандармерии, а также правительственных чинов в Ростове, Одессе, Харькове, Москве, Петербурге, апогеем которого явилось убийство российского царя-реформатора.

В 1879 г. Вера Ивановна вошла в руководящий состав революционной организации «Земля и воля». Перейдя на социал-демократические позиции, Засулич оставалась убежденной противницей индивидуального террора. Ею был написан ряд статей, в которых она полемизировала со сторонниками терроризма в российском революционном движении. В частности, в 1889-1890 гг. была издана ее работа «Революционеры из буржуазной среды». В этой программной работе В. И. Засулич вынесла приговор террору, в котором она видела «увлечение, приводящее к замене организованной работы, теоретических поисков одними лишь эмоциями, оказывающими на самодержавие лишь минутное влияние». Она писала: «Террор становится средством склонить правительство к уступам при содействии общества…Террор сводится к какому-то вспомогательному средству при этом давлении и чуть не ставится на одну доску со всеподданнейшими земскими адресами и прошениями»[2].

Таким образом, В. Засулич, совершившая террористический акт, впоследствии стала убеждённой противницей террора как средства борьбы с самодержавием. Судьба Веры Ивановны Засулич помогает понять идеологические и нравственные мотивы, которые двигали частью революционеров конца 1870-х годов. Её путь в революционное движение во многом был схож с тем, которым шли в революцию радикально настроенные юноши и девушки 1860-х – 1870-х годов. Идеи идеологов революционной демократии, обстановка, сложившаяся в стране, - всё это влияло на формирование мировоззрения.

 

Список литературы:

  1. Валидов А.С. На пути к террору. // Вопросы истории.– 2002. - № 6.
  2. Засулич В.И. Избранные произведения - М. «Мысль», 1983.
  3. Засулич В.И. Воспоминания о покушении на Ф. Трепова /Революционеры 1870-х г. Воспоминания участников народнического движения в Петербурге. /Составитель: В.Н. Гинев; научн. ред.: С.С. Волк - Л.: Лениздат, 1986.
  4. Засулич В.И. Воспоминания. – М.: Издание политкаторжан, 1931. http://www.litmir.co/br/?b=245583&p=5
  5. Итенберг Б.С. Движение революционного народничества. - М.: Изд. МГУ, 1965.
  6. Кони А.Ф. Воспоминания о деле Веры Засулич. /Кони А.Ф. Избранное. /Сост., вступ. ст. и комм. Г.М. Миронова и Л.Г. Миронова. - М.: Изд. «Советская Россия», 1989.
  7. «Кровь по совести»: терроризм в России. Документы и биографии./ Предисл., сост., примеч. О.В. Будницкого - Ростов-на-Дону: Изд. РГПУ, 1994.
  8. Троицкий Н.А. Безумство храбрых. Русские революционеры и карательная политика царизма. 1866-1882 гг. - М.: Изд. «Мысль», 1979.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 182 голоса
Дипломы участников
Диплом Интернет-голосования

Комментарии (1)

# Suslin nikolai 05.12.2019 17:07
Очень все по делу!

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.