Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 25 ноября 2019 г.)

Наука: История

Секция: Этнография

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Тиляева Р.Р. САМОБЫТНОСТЬ ТРАДИЦИЙ ТАТАРСКОГО НАРОДА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(82). URL: https://sibac.info/archive/social/11(82).pdf (дата обращения: 18.05.2022)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

САМОБЫТНОСТЬ ТРАДИЦИЙ ТАТАРСКОГО НАРОДА

Тиляева Регина Рамилевна

студент 1 курса, факультет лечебное дело Оренбургский государственный медицинский университет

РФ, г. Оренбург

Потапова Алёна Николаевна

научный руководитель,

канд. ист. наук, доцент кафедры истории Отечества, Оренбургский государственный медицинский университет,

РФ, г. Оренбург

Каждый этнос на земле является носителем самобытной культуры. В искусстве и культуре татарского народа, как в зеркале отразились жизнь и быт далеких  предков, религия, национальные особенности и идеалы красоты. Выражением эмоциональной и эстетической жизни народа выступают обряды и праздники, как религиозные, так и семейные, где все тесно переплетается.

Так, в религиозный праздник «Курбан-байрам» (день жертвоприношений) люди угощают друг друга бульоном из баранины (куурдак). Считается, что если в этот день угостить большое количество людей, то год в этой семье будет благополучным.

«Рамадан» — главный религиозный праздник у татарского народа, также некоторые его называют Рамазан. Пост в этот месяц является обязанностью каждого мусульманина. Есть, пить, придаваться развлечениям или удовольствиям запрещено в течение всего светового дня, то есть от восхода солнца и до его заката [1, c.36].

Самыми значимыми семейными событиями у татар, как и у других народов, являются свадьба и рождение ребенка. С последним связан обряд «Исем куштыру» (имянаречение)  – первый и важнейший в жизни каждого человека, так как по мусульманским традициям нареченное имя во многом определяет судьбу ребенка. Согласно шариату, родители младенца должны в течение 40 дней с момента рождения ребенка провести обряд имянаречения. Обряд может проводиться в любом месте, выбранном родителями новорожденных. Предпочтительнее считается собственный дом или мечеть. Проведение ритуала в домашней обстановке способствует более тесным семейным связям, сближению родственников, а также укреплению семейных уз. В доме должны быть идеальная чистота и порядок.

Участниками торжества являются родители младенца и самые близкие родственники. Мулла с младенцем на руках становится лицом к Кибле и мягким, тихим голосом произносит азан и три раза имя в правое ушко ребенка. В этот момент величественный азан и его волшебная мелодия ласкают слух новорожденного. После этого в левое ушко опять же нежным и мягким голосом произносится камат, а затем три раза произносится имя ребенка. Далее прочитывается самая первая сура, открывающая Благородный Коран, «Фатиха». Дом наполняется словом Аллаха Та’аля, освящающим жилище, новорожденного, его родителей и всех участников торжества. Затем прочитывается ду’а с самыми добрыми пожеланиями новорожденному, его родителям и близким родственникам. Младенец вручается отцу, который затем передает его своей супруге – матери ребенка. На этом и завершается обряд.

В этот день всех гостей обязательно угощают первым блюдом – суп с лапшой (тәнкә тукмач), на второе подают мясной пирог (бәлеш) с мясом гуся и самое основное угощение – это чай с «бәби мае» - сладкая смесь из меда, масла и красного творога (эремчек) [2, c.284]. Гости дарят подарки новорожденному: деньги, одежду или детские вещи, такие как коляска или кроватка.

Обряд «Никах» (бракосочетание) – брак в исламе, заключаемый между мужчиной и женщиной (мусульманская свадьба) является вторым важным событием в жизни человека [1, c.38].

Татарская свадьба очень своеобразна, корни ее уходят в традиции волжских булгар. Обычно свадьба начинается с религиозной составляющей: «никах» - свадебная церемония, которую проводит имам. Он освящает союз молодых чтением Корана при  самых близких родственниках. Жених, невеста и гости торжества должны быть одеты подобающе: мужчины в головных уборах – тюбетейка; женщины - в длинном, просторном (не облегающем) платье, с длинными рукавами и с закрытой горловиной. Голову необходимо покрыть платком (хиджаб), полностью скрыв волосы (челку тоже). При этом важно еще одно условие: и жених, и невеста должны признать свою благоверность Аллаху. Брак заключается при свидетелях с обеих сторон, регистрируется в религиозной книге записей, и молодым выдается свидетельство о заключении брака.

После проведения обряда начинается обеденная трапеза. Сначала едят мужчины, затем садятся женщины. Читается молитва и начинается одаривание молодых.  Это «мәһәр бирү» - преподнесение подарка невесте: как правило, это платья, платки, текстиль, украшения. Затем, две близкие родственницы невесты с детьми собирают подарки и наряды молодых и везут к жениху. Там так же накрыт праздничный стол и ждут родственники жениха. Приехавших гостей сажают во главе стола, читается молитва и начинается показ всех подарков, подаренных гостями и купленных женихом. А что самое интересное – жених полностью покупает все наряды для невесты к свадьбе [2, c.290]. Обычно через неделю после «Никаха» молодые в ЗАГСе регистрируют свой брак.

Первый день свадьбы играют у невесты. Приезд молодых в дом невесты обычно сопровождается звуками гармони. Детвора ждет этого: по традиции жених при входе в дом рассыпает на улице монеты, конфеты, а младшим братьям невесты дарит ножи.

Родители невесты встречают молодых медом, они делают первый шаг на подушку. Это пожелание того, чтобы жизнь молодых была сладкой, а путь – мягкий, как перина.

Обязательным атрибутом первого дня свадьбы является «чак-чак» – свадебный пирог, приготовленный родственниками невесты. Выносят его, исполняя танец,  замужняя пара, являющаяся близкими родственниками. Чак-чак ставят перед молодыми, жениху дают кинжал, которым он пронзает  пирог. Это свидетельство его силы и утверждение главенствующего положения в семье. Чак-чак потом режут и угощают всех гостей.

После первого дня поздно вечером молодых провожают в специально отведенный дом «кияү өйе» - дом жениха. Утро следующего дня начинается с бани, приготовленной женой старшего брата невесты.

Второй день свадьбы продолжается в доме жениха. «Килен төшү» - это приезд невесты в дом жениха. Невесту привозит в свой дом супруг в сопровождении родственников. На пороге нового дома к ногам невесты кладут подушку – это знак уважения к девушке. Свекровь угощает молодую пару медом и хлебом, чтобы отношения между ними были добрыми и сердечными. Когда молодая жена переступает порог дома мужа, она должна совершить один из древних свадебных обрядов – освящение жилища. Девушка должна украсить комнату новыми шторами, скатертями, половиками. Этот ритуал помогает невесте почувствовать себя хозяйкой в доме мужа и продемонстрировать приданое родне супруга. Свекровь ведет невестку за водой, так девушка показывает аккуратность и хозяйственность: чем меньше воды она разольет, тем больше будут ее уважать. Затем гости под звуки гармони обычно проходят по деревне во главе с молодыми.  Завершается обряд переезда жены в дом мужа весело и празднично.

Третий день свадьбы – «яшьләр көне» - день молодых – проводится на стороне жениха, куда обычно приглашают молодежь с обеих сторон. Свадьба сопровождается танцами, пением и различными веселыми конкурсами [2, c.291]. Татарская свадьба традиционно проводится по всем правилам, она подчиняется обрядам и традициям татарского народа, пропитана яркими чувствами и эмоциями.

Обрядовая сторона связана с различными этапами человеческой жизни, и веселыми и печальными. По традиционным мусульманским обычаям смерть человека – это переход в иной мир. Поэтому сам процесс похорон у татар происходит без лишней эмоциональной окраски. Покойника после процесса обмывания облачают в белый материал, причем независимо от поколения и пола. Сам процесс захоронения называется «дафн». Мусульман не хоронят в гробу, умершего несут на кладбище в «тобуте» – это специальные носилки с округлой крышкой, его несут обычно 4 человека, держа носилки со всех сторон.  Похоронная процедура начинается с молитвы муллы и его первым броском горсти земли в могилу. Тело в могиле помещают на правый бок в сторону Каабы в подкоп, этот подкоп затем закрывают саманом (глиняными кирпичами). После засыпают могилу землей и опрыскивают водой, бросают на нее 7 горстей земли и формируют пригорок. Могильный холмик должен возвышаться над землей не больше чем на пядь. На мусульманских могилах не принято ставить дорогостоящих памятников с фотографией умершего. На кладбище в день похорон идут только мужчины, женщины остаются дома, читают молитву и ждут мужчин.

После погребения родственники покойного раздают «саадака» (деньги). После раздачи садака  мужчины покидают кладбище, а над могилой остается мулла. В течение часа он читает над могилой похоронные молитвы, чтобы облегчить состояние души умершего. Поминки устраиваются на третий, седьмой, сороковой и пятьдесят второй день после похорон. На три дня обычно приглашаются женщины и бабушки, которые просидели всю ночь читая молитвы и перебирая тасбих возле умершего. На семь дней так же приглашают женщин - соседей и родственников. На сорок дней приглашают всех мужчин, которые участвовали в похоронах. На пятьдесят два дня приглашают женщин – самых близких родственников, друзей и соседей. Поминки  у мусульман  проходят тихо и спокойно.

Представленные нами отдельные традиции и обычаи татар бережно сохраняются в Татарской Каргале Сакмарского района Оренбургской области. В школе и в доме культуры проводятся разнообразные праздники, выступления и концерты. К праздникам относятся Сабантуй – праздник плуга, проводящийся после окончания посевных работ; веселый зимний Сабантуй – «Кышкы уеннар» - это праздник проводов зимы, с национальным колоритом. Ежегодно проводятся выступления: фестиваль татарских песен, Джалиловское чтение стихов, «Татар кызы», татарские народные танцы и другие. Жители Татарской Каргалы, от мала до велика, активно участвуют в сохранении и развитии культуры татарского народа. Традиции и обычаи – это национальная память народа, то, что отличает этот  народ от других, позволяет ощутить связь поколений и получить духовную поддержку.

 

Список литературы:

  1. Денисов Д., Моргунов К., Персиянова Э. Этнокультурная мозаика Оренбуржья. – 2012. - № 1-2. – С. 48-49.
  2. Искандаров А. Р., Искандаров Р.Ш. Сеитов Посад. Татарская Каргала. – Оренбург: печатный дом «Димур», 2015. – 304 с., ил.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом