Статья опубликована в рамках: LXXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 20 июня 2019 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ОТНОШЕНИЯ ДЕМОКРАТИИ И ФИЛОСОФИИ
Философия представляет собой особую форму познания мира, которая актуальна на протяжении всей истории человечества. Андре Конт-Спонвиль не признает ее в качестве науки. Французский ученый определяет философию как мыслительную деятельность, приводящую к более активной, более счастливой, более разумной, а значит и более мудрой жизни [3, с. 663]. Но как можно сделать жизнь отдельного индивида разумной и счастливой? На этот архисложный вопрос нет единого ответа. Но история философии демонстрирует нам попытки решить указанную проблему. Необходимо ли справедливое общество как условие всеобщего счастья?
Демократия по Платону представляет собой приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления, строй, где равные и неравные уравниваются. Человек стремится к признанию себя толпой, способствуя развитию бесполезных вожделений. Погрязнув в мимолетных увлечениях, он стремится лишь к удовлетворению бесконечно окутывающих его желаний. В жизни нет порядка и царства необходимости [4, с. 924]. Наилучшие из существующих типы государств по Платону – это аристократия и монархия. Демократия же ведет к наихудшему способу управления – тирании.
Томас Гоббс справедливо заметил, что люди должны согласиться на отказ от некоторых прав и, таким образом, отказаться от свободы лишать другого человека определенного блага. Право делать все, что хочешь провоцирует бесконечное состояние войны всех против всех [2, с. 139]. Негласный общественный договор, а впоследствии и государство гарантируют индивиду определенную свободу, непосредственно сопряженную с правами и обязанностями.
Французский философ Ален Бадью рассматривает в одной из своих лекции так называемое «загадочное отношение философии и политики». Философы строили идеальные государства, конструировали утопии, размышляли по поводу форм правления и справедливости (несправедливости) тех или иных политических режимов. Бадью обнаруживает противоречие: философия – демократический, свободный акт, но мыслители (француз приводит в пример Платона, Гегеля, Ницше, Витгенштейна и даже самого себя) не признают свободы мнений. Демократия, политика и философия находятся в парадоксальных отношениях. Греческая демократия – необходимая причина рождения философии. «Демократия – это то, что необходимо философии в начале, но то, что у нее плохо получается в конце» [1, с. 35]. Ален Бадью находит связующее понятие между тремя терминами – истина. Философы издавна и до наших дней заняты поиском истины. Но парадокс заключается в том, что истина ограничивает и нивелирует свободу мнений. Ни в науке, ни в политике не существует «свободы истин». Последняя употребляется практически всегда в единственном числе. Она универсальна, мнений же существует великое множество. Философия, выбрав основания, на которых строится знание, тем самым создает определенную строгость, необходимую для исследования объектов. Аксиома должна быть истинной. В противном случае дело не сдвинется с мертвой точки.
Философия не теряет своих демократических свойств в процессе познания. Неважно кто говорит, важно – что. Тем не менее необходимо учитывать неравенство мнений, проводить различие между истиной и ложью, верным мнением и ошибочным. Справедливость в политике подразумевает рассмотрение каждой ситуации с точки зрения эгалитарной нормы, которая провозглашается как универсальная. Равенство становится важнее свободы, подобно тому, как спасение людей от войны всех против всех становится более важным по сравнению с сохранением безграничных прав без обязанностей. Человек нуждается в справедливости, которую Бадью понимает как «философское имя истины в политическом поле» [1, с. 45]. Философия может быть демократической лишь в коммунистическом смысле этого слова. Демократия, как и любой другой режим, есть средство нахождения политической истины, а не сама истина. Философия подобна демократии в отношении свободного выбора не только первой аксиомы, но и дальнейших доказательств.
Список литературы:
- Бадью А. Загадочное отношение философии и политики. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2016. – 112 с.
- Гоббс Т. Левиафан. М.: РИПОЛ классик, 2018. – 624 с.
- Конт-Спонвиль А. Философский словарь. М.: Этерна, 2012. – 752 с.
- Платон. Полное собрание сочинений в одном томе М.: «Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2016. – 1311 с.
дипломов
Оставить комментарий