Статья опубликована в рамках: LXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 25 июня 2018 г.)
Наука: Философия
Секция: Религиоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
АКТУАЛЬНОСТЬ СОТРУДНИЧЕСТВА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ В РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ
Теория и практика социальной работы с молодежью свидетельствует о том, что необходимо расширять границы сотрудничества, т.к., являясь многоструктурным феноменом, в котором синтезируются различные науки и стороны жизни индивида, она все еще скована рамками секулярного взгляда на мир.
Расширением границ и улучшением оказываемых услуг может послужить синтез деятельности Русской православной церкви и социальных служб в работе с молодежью, т.к. первая на протяжении всей своей огромной истории занималась тем, что оказывала помощь людям, которых в социальной работе именуют получателями социальных услуг.
Проблема, которую мы поднимаем, является еще не настолько исследованной, чтобы говорить об актуальности данного направления работы, поэтому мы ставим перед собой цель – выявить актуальность данного направления работы на сегодняшний день в Российской Федерации. Стоит отметить, что проблему сотрудничества РПЦ и социальных служб изучали такие исследователи, как И.В. Астэр, В.Г. Галушко, А.В. Митрофанова, игумен Мефодий (Кондратьев), Р.И. Прищенко, Е.Е. Рыдалевская, В.В. Бастисюк, Г.В. Негодина и др.
На данный момент, исходя из документов «О принципах организации социальной работы в Русской православной Церкви» и «Основы социальной концепции Русской православной Церкви», мы можем видеть, что социальная работа церкви охватывает огромное количество социальных проблем современной России [5, 4].
Для того чтобы выяснить насколько актуально сотрудничество Русской православной церкви и социальных служб в работе с молодежью, мы провели социологическое исследование. В данном исследовании мы применили следующие методы: анкетирование, фокус-группа и интервьюирование.
Первое, что было сделано в нашем исследовании – анкетирование. Дадим определение данному термину: «анкетирование – это средство получения информации для социального обследования, при анкетировании каждому лицу из группы, выбранной для нее, необходимо ответить на вопросы анкеты. Вопросы бывают открытые и закрытые, а также объективные и субъективные. Обычно анкетирование проводится анонимно. [6].
Анкета, которая была использована в нашем исследовании, была анонимна, состояла из 17 вопросов, из этого числа 5 закрытых и, соответственно, 12 открытых. Использовались в большинстве открытые вопросы, т.к. нашей задачей стояло раскрыть внутреннее состояние и видение поставленной проблемы у каждого респондента.
Рассмотрим некоторые вопросы, которые нам представляются наиболее важными, и те ответы, которые мы получили для того, чтобы понять, каково видение молодежи Российской Федерации на синтез таких феноменов, как Русская Православная церковь и современная российская молодежь.
В анкетировании приняло участие 151 человек из 10 населенных пунктов: Барнаул, Волгоград, Зеленоград, Красногорск, Москва, Самара, Санкт-Петербург, Севастополь, Харабали, а также столицы республики Беларусь город Минск.
Возраст разделялся на 5 категорий: 14-17 (4 %), 18-22 (58,3 %), 23-25 (15,9 %), 26-30 (13,2 %) и старше 30 лет (8,6 %).
Вначале был задан открытый вопрос по поводу вероисповедания людей со следующей формулировкой: «Относите ли Вы себя к какому-либо вероисповеданию (дайте развернутый ответ)?». Развернуто говорить о своей мировоззренческой позиции захотелось не многим респондентам, так как раскрываться, даже анонимно, достаточно тяжело: к православию себя относят 60 опрошенных, ответ не дали 27 респондентов, с атеизмом себя идентифицировали 18 человек, с христианством также 18, агностицизм считают своим мировоззрением 5 человек, ответ «ислам» дали 5 индивидов, буддизм избрали для себя 3 человека, 2 респондента считают себя язычниками, в категорию прочие вошли 13 человек.
Если преобладание христианства (суммарно 78 человек) можно объяснить тем, что сама культура, созданная в России создавалась на ее основе, то 13 человек, ответы которых вошли в категорию прочие вызывают неподдельный интерес. Староверие или ответ да являются не столь интересными, например, «Отношу себя к так называемым «староверам», придерживаясь язычества», данная смесь понятий и, вообще, идентификация с язычеством удивляют. На данный момент, то, что называют термином «язычество» – это современные разработки, созданные, зачастую, с целью получения прибыли за «возвращение к корням». Нам необходимо понимать, что данный ответ является не просто соотнесение себя и мировоззрения, а желание получить что-то уникальное там, где этого не осталось.
На вопрос: «Считаете ли Вы себя воцерковленным?», данный термин был использован в смысле наименование православных, не просто крещенных в православной церкви, но и соблюдающих обрядовую сторону религии — пытающихся жить по-православному Термин «воцерковленные» может применяться к любой христианской конфессии, но чаще всего речь идет о православии [2]. Воцерковленными себя считают 31 человек, не считают себя таковыми 115 человек, остальные респонденты по каким-то личным причинам воздержались от ответа.
Вопрос, касающейся знакомству респондентов с Библией, показал, что 52,3 % частично знакомы с Книгой Книг христианской церкви, 35,1 % выбрали ответ «да», остальные 12,6 % вариант «нет».
Большинство из респондентов считает (106 человек), что Русская Православная церковь не влияет на развитие Российской Федерации, 45 человек заняло обратную позицию.
На вопрос: «Защищает ли Ваши интересы Русская Православная церковь?» 97 человек ответило отрицательно, 42 положительно (либо полностью, либо частично), остальные опрошенные – 12 человек находятся в замешательстве, они не задумывались над данным вопросом, это говорит о том, что люди не воспринимают РПЦ – как ту социальную структуру, которая может защитить их интересы в той или иной сфере. На вопрос о ценностях Русской православной церкви, только 4 человека из всех 151 опрошенного уделили внимание самой важной ценности – служение Богу, часть респондентов воспроизвели 10 заповедей или их часть, что уже является неплохим результатом. Большинство называло гуманные ценности, кто-то выражал свою ненависть в виде ответов: «часы патриарха».
Перейдем к вопросу, который особенно важен для нашего исследования: «Что является особо привлекательным в деятельности Русской православной церкви для молодежи России?». На данный вопрос поступили ответы, которые бы могли привести нас к неправильному пониманию проблемы, но проведение фокус-группы показало истинную картину. На данный вопрос ответы распределились так: «ничего» – 43 респондента, «затрудняюсь» – 45 респондентов, тема Бога и религии была поднята в ответе как основная 9 респондентами, негативную точку зрения высказали 8 человек, 40 респондентов посчитало, что привлекательным является социальная, психологическая, педагогическая и т.д. помощь, 6 человек написали циничные высказывания в адрес Русской православной церкви. Из этого мы видим, что картина неоднозначна, с одной стороны респонденты видят разностороннюю помощь, с другой, 57 человек не видят ничего положительного для молодежи в деятельности Русской православной церкви. Откуда это? На данный вопрос мы ответим в дальнейшем, когда будем описывать результаты проведенной фокус-группы.
Вопрос, касающийся диалога со священнослужителем, показал, что 65,56 % молодежи хотели бы получить или продолжить получать опыт общения со священнослужителем в той или иной форме.
Вопрос: «Какие Ваши интересы и потребности совпадают с интересами и потребностями Русской православной церкви?» был посвящен важнейшему аспекту нашего исследования и мы получили следующие результаты: никакие ответили 47 человек, не знают 37, выразили положительные потребности 64 респондента, а негативные 3. Представляют интерес все 4 категории, т.к. несовпадение ценностей РПЦ и своих собственных – это трагедия или непонимание, т.к. даже, если человек не верит в Бога, то принятие общечеловеческих гуманных ценностей представляется для него высокой и важной задачей, т.к. только благодаря им социум не разрушается. Признать свое незнание – это положительный аспект личности, следовательно, необходима просветительская работа, чтобы индивид разбирался в религиозных воззрениях своей страны для более успешной коммуникации с согражданами. Положительные потребности видели из разных полюсов от богослужения до интереса к адекватному доброжелательному обществу. Негативные интересы вывели только 3 человека и все трое склонялись к своей ценности – материальной выгоде, которую они видели в Русской православной церкви.
Последний вопрос носит на себе культурологический оттенок и позволяет понять, как влияет Русская православная церковь на аспект личности, который является важнейшим в коммуникации с другими людьми – его имя. При ответе на вопрос: «Имеет ли православную основу Ваше имя?» 2 человека воздержалось, из 149 респондентов: у 62,4 % имя имеет православную основу, т.е. несет связь с определенным святым, только лишь 37,6 % ответили «нет».
Тем самым, мы видим, что в среде молодежи, с христианством себя ассоциирует чуть более половины, что дает нам понять важность развития связей Русской православной церкви и социальных служб, т.к. их сотрудничество поможет улучшить качество оказываемых социальных услуг, т.к. РПЦ является авторитетом для столь большого количества молодежи России.
Для того, чтобы понимать, как мыслит православная воцерковленная молодежь, был применен метод фокус-группы. Данный метод заключается в деловой групповой дискуссии, цель – выяснение отношения собравшихся к определенному виду деятельности. Особенность данного вида интервью – возможность распознать мировоззренческие установки той или иной социальной группы, т.к. в ходе дискуссии участники максимально раскрепощаются за счет обсуждения той или иной проблемы со своими единомышленниками.
В нашем исследовании мы сотрудничали с Молодежным отделом Волгоградской епархии, который возглавляет иерей Вячеслав Патрин. Нами была проведена встреча с добровольческим движением «Лепта», который возглавляет Мария Карчагина. На встречу собралось 8 человек – воцерковленная молодежь. В ходе фокус-группы мы получили следующие результаты:
- у индивида развито евангельское мышление, т.е. он видит окружающий мир через текст Евангелий;
- человек чувствует свою уникальность и старается раскрыть замысел человека как такового;
- у неверующего жизнь направлена на самого себя, например, осуществляя благотворительность, он подчеркивает свою исключительность, верующий же человек всю славу воздает Богу;
- осуществляется улучшение индивида, приводились примеры, когда человек бросает курить или излечивался от алкозависимостт;
- воцерковленная молодежь считает, что Русская Православная церковь на данный момент не влияет на российское общество, т.к. в информационной войне церковь была дискредитирована в глазах людей, из-за того, что СМИ интересны скандальные истории, а не благотворительность и помощь социуму от РПЦ;
- неформальное общение со священнослужителями помогает росту личности, священник, например, многим заменяет психолога;
- воцерковленная молодежь считает, что улучшение социума будет происходить за счет взаимодействия Русской православной церкви с миром на почве социальной помощи.
Из представленных данных мы видим, что воцерковленная молодежь представляет из себя особую социальную группу, которая прекрасно видит проблемы современности и, не отступая от своих догматов и мировоззренческих позиций, хочет изменить современную Россию к более лучшей социальной ситуации.
Третий метод, который был использован в нашем исследовании – это интервью. Мы взяли 3 интервью у воцерковленной молодежи и 3 у невоцерковленной.
В нашем исследовании мы использовали полуформализованное интервью, т.к. данный вид позволял нам найти ответы не только на поставленные заранее вопросы, но и открыть для себя новые грани мировоззренческих позиций воцерковленной и невоцерковленной молодежи.
Двое из троих невоцерковленных людей идентифицировали себя с атеистическим взглядом на мир, один из них подчеркнул, что он материалист, но верит в то, что есть нечто большее, чем наша реальность, но из-за того, что у человека отсутствуют те органы чувств, которые могли бы данную реальность регистрировать, мы не можем с ней соприкоснуться. Один человек из данной категории идентифицировал себя как православный христианин.
Особенностью данной группы можно выделить следующее: они считают, что Русская Православная церковь влияет на современную Россию, как в положительном, так и негативном плане. По поводу сотрудничества молодежи и РПЦ респонденты считают, что на данный момент, молодежь будет минимально сотрудничать с Русской православной церковью.
Все интервьюированные из данной группы не видят защиты своих интересов в деятельности Русской православной церкови. Также, стоит отметить, их заинтересованность в неформальной беседе со священнослужителем.
Вторая группа, воцерковленная молодежь, высказала, что не видит влияния церкви на современную Россию, или это влияние минимально. О вопросе сотрудничества можно подчеркнуть помощь детским домам, проведение совместных мероприятий, благотворительные мастер-классы, помощь в хосписах, помощь ветеранам.
Все респонденты считают, что их интересы защищаются, т.к. они схожи с интересами самой Русской православной церкви. Относительно общения со священником, индивиды из данной группы предпочитают неформальную беседу, что соответствует потребностям прошлой группы.
Исходя из представленного материала, мы видим, что большинство молодежи можно отнести к категории «верующие», хотя, данная категория является спорной, если, например, исходить из философии Ивана Александровича Ильина [3], поэтому корректнее сказать, что большинство относит себя к религиозной группе. Тем самым, построение социальных технологий, которые предполагают плодотворное сотрудничество религиозных организаций, в частности Русской православной церкви, и социальных служб несет за собой весомое основание.
Список литературы:
- Астэр И. В. Перспективы партнерства религиозных, государственных и общественных организаций современной России в социальной работе / Астэр И. В., Галушко В. Г. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-partnerstva-religioznyh-gosudarstvennyh-i-obschestvennyh-organizatsiy-sovremennoy-rossii-v-sotsialnoy-rabote. – 2018.
- Воцерковленный [Электронный ресурс] // Академик. – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/627224. - 2018.
- Ильин И. А. Путь духовного обновления / Иван Ильин. – Москва: Институт русской цивилизации: Родная страна, 2017. – 1210 с.
- О принципах организации социальной работы в Русской Православной церкви [Электронный ресурс]: документ принят 4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1401894.html. – 2018.
- Основы социальной концепции Русской Православной церкви, 9 июня 2008 г. / Официальный сайт Московского Патриархата [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html. – 2018.
- Словарь бизнес-терминов [Электронный ресурс] // Академик. – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/business/782. – 2018.
- Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации": (с изменениями и дополнениями, вступил в силу с 01.05.2018) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/4f41fe599ce341751e4e34dc50a4b676674c1416/#dst100022. – 2018.
Оставить комментарий