Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 25 июня 2018 г.)

Наука: Социология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Щербакова А.О. ПОНЯТИЕ ВРЕМЯ И ПАМЯТЬ В СОЦИОЛОГИИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(65). URL: https://sibac.info/archive/social/6(65).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПОНЯТИЕ ВРЕМЯ И ПАМЯТЬ В СОЦИОЛОГИИ

Щербакова Ангелина Олеговна

магистрант, кафедра методологии социологических и маркетинговых исследований, Самарский Университет им. С.П. Королева,

РФ, г. Самара

Гюль Дарья Владимировна

научный руководитель,

канд ист. наук, доцент Самарский Университет им. С.П. Королева,

РФ, г. Самара

Понятие время и память одни из важных понятий не только в социологии, но и в других гуманитарных науках. Почему так важны понятия время и память для социологии? Рассмотрим далее.

Мы не можем утверждать то, что человечество поддалось течению времени и лишь приспосабливается к нему. Люди очень активно взаимодействуют со временем. Подтверждением этих слов могут быть исследования в рамках лингвистики, этнологии и культурологии, которые так же важны для социологического знания. Как утверждает Н.С. Толстая: «Носители традиционного мировосприятия находятся со временем в «деловых» отношениях, они могут определенным образом управлять временем и с его помощью воздействовать на окружающий мир, тогда как современное мировосприятие предполагает, что человек находится в плену, во власти у времени» [1, с. 16]. Именно то, как общество использует время с точки зрения принадлежности к тому или иному этапу своего развития, было раскрыто в социологическом анализе различий жизненных стилей модерна и постмодерна З. Баумана [2].

Для начала акцентируем свое внимание на направлениях исследований. Н.В. Веселкова утверждает, что всего можно выделить 4 направления: социология памяти, историческая социология, футурология, социальное прогнозирование.

Рассматривая направления социологии памяти необходимо упомянуть о тех ученых, работы которых послужили толчком для его развития: Ч.Х. Кули, Дж.Г. Мид, Э. Дюркгейм, М. Мосс и М. Хальбвакс. Особое внимание стоит уделить работе Хальбвакса «Социальные рамки памяти» (1925) [3]. Именно здесь вводится в оборот понятие «коллективная память», дается определение соотношения между «коллективной памятью» и «исторической памятью». В отечественной социологии исследования в рамках данного направления проводили Я.К. Ребане и Л.Н. Коган.

Историческое направление базируется на работах тех же ученых-социологов, что и социология памяти. Особое развитие, данное направление получило в США. Примером может послужить исследование посвященное осмыслению истории для развития политической культуры государственных чиновников.

Футурология и социальное прогнозирование стоят особняком среди прочих направлений, поскольку служат для того, чтобы предвидеть то, какие изменения произойдут в будущем с обществом.

Чаще всего время рассматривается с точки зрения модуса «прошлое». Связано это с тем, что мы — человеческое сообщество, имеем расплывчатые представления о том, что нас ждет в будущем, нам подчас трудно дать оценку настоящему, но о прошлом мы рефлексируем на протяжении долгого периода времени, рассматриваем его с точки зрения пережитого опыта и можем оценить результаты прошлых поступков и событий в настоящем. Одно из направлений, которое занимается исследованием представлений о «прошлом», это направление, посвященное социальной ностальгии. Особое внимание социальной ностальгии уделяется в отечественной социологии. Многие исследования посвящены изучению ностальгии по советскому прошлому. Ностальгию мы можем понимать, как «боль, страдание, тоска по родине, чему-нибудь безвозвратно потерянному, ушедшему» [4, с. 31]. Г.Е. Зборовский утверждает, что социальная ностальгия соотносится с такой социально-психологической характеристикой как «социальное чувствование». Но социальную ностальгию отличает не только эмоциональное чувствование прошлого, но и рациональное осмысление. К рациональному аспекту социальной ностальгии относятся: оценка общественного строя, социального порядка. Нельзя не согласиться с тем, что в России наблюдается «тоска» по советскому прошлому, как чему-то устойчивому и привычному. Ностальгические представления «затрагивая повседневные интересы масс, влияют на их жизненный стиль, установки ориентиры, поведение, следовательно, играют важную роль в формировании повседневности…» [4, с. 32]. Отсюда следует, что социальная ностальгия очень важна не только для оценки прошлого, но и влияет на настоящее через наши поступки и установки.

В рамках исследования представлений о том или ином историческом периоде нам стоит развернуться к направлению социологии памяти. Для этого уделим внимание еще нескольким представителям данного направления, дабы на основе их интерпретаций принять для себя необходимые в исследовании понятия.

Можно утверждать о том, что одним из представителей интересующего нас направления был Джон Урри. Он предполагал, что времени как такового не существует. Есть лишь различные режимы времени, обладающие разнообразным потенциалом по преобразованию физического и социального мира.

Для нас интересно следующее определение времени, которое дал Дж. Урри. «Время — объективно данная социальная категория мысли, производимая в обществах и, следовательно, по-разному определяемая в каждом из них» [5, с. 1]. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в зависимости от общества, один и тот же промежуток времени может восприниматься по-разному. Время один из центральных элементов организации современных обществ, оно детерминирует его социальные и научные практики.

В рамках исследования понятия «время» невозможно не признать то, что мы не можем оценивать тот, или иной период нашей жизни, не сославшись на свою память. Нельзя не согласиться с Урри в том, что память, это не просто воспроизведение прошлого. «Оно представляет собой наслоение одного прошлого на другое таким образом, что ни один его элемент не присутствует в неизменном виде, но трансформируется по мере накопления новых» [6, с. 408].

Историческая память очень важна для формирования исторического сознания. Она способна сохранять в коллективном сознании оценки событий прошлого, которые трансформируются в ценностные ориентации, влияющие на поступки и действия людей. Историческая память играет немаловажную роль в формировании самоидентификации индивида. Так же в зависимости от распространенности тех, или иных стереотипов, историческая память может консолидировать общество, а может оказывать и разрушительный эффект. Все мы можем вспомнить пример Гражданской войны в США. На Юге господствовали расистские стереотипы по отношению к цветному населению, в то время как на Севере от этих стереотипов стали отходить, а цветное население получило свободу. Подобное разобщение во взглядах привело к одной из самых жестоких войн в истории США.

Что же представляет из себя историческая память? Это устная традиция передачи информации о прошлом, которая носит мифологичный характер. Связано это с тем, что с уходом свидетелей определенных исторических событий, эти события приукрашиваются и обрастают мифами. Память существует не только индивидуальная, но и коллективная, разделяемая группой людей. Под группой здесь понимаются не только малые социальные группы, но и большие общности, такие, например, как государства. Важной чертой коллективной памяти является существование «официальных воспоминаний» в обществах, которые могут вытеснять альтернативную память о тех или иных событиях. «Многие социальные группы, институты и целые общества могут вырабатывать разнообразные, часто противоречивые практики памяти, которые, однако, могут быть лишены официального признания» [6, с. 198].

В условиях переоценки ценностей, становления нового российского общества и влияния процесса глобализации на все сферы жизни, историческая память постепенно теряет свою актуальность. Знание об истории своего народа и этноса уступает знаниям глобальной мировой истории. К сожалению, процесс глобализации, сводя историческое сознание народов в единое целое, подталкивает историческое сознание отдельных наций к исчезновению. А это значит, что вместе с потерей исторической памяти и исторического сознания, мы можем остаться и без тех ценностей, норм, обычаев и правил, которые до этого формировали наши повседневные действия.

 

Список литературы:

  1. Толстая, С.М. Время как инструмент магии: компрессия и растягивание времени в славянской народной традиции // Логический анализ языка: Язык и время / Отв. ред. чл.-корр. РАН Н.Д.Арутюнова, к. филол. н. Т.Е. Янко. М.: «ИНДРИК», 1997. М.: «ИНДРИК», 1997. С. 28-35.
  2. Бауман, З. От паломника к туристу // Социологический журнал. 1995. №4. С. 133-154
  3. Хальбвакс, М. Социальные рамки памяти / пер. с фр. и вступ. ст. С. Н. Зенкина. М.: Новое изд-во, 2007.
  4. Зборовский Г. Е., Широкова Е. А. Социальная ностальгия: к исследованию феномена // Социс.–1999.-№12.–С.58
  5. Урри, Дж. Социология за пределами обществ: виды мобильности для XXI столетия. Основные идеи книги [Электронный ресурс]. URL: https://islander-reader.livejournal.com/5041.html (дата обращения: 15.01.2018).
  6. Урри, Дж. Социология за пределами обществ: виды мобильности для XXI столетия. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012- С.196.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.