Статья опубликована в рамках: LXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 26 марта 2018 г.)
Наука: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
МЕДИАЦИЯ В МЕХАНИЗМЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Одним из основных начал семейного законодательства выступает приоритет защиты семейных прав, а в особенности прав ребенка на жизнь и воспитание в семье, общение с родителями и другими родственниками, на выражение своего мнения и иные [4].
Данные положения восходят к Конституции Российской Федерации [1], а также международным актам и, в частности, к Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., ратифицированной Российской Федерацией, в которой подчеркивается, что «дети имеют право на особую защиту и помощь» и «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения» [2].
Так, действующий Семейный кодекс Российской Федерации закрепляет, что ребенок имеет право на свою защиту (ст. 56), а также заботу со стороны обоих своих родителей (ст. 54, 55), которые обязаны нести за него ответственность вне зависимости от того, находятся ли они в браке и проживают ли они вместе (ст. 61, 63).
При этом, семейным законодательством предусматриваются такие способы защиты семейных прав, как судебный, административный (путем обращения в компетентные органы власти), а также иные способы, предусмотренные законом (ст. 8).
В качестве такого способа особо хотелось бы отметить альтернативную процедуру урегулирования спора с участием посредника (процедуру медиации). Данный способ разрешения конфликтов, в том числе, семенных получил легитимацию в Федеральном законе от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [6].
Обращаясь к международному опыту применения семейной медиации, следует отметить, что она является одним из первых и наиболее распространенных видов медиации в мировой практике для урегулирования разногласий, возникающих при расторжении брака, в том числе по вопросам определения места проживания детей, установления порядка общения с ребенком и участия в его воспитании отдельно проживающего родителя, определения размера алиментов, раздела общего имущества супругов, распределения долгов).
Тем не менее, медиация при разрешении семейных конфликтов в Российской Федерации не получила столь широкого распространения, а для большинства жителей России семейная медиация и вовсе «пустой звук».
Авторы по-разному оценивают данную ситуацию, выделяя различные причины. Большинство из них полагают, что ключевая причина такой невостребованности кроется в недостаточной информированности или даже в особенностях менталитета российских граждан, предпочитающих сразу же разрешать правовые споры в суде [7, с. 61].
На наш взгляд, причин тому несколько, в том числе, непопулярность в принципе процедуры медиации, невозможность применение альтернативной процедуры при таких правовых конфликтах, как ограничение или лишение родительских прав, а также несовершенство медиативной процедуры с точки зрения особенностей семейного законодательства.
Так, практика медиации по спорам о расторжении брака выявила, что большинство людей в период развода не готовы вести переговоры, сохраняя спокойствие и способность мыслить рационально, поскольку их захлестывают сильные эмоции, переживание боли и горя от разрыва отношений подобные состояния и методы работы с ними исследуются в рамках кризисной психологии) [3, с. 70].
Повышенная эмоциональность межличностных конфликтов требует от медиатора соответствующих компетенций больших усилий по работе с эмоциями, а также отведения для этой работы более длительного времени в общей структуре медиативной сессии. Кроме того, любые семейные конфликты могут стать тяжелой психологической травмой в первую очередь для ребенка, что создает необходимость учета интересов детей при принятии тех или иных решений.
Данные особенности обеспечивают важность своего рода совмещения в статусе медиатора также роли педагога и психолога. В связи с чем, общие требования к процедуре медиации, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» в случае с семейными спорами, по нашему мнению, представляются недостаточными.
В частности, ст. 15 данного Закона предусматривает возможность деятельности медиатора как на профессиональной, так и непрофессиональной основе. По нашему мнению, в случае с семейным медиатором профессионализация просто необходима. Более того, представляется необходимость закрепить в обязательном порядке требование к профессиональному образованию медиатора – юридическому и педагогическому.
Кроме того, на наш взгляд, при семейной медиации должен быть исключен из правила принцип добровольности применения процедуры медиации (ст. 3). Данная практика существует в зарубежных странах, в которых государство активно использует данную процедуру в качестве обязательного этапа в разрешении споров, вытекающих из семейных правоотношений.
Закреплении в семейном законодательстве обязательности процедуры медиации в случае защиты прав ребенка позволило бы повысить эффективность разрешения семейных конфликтов.
Также большую сложность представляет процедура медиации, предполагающая письменное заключение соглашение сторон о проведении процедуры медиации, а затем медиативное соглашение. По нашему убеждению, семейная медиация в данной части должна быть упрощена.
Данную специфику семейной медиации следует отразить в семейном законодательстве, закрепив отдельную главу «семейная медиация».
В международной практике, как правило, семейная медиация регламентируется отдельно от иных видов медиации в отраслевом брачно-семейном (например, в Англии и Уэльсе, Финляндии, Австралии) или специальном законодательстве самостоятельные законы о семейной медиации приняты в большинстве штатов США) [5, с. 125].
В частности, в Великобритании в соответствии с Законом о семье 1996 г. солиситор обязан направлять клиентов, обратившихся за юридической помощью по семейному спору и обладающих правом на ее бесплатное предоставление, к медиатору для проведения предварительной информационно-оценочной сессии так называемой процедуры MIAM).
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что психологические особенности семейных конфликтов (повышенная эмоциональность, длительность и углубленность конфликта, необходимость учета интересов детей) делают участие медиатора не просто полезным, но и необходимым в случаях споров между родителями и детьми, как подростками, так и достигшими совершеннолетия; в случае споров между супругами, которые могут касаться процесса воспитания детей, усыновления; в случае споров между родственниками, не являющимися супругами по поводу детей.
Однако, применение общей процедуры медиации, предусмотренной действующим законодательством не позволяет учитывать данные особенности. Целесообразность же альтернативной процедуры, на наш взгляд, видится лишь в случае совершенствования семейного законодательства.
Список литературы:
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. С учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, от 30декабря 2008 года № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 года № 11-ФКЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
- Конвенция о правах ребенка. Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. Ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 года №1559-I. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.) // Сборник международных договоров СССР. – Выпуск XLVI. – 1993.
- Куропацкая, Е.Г. Медиация как способ защиты прав ребенка в Российской Фелдерации // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2015. –№ 8. – М.: Буковед. – С. 70–74.
- Семейный кодексРоссийской Федерации. Федеральный закон № 223-ФЗ. Принят Государственной Думой РФ 08 декабря 1995 года. Подписан Президентом РФ 29 декабря 1995 года // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 1. – Ст. 16. // В редакции Федерального закона от 29 декабря 2017 № 438-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2018. – № 1 (Часть I). – Ст. 22.
- Уинслэйд, Д., Монк, Д. Нарративная медиация. Новый подход к разрешению конфликтов / Д.Уинслэйд, Д.Монк / Пер. с англ. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2009. 179 с.
- Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Принят Государственной Думой РФ 07 июля 2010 года. Одобрен Советом Федерации РФ 14 июля 2010 года. Подписан Президентом РФ 27 июля 2010 года // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010. – № 31. – Ст. 4162. // В редакции Федерального закона от 02 июля 2013 № 185-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. – № 27. – Ст. 3477.
- Шаманова, Р.А. Некоторые проблемы реализации медиации в России // Вопросы российского и международного права. – 2014. – № 8–9. М.: Государство и право. – С. 59–69.
дипломов
Оставить комментарий