Статья опубликована в рамках: LXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 18 января 2018 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
РОЛЬ КАЛЛИГРАФИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В настоящее время проблема формирования каллиграфического навыка приобретает всё большую актуальность. Современному обществу требуется всесторонне развитая личность. Многие ученые выделяют структурные компоненты всестороннего развития личности и указывают на важнейшие его составные части. В роли которых выступают: умственное воспитание, техническое обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием творческих склонностей, задатков и способностей личности и включением её в производительный труд [3]. Как видим, это личность интеллектуально мыслящая, владеющая необходимыми видами и формами деятельности, направленной на решение насущных задач общества. Но это личность и грамотная, владеющая формами устной и письменной речи.
Слово «каллиграфия» пришло к нам из далеких времен. Еще на древнем греческом языке оно было образовано от двух слов, переводящихся на русский язык, как «красота» и «пишу». Под этим термином понимается способность четко, красиво и разборчиво писать от руки, опираясь на имеющиеся образцы письма [3, с. 13].
Для каллиграфического почерка важно соблюдать правила строки, выдерживать ровные поля как справа, так и слева страницы, придерживаться одинакового размера и наклона для букв (причем наклон регламентирован и равен 65 градусам), правильно отрисовывать каждую букву и правильно соединять буквы.
По отношению к школе задача формирования каллиграфического навыка выступает как одна из проблем в образовании. Данная проблема остаётся актуальной, как для учителей, так и для методистов, учёных. Её изучением занимались и занимаются многие учёные, рассматривая процесс формирования навыка с разных позиций, таких как: “Письмо с секретом”; развитие мускульной и тактильной памяти; тактированное письмо; обучение первоначальному письму и формированию каллиграфического навыка через определённую систему принципов, методов и приемов.
Поэтому у человека появляется необходимость писать не просто разборчиво, но и быстро, сохраняя при этом каллиграфический почерк. Именно в начальной школе закладываются основы почерка человека, поэтому в этом возрасте сразу и нужно начинать писать правильно.
Сегодня обучение каллиграфическому почерку считается одной из главных проблем школьного образования. Эту проблему изучают многие ученые и методисты. Формирование правильного письма сегодня рассматривается с разных точек зрения. Например, программа «Письмо с секретом» подразумевает формирование мускульной памяти.
Почему этот вопрос так волнует многих людей? Потому что есть существенные проблемы, связанные с плохой каллиграфией у детей. Если ребенок небрежно относится к разборчивости своего почерка, то эта небрежность переходит и к усвоению орфографии. Проверяющему трудно определить, какие буквы находятся в тексте. О человеке, который пишет плохим почерком, складывается часто ложное впечатление, будто он неграмотный и небрежный в жизни. Компьютеризация в обучении накладывает свой отпечаток, так как дети меньше времени пишут, что мешает им усвоить каллиграфические навыки письма.
Наиболее часто возникающие проблемы в написании слов - это трудности в овладении буквенной формы, методов соединения букв, наклон строки. Из за того, что упражнения проводятся реже, чем раньше, все эти навыки теряются.
Но есть еще более серьезные признаки этой проблемы - на процесс формирования навыков письма влияют не только физические трудности, но и психологические особенности личности.
Согласно Е.М. Гуровой, нужно выделять отдельные элементы каллиграфического почерка и отрабатывать каждый из них. При этом нужно учить детей писать в такт или по команде [2, с. 61].
Существует стойкое убеждение, основанное на фактах, что если придерживаться строгого размера ритма, то можно легко освоить быстрый и в то же время красивый почерк. Упражнения по письму в такт позволяют не только правильно писать, но и помогают детям проявлять внимание (ведь нужно с первого раза понять и написать то, что говорит учитель). Также это позволяет тренировать память и развивать способность к усидчивости. Отдельные элементы, о которых пишет Илюхина, нужно писать безотрывно.
На каждом уроке рассматривается новая буква. При этом уже во второй половине сентября детей отправляют на «самостоятельный поиск». Дети не всегда способны дать развернутый ответ на различные вопросы учителя. Но при этом на уроках часто звучит детская речь.
Дети при этом самостоятельно комментируют свое написания буквы или слова. Они проговаривают каждый элемент в момент его написания. При этом письмо идет безотрывно от бумаги.
Н.Г. Агаркова предлагает собственную систему, которая применяет принципы ритмизированного написания. Такое письмо становится более четким и плавным. А ритмичность во время написания букв значительно ускоряет темп без ущерба для качества письма. Этот коррекционный метод позволяет совершенствовать графо-моторный компонент у детей, который имеют свои двигательные особенности. Тактированное письмо вводится в три этапа [1, с. 9].
На первом этапе дети выполняют следующие задания: они обводят буквы на специально заготовленных образцах под кальку. Упражнение выполняется под счет.
На следующем этапе дети с помощью кальки обводят уже не буквы, а слова, которые объединены в группы. В каждой группе находятся слова, имеющие схожие ритмические структуры и подобные ударения.
Третий этап характеризуется тем, что дети уже начинают также обводить с помощью кальки целые предложения. Также постепенно внедряются стихи и даже небольшие тексты.
Для успешного выполнения всех этих упражнений была издана рабочая тетрадь. С ее помощью дети в младшей школе формируют графо-моторный элемент письма. Занятия по этой тетради проводятся в начальных классах школы. Также существуют эффективные альтернативные методы обучения красивому письму. Обсудим более подробно методику, которую предлагает Н.Г. Агаркова.
Стабильное написание разных букв достигается за счет соблюдения закономерностей правильного движения рук в процессе написания текста на бумаге. Это круговые движения, которые замкнуты и направлены внутрь к плечу. Как правило, рука во время написания разных букв совершает одни и те же движения [5, с. 35].
Если логически группировать разные буквы, то можно достаточно быстро после изучения отдельных букв сформировать в сознании учеников ясные образы каждой буквы, а это позволит избежать частых графических ошибок при быстром письме. В результате закладывается прочный фундамент для формировании способности автоматически писать каллиграфическим почерком.
В целях предупреждения ошибок следует приучать детей к быстроте выполнения операций по контролю за написанием и проверке орфограмм. Ученик, не успевающий проверить написанное, часто пишет «по догадке», что может привести к ошибке. Необходим предупредительный анализ трудных слов. Причины же орфографических и каллиграфических ошибок – в том, что ребёнку трудно распределять внимание между решениями каллиграфической и графической задач. Особенно проявляется это у медлительных детей. Поэтому на данном этапе так важна автоматизация навыков.
Принципы можно реализовать с помощью поэлементно-целостного метода. Он опирается на особенности, связанные с возрастом шести-семи лет и психологическим развитием детей этого возраста. Этот принцип не мешает развитию связного письма. Наоборот, мы считаем, что он позволяет более глубоко его раскрыть. Методика основывается на двух категориях образов букв. Это зрительные образы букв и двигательные образы букв. Зрительные образы основаны на закономерностях восприятия с помощью зрения. Двигательные образы основаны на закономерностях движений в процессе написания.
Итак, каждая рассмотренная методика основана на принципах и подходах, имеющих надежные исторически сложившиеся рекомендации; современные технологии обучения развивают не только способность к письму, но и другие важные качества ребенка.
Процесс обучения характеризуется тем, что усиливается внимание к орфографической зоркости, быстроте выполнения задач, к скорости, каллиграфии и формированию индивидуального почерка. Самостоятельность в грамотном письме теперь оценивается в индивидуальной письменной речи учащихся.
Список литературы:
- Агаркова, И.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. Программа для начальной школы [Текст] / И.Г. Агаркова // Начальная школа. - 1995. - №12. - С. 12-14.
- Гурова, Е.М. Подготовка руки ребенка к письму [Текст] / Е.М. Гурова // Начальная школа. - 2000.- № 5.- С. 61-62.
- Желтовская, Л.Я. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников [Текст] /Л.Я. Желтовская, Е.Н.Соколова. - М.: Просвещение, 2005. - 238 - С. 13.
- Шевелева Н.П., Полищук Б.О., Зонова Н.В., Савкина Н.Г. Опыт формирования толерантного мировоззрения у студентов посредством деловой игры // Глобальный научный потенциал. - 2014. - №9 (42). - С. 161-162.
- Отыншинова М.Б., Усольцева Д.А., Лукина Н.В., Прокопова Я.И. Роль каллиграфии в начальной школе // АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК, 2017, №5. С. 31-34.
- Савкина Н.Г., Шевелева Н.П. Специфика подбора методов обучения с учетом мозговой организации познавательных процессов учащихся //Общество: социология, психология, педагогика. -2016. - № 12. - С. 136-138.
- Савкина Н.Г. Сущность, принципы, условия оказания детям педагогической помощи Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 1-2 (8). С. 40-43.
- Савкина Н.Г. Дифференцированное обучение учащихся начальных классов с учётом разной функциональной асимметрии полушарий. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Ишим, 2010.
- Савкина Н. Г. Педагогическая помощь леворуким детям в первый год их обучения в школе. М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО "Ишимский гос. пед. ин-т им. П. П. Ершова". Тюмень, 2009.106 с.
дипломов
Оставить комментарий