Статья опубликована в рамках: LVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 сентября 2017 г.)
Наука: История
Секция: Этнография
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ У ЯКУТОВ
Социально-экономический кризис в стране затронул не только демографические показатели, но и основные устои семейно-брачных отношений. Увеличилось количество разводов, рождение детей вне брака, одиноких, как мужчин, так и женщин. Обесценилось само понятие брака. Этот процесс затронул не только центральные районы Российской Федерации, но практически все регионы. Так, по данным сайта Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) в разделе «Браки и разводы» мы видим следующую картину (Таблица 1).
Таблица 1[6]
Браки и разводы в период с 1990 – 2016 годы
Годы |
Браки |
Разводы |
||
Число |
На 1000 чел. населения |
Число |
На 1000 чел. населения |
|
1990 |
11550 |
10,4 |
5075 |
4,6 |
1995 |
8263 |
8,0 |
- |
- |
2000 |
5899 |
6,1 |
4073 |
4,2 |
2005 |
7048 |
7,4 |
3681 |
3,9 |
2010 |
8321 |
8,7 |
4464 |
4,7 |
2015 |
7668 |
8,0 |
4087 |
4,3 |
2016 |
6296 |
6,5 |
4159 |
4,3 |
Таким образом, количество вступающих в брак в последнее время снижается и показатель за 2016 г. один из самых низких. В то же время растут, и не снижаются показатели разводов. Причем, практически каждый второй брак распадается.
Рождаемость в регионе также вызывает серьезные опасения (Таблица 2)
Таблица 2[6]
Рождаемость и естественный прирост населения с 1990 – 2016 годы
Годы |
Всего родившихся |
Естественный прирост |
На 1000 чел. населения |
1990 |
21662 |
14192 |
19,4 |
1995 |
15731 |
5652 |
15,3 |
2000 |
13147 |
3822 |
13,7 |
2005 |
13591 |
3895 |
14,2 |
2010 |
16109 |
6707 |
16,8 |
2015 |
16345 |
8180 |
17,1 |
2016 |
15352 |
7299 |
16,0 |
Как видно из таблицы происходит сокращение естественного прироста населения, по сравнению с 1990 годом вдвое.
В этих условиях поднимается очень серьезный вопрос – как решить данную проблему, которая может привести к тяжелым демографическим проблемам, затрагивающим устои самого общества?
Семейно-брачные отношения у различных народов имеют свои традиционные основы, изучение которых может дать правильный ответ на многие проблемы в области современной семьи. В данной статье мы рассмотрим основы традиционной якутской семьи, отношение общества к семье и браку.
Что собой представляли брак и семья в традиционном якутском обществе? Главной особенностью якутских семейных отношений, по словам Б.Н. Попова, былазависимость семьи от хозяйства: скотоводство, оленеводство, коневодство требовали мужской энергии и женской заботы. Немаловажную роль в этом играли и погодные условия – это вечная борьба за выживание в холод. Чтобы не прекратился род, чтобы дети содержание родителей в старости также являлся стимулом для укрепления традиционной якутской семьи [3, с. 49]. Особо почитаемой была многодетная семья, так как «дети божье благословенье» - писал В.Л. Серошевский [4, с. 509].
Еще дальше в определении в целом человека идет Р.И. Бравина, известный этнограф, она считала, что создание семьи у народа саха считалось главным условием существования самого человека. Человек обретал целостность только по достижении им брачного возраста [1, с. 56].
У якутов женатый человек издавна пользовался почетом и уважением. Жениться означало «стать человек, выйти в люди» и поэтому каждый должен был вступить в брак для продолжения рода. [2].
Основные положения якутской семьи определил в своей работе этнограф Слепцов П.А. Он отмечал, что в XVII в. господствующей формой якутской семьи являлась малая индивидуальная семья, средняя численность которой составляла 3–5 человек. В то же время у якутов существовала и другая форма семьи – неразделенная, включающая три поколения родственников: стариков-родителей, их женатых сыновей и внуков (8–10 человек). В основном неразделенная семья существовала у богатых якутов, таким образом, численность семьи была прямым образом связана с материальным благосостоянием [5, с. 60]. Таким образом, существовала прямая зависимость благосостояния семьи от ее численности. Каждая якутская семья имела определенное количество скота и сенокосно-пастбищных угодий.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что в якутских семьях отношение к детям было особенным. Существовали всевозможные предохранительные меры, магические действия и обряды, которые в целом должны были укрепить здоровье младенца, защитить от вредных воздействий окружающих. Особое отношение было и к здоровью женщины, как матери ребенка. Таким образом, издавна у якутов существовали меры по защите здоровья ребенка и матери.
Р.И. Бравина отмечала, что в традиционной культуре в соответствии с развитием жизненного пути существовали различные правила поведения для детей, взрослых, стариков, мужчин и женщин. Помимо обрядов защиты матери и ребенка существовало так называемое кодирование будущей жизни ожидаемого младенца [1, с. 58]. В формировании личности ребенка большое значение предавалось нравственному воспитанию. У якутов в разговорной речи встречается много поговорок, пословиц, как раз направленных на умение жить и действовать в соответствии с принятыми нормами морали и правилами поведения. Они подчеркивали, что формирование человека в определенной степени зависит от окружающей социальной среды, от отношений людей. Большое внимание уделялось и трудовому воспитанию детей.С раннего детства, дети по мере своих возможностей участвовали в трудовой деятельности.
К семейным отношениям молодых людей учили с детства, мужчина не должен говорить много, женщина должна уметь работать, счастье женское зависит не от красивого лица, а от усердия, деятельности. Кстати, и замуж и жениться молодые должны вовремя, не рано, еще не созрел организм, и не поздно, ухудшится нрав.
Вступая в брак, молодые люди переходили в другую социальную категорию. Мужчина приобретал самостоятельность, становился хозяином, женщина становилась хозяйкой.
Вступление в брак было не только личное дело, но и общественное. При помощи брака укреплялась политическая сила рода, т.е. за вступающими в брак наблюдал весь род, росла ответственность молодых людей перед всем родом. И основным поводом для развода было бесплодие мужчин или женщин или супружеская неверность, которая жестоко каралась.
Таким образом, нормой в традиционном якутском обществе был крепкий брак с множеством здоровых детей. [1, с.66-72].
В заключении можно отметить, что традиционное якутское общество создала уникальную систему ценностей семейно-брачных отношений, изучение которых может укрепить современную семью. Организация школьного курса традиционных основ семейных отношений, пропаганда через СМИ семейных ценностей, написание красочных книг, буклетов, снятие документальных и художественных фильмов, изучение в школьной программе классической якутской художественной литературы может стать одним из звеньев изменения отношения к семье и браку современной молодежи. Цель современного общества создание крепкой семьи, воспитанной на традиционных ценностях, воспитывающих здоровых детей. Современная семья – это ответственный мужчина и умелая, мудрая женщина.
Список литературы
- Бравина Р.И. Концепция жизни и смерти в культуре этноса: На материале традиций саха/Р.И.Бравина. − Новосибирск: Наука, 2005.
- Вруцевич. М. С. Обитатели, культура и жизнь в Якутской области – СПб.:Лештуковская паровая скоропечатня П.О. Яблонского. 1891/ http://acarajj-kut.blogspot.ru/2015/03/2015.html Дата обращение 03.08.2017
- Попов Б.Н. Социалистические преобразования семейно-брачные: Наука, 1987.
- Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. 2-е изд., − М., 1993.
- Слепцов П.А. Традиционная семья и обрядность у якутов (XIX-начала ХХ вв.). − Якутск, 1989.
- Сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) – Режим доступа: http://sakha.gks.ru
дипломов
Оставить комментарий