Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 20 апреля 2017 г.)

Наука: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Чепилко Е.С. ТЕОКРАТИЧЕСКИЕ МОНАРХИИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(51). URL: https://sibac.info/archive/social/4(51).pdf (дата обращения: 30.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ТЕОКРАТИЧЕСКИЕ МОНАРХИИ

Чепилко Егор Сергеевич

студент 4 курса, юридический факультет ФГБОУ ВО Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина,

РФ, г. Краснодар

Ембулаева Наталья Юрьевна

научный руководитель,

канд. юрид. наук, доцент ФГБОУ ВО Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина,

РФ, г. Краснодар

Формы правления современных государств формировались под влиянием различных исторических и политических традиций, международного положения государств, а также многих других объективных и субъективных факторов. В настоящее время вопрос о форме правления продолжает оставаться актуальным в юридической науке. При этом, если так называемые классические формы правления – монархия и республика – изучены достаточно подробно, то вопросу о нетипичных формах правления уделяется не так много внимания.

И это при том, что политические и правовые реалии прошлого и настоящего свидетельствуют о том, что существует значительное количество примеров гибридных, нетипичных форм правления. Традиционные элементы формы государства эволюционируют путем соединения и появления новых признаков, вбирая в себя все лучшее из традиционных форм. Иногда противоречие наблюдается в определении формы правления даже исходя из формально-юридических позиций. Кроме того, известны примеры плавного перетекания одной формы правления в другую (причем, в ряде случаев в полную свою противоположность) при отсутствии юридического оформления на конституционном уровне таких изменений.

Одной из разновидностей нетипичных форм правления является теократическая монархия.

В теократических монархиях глава государства – монарх - одновременно является и высшим духовным лицом в стране. Например, глава римской католической церкви (Папа Римский) является главой государства Ватикан. Главными источниками права в Ватикане являются апостолические постановления и кодекс канонического права (codex juris canonici). Государство это было создано специально для государственной поддержки системы духовной власти. Это и стало его основной функцией.

Папа Римский в своих руках сосредоточивает все три ветви власти – законодательную, исполнительную и судебную. Его пост выборный. Выборы осуществляются  кардиналами, избирается Папа Римский пожизненно. После его отречения или смерти до интронизации нового Папы его обязанности выполняет камерленго (правда, с существенными ограничениями). При этом в Конституции Ватикана, состоящей из 6 актов, нет никаких упоминаний о том, что понтифик является монархом. Статья первая основного государственного закона говорит о том, что Папа Римский считается Верховным Понтификом и Владыкой государства-города Ватикан.

Папой на пятилетний срок формируется Понтификальная Комиссия  во главе с губернатором. Ей Папа Римский делегирует часть своих полномочий. Исполнительная власть находится в введении председателя или, в особенных случаях, Генерального Секретаря. От имени понтифика формируются судебные органы. В связи с чем судебная власть находится в полном распоряжении Папы Римского. Только он может подписывать документы об амнистии и освобождать от наказания.

Римская курия является главным административным органом Святого престола. Она занимается осуществлением практического руководства религиозной, хозяйственной и политической деятельности. Администрация католической церкви и Ватикана, согласно Апостольским конституциям «Regimini Ecclesiae Universae» (1968 год) и «Pastor Bonus» (1988 год), включает в себя несколько ведомств. Исполнением решений Папы и координацией деятельности Римской курии занимается Государственный секретариат. Государственному секретарю, который его возглавляет, предоставлены все полномочия в области светского суверенитета. Его полномочия фактически заключаются в исполнении обязанностей премьер-министра. В составе Государственного секретариата действуют, в частности, секции по общим вопросам (внутренним делам) и по связям с государствами (иностранным делам).

Вселенский собор, коллегия кардиналов и епископский синод являются высшими консультативными органами государства.

Еще одно теократическое государство – Саудовская Аравия, ее король которой является главой ваххабизма – одного из направлений ислама. Конституция в Саудовской Аравии отсутствует, вся ее правовая система основывается на нормах шариата, фундаментом которого выступает Коран. Все подданные обязаны исповедовать ислам. В 1992 г. в Саудовской Аравии принимается закон, которым были определены основы власти в королевстве. Во главе его стоит монарх, который совмещает функции духовного лидера и руководителя государства. Законы должны быть основаны на исламском праве, теоретически власть короля ограничена лишь нормами шариата.

Территория современной Саудовской Аравии находится в центре  арабского мусульманского мира. Именно здесь зародился ислам, как самая молодая мировая религия, и находятся его главные святыни –мечеть пророка Мухаммеда в Медине, Священная мечеть с Каабой в Мекке. Ислам был и остается доминирующей силой в жизни страны, он пронизывает все основные стороны жизни саудитов, охватывает все аспекты функционирования саудовского государства. Основной целью данного государства с самого начала его основания было провозглашено восстановление и утверждение первоначального исламского правоверия.

Несмотря на то, что королю подчинены все ветви власти, самые важные государственные законы подписываются королем только после консультаций с улемами, которые представляют собой группу религиозных лидеров государства, и прочими важными членами саудовского общества. Исполнительная власть в виде Совета министров возглавляется премьер-министром, включает в себя первого заместителя премьер-министра и двадцать министров. Все министерские должности распределяются между родственниками короля и им назначаются.

Таким образом, представители королевской семьи осуществляют все основные властные функции, определяют направления внутренней и внешней политики, решают все текущие экономические и иные вопросы. Несколько сыновей основателя королевства Ибн Сауда стали миллиардерами, десятки принцев активно занимаются бизнесом (в том числе и на международном уровне, в сфере финансов, промышленности, недвижимости, торговли и строительства). Эмиры занимают различные посты в центральных и местных органах государственного управления, реализуя таким образом предлагаемый «сверху» курс. Они информируют верхи о ходе дел в той или иной сфере. Многие принцы служат в Национальной гвардии и армии на высоких должностях.

Законодательная власть в Саудовской Аравии осуществляется неким подобием парламента, который именуется Консультативной ассамблеей (Меджлис аш-Шура). Все 150 ее членов назначаются королем на срок 4 года.  Таким образом, мы видим «карманный» парламент. Создание политических партий запрещено, некоторые из них действуют в подполье.

Судебная власть Саудовской Аравии представляет собой систему религиозных судов,  судьи которых назначаются королем по представлению Верховного судебного совета. Последний состоит из 12 человек, которые также назначаются королем. Закон гарантирует независимость суда, а король при этом выступает в роли высшей судебной инстанции. Право амнистии принадлежит королю.

Перечисленные примеры свидетельствуют о том, что высшая политическая и духовная власть в теократической монархии сосредоточена в руках религиозного служителя. При этом идея теократической монархии и единовластия проистекает из веры в единого Бога, управляющего Вселенной, упорядочивающего душу каждого человека и отношения между людьми в обществе. Монарх при этом становится посредником Бога и в качестве символа объединяет весь народ. Некоторые исследователи, в частности, Осипян Б.А., полагают, что такая форма правления имеет ряд преимуществ перед другими известными формами государственного правления, «поскольку монарх символизирует собой единого Бога … Помазанный, посвященный и введенный во власть Богом монарх, в отличие от выбранного президента или политической партии, призван служить Богу по Его заповедям и потому политически независим от борющихся за власть людей и бурлящих интересов. Пожизненно правящий своим народом правоверный монарх должен быть надполитичным и обязан вести своих подданных или граждан к Божьему порядку, душевному спокойствию и спасению» [2, с. 28].

В то же время, если учитывать цели, ради которых создаются теократические государства, то становится очевидным тот факт, что в них и не может быть предусмотрено религиозное многообразие или свобода вероисповедания. В Европе существуют государства, имеющие государственную религию, тем не менее они не являются теократическими, поскольку не имеют своей целью построение религиозного государства. К таким странам можно отнести Англию, Данию, Норвегию, Финляндию (государственной религией там являются либо католицизм, либо одно из направлений протестантизма). Государственная религия существует также в странах Азии и Африки (Алжир, Бахрейн, Египет, Ирак, Мавритания, Кувейт, Малайзия). В основном это ислам или католицизм [1, с. 89].

Таким образом, такая нетипичная форма правления, как теократическая монархия, остается до сих пор востребованной.

 

Список литературы:

  1. Воронкова М. Л. Особенности взаимодействия государства и религиозных объединений в зарубежных странах // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2012. - №4. С. 89.
  2. Осипян Б. А. Причины разнообразия форм государственного правления и устройства // Современное право. - 2009. - №11. С. 28.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.