Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 20 апреля 2017 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Горина С.Р. ВЛИЯНИЕ ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ НА ЖЕНСКУЮ МОДУ КОНЦА XVIII– НАЧАЛА XIX ВВ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(51). URL: https://sibac.info/archive/social/4(51).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ВЛИЯНИЕ ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ НА ЖЕНСКУЮ МОДУ КОНЦА XVIII– НАЧАЛА XIX ВВ

Горина София Романовна

cтудент 4 курса, кафедра истории России ВлГУ,

РФ, г. Владимир

Николаева Ирина Алексеевна

научный руководитель,

канд. ист. наук, доцент ВлГУ,

РФ, г. Владимир

«Новое – это хорошо забытое старое»  - такие слова можно сказать о моде 1794-1805 гг. В это время перемены затронули не только государственный строй и социальное устройство общества, но и моду, которая явилась отражением политических процессов, происходящих в стране. На портретах знатных дам художники той эпохи запечатлили основные модные тенденции того времени. Среди таких картин работы Мари Бенуа, Мари Виже-Лебрен, Жака Луи Давида, Луи Леопольда Буальи, Франсуа Жерара, Кристиана Готлиб Шика.

Особенность французской моды конца XVIII века заключается в том, что в ней выделяются два противоположных направления: аристократическая мода, распространяющаяся по всей Европе благодаря эмигрирующим дворянам, и революционная - символизирующая новые идеалы французского общества. После свержения кровавого режима якобинцев во Франции утвердилась новая прослойка общества - разбогатевшие на революции спекулянты и нувориши (новые богатые). Им противостояли творцы моды подражания античной Греции и сторонники монархии - золотая молодежь анкруаябль (удивительные) и мервеёз (чудесные), среди которых были знаменитые красавицы мадам Рекамье, мадам Тальен и будущая императрица Жозефина Богарне. Выражая недовольство новым режимом, они создали свою, протестную моду, которая просуществовала до начала следующего века. Богатство или скудность материальных средств, различный уровень культуры у активных участниц революции привели к большому разнообразию женского костюма в этот период. В это же время создаются новые ткацкие станки и ситценабивные машины с валиками, которые привели к устранению способа нанесения рисунка на ткань посредством деревянных трафаретов. Следовательно, возросло и стало значительно дешевле производство красивых тканей разных расцветок [3, c. 265]. Большую популярность приобретают элементы костюма, связанные с именами главных фигур политических событий. Например, после казни Шарлотты Корде, которая убила одного из вождей якобинцев - Марата, становятся модными чепцы, названные её именем [3, c. 267]. Однако ношение такой одежды быстро пресекается декретами Конвента. В это время во Франции был даже организован Комитет по дамской моде. Из женского гардероба исчезают такие элементы как корсеты, фижмы, шлейфы, объемные головные уборы. Становятся модными такие мелочи как пуговицы, пряжки на поясах и подвязках, брошки, заколки, гребни для волос, букетики цветов, а с 1802 года популярным стал шёлковый китайский зонтик с оборкой или кистями [9, c. 145]. Необычную форму приобретают серьги, которые теперь носят и женщины, и мужчины. Например, были серьги в форме гильотины, фригийских колпаков, ликторских топориков. Особенно широкое распространение получают камеи (резные камни-геммы с выпуклым изображением), которые вставляют в кольца, носят как медальоны или же украшают ими золотые и серебряные ожерелья. Камеи также носили не только женщины, но и мужчины. Основными материалами для одежды стали муслин, газ, перкль. Эти материалы ценили за простоту. Среди цветов начинает преобладать белый и все светлые оттенки. Большой популярностью пользовалось сочетание цветов, символизирующих французскую революцию: красный, синий и белый. Никакой верхней одежды эта мода не предусматривала, за исключением короткого жакета спенсера, введеного лордом Спенсером, который задремав у камина и прожгя фалды фрака, отрезал их до талии, а лондонските денди восприняв это как новую моду, последовали его примеру [9, c. 147]. Шали и платки стали распространятся после египетского похода Наполеона 1798-1801 [9, c. 145]. Эти индийские шали был настоящим пиком моды, но не защищали от зимней непогоды. В результате парижские газеты ежедневно омрачались траурными хрониками. За несколько лет господства такой моды умерло женщин больше, чем за 40 предшествовавших ей лет. В основном умирали от простуды легких или женских заболеваний [9, c. 145]. В конце 90-х в моду вошли рединготы, хотя и обшитые мехом, но они также не подходили климату Франции.

Основное платье француженок называлось шемиз - оно служило англичанкам утренней одеждой и составило основу костюма "чудесных". Его характерными чертами были сильноогаленные руки, глубокий округлый вырез на груди, иногда оно было не шитое по бокам, и перехваченное под самой грудью поясом, юбка ниспадала длинными мягкими складками, переходящими в шлейф. Самое легкое платье того времени весело 200 грамм. Первыми приняли эту моду молодые, стройные женщины, которые не стеснялись показать своё тело. Даже появилась шутка по поводу того, что парижанкам достаточно одной только рубашки, чтобы быть одетыми по моде. Около 1801 г. в украшении платья преобладает греческий орнамент, а к 1804 – этрусский и египетский. Обычно под шемиз надевали бледно-розовое шёлковое трико или вовсе обходились без него. Не зря период консульства (1799-1804) называют периодом нагой моды. Так как это платье не предусматривало карманов, то в моду вошли дамские сумочки. Изначально их делали по образцу полевой офицерской сумки – сабреташи, подвешивали сбоку на специальной перевязи, затем в виде корзиночки или мешочка. В насмешку над модницами эти сумки прозвали «радикюль», что означало «смешной».

Головы покрывали простым чепцом или же шляпой (соломенной или фетровой). Наряд в античном стиле дополняла причёска «a la Titus» - короткая, гладкая и слегка завитая [2, c. 137]. Французский писатель Анри Гуссе так описывал женщин той эпохи: «Причёсанные как гречанки, одеты как гречанки, в своём поведении они следовали обычаям IV века от Рождества Христова, но жалкие в эпоху 1798».

Основной обувью после революции стали сандалии наподобе греческих, на низком каблуке со шнуровкой из лент, оплетающих ногу крестнакрест до середины икры, а на бал облачались в открытые вышитые туфли светлых тонов. При ходьбе барышни приподнимали юбку, чтобы продемонстрировать чулки с цветными клиньями или стрелками, популярностю пользовались также шёлковые телесные чулки.

Что касается отражения моды периода 1794-1805 в современности, то хотя стиль того периода и претерпел изменения, но основные его черты дошли до наших дней. В коллекции любого дома мод есть платья с высокой линией талии, подчёркнутой декоративной отделкой. Этот стиль одежды подойдёт практически к любому типу женской фигуры. Главное его преимущество состоит в том, что он подчёркивает достоинства и скрывает недостатки фигуры.

В заключении хочется отметить, что буржуазная революция ликвидировала классовое неравноправие в одежде и привела к рождению нового стиля в одежде. Именно в те времена были заложены основные принципы формирования исторического костюма.

 

Список литературы:

  1. Андреева А.Ю. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода. – Спб.: Паритет, 2001.- 120 с.
  2. Блохина И.В. Всемирная история костюма моды и стиля. – Минск: Харвест, 2007. – 400 с.
  3. Дудникова Г.П. История костюма. – Рн/Д.: Феникс, 2005. – 352 с.
  4. Захаржевская Р.В. История костюма. От античности до современности. – М.: РИПОЛ класссик, 2007. – 288 с.
  5. Кибалова Л. Иллюстрированная энциклопедия моды. – Прага: Артия, 1966. – 608 с.
  6. Кэссин- Скотт Дж. История костюма и моды. Иллюстрированная энциклопедия. Наглядная эволюция стилей одежды с 1066 г. до настоящего времени. – М.: Эксмо – Пресс, 2002. – 190 с.
  7. Мерцалова М.Н. История костюма. - М.: Искусство, 1972. – 197 с.
  8. Нанн Дж. История костюма 1200 – 2000. – М.: АСТ, 2003. – 343 с.
  9. Чалтыкьян Д. История костюма. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2011. – 183 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.