Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 11 октября 2012 г.)

Наука: Социология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
К ПРОБЛЕМЕ МАРГИНАЛЬНОСТИ В СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4. URL: https://sibac.info//archive/social/4.pdf (дата обращения: 14.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

К ПРОБЛЕМЕ МАРГИНАЛЬНОСТИ В СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Бледнова Дарья Евгеньевна

студент 3 курса, кафедра социальной работы, СКФУ, г. Ставрополь

E-mail: darsen86@rambler.ru

Агулина Светлана Вячеславовна

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент СКФУ,

г. Ставрополь

 

Маргинальность (лат. margo — край, граница) — понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии для анализа пограничного положения личности по отношению к какой-либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее психику и образ жизни [9].

Со временем в общественных науках сложилось несколько тенденций в восприятии и понимании проблемы маргинальности. Ярким примером может стать американская школа, продолжающая изучать маргинальность в рамках миграционных и этнических процессов (Р. Мертон, Харман, Вудс). Американские ученые рассматривают явление маргинальности как некий специфический, отдельный, частный случай, который характеризуется периодом предварительной социализации человека при вхождении его в позитивную референтную группу, в реальную общность. При этом в изучении феномена маргинальности продолжает оставаться доминирующим психологический подход, а сама маргинальность трактуется как временное разрушение согласия человека с самим собой, со своим внутренним «Я», другими людьми и обществом в моменты трансформации социальной структуры и при повышении уровня социальной мобильности общества.

В европейской традиции в исследовании проблемы маргинальности и маргиналов преобладают два основных подхода, которые условно обозначают как «англо-немецкий» и «французский». Немецкая и английская традиции занимают сходные между собой позиции в восприятии маргинальности. Здесь маргинальность понимается как отрицательный вариант результатов процесса структурной деформации и трансформации общества, и, связанной с этим, социализацией человека в нем (В. Хинрикс, К. Рабан). Для них маргиналы, прежде всего, деклассированные элементы общества, социальное «дно», андекласс или эмигранты — выходцы из стран «третьего» мира. Они рассматривают понятие маргинальность с позиций адаптации ее субъектов в социуме.

Французский подход к проблеме маргинальности имеет свою специфику. Здесь маргинальность понимается как своеобразный протест против традиционных ценностей и норм общества, как продукт классовой борьбы. Такой взгляд на маргиналов сложился под влиянием событий весны 1968 г. Маргинальность воспринимается как «результат конфликта с общепринятыми нормами, выражение специфического отношения с существующим общественным строем. Уход в маргинальность предполагает: либо разрыв всех традиционных связей и создание своего собственного, совершенно иного мира; либо постепенное вытеснение (или насильственный выброс) за пределы законности. «Французский подход» с истечением времени изменился и претерпел коррективы, он все более приближается к «англо-немецкому». К категории маргиналов в основном стали относить мигрантов и безработных — «продукт распада общества, пораженного кризисом» [5].

Латиноамериканские исследователи подходят к явлению маргинальности с позиций неравномерности экономического развития различных государств и говорят о существовании целых маргинальных регионов, имея в виду страны Латинской Америки и «третьего» мира (О. Сункель, Л. Сеа, Л. Пасо). Маргиналы для них — это представители социально изолированных групп, обитателей городского «дна» и выходцев из глубинки. При этом латиноамериканские авторы часто понимают под маргиналами люмпен-пролетариат и люмпен-буржуазию [4, 5, 7].

В настоящее время феномен маргинальности исследуется с точки зрения разных подходов. Одним из ярких примеров является истолкование понятия маргинальности российским исследователем И.П. Поповой. По ее мнению, «само понятие «маргинальность» представляет собой «социологическую загадку», решаемую каждый раз в границах тех социальных условий, в которых возникает необходимость исследования пограничных, переходных явлений» [1, c. 9].

Исследованием интересного подхода рассмотрения маргинальности занимался Е.В. Садков. Он рассматривает маргинальность в рамках криминологического подхода. Автор проводит тесную взаимосвязь между маргинальностью и преступностью. Данная взаимосвязь может трактоваться не только в виде предположения, что маргинал из-за сложившихся обстоятельств склонен к правонарушениям, совершениям преступлений, но и в виде предположения, что маргинал, находящийся на «окраине», в «придонье» социальной жизни («бичи», «люмпены», проститутки, «бомжи», нищие и т. п.), в меньшей степени защищен в правовом отношении, чем другие, соответственно, и чаще становится жертвой разного рода преступлений [8, c. 43].

Восприятие понятия маргинальности неоднозначно, что обусловлено следующими обстоятельствами:

  • это понятие употребляется в различных научных дисциплинах (психология, социальная психология, социология, культурология,  политология, философия, экономика и т. д.) в различных значениях или рассматривается под разными углами зрения;
  • в зависимости от типов маргинальности это понятие применяется в различных значениях;
  • неопределенность содержания этого понятия затрудняет представление самого явления в контексте социокультурных процессов общества [1].

Современная российская действительность также вносит свои поправки в смысл и содержание понятия «маргинальность», которое все чаще стало появляться на страницах публицистических и научных изданий, газет, разного рода аналитических обзоров.

Понятие маргинальности в настоящее время укоренилось в области социальной работы. Маргиналы — обозначение личностей и групп, находящихся на «окраинах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного общества господствующих социокультурных традиций и норм или основных структурных подразделений [8]. Маргинальные личности и группы остро нуждаются в помощи и поддержке специалистов в области социальной работы.Данная помощь может быть психологической, моральной или материальной. Социальная работа с такими людьми должна осуществляться профессионально подготовленными, квалифицированными социальными работниками, волонтерами, специалистами узкого профиля (психологами врачами, юристами), которые действительно смогут помочь и попытаться устранить необходимую существующую проблему. Но прежде всего социальная реабилитация маргиналов должна осуществляться их близкими и родными, выражаться в поддержке, понимании, в вере в человека и в его способности и возможности [6, c. 7].

В процессе трансформации российского общества произошли не только изменения в социальной структуре, но и в традиционном обществе. Поменялось осознание индивидуальной и социальной групповой идентичности, интеграции и дезинтеграции, месте в социальной иерархии, системе ценностей солидарности, уровне сплоченности, норм дозволенности и воспитанности.В настоящее время маргинальность переживает своеобразный переломный момент. В обществе теряются и изменяются глубинные устои, основательно измененные экономическими и социальными процессами. Слово «маргинал» постепенно выходит из употребления. Данная ситуация обусловлена тем, что мужчины и женщины, живущие по ту сторону декорума, не самостоятельно делают этот выбор — они незаметно вытесняются в это состояние, становясь прямым образом присвоенными к промежуточным звеньям социума, так и не приобщившись конкретным образом ни к одной из категорий отверженности общества.

Будучи, возможно, слабее других (хотя это следовало бы еще доказать), они остаются на обочине дороги, по которой продолжает движение таранная когорта удержавшихся в седле, безразличных к тому, как отстают и как падают маргиналы [10].

Как отмечает исследователь данной проблемы Стариков Е., маргинал отныне не какой-то прокаженный или чужак. Он схож со всеми, идентичен им и, в то же время, он калека среди себе подобных — человек с усеченными корнями, рассеченный на куски в самом сердце родной культуры и родной среды [10].

Американские ученые обратили внимание на то, что к категории маргиналов можно отнести значительную и притом весьма активную часть американского общества. Это религиозные и этнические меньшинства, представители особенно и нестандартно мыслящей художественной и научной интеллигенции, специфические молодежные течения и др. «Маргинальные» не только ограничены в своих статусных позициях, но и подчас оказываются не в силах реализовать свое творчество, новаторские идеи и тем самым обогатить общество и материально и духовно.

В научной литературе встречается такое понятие как «новые маргинальные группы», которое считается неустоявшимся. Подходы к его определению можно найти в работах исследователей, рассматривавших особенности процесса маргинализации в Западной Европе, и в частности, в работах А.А. Галкина,И.В. Зайцева, А.И. Атояна,Н.Е. Мельниковой. Связывался этот процесс с появлением научно-технической революции, а точнее, со своеобразной на тот момент структурной перестройкой общества в целом. Проследить состояние современной российской действительности можно, опираясь на общую картину этого процесса, сложившегося в Западной Европе среди маргинальных слоев населения, и описанного в данных работах. Авторы делают вывод о том, что маргиналы в Западной Европе — это сложное соединение групп, в котором наряду с традиционными, которых называют люмпен-пролетариями, входят новые маргиналы. В их характеристику входит высокая образованность и политическая активность, большие социальные ожидания, развитые потребности. Источником появления новых маргиналов является нисходящее социальное перемещение групп, которые не отторгнуты еще обществом, но занимают противоречивые позиции, теряя прежний статус. В России причинами появления «новых маргиналов» стали кардинальные изменения в социальной структуре в результате кризиса и реформ, которые были направленны на формирование новой социально-экономической модели общества. Социально-профессиональная структура стала главной сферой социальных изменений. Ее преобразование привело к появлению групп населения, характеризующихся наиболее активными и прогрессивными изменениями социально-профессионального статуса. К ним относятся — социальные группы, потерявшие прежний социальный статус, важно отметить то, что они не имеют возможности приобрести нормальный, соответствующий важным жизненным потребностям статус, т. к. в основе этого находится его объективное понижение; социальные группы, которые приобретают новый в сравнении с прежней социальной системой статус. Данные группы не имеют пока механизма общественно приемлемого, единого, нормального функционирования [2; 3; 4; 5].

На основе существования многочисленных понятий о маргинальности возникла интересная идея междисциплинарного синтеза. Ее автором является А.И. Атоян, который предложил выделить весь комплекс знаний о маргинальности в отдельную область знания — социальную маргиналистику как междисциплинарный синтез в обширной исследовательской области. Данная область знаний необходима, так как проблема переходных явлений актуальна во многих отраслях науки. Создание данной области знаний позволило бы удобнее и более комплексно рассматривать и изучать ситуацию маргинальности в целом. Существует еще одна важная проблема, которую видит автор. Она заключается в необходимость определения и подробной разработки структуры «демаргинализации». Под маргинальностью автор понимает разрыв социальной связи между индивидом (или общностью) и обществом с его нормами, взятыми в качестве объективного целого. Процесс демаргинализации он рассматривает как «совокупность восстановительных тенденций и мер по отношению ко всем видам социальных связей, усложнение которых возвращает устойчивость социальному целому» [2, с. 32]

Таким образом, маргинальные слои населения всегда являлись частью нашего общества, представляя собой его неотъемлемую часть. В социологии и социальной работе очень часто встречается понятие маргинальности и это не случайно. Общество — это система, которая имеет свойство постоянно изменяться, преобразовываться, дополняться, соответственно меняются и структурные компоненты. В данных изменениях оказывается человек, который не имеет возможности или просто желания подчиняться изменениям, которые диктуются обществом. Итак, эти люди застревают в одной жизненной социальной позиции, не имеющей расположения к какой-либо конкретной группе социума, отсюда и происходит возникновения маргиналов. Маргинальная ситуация возникает на рубежах несхожих форм социокультурного опыта. Она зачастую бывает весьма интенсивной, напряженной и по-разному реализуется на практике. Маргинальная ситуация может быть источником деморализации, индивидуальных и групповых форм протеста, неврозов, недовольств общества. Но она, же бывает источником нового, креативного осмысления и восприятия Вселенной и общества в целом, нетривиальных, сложных, нестандартных форм интеллектуального, религиозного и художественного творчества. Поэтому маргиналы не всегда усугубляют реальность, порой их присутствие в социуме необходимо для нормального и продуктивного структурирования нашей жизни.

 

Список литературы:

  1. Акопян Н. Маргинальность как одна из основных характеристик трансформирующегося общества // XXI век. — № 1. — 2005. — С. 7—12.
  2. Атоян А.И. Социальная маргиналистика. О предпосылках нового междисциплинарного и культурно-исторического синтеза // Полис. — № 6. — 2003. — С. 29—35.
  3. Галкин А.А. На изломах социальной структуры. М.: Аспект Пресс, 2007. — С. 315.
  4. Зайцев И.В. Маргинальность как социально-философская проблема: дисс. …  канд. филос. наук. Омск, 2002. — С. 151.
  5. Мельникова Н.Е. Феномен маргинальности в системе культуры: социально-философский анализ: автореф. дисс. … канд. филос. наук. М.: 2007. — С. 137.
  6. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. М.: Дашков и Ко. — 2005. — С. 476.
  7. Попова И.П.Эволюция понятия маргинальности в истории социологии  // Маргинальнось в современной России: коллективная монография. М.: МОНФ, 2010. — С. 71—94.
  8. Садков Е.В. Маргинальность и преступность //Социс. — 2008. № 8. — С. 41—44.
  9. Словопедия. Новейший философский словарь. [Электронный ресурс] — Режим доступа: — URL: http://www.slovopedia.com/6/204/770756.html(дата обращения: 4.10.2012).
  10. Стариков Е. Униженные и оскорбленные // Знамя. — № 9. — 2009. — С. 23—25.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (11)

# Анастасия 17.10.2012 05:58
Очень интересная статья
# Мики 18.10.2012 01:23
Интересно и познавательно! Очень понравилось. Тема актуальная
# Екатерина 18.10.2012 06:51
Спасибо автору за статью.
# darsen 19.10.2012 06:33
Спасибо большущее=)
# Елена 19.10.2012 07:04
Очень интересная статья,молодец)
# Виктор 19.10.2012 08:00
Довольно интересная статья, в которой для меня, человека не сильно интересуещегося философией и социологией, все написано простымими и понятливыми словами, за что огромное спасибо автору! Работай в том же духе!!!
# Фин 19.10.2012 13:50
автору поклон, великолепная статья!
# Алена Решетар 19.10.2012 16:59
Статья супер,мне очень понравилась)))))Так держать
# светлана 20.10.2012 01:54
Прекрасная статья,очень интересно!!!
# Антон Ракзин 20.10.2012 06:58
Спасибо автору за столь интересную статью. Мне понравилась история о понятии "маргинальность". Впечатляет
# Натали 28.10.2012 02:01
Прекрасная статья)Очень содержательно,тема полностью раскрыта!Информация,безусловно,полезная!Спасибо автору:)

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.