Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 декабря 2023 г.)

Наука: Социология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Климкин М.А. ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(128). URL: https://sibac.info/archive/social/12(128).pdf (дата обращения: 18.09.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Климкин Максим Александрович

студент, Восточный Институт – Школы Региональных и Международных Исследований, Дальневосточный Федеральный Университет,

РФ, Владивосток

Булах Евгений Васильевич

научный руководитель,

канд. полит. наук, доц. кафедры политологии, Восточный Институт – Школы Региональных и Международных Исследований, Дальневосточный Федеральный Университет,

РФ, Владивосток

FEATURES OF THE RUSSIAN IDENTITY

 

Maxim Klimkin

Student, Institute of Oriental Studies – School of Regional and International Studies, Far Eastern Federal University,

Russia, Vladivostok

Evgeny V. Bulakh

scientific adviser, PhD (political science), associate professor, Department of Political Science, Institute of Oriental Studies – School of Regional and International Studies, Far Eastern Federal University,

Russia, Vladivostok

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается российская идентичность и особенности её формирования. В работе затрагиваются основные аспекты феномена идентичности, её социальная природа. В ходе исследования будет использоваться символический интеракционизм, а также психологический подходы к изучению идентичности. Анализируются исторические, национальные, психологические, социологические и политические аспекты данного вопроса.

ABSTRACT

The article deals with the Russian identity and the peculiarities of its formation. The paper touches upon the main aspects of the phenomenon of identity, its social nature. The study will use symbolic interactionism, as well as psychological approaches to the study of identity. Historical, national, psychological, sociological and political aspects of this issue are analysed.

 

Ключевые слова: российская идентичность, государственность, культурные ценности.

Keywords: russian identity, statehood, civil identity.

 

Введение.

Россия является многонациональным государством, в котором существуют различные национальные и конфессиональные группы, обладающие своей культурой, традициями и историей. Создание общероссийской идентичности с начала 21 века остаётся одним из важнейших вопросов в формировании современного российского общества. В этом контексте важным вопросом является формирование российской идентичности, которую можно рассматривать, как основной фактор гражданской консолидации. Формирование российской идентичности является сложным и многогранным процессом. Оно включает в себя уважение к культурному многообразию, а также поиск общих ценностей, которые объединяют всех граждан России. Важно понимать, что идентичность не подразумевает отрицание или затушевывание национальной принадлежности, а, наоборот, предполагает уважение к ней.

Феномен Идентичности

Человеку, как биосоциальному существу, свойственно объединяться в группы и вступать в общности по ряду причин.

Во-первых, это позволяет людям чувствовать себя частью группы, что может придавать им чувство принадлежности и уверенности, а также мотивацию двигаться дальше и продвигать общее дело.

Во-вторых, группы и общности обеспечивали людям социальную поддержку и защиту, что важно для выживания и благополучия общества. Также участие в группе позволяет людям обмениваться знаниями, опытом и ресурсами, это способствует развитию общества в целом. Также, вступление в группы может удовлетворять потребности в социальном признании и уважении, что является важным аспектом психологии человека.

Идентичность — это свойство психики человека в совокупном виде выражать представление о его принадлежности к различным социальным, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам или иным общностям или отождествлять себя с тем или иным человеком как воплощением присущих этим группам или общностям свойств [6, с.51].  Есть множество подходов к изучению феномена идентичности. В рамках исследования будут задействованы следующие:

  1. Символический интеракционизм
  2. Психологический подход

Символический интеракционизм. В рамках изучения идентичности, символический интеракционизм является уникальным подходом, сосредоточенный на изучении взаимодействия между людьми и процессами, через которые формируется идентичность. Исходя из этого, идентичность формируется через социальное взаимодействие, не является чем-то статичным и заданным заранее. Данный подход учитывает процессуальную и динамическую природу явления идентичности. Идентичность рассматривается как социальное взаимодействие и коммуникация людей с помощью использования единого языка. Подчеркивается роль не только внешних взаимодействий, но и их внутреннее восприятие индивидом. Социальная идентичность была затронута в трудах Ч. Кули и Дж. Мида. Американский социолог и социальный психолог Ч. Кули известен как автор теории «Зеркального Я». В оригинале его теория звучит как «Looking-glassself» или «зеркальная самость». Социальная самость – это мои представления о том, как меня воспринимают другие. Данное суждение формируется в трех постулатах:

1. Представление о том, как меня воспринимают другие люди.

 2. Представление о том, как они реагируют на то, что видят.

3. Представление о том, как я отвечаю на реакцию других людей. [2, с. 264-265]

Важно отметить, что понимание себя – это процесс, а не фиксированное состояние, и оно развивается по мере взаимодействия с другими людьми, мнение которых меняется. Таким образом, понимание себя – это процесс, развивающийся во время взаимодействия с окружающими, который влияет на идентичность и самоидентификацию человека. “Индивиды склонны выбирать круг общения с теми людьми, которые поддерживают их самоидентификацию. Например, девушка, считающая себя гуру моды, стремится общаться с теми, кто разделает ее самоидентификацию. [2, с. 264-265]

Психологический подход. С одной стороны человек осознает себя членом группы, с другой стороны — противопоставляет себя другим группам. Возникает феномен коллективной, общей идентичности – идентификации человека или группы как части чего-то целого, то есть определенной социальной группы. Психологический подход изучения феномена идентичности затрагивает большой спектр различных теорий, направленных на понимание того, как люди формируют и воспринимают свою личность. Подход опирается на эмпирические данные, прежде всего опыт формирования уверенности принадлежности к группе. Поведение человека зависит от психологического состояния, каких-либо психических установок и характера, от уверенности, помогут ли внешние обстоятельства в том, чтобы идентифицироваться как члену группы. Одним из главных аспектов психологического подхода является самоидентификация индивида. Под влиянием внешних факторов меняется идентичность человека, примером смены идентичности может послужить развал Советского Союза, когда “советские” люди стали делиться на множество других групп.

Основные аспекты Российской Идентичности

Идентичность — понятие комплексное и многогранное, как и "общество", "культура", "порядок" и другие. Споры вокруг определения идентичности идут давно и, очевидно, будут сохраняться на протяжении длительного времени.

Во-первых, идентичность постоянно корректируется.

Во-вторых, индивид может обладать большим "набор идентичностей",

В-третьих, идентичность актуализируется в черезвычайных условиях и ослабевает в обычных.

Современная российская идентичность включает в себя следующие измерения: территориальная идентичность, национальная идентичность, религиозная идентичность, идеологическая, или политическая идентичность.

Особенности общенациональной идентичности россиян обусловливаются в настоящий период многими обстоятельствами. Это исторический опыт, особенности его субъективного осмысления, а также последствия пережитых реформ и целым рядом других факторов. Все эти обстоятельства можно объединить в общий показатель – уровень удовлетворенности жизнью в целом.

Распределение идентификаций свидетельствует об очень большой роли абстрактных, символических общностей в жизни россиян. Эти абстрактные, символические общности важны для наших сограждан и имеют личностную, эмоционально окрашенную значимость.

Опираясь на результаты современных исследований, можно сказать, что в России сосуществуют традиционалистски, патерналистски настроенная часть общества, а также те граждане, в сознании которых доминируют идеи личной ответственности, инициативы, индивидуальной свободы. Речь идет о двух полярных типах мировоззрения, или, можно сказать, о двух моделях видения мира. Выделяется также та часть населения, которую следует охарактеризовать, как носителей промежуточного типа сознания, сочетающего в себе элементы традиционализма и модернизма. Наличие среди российских граждан носителей разных типов мировоззрения свидетельствует не только о том, что различные слои населения являются сторонниками резко противоположного видения типа общества, в котором они хотели бы жить, сколько о наличии среди россиян приверженцев разных моделей развития общества. С одной стороны, положительный аспект такой ситуации в том, что она препятствует дезинтеграции российского общества на макроуровне. С другой стороны, на микроуровне такое положение ведет к росту значимости мировоззренческой близости, так как в одной и той же микрогруппе (семья, друзья, производственный коллектив) могут оказаться люди, имеющие взаимоисключающие взгляды. Наконец, с третьей стороны, возникает серьезная проблема представительства интересов групп с разным видением желаемой модели развития российского общества на политической арене, поскольку редкие политические партии в России учитывают, в ходе предвыборной риторики, особенности основных моделей видения мира и желаемого мироустройства, существующих у населения страны.

Этническая составляющая в становлении российской идентичности

Этническую идентичность можно определить, как эмоциональный процесс самопознания личности и осознание себя представителем этноса. Многие исследователи считают, что этническую идентичность можно разделить на уровни: поверхностный и глубокий.

Понятие этнической идентичности нельзя назвать статичным, как и многие другие социальные явления она динамична, испытывает на себе влияние социальной среды. Этническая идентичность особенно хорошо осознается индивидом в определенных условиях, например, в положении этнического меньшинства в полиэтничной среде. Этническая идентичность способна изменяться и это может выражаться в следующих проявлениях: нечеткость этнического самоопределения, уход от своей этнической общности, преувеличение своей этничности (чаще всего выражается в дискриминационных настроениях). Выделенные изменения касаются преимущественно позитивной этнической идентичности. Позитивная этническая идентичность — это гармоничный союз уважения своей, и других этнических общностей. Без позитивной этнической идентичности невозможно культурное взаимодействие и взаимопроникновение культур друг в друга в условиях полиэтнического общества.

Этническая идентичность формируется в человеческом сознании с детского возраста, проходит ряд этапов параллельно с процессом психического развития ребенка. Впервые заговорил об этом Ж. Пиаже, который стремился раскрыть не только особенности формирования у ребенка представлений о свой этнической группе, но и процесс определения членов других этнических групп, то есть отношение к «иностранцам».

Изучение процесса формирования этнической идентичности можно разделить по тематикам, а сами  тематики объединить в четыре группы: первая – изучение процесса этнической социализации детей, вторая – изучение связи между аспектами жизнедеятельности общества и воспитанием детей, третья – сравнение результатов социализации различных культур, четвертая – изучение особенностей воспитания детей и свойственная культуре взаимосвязь между методами воспитания и характером сформировавшегося, взрослого человека. Все эти тематики и проблемы, которые они изучают, связаны с процессом инкультурации, то есть процессом вхождения в культуру своего этноса. Важный этап в процессе инкультурации – усвоение языка, ценностей, норм поведения и общения.

Современное состояние российской идентичности

В более чем тысячелетней истории России условно можно выделить восемь этапов формирования ее идентичности:

1. Образование Киевской Руси.

2. Крещение Руси.

3. Монголо-татарское нашествие.

4. Петровские преобразования.

5. Отечественная война 1812 года.

6. Создание СССР.

7. Великая Отечественная война 1941-1945 годов.

8. Распад СССР. [5, с. 26] Современная Россия выходит на новый уровень государственного развития, на котором культура становится проводником в моральном становлении граждан и определяет уникальную концепцию национального развития. Если в западных культурах моральная идентичность подчеркивает индивидуально ориентированную мораль гражданина, то в современной России подчеркивают высоконравственного человека как социально ориентированного гражданина – элиту нравственности государства. Под абсолютной моралью принято понимать некую «всеобщую», универсальную и безусловную, не зависящую от времени и обстоятельств нравственную норму. Если есть абсолютные закономерности, одинаковые для всех людей, то должны ли быть и абсолютные правила поведения для человека, чтобы люди могли сосуществовать в гармонии и любви.

История показывает, что на протяжении различных периодов развития человечества психологи, антропологи, социологи и философы пытались объяснить, каким образом формируется моральная сторона поведения человека, так как регулятором нравственности выступает не всегда и не только государство. Модель морального развития Л. Кольберга стала верхом всех рассуждений, так как она доказала, что культурное развитие человека, самостоятельное или регулируемое государством, влияет на его моральное поведение в различных жизненных ситуациях. Кроме того, данная модель доказала, что развитые навыки культурного рассуждения являются основными условиями морального действия нравственного человека. В современной России моральным действием является максимально осознанный и рациональный выбор поступка, регулируемый культурными традициями, ценностями и нормами, а также отвечающий всем требованиям законодательной базы государства. Другими словами, человек, который проживает в России и идентифицирует себя как гражданина данной страны, формирует свою модель поведения на основе сформированного культурно-нравственного кодекса данного государства. Культурологический аспект личности россиянина формирует его духовно-нравственную уникальную идентичность, несмотря на различия в этническом, фольклорном и искусствоведческом наследии граждан современной России. Это связано с тем, что каждый человек, имея уникальную Я-концепцию своей личности, формируется как гражданин в общей государственной идеологии, что приводит к формированию общих эмоциональных ожиданий и ценностных ориентиров в жизни, на которые общее влияние оказывает культурное наследие России.

Перед современной Россией стоит важная задача объединения всех этнических групп государства и каждого отдельного гражданина при помощи культурологического воспитания в единую моральную систему нравственно-духовного образа жизни, в единую нацию. Россия продолжает путь строительства общество, где в состав вечных ценностей включены: справедливость; свобода; солидарность; соборность; самоограничение и жертвенность; патриотизм; благо человека; семейные ценности.

Угрозы для российской идентичности в перспективе

В геополитическом плане Российская Федерация – евразийская держава, имеющая европейскую и азиатскую части. Россия располагает огромными природными ресурсами, включая те, которые учеными признаются ключевыми в перспективе – запасы пресной воды, водорода и пр., а также длительными традициями государственности, успешным опытом сосуществования и диалога народов и культур. Русский язык имеет статус одного из мировых языков, языков Организации Объединенных наций (ООН) и служит языком межнационального общения как минимум на пространстве бывшего Советского Союза. По итогам заседания XVIII Всемирного русского народного собора в 2014 г., применительно к русской идентичности РПЦ предлагается другая очередность, в которой православие уступает свое место русскому языку [1, с. 102]: «это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа» [4, с. 119].

Как показывает практика, формирование российской идентичности – важный этап в образовании современного российского общества. Аспекты Российской идентичности позволяют понять сущность самого феномена и его социальной природы. Освещенные аспекты в рамках исследования подчеркивают сложность и многогранность процесса формирования российской идентичности.

Важность исследования кроется в поиске общих ценностей, способных объединить граждан России в независимости от их социокультурной принадлежности. Создание общенародной российской идентичности не исключает уважение к многообразию российского общества, а наоборот стремится к выявлению общих ценностей, которые станут основой для российской идентичности, народного единства. Процесс формирования идентичности предполагает поиск точек соприкосновения в ценностных установках граждан, а также формирование общепризнанных идеалов, способных укрепить социокультурные связи внутри страны. Данная концепция идентичности направлена на установление социокультурного подхода, который охватывает все элементы индивидуальности, в том числе внутренние конфликты эго с включенностью человека в культурный аспект государства. Данный подход отражает смысл морального развития гражданина на стыке индивидуальности и культуры. В результате идентичность представляет собой целостную систему, которую человек показывает, как самому себе, так и внешнему миру.

Объединяя различные модели моральной идентификации, психология культуры оказывает большое влияние на развитие данного направления в отечественных исследованиях. В современной России модель связи культурного суждения с моральными действиями человека реализовывается на основе модели когнитивного развития, в результате чего происходит активное развитие нравственного мышления человека как члена общества. Эта последовательность приводит к тому, что гражданин сосредоточивает свое внимание на том, чтобы следовать закону, тем самым идентифицируя себя с государством, в котором живет. Поэтому культурно-исторические и моральные факторы идентичности россиян выступают посредником между национальными культурами и альтернативными стилями жизни. В данном виде модель идентичности гражданина не является универсальной и может быть реализована только в Российской Федерации. Это связанно с тем, что история России довольно богатая и разноплановая, поэтому накопленный культурно-нравственный опыт является уникальным, и именно этот опыт становится основным фактором в реализации данного подхода.

Таким образом, исполнение данной модели идентичности позволяет создать благоприятные условия для формирования моральных компетенций гражданина, основанных на справедливости, честности, позволяют выстроить взаимозависимость с социальной гармонией и ролью культурной социализации в обществе. Возможные последствия, при сформированных моральных концепциях у большей части россиян, очень разнообразны, но социализация как непрерывный процесс определяет развитие личности в системе взаимоотношений, поэтому взаимодействии с социумом позволяет получить новый опыт, активно усвоить категории и понятия с помощью которых происходит познает себя. Как интегративный феномен идентичность включает в себя в личностную тождественность. [3, с. 334] На уровне индивида уже сегодня наблюдается укрепление гражданской идентичности. Это проявляется главным образом в сознательной социально-общественной ответственности большей части граждан Российской Федерации.

 

Список литературы:

  1. Булах, Е. В. Идеологема "Русский мир": из арсенала политического инструментария российского центра притяжения в Азиатско-Тихоокеанском регионе / Е. В. Булах, В. Г. Цой, А. Князева // Азиатско-тихоокеанские исследования: социум, культура, политика : сборник материалов, Владивосток, 06 марта 2019 года. – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2019. – С. 99-103. – EDN ZIMHGS.
  2. Деменева А. О. Социологические теории идентичности / А. О. Деменева. — Текст: электронный // Материалы XXII Международной конференции памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования». — Екатеринбург: УрФУ, 2019. — С. 261-271.
  3. Кобзева, О. В. Феномен идентичности в психологии / О. В. Кобзева // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 58-2. – С. 332-335. – EDN YSTXJK.
  4. Кривопусков В.В. Концепт «русский мир»: принципы и возможности методологических подходов // Ежеквартальный рецензируемый, реферируемый научный журнал «Вестник АГУ». Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». Вып. 1(174). 2016. С.111—119.
  5. Окорокова, М. П., Григорьев Н. А. Политическая идентичность молодежи в контексте российского федерализма // Общество: политика, экономика, право. – 2018. – № 12. – С. 26–30.
  6. Яшин А.В. Феномен идентичности и его современная эволюция // Вестник Вятского государственного гуманитарного университете. — Киров, 2012. — № 4. — Т. 4. — С. 50 — 53.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.