Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 декабря 2023 г.)

Наука: Социология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Макарова А.Е. АКТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ КИТАЙСКОГО ОБЩЕСТВА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(128). URL: https://sibac.info/archive/social/12(128).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

АКТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ КИТАЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Макарова Ангелина Евгеньевна

студент, первый курс специалитета, Восточный Институт – Школа Региональных и Международных Исследований, Дальневосточный Федеральный Университет,

РФ, г. Владивосток

Булах Евгений Васильевич

научный руководитель,

канд. полит. наук, доц. кафедры политологии, Восточный Институт – Школа Региональных и Международных Исследований, Дальневосточный Федеральный Университет,

РФ, г. Владивосток

MODERN APPROACHES IN SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF CHINESE SOCIETY

 

Angelina E. Makarova,

student, first year specialist, The Oriental Institute – School of Regional and International Studies, Far Eastern Federal University.

Russian, Vladivostok

Evgeny V.Bulakh

scientific supervisor, Ph.D. watered Sciences, Associate Professor Department of Political Science, The Oriental Institute – School of Regional and International Studies, Far Eastern Federal University.

Russian, Vladivostok

 

АННОТАЦИЯ

В статье представлены социологические подходы анализа китайского общества: формационный, цивилизационный, социокультурный, политический и географический. Сравнение позволяет выявить основные преимуществ и недостатки каждого из подходов. Отмечается преимущества совмещения методов формационного и цивилизационного подходов при исследовании китайского общества.

ABSTRACT

The article presents sociological approaches to analyzing Chinese society: formational, civilizational, sociocultural, political and geographical. Comparison allows us to identify the main advantages and disadvantages of each approach. The advantages of combining the methods of formational and civilizational approaches in the study of Chinese society are noted.

 

Ключевые слова: Китай, китайское общество, китайская цивилизация, китайская специфика, китайская культура, изучение общества, государство, социальная структура.

Keywords: China, Chinese society, Chinese civilization, socialism with Chinese specifics, Chinese culture, approaches to the study of society, state, social structure.

 

Введение

Китай – это особая цивилизация. Единственная выжившая среди четырёх великих древних цивилизаций, не затерявшаяся в анналах истории, она остаётся одной из наиболее влиятельных и в наше время, можно сказать, одной из ведущих мировых держав. Несмотря на непростую ситуацию как в мире, так и внутри страны, огромную численность и разнородность населения, а также множество других социально-экономических проблем, общество Китая остаётся относительно стабильным, на протяжении многих веков развитие не прекращается. Неуклонный рост Китая в политическом, экономическом, социальном и культурном планах в последнее время находится под пристальным вниманием исследователей. Однако вопросы, интересующие их, так до сих пор и не получили однозначных ответов. Каким образом китайская цивилизация смогла просуществовать более пяти тысяч лет, полностью сохранив самобытность, как китайское общество смогло выстоять во времена упадков и опять вернуть величие, все это становится предметом современных исследований Китая. Брать пример есть с чего, среди ключевых направлений социальной политики современного Китая на первом месте задачи повышения качества жизни населения, выравнивание его доходов, повышение качества и уровня образования, оформление прослойки среднего класса. [1 с. 92]

Оценка китайского общества как ключевого элемента, играющего основополагающую роль в становлении государства, очень важна для выявления причин успеха Китайской Народной Республики. Ведь понимание общества – ключ к пониманию всей цивилизации, а для его понимания необходимо всестороннее изучение и применение различных современных подходов. Современная наука выделяет два основных подхода: формационный и цивилизационный, и четыре вспомогательных подхода: исторический, политический, социокультурный и географический. Каждый из них затрагивает определённую сферу, но каждый из них по-своему необходим в исследованиях.

Формационный и цивилизационный подходы

При упоминании Китайской Народной Республики всегда возникают определённые ассоциации с социализмом и марксизмом, следовательно, и с трудами К. Маркса. А как известно, исторический подход основан именно на его формационном подходе - рассмотрении исторического процесса как линейной смены общественно-экономических формаций. Он предполагает деление мировой истории на пять этапов: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая формации. Формационный подход базируется на определении социально-экономической формации, т. е. основных экономических черт и основных способах решения противоречий между публичной политической властью и обществом. Понятие общественно-экономической формации является ключевым для данного подхода [6, с. 89]. Однако, большинство современных исследователей небезосновательно считает, что формационный подход в современном обществоведении является далеко не универсальным.  Предполагается, что формационный подход может быть и вовсе не применим к обществам Азии, так как их пути развития значительно отличаются от путей обществ Западной Европы.

Основополагающий фактор типологии государств по формационному подходу – производственные отношения или экономический базис и производственные силы, которые и являются структурными элементами формирования способа производства. [3, с. 192] Характеристика способа производства в древнем Китае подтверждает - это Азиатский способ производства, возникший после первобытнообщинной формации в странах Азии: Китае, Индии и арабских странах, и просуществовавший вплоть до начала ХХ века. Он был основан на централизации ирригационной системы земледелия, а значит, особую роль в этой системе всегда играло государство. Исходя из этого можно выделить характеристики азиатского способа: ограничение или даже отсутствие частной собственности на средства производства, слабое разделение труда, неразвитая торговля, вместо которой существовал товарообмен, а также политическая деспотия как особый тип абсолютной монархии, остававшийся неизменным в течение 3000 лет. От рабовладельческого и феодального строя азиатский способ производства отличало «поголовное рабство». К сожалению, формационный подход не предполагает иного деления китайской истории. Даже если допустить подобное разделение, необходимо отделить исторический процесс Китая от других азиатских обществ, например, от общества Индии, с которым историки постоянно сопоставляют общество Китая ввиду близости расположения. На фоне характерной низкой социальной мобильности, в Китае огромную роль всегда играло образование, которое было доступно почти каждому, при наличии средств. Вместе с образованием человек, несмотря на происхождение, мог получить престижную должность в чиновничьем аппарате. Таким образом, в рамках выделенного азиатского способа появляется необходимость разграничения стран на основах кардинальных различий в формировании социальных структур.

 Уязвимость формационного подхода в том, что его применение ведёт к чрезмерным обобщениям процесса развития. Возникает закономерная необходимость оценки китайского общества с учетом разнообразия его цивилизационных особенностей. Необходимо выделить Китай из всеобщего исторического процесса, что означает применение цивилизационного подхода. Он, в свою очередь, включает в себя несколько подходов, исследующих цивилизацию по таким критериям как мировоззрение, философия, религия, общественная структура, государственный строй и даже особенности вмещающего ландшафта – в общем, все факторы, влияющие на китайское миропонимание. Оценка данных критериев позволит создать общую картину общества.

Социокультурный подход

Китай – достаточно самобытная цивилизация, которую можно и нужно исследовать в отрыве от всего остального мира. Ведь, как мы выяснили ранее, европейские обществоведческие методы не подходят для исследования Азии из-за разительных отличий в менталитете и философии проживающих там народов. Но нам также не следует забывать, что Китай также сильно отличается от других государств Азии, и этот факт делает выделение общего метода исследования для всех Азиатских обществ иррациональным. Стоит начать с выделения социокультурных особенностей китайского общества и выяснения их влияния. Синолог В. В. Малявин выделяет следующие особенности китайского общества: Отсутствие оппозиции духа и материи, понятия и действительности, верность данности жизненного опыта, традициям и ритуалам, приверженность к таинственности, недосказанности. Согласно трактовке Малявина, для китайцев не существует отдельных сущностей, есть только отношения между ними. Китайцы почитают постоянное изменение всех вещей в непрерывном процессе самодвижения мира, что называется Дао. О важности ритуалов больше всего прочего может рассказать, например, история возникновения китайской письменности. Образованные из ритуальных гадательных надписей изображения, переформированные в пиктографическую письменность, иероглифы, стали одной из уникальнейших письменных систем. [5, с. 99] Определяя особенности общества, мы приближаемся к ответу на вопрос, как китайцам удавалось сохранять один и тот же общественный строй на протяжении нескольких тысячелетий. Известно, что китайскому обществу присущи учтивость, дисциплина, консерватизм, некоторая строгость. Всё из-за природной приверженности китайцев к нормативности и определённому устойчивому порядку вещей. Это выражается в речи и языке, в своеобразном чувстве юмора, в ритуалах, а также в самом образе мысли, в поведении и мышлении китайцев. Ведь, согласно высшему порядку жизни, всему в этом мире предписано своё особое место. Эта философская мысль предписывает сохранять во всём баланс. Равновесие в китайском понимании являет собой нечто сродни концепции «золотой середины» из древнегреческой философии. Для сохранения высшего порядка каждому человеку стоит научиться сохранять внутренний, духовный порядок. Дисциплина ума и тела, равновесие здоровья и богатства, разума и авторитета – всё это достигается человеком в течение жизни, непрерывного учения и духовного совершенствования. Концепция Серединного пути сопутствовала китайской цивилизации на протяжении всей истории её развития и, конечно же, это прослеживается и в современном Китае. Гармония – основная ценность китайского социализма на пути к построению процветающего общества, и она отлично отражает тяготение народа к середине, к пути Дао. Эта ценность зародилась в менталитете китайцев гораздо раньше появления трактовок Лао Цзы и Конфуция, однако труды двух этих мыслителей поспособствовали закреплению этой ценности в идеологии. На основании их трудов много веков строилось образование, так что по сей день китайцы имеют весьма исчерпывающие знания о философии, до сих пор следуют заложенным много веков назад нравственным императивам. Концепция Середины так или иначе заточена глубоко в менталитете каждого китайца, непосредственно влияет как на повседневную жизнь, так и на развитие целой цивилизации. А. П. Давыдов пишет: «Все три традиционные этические системы Китая – конфуцианство, буддизм, даосизм говорят о Дао или Срединном пути. Это – восьмеричный путь в буддизме, учение об этической Середине в конфуцианстве, естественный путь у даосов. Это – Всеобщее, все во всем. И хотя путь Дао для совершенномудрого – его личное дело, все, даже Небо, согласно Лао Цзы, идет путем Дао.» [2, с. 126] Учения китайских философов всегда строились на соединении несоединимого. Они ставили семью, как ячейку общества, на первое место, но не забывали о поощрении личностного роста и постоянного самосовершенствования. Они говорили, как о сохранении вечных устоев, так и об их постоянном неконтролируемом видоизменении. Сила человека, его умение постоянно изменяться должно сопровождаться следованием правилам благопристойности, умением вписываться в рамки общества. Философия Серединного пути – объединение парадоксальных сочетаний, которые и формируют баланс жизни.

Политический подход

Политический подход основан на исследовании системы управления и политической организации общества. Причём исследованию должно подлежать реальное положение вещей, в отрыве от нормативных документов. Так, в конституции Китайской Народной Республики форма правления характеризуется как демократическая диктатура народа, что подразумевает социалистический строй. Китай представляет из себя республику, где властью наделены собрания народных представителей. Высшим органом является Всекитайское Собрание Народных представителей, избираемое на прямых выборах каждые пять лет. Хоть страна и провозглашена демократической, в ней, несмотря на наличие восьми вспомогательных партий, действует однопартийная система, а вся власть верховная принадлежит Коммунистической Партии Китая, решения которой и исполняет ВСНП. По этой же причине Китай не является федеративным государством, так как административные органы самоуправления подчинены центру. Все добровольные гражданские организации, такие как профсоюзы, различные ассоциации, объединения, подчиняются КПК напрямую. Управление такой обширной сетью органов возможно благодаря устойчивому, продвинутому бюрократическому аппарату. Основы бюрократии были заложены ещё в Древнем Китае, в период Восточной Чжоу. Единая бюрократия в Имперском Китае была основана на централизованном контроле и местном самоуправлении. Государственный совет Кунг Сань являл собой продвинутый чиновничий аппарат, присоединиться к которому мог любой образованный человек, сдавший специальный государственный экзамен. Такой государственный аппарат, благодаря применению децентрализованных принципов, позволял наиболее эффективно управлять империей и быстро реагировать на изменения и проблемы. Но в отличие от римской административной системы, которая была более централизованной и менее регламентированной, китайская система вовсе не была связана с армией. Она опиралась на административный аппарат, юрисдикцию и безопасность. Возвращаясь к концепции Серединного пути в китайской философии, Середина может представлять из себя «третью силу», то, что не склоняется ни к одной из сторон. Как отмечает Давыдов: «Принцип исключения крайностей в конфуцианстве – это не просто поиск Середины как «серого» компромисса между «темно-светлыми» противоположностями, хотя и это есть в общественном сознании китайца. Это также нацеленность на выход субъекта в межполюсную Середину, в которой он может формировать третьи смыслы на своем собственном основании.» [4, с. 131] Китайцы всегда и во всё придерживались своего собственного пути, помня о своей исключительности находили выходы из упадков и кризисов, на своих собственных основаниях выстраивали отношения с другими странами, всегда являясь третьей стороной, сохраняли хрупкий мировой баланс.

Географический подход

Не отметить важность выделения географических особенностей в контексте исследования общества недопустимо, поскольку географическое расположение напрямую влияет на культуру, экономическое развитие, политику и многие другие факторы. Именно из-за благоприятной среды и выгодного территориального расположения Китаю было легко вступать в контакты с другими цивилизациями, оседлыми и кочевыми. Находясь на равнине, китайцам были доступны все стороны света, сложилась возможность расширения территорий, а вместе с тем, экономического и политического влияния. На данный момент Китай занимает третье место среди стран мира по площади территории. Его обширная территория объединяет несколько климатических зон, разнообразие природных ландшафтов. Западная часть представляет собой высокогорную местность с суровым климатом. Гималайские горы служат стеной между Китаем и Индией. Восточная же часть представляет собой плоскогорье с благоприятным климатом и плодородной почвой. Именно там, в долине нижнего течения реки Хуанхэ, зародилась китайская цивилизация. Как уже было отмечено ранее, появилась свойственная азиатским обществам централизованная ирригационная система. Её появление является предпосылкой к решающей роли государства в вопросах владения землёй. Вообще, достаточно долгое время Китай оставался аграрной страной. В южных районах испокон веков производились такие традиционные для китайской культуры вещи как шёлк, чай, рис. Эти товары приносили прибыль китайским купцам, торговавшим с другими странами, но они также имели огромное культурное значение внутри самого китайского общества, на взаимодействии с этими материалами были основаны древнейшие традиции, такие как: культура чаепития, изготовление многочисленных изделий из шёлковых нитей (от одежды до музыкальных инструментов).

Выводы

Серединное расположение, как уже было отмечено выше, позволяло Китаю вступать в отношения с другими народами азиатско-тихоокеанского региона, а также с кочевыми племенами монголов, тунгусов, маньчжуров. Касаемо взаимодействий, Китай являлся отправной точкой Великого шёлкового пути, связывавшего Азию со Средиземноморьем. Экономические связи оказали огромное влияние на развитие китайской цивилизации, способствовал интенсивному развитию торговли, обмену культур и распространению политического влияния, что позволило выявить исследователям, применяя экономический, культурологический в сочетании с формационным и цивилизационным научными подходами. По отдельности, данные подходы возможно не идеальны для исследования китайского общества, но их комплементация позволяет максимально глубоко изучить специфику общественных отношений Китая, дать ответы на некоторые фундаментальные вопросы, о роли Китая в мировой цивилизации, об уникальности его роста его экономики и причинах его распространившегося социокультурного влияния.

 

Список литературы:

  1. Булах, Е. В. Факторы социально-экономического роста зонированных территорий: сравнительный анализ китайских и российских ожиданий / Е. В. Булах, В. А. Малюшицкий, С. Ж. Дагданова // Потенциал Байкала в формировании инновационной модели социо-эколого-экономического развития регионов : Материалы международной научно-практической конференции, Улан-Удэ, 07–09 сентября 2017 года. – Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, 2017. – С. 91-94. – EDN ZTBFIB.
  2. Давыдов А. П. «Серединный путь» развития современного китайского общества (Конфуцианские истоки) // ЛИЧНОСТЬ. КУЛЬТУРА. ОБЩЕСТВО. 2019. Том XXI. Вып. 3-4 (№ 103-104)
  3. Кужелева, А. А. Исследование эволюции экономических систем в контексте формационного и цивилизационного подходов / А. А. Кужелева // Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. – 2021. – № 4. – С. 190-201. – EDN HJHTRH.
  4. Лукин А. В. Политическая система современного Китая и типология политических режимов // Сравнительная политика 2021 Т.12 №3
  5. Малявин В. В. О китайской цивилизации // Журнал «Российское китаеведение» 2022. С. 95—111
  6. Мелехин, А. В. Теория государства и права: учеб. [Текст] / А. В. Мелехин. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Маркет ДС, 2009. – 545 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.