Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 октября 2023 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Андреева Н.В. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ ФРИДРИХА НИЦШЕ И ЭВОЛЮЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(126). URL: https://sibac.info/archive/social/10(126).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ ФРИДРИХА НИЦШЕ И ЭВОЛЮЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Андреева Наталия Вадимовна

студент, кафедра биотехнологии, Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева,

РФ, г. Москва

HUMAN DEVELOPMENT IN THE PHILOSOPHY OF FRIEDRICH NIETZSCHE AND EVOLUTIONARY PSYCHOLOGY

 

Nataliia Andreeva

Student, Department of Biotechnology, Mendeleev University of Chemical Technology of Russia,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется одно из ключевых положений ницшеанской философии о пути к “сверхчеловеку”. Основное внимание сосредоточенно на утверждении Фридриха Ницше, что: «Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью».

ABSTRACT

The article analyzes one of the key provisions of Nietzschean philosophy about the path to the “superman”. The main focus is on Friedrich Nietzsche's statement that: «Man is a rope stretched between the animal and the superman - a rope over an abyss».

 

Ключевые слова: человеческое, “сверхчеловек”, ницшеанство, философия жизни, Ф. Ницше, эволюционная психология.

Keywords: human, "superman", nietzscheanism, philosophy of life, F. Nietzsche, evolutionary psychology.

 

Мыслители XIX века, оторвавшись от догматичных физических основ неживой природы, обратили своё внимание на живую природу и человека, как его часть. В дополнение к традиционным понятиям “материя”, “идея”, “Бог”, в философию приходит понятие живого, как изменяемого, развивающегося, самопознающего.

Начиная с работ Чарлза Дарвина и до современной синтетической теории эволюции, путь от обезьяны до Homo sapiens (человека разумного, думающего) вошёл в массовое сознание в качестве стереотипа. В популярных картинках - обезьяна, взявшая в руки палку, превращается в питекантропа с каменным топором, затем в кроманьонца с копьём и потом - в современного человека. Действительно, современный человек стал почти сверхсуществом. При помощи микроскопов и телескопов мы научились видеть атомы и далёкие галактики, летать на самолётах быстрее птиц, с помощью радаров и сонаров распознавать объекты в полной темноте, в морских глубинах и даже за горизонтом, средствами связи передавать слова на другую сторону планеты.

Делает ли это из человеческого существа сверхчеловека?  Исходя из рассуждений Ницше - этого мало. Необходимо создавать нечто выше себя и реализовывать смысл земного существования, превзойти всё “животное” и “человеческое” и стать сверхчеловеком. «Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью» [1, с. 4].

Начиная свой путь развития от животных, проходя через свой эволюционный путь, современный человек должен задумываться о том, что же его ждет дальше и к чему стремится его жизненная дорога. Сверхчеловек - к нему, по мнению Фридриха Ницше, стремится человек. Сверхчеловек избавлен от окружающей его лжи, не подчиняется устаревшим устоям, нормам и морали. Но в этом пути, при всех наших открытиях и возможностях мы остаёмся всего лишь людьми.

Эволюционный путь человека не слишком долгий. Большинство исследователей сходятся к мнению, что первые Homo sapiens появились на планете 150 тысяч лет назад. При этом сельское хозяйство сущствует лишь 12 тысяч лет. Первое царство, письменность, деньги – возникли всего 5 тысяч лет назад [2, с. 6]. Около 140 тысяч лет человек существовал лишь как первобытное животное, живя охотой и собирательством, и последние 10-12 тысяч лет вряд ли могли изменить его животную природу. С тех пор как человечество впервые ступило на путь, ведущий к сельскому хозяйству и цивилизации, возникло и стало расти всё больше несоответствие между нашим геномом и миром, в котором мы обитаем [3, с. 359].

Проживая в мегаполисах, каждый день в транспорте, магазинах, на работе или учёбе мы встречаемся с тысячами людей, но с кем из них мы реально коммуницируем? Сколько людей мы знаем по имени? К кому мы можем обратиться с просьбой? Откройте в телефоне свой список контактов - вы увидите лишь 30-40 человек - это ваше «первобытное племя».

Как отмечают Leda Cosmides и John Tooby в своей работе «Evolutionary psychology: A primer»: «Наш вид существовал в виде охотников и собирателей в 1000 раз дольше, чем в любом другом состоянии. Мир, который кажется нам таким привычным, мир с дорогами, школами, бакалеями, заводами, фермами и национальными государствами, существует буквально мгновение по сравнению со всей историей эволюции. Компьютерная эра лишь чуть старше среднестатистического студента колледжа, а промышленной революции исполнилось всего 200 лет. Естественный отбор - это медленный процесс, и еще сменилось недостаточное число поколений, чтобы он выработал схемы, хорошо приспособленные для нашей постиндустриальной жизни. Другими словами, в наших современных черепных коробках находится психика каменного века» [4, с. 14 -15].

Эта мысль развивается и в работе Александра Валентиновича Павлова и Валерия Терентьевича Галкина: «…в принципе не существует двух видов мышления у человечества (одного - первобытного, другого - современного), не зависимых друг от друга, сменяющих и отрицающих один другой… Создается ощущение, что в основных глубинных побуждениях современные и первобытные люди не просто похожи, они одинаковы. И мы - такие же первобытные люди, а живем мы в современном первобытном обществе. Поскольку первобытное мышление продолжает существовать и в нашем обществе, хотя и в неявном виде, постольку изучение его может носить и практический смысл: ведь это не просто некоторое явление в чистом виде, - оно расположено в глубинах подсознания человечества, и диктует его поступки как на индивидуальном, так и на коллективном уровне. Чем внимательнее мы проследим нюансы первобытного мышления, тем понятнее нам будут некоторые поступки наших современников» [5].

Несмотря на огромный прогресс всего человечества, каждый конкретный человек недалеко ушёл от первобытного животного, обитающего в небольшой стае. В человеке сохраняются животные черты, но главной целью его жизни, по мнению Ницше, должно быть стремление стать сверхчеловеком, избавленным от ложных представлений, устаревшей морали, влияний дегенеративных учений и мировоззрений и животной природы.

Так что же думал Фридрих Ницше о развитии личности конкретного человека в рамках развития всего человечества? В тексте «Так говорил Заратустра» Ницше использует аллегорию “человек-канат”, он не обращает внимание на динамику эволюции. Согласитесь, что канат, натянутый между двумя опорами, представляется предметом статичным, не предполагающим какое-то движение или изменение.

Ницше считает это положение опасным, предостерегает от страхов и остановки, говорит об опасности взглядов, брошенных назад. Немецкий философ пытается показать нам, что у человека изначально есть и задатки к развитию - становлению сверхчеловеком, и возможность деградации, назовем это так, - возвращении к своему животному началу. Таким образом философия Ницше: личность человека статична, но беспредельно велика и охватывает в качестве опор как черты животные, так и “супергеройские”.

При этом, оторвавшись от любой из опор, человек безвольно повисает над пропастью. Но при этом Ницше говорит: «У холодных душ, у мулов, у слепых и у пьяных нет того, что называю я мужеством. Лишь у того есть мужество, кто знает страх, но побеждает его, кто видит бездну, но с гордостью смотрит в нее. Кто смотрит в бездну, но глазами орла, кто хватает бездну когтями орла – лишь в том есть мужество» [1, с. 135]. Только мужественный человек может осмелиться на такой сложный путь к становлению “сверхчеловеком”.

В своих работах Ницше неоднократно обращается к личности человека. При этом он представляет человека не как существо, способное к развитию, а изначально предполагает наличие у родившегося человека одновременно и “животного”, и “сверхчеловеческого”. Смысл человеческой жизни заключается в изменении, в достижении определенных целей и результатов. Ницше представляя человека, то в качестве “каната”, то в качестве “моста”; считает возможным рассматривать конкретного человека не по месту его настоящего развития, а со всей совокупностью целей, истории, отправных точек, смыслов деятельности и существования.

Философия Фридриха Ницше рождалась в XIX веке, задолго до возникновения эволюционной психологии. Тем не менее в положениях ницшеанской философии заложено понимание конфликтного несоответствия животной природы человека и окружающего его «суперчеловеческого» социального мира.

 

Список литературы:

  1. Ницше Ф. Так говорил Заратустра, 1883. - 156 с.
  2. Харари Ю.Н. Sapiens. Краткая история человечества. М.: Синдбад, 2021. - 520 с.
  3. Палмер Д., Палмер Л. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo Sapiens. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 384 с.
  4. Cosmides L., Tooby J. Evolutionary Psychology: A Primer, 1997. - 33 с.
  5. Павлов А. В., Галкин В. Т. Современная первобытность. Тюмень: ТОГИРРО, 1999. - 133 с. [электронный ресурс] URL: https://lib.sibnet.ru/get/book/3097 (дата обращения: 15.10.2023).
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.