Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 15 июня 2023 г.)

Наука: Социология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Колесникова Н.И. ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ ЦЕННОСТЕЙ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(123). URL: https://sibac.info/archive/social/6(123).pdf (дата обращения: 28.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ ЦЕННОСТЕЙ

Колесникова Надежда Ивановна

студент, кафедра социологии и организации работы с молодежью, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,

РФ, г. Белгород

PATRIOTIC VALUES OF YOUTH IN THE CONTEXT OF THE THEORY OF VALUES

 

Nadezhda Kolesnikova

Student, Department of Sociology and Organization of Work with Youth, Belgorod State University,

Russia, Belgorod

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье кратко излагается история изучения ценностей как научной категории, сквозь призму которой рассматриваются патриотические ценности молодёжи как специфичной социально-демографической группы, а также структура патриотических ценностей.

ABSTRACT

This article briefly describes the history of the study of values as a scientific category, through the prism of which the patriotic values of youth as a specific socio-demographic group, as well as the structure of patriotic values, are considered.

 

Ключевые слова: молодежь; теория ценностей; патриотические ценности; патриотизм.

Keywords: youth; theory of values; patriotic values, patriotism.

 

Изучение патриотических ценностей тесно связано с вопросом ценностей в целом. Довольно длительное время они не представляли собой отдельную научную категорию и, следовательно, их целенаправленное исследование не проводилось, и разработка данной проблематики не осуществлялась в необходимом объеме и направлении.

Вопрос ценностей как таковых первоначально разрабатывался в философской науке еще в работах И. Канта. В его интерпретации с ценностями неразрывно связано понятие целей, по отношению к которым они и находятся в определенной зависимости по своему существованию, т.е. в целом не могут воспроизводиться вне этого контекста и этой связи, а значит, предположительно, находятся в некоторой подчиненности у целей. Однако, ценности обладают степенью индивидуальной значимости – их существование само по себе представляет цель. Более детальное и действительное развитие ценности получают в трудах Р.Г. Лотце. Продолжая озвученную И. Кантом мысль о целях-ценностях, он отмечает, что неизбежно в процессе взаимодействия людей цели принимают субъективный характер, поскольку, как известно, человек в силу ограничений не может быть объективным, особенно в сфере множественных социальных коммуникаций. И понятие ценностей он выносит в область объективно существующего, надприродного. Все это включается в определенную систему должного. Исторически первым поднимается вопрос о ценностях в рамках социологического дискурса французским классиком Э. Дюркгеймом. Согласно своему общему методологическому подходу социальных фактов, превратившихся сейчас в операциональную категорию социологических исследований, ценности – часть объективной реальности, в определенном смысле составляющие многих явлений, присутствующих в общественном мире – религия, мораль, право и т.д. (правомерно предположить, что и патриотизма в частности). По М. Веберу, ценности – это одновременно мотив определенного социального действия и некоторая норма для всех обозначенных им видов действий индивидов. В. Дильтеем были продолжены некоторые попытки формализации понятия «ценности» с позиции инструментальной категории. Для него это нечто (а значит, довольно широкая абстрактная сводка материальных и нематериальных вещей), позволяющее индивидам получить чувство удовлетворения.

По Ф. Знанецкому и У. Томасу, ценности представляют собой продукт взаимодействия людей, а потому они имеют эти свойства изменчивости, разрушения и замещения другими во времени (уход старых и появление новых, т.н. исторический цикл). Пожалуй, наиболее системным и масштабным содержание ценностей видится у Т. Парсонса. Согласно его теоретическим конструктам, ценности носят функциональное значение по отношению к сохранению и воспроизводству образца. У него ценности в конечном счёте приобретают характер фундаментальной части общего механизма функционирования социальных систем. Ценности как способствуют образованию единого образца, так и создают их различные виды и формы. М. Рокич предлагает точку зрения, согласно которой ценность представляет собой один из видов убеждения об определенных избранных способах поведения, которые являются предпочтительными.

С точки зрения П.А. Сорокина, ценностей составляют культуру (а точнее, определенный их набор) и систему, в которой производятся все взаимодействия индивидов и общества, она же конструирует и смысловые значения, придаваемые в жизнедеятельности.

В целом можно сказать, что патриотические ценности – это «выработанные общественным сознанием и признанные человеком положительно значимые представления о Родине, национальных интересах, общественных идеалах, воплощенные в его жизнедеятельности, выражающиеся в эмоциональном отношении к Отчизне, культуре родной земли» [1, с. 18].

Таким образом, в патриотические ценности можно включить:

1) определенные общественные идеалы, сформированные массовым сознанием;

2) некоторое специфическое отношение к личности (ценностное), обществу, государству;

3) личностная (в то же время массовая) потребность в соответствующих возвышенных культурных и нравственных ценностях и их развитии в будущем;

4) исполнение общепринятых социальных обязательств, выполнение государственного и воинского долга подходящей частью населения с учетом их интересов, внутренних потребностей и способностей в своей сфере деятельности (добросовестное отношение к работе и т.д.);

5) уважение к действующему законодательству, нормам избранного общества;

6) позитивное отношение к работе и труду в целом, потребность в нем на благо страны;

7) некоторый нравственный и социально-политический принцип, которые представляют собой косвенное выражение и свидетельство испытываемых по отношению к Родине чувств (положительных).

В компонентную структуру патриотических ценностей входит множество элементов, содержание которых состоит в следующих положениях:

1) личностные понятия (индивидуальные концепты), включающие в себя обязательное наличие рациональной (в меру мышления), логической, понятийной почвы, проявляющейся в целом во внутренней картине некоторого патриотического идеала;

2) степень патриотической активности, имеющей воплощение в совершении определенных действий и участии в соответствующих организациях, которая способствует укреплению социальной солидарности и сплоченности в обществе;

3) патриотические отношения, в состав которых входит эмоциональное отношение к Родине, культуре своего общества, соблюдающее поддерживаемые традиции, уважение к родному языку, чувство гордости за определенные достижения (наука, культура, спорт), стремление к грамотной речи и письму;

4) патриотические символы, несущие иррациональный смысл как некоторый бессознательный культурный образец.

 

Список литературы:

  1. Джангазиева А.С., Палаткина Г.В., Шаронов А.А. Сущность и структура патриотических ценностей подростков // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. — 2019. — №64. — С. 14-19.
  2. Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения // Социологические исследования. — 1991. — № 2.
  3. Рокич М. Природа человеческих ценностей / М. Рокич // Свободная пресса. — 1973 — №5. — С. 20-28.
  4. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.  — 1992. — 543 с.
  5. Томас У. Методологические заметки // Америк. соц. мысль / под ред. В.И. Добренькова. М. — 1994. — С. 335–337.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.