Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 20 декабря 2021 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Казымбетов А. ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ ЗАПАДНИЧЕСТВА 30-50 ГОДОВ XIX ВЕКА В НАШИ ДНИ (А.И.ГЕРЦЕН, В.Г.БЕЛИНСКИЙ, И.С.ТУРГЕНЕВ, Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКИЙ) // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(106). URL: https://sibac.info/archive/social/12(106).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ ЗАПАДНИЧЕСТВА 30-50 ГОДОВ XIX ВЕКА В НАШИ ДНИ (А.И.ГЕРЦЕН, В.Г.БЕЛИНСКИЙ, И.С.ТУРГЕНЕВ, Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКИЙ)

Казымбетов Акназар

магистрант; Физтех-школа электроники, фотоники и молекулярной физики, Московский физико-технический институт,

РФ, г. Долгопрудный

Куракина Ольга Даниловна

научный руководитель,

д-р филос. наук, проф., Департамент социально-политических наук, Московский физико-технический институт,

РФ, г. Долгопрудный

Тема нашего исследования была нами выбрана не случайно. Изучая произведения русских классиков, меня глубоко заинтересовал роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» Мне пришла мысль написать работу о непростой жизни простого народа XIX века, для которого каждый новый день это борьба за существование; подробно рассмотреть теорию разумного эгоизма; предложить собственное понимание и практическое применение данной теории.

Особенностью нашей работы является то, что основные выводы по философским воззрениям Герцена, Белинского, Тургенева и Чернышевского были сделаны на основе произведений «Былое и думы», «Концы и начала», «Дмитрий Калинин», «Литературные мечтания», «Письмо к Гоголю, 3 июля, 1847», «Отцы и дети», «Дневник лишнего человека», «Что делать?».

Первую половину XIX века можно охарактеризовать как переломный момент в истории России. Происходит столкновение сложных и в то же время крайне противоречивых явлений: укрепление абсолютной монархии и усиление крепостничества, с одной стороны; развитие философии и литературы, рост национального самосознания, - с другой. В это время зарождаются различные философские мировоззрения, оказавшие большое влияние на развитие общественно-политической мысли. Среди них славянофильство и западничество.

Яркими представителями западничества были А.И. Герцен, В.Г. Белинский, И.С. Тургенев, Н.Г. Чернышевский. На формирование их взглядов повлияли как внешние, так и внутренние факторы. К первым относятся: бурное развитие капиталистических отношений на Западе, освободительная борьба в Италии и буржуазно-демократическая революция во Франции. Ко вторым - тяжелое положение крестьян, отсутствие возможности свободно выражать свои мысли.

Поддерживая политические свободы и экономические реформы на Западе, идеологи западничества одновременно изобличали некоторые явления, которые были характерны европейскому обществу, ступившему на путь капитализма. И, прежде всего, отмечали духовный кризис, охвативший всю Европу в середине столетия, и который Герцен описал, как мещанство: «…мещанство окончательная форма западной цивилизации, ее совершеннолетие – etat adulte; им замыкается длинный ряд его сновидений, оканчивается эпопея роста, роман юности…» [2, с. 128]. Тем не менее, он считал, что Европа нужна как идеал, как упрек, как благой пример и если она не такая, ее нужно выдумать.

Несмотря на ошибочность некоторых суждений Герцена, нельзя не оценить его вклад в развитие социал-демократических идей. В чем это выражалось? По мнению Герцена, необходимым условием для успешного продвижения России в число передовых стран мира является уничтожение феодально-крепостнической системы.

Среди достижений западников можно выделить то, что они сумели правильно оценить социально-экономическое и политическое положение России в первой половине XIX века, обозначить основные аспекты мировоззрения, направленные на выход страны из кризиса. При этом, как истинные патриоты Родины, Герцен, Белинский, Тургенев, Чернышевский, считали, что у России большое будущее, отмечая ее богатое духовное наследие, многовековую историю.

Вопрос о том, каким путем следовать России дальше, актуален и в наши дни. Мы считаем, при выборе той или иной экономической модели должны учитываться предыдущий опыт развития, национальные и культурные особенности, желание и готовность жить в стабильном и процветающем обществе. Иначе не избежать социальных потрясений. Наиболее видные представители западничества это понимали, отказываясь слепо копировать западный образ жизни и отстаивая идею самобытного пути исторического развития. Россия, по их мнению, не просто имеет все условия для саморазвития, но и обладает огромными преимуществами перед увядающей Европой.

Выделяя сильные стороны российской действительности, западники не переставали критиковать власти, виновные в тяжелом положении крестьян. Так полагал, к примеру, Белинский, которого волновали проблемы социального неравенства и помещичьего произвола.

В произведении «Дмитрий Калинин» Белинскому достаточно точно и ярко удалось отразить подлинную картину той эпохи, в которой люди проявляют заботу только о собственном благополучии. Главный герой Дмитрий беспощадно изобличает царившие в России беззаконие и самоуправство: «Неужели эти люди для того только родятся на свет, чтобы служить прихотям таких же людей, как и они сами… Кто дал это губительное право одним людям порабощать своей власти волю других, подобных им существ, отнимать у них священное сокровище – свободу?» [1, с. 603] Мы думаем, при других обстоятельствах Дмитрий мог бы стать революционером, для этого у него есть все задатки: он хорошо образован, не выносит несправедливости, крайне категоричен в своих убеждениях. Тем не менее, не сумев противостоять оказываемому на него давлению, Дмитрий Калинин погибает, так и не распознав своего предназначения в жизни.

После прочтения книги «Дмитрий Калинин» я начал задумываться над тем, что жизнь скоротечна и молодость — это не подарок судьбы, а скорее испытание, которое надо пройти с честью и достоинством.

В отличие от Герцена, Белинского и Чернышевского, Тургенев придерживался больше либеральных взглядов. В своих произведениях он показывает помещиков беспомощными и нерадивыми хозяевами. Одновременно с этим, как мы видим, Тургенев описывает помещиков мягкими и доверчивыми, которых легко может провести какой-нибудь проходимец.

В произведении «Отцы и дети» Тургенев в качестве примера приводит братьев Кирсановых, задумавших осуществить преобразования в деревне. Как можно их охарактеризовать? Это хорошо образованные помещики, готовые применять научно-технические достижения в хозяйстве, задумывающиеся о судьбе крестьян, но в целом инертные и безынициативные.

Также в романе присутствуют другие герои (Базаров), поведение и мироощущение которых, не соответствует принятым в обществе установкам. Это представители разночинной русской интеллигенции, родившиеся в другое время, имеющие иные взгляды и убеждения (нигилизм), прекрасно образованные, целеустремленные, готовые пожертвовать жизнью ради идеалов. Базаров не воспринимает образ жизни Кирсановых, считая их бесполезными и ненужными: «…вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая же от этого польза для bien public? Вы бы не уважали себя и то же бы делали?» [3, с. 67]. Но таких как Базаров не много и потому они не поняты и не приняты обществом.

Заслуга Тургенева заключается в том, что он впервые в литературе раскрыл новый образ человека, который обозначил как «лишний человек». Главный герой философского произведения «Дневник лишнего человека» Чулкатурин предстаёт перед нами, как неуверенный и не приспособленный к жизни человек: «Я был совершенно лишним человеком на сем свете, пожалуй, совершенно лишней птицей. Я был мнителен, застенчив, раздражителен, как все больные; при том, вероятно по причине излишнего самолюбия или вообще вследствие неудачного устройства моей особы» [4, с. 144].

Особое внимание, по нашему мнению, заслуживает другой яркий представитель западничества – Чернышевский, человек, посвятивший свою жизнь служению народу. Как считал известный политический деятель А.В. Луначарский, в определённые исторические периоды рождаются «критически мыслящие личности», готовые разрушить старые морально-этические нормы и создать новые, построенные на принципах справедливости. И таким, на наш взгляд, был Чернышевский. При знакомстве с биографией великого русского мыслителя, чтении романа «Что делать?», мы обратили внимание, на то, что Чернышевский всегда следовал своим убеждениям, не лукавя и не заигрывая с властью. Его герой Рахметов словно воспроизводит политический путь самого Чернышевского.

В произведении «Что делать?» Чернышевский раскрывает новый образ героя шестидесятых годов XIX столетия – революционера, сторонника передовых взглядов, непримиримого борца за свободу и справедливость.

В работе «Что делать?» нас больше всего заинтересовала теория разумного эгоизма. Лопухов, Кирсанов и Вера Павловна – это новые люди, которые в первую очередь думают о благополучии близких. Так в чем же здесь проявляется теория разумного эгоизма? Только счастливые люди способны построить общество, где каждый будет чувствовать себя частью единого целого, где не будет вражды и злобы.

Мы полагаем, что основные принципы теории разумного эгоизма могут быть реализованы в современном российском обществе, что в свою очередь будет способствовать укреплению единства и согласия. В этом случае большое значение будет иметь готовность предпринимателей проявлять озабоченность не только о личном, но и национальном богатстве.

Приведем в качестве примера швейную мастерскую Веры Павловны, напоминающую трудовую коммуну Роберта Оуэна: распределение прибыли производилось поровну; с целью ликвидации безграмотности работницы обучались письму и чтению; особое внимание уделялось близким работниц. Кроме того, все девушки обладали высоким уровнем квалификации, чувством ответственности и сплоченности. Все это в итоге благоприятствовало успеху и процветанию нового дела.

Большое значение Чернышевский придавал воспитанию, считая, что человек не родится злодеем и негодяем, а делается им от недостатка нравственного воспитания и бедности. В роли отрицательного героя перед нами предстает мать Веры Павловны, которая, пренебрегая счастьем своей дочери, хочет выдать ее замуж за богатого, но не любимого человека. Для Марьи Алексеевны главное в браке не любовь, а расчет. Пережив в молодости лишения и унижения, она толкает к краю пропасти свою дочь. Можно ли оправдать такое поведение Марьи Алексеевны? Однозначно нет.

Западничество имело как слабые, так и сильные стороны. Как считает большинство исследователей, западники не видели процессов разложения помещичьего хозяйства, преувеличивали роль русской крестьянской общины, выступали за социалистическую революцию, минуя буржуазный строй (и в этом они были социалистами-утопистами), не признавали роль в истории российского общества религии (трудно в данном случае выразить однозначную позицию в отношении Тургенева). К сильным сторонам следует отнести: влияние на современную российскую литературу, формирование революционно-демократической идеологии и мировоззрения личности; выражение и отстаивание интересов простого народа; предложения по развитию сильного российского государства, основу которого будет составлять просвещенный народ, развитие науки и техники.

Со второй половины XIX века западничество уходит с политической сцены, так как выполнило основные свои задачи: отмена крепостного права и проведение социально-экономических реформ (следует отметить половинчатость реформ).

Герцен, Белинский, Тургенев, Чернышевский являются основоположниками различных направлений в философии и литературе, литературного жанра. Многие писатели XX века прибегали к литературным приемам, используемым великими русскими классиками.

Произведения «Дмитрий Калинин», «Отцы и дети», «Дневник лишнего человека», «Что делать?» учат доброте и состраданию. Огромная сила духа, высокая степень ответственности, преданность своему делу – вот качества, которые отличают Базарова, Рахметова, Лопухова, Веру Павловну, Кирсанова и могут служить примером для подрастающего поколения.

Мы считаем, следует больше пропагандировать произведения русских классиков. Возможно тогда молодежь будет стремиться подражать не иностранным, а национальным героям.

Сегодня в России происходят процессы формирования сильного независимого государства. Но, как и в XIX веке, перед обществом стоят важные задачи, от решения которых зависит будущее страны.

Заслуга русских просветителей XIX века заключается в том, что они сумели правдиво отразить в своих произведениях происходящие в российском обществе явления и процессы, акцентируя внимание на преимуществах, недостатках и перспективах развития. Тому же принципу в последующем старались следовать писатели XX века.

Несомненно, западники сыграли большую роль в развитии общественной мысли России в первой половине XIX века. Их вклад в становление независимого российского государства еще требует своего изучения.

 

Список литературы:

  1. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. В 9 томах. Т.1. - М.: Художественная литература, 1976.
  2. Герцен А.И. Собрание сочинений в 8 томах. Т.8. - М.: Правда, 1975.
  3. Тургенев И.С. Отцы и дети. - М.: АСТ, 2020.
  4. Тургенев И.С. Собрание сочинений. В 10 томах. Т.5. - М.: Художественная литература, 1961.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.